"Что такое экологический проект"
консультация
консультация для воспитателей "что такое экологический проект"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для воспитателей"Что такое экологический проект" | 29.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Сравнительно новой формой работы с дошкольниками являются экологические проекты, в рамках которых дети и взрослые проводят исследовательскую работу. Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. А так же делает образовательную систему МБДОУ открытой для активного участия родителей. В переводе с греческого проект - это путь исследования.
Проект - это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей. Экологические проекты - одна из наиболее перспективных и актуальных форм работы современного педагога с детьми! Цель проектов - создать условия для подготовки детей к обучению основам экологии, сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, исследовательскую, творческую (художественно-эстетическую), коммуникативную.
Задачи: 1. Формирование основ общей экологической культуры ребенка.
Создание базы знаний об окружающем мире, развитие которой продолжится в начальной школе.
По продолжительности экологические проекты разделяются на:
Краткосрочные – период их реализации может длиться от трех дней до недели. Среднесрочные – рассчитанные на срок от одного месяца до трех. Долгосрочные – укладывающиеся по продолжительности в один учебный год. Более длительные проекты для детей дошкольного возраста планировать нецелесообразно! С воспитанниками младших групп можно реализовать лишь краткосрочные проекты, которые решают задачу, доступную для их уровня понимания. Наиболее эффективно работают проектные исследования с воспитанниками старших групп. Экологический проект: обязательно предполагает проведение исследования и требует активного вовлечения всех участников в его процесс.
Основные методы реализации экологического проекта в детском саду: Наблюдение
Эксперимент
Способы обобщение и оформление результатов исследований : Тематические рисунки.
Составление рассказов.
Подбор загадок, пословиц и поговорок по тематике
Составление коллажей (накладывание друг на друга).
Составление мини-книжки.
Участвуют в инсценировках, праздниках.
Составление фото-отчета (с помощью родителей) .
Типы проектов:
исследовательский проект (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, например, «Дерево», «Птицы нашего края» «Мири воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье» и др.);
информационно - практико-ориентированный (дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи, «Праздник у ворот» и др.);
творческий (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя», «Цветы в вазе», «Сказки наоборот», «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Любим сказки», «Мир природы», «Рябины России» и др.);
игровой (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы, например, сюжетно-ролевая игра «Колобок и его друзья», «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Сказки о любви» и др.).
Алгоритм проектной деятельности с дошкольниками: Для того чтобы подобная деятельность была результативной, педагог должен выстроить четкую последовательность действий.
1- этап. Выбор темы проекта, его типа.
2- этап. Продумывается проблема, которой будут заниматься под руководством воспитателя юные исследователи. Для того чтобы дошкольники заинтересовались темой проекта, она должна быть им понятна. Не стоит придумывать сложные научные исследования для 5-6-летних детей.
3- этап. Постановка цели.
4- этап. Выделяются задачи.
5- этап. Подбор методов проведения обследования.
6- этап. Поиск информации, связанной с темой проекта. На данном этапе вместе с родителями, педагогом, представителями других организаций, ребята получают теоретические знания по своему проекту.
7- этап. Разрабатывается план, где прописываются последовательность исследовательских событий и обсуждение их результатов. Полученные знания постепенно накапливаются и систематизируются, на их основе составляется схема. Именно она станет основой всей последующей работы маленьких исследователей.
8- этап. Практическая деятельность. Ребятам предлагаются эксперименты, сделать которые они могут и в детском саду, и дома.
9-этап. Оформление проекта. На данном этапе основная нагрузка ложится на плечи родителей и воспитателя. Все исследования отражаются наглядно: в рисунках, поделках, чтении и обсуждении тематических рассказов, составлении рассказов и размещении их в стенгазете или иной форме. Вместе с детьми взрослые готовят презентацию в виде игры, творческого представления, компьютерной презентации.
10- этап. Все результаты, которых удалось добиться по мере выполнения проекта, представляют на открытом мероприятии, например, Празднике Лета, или Дне птиц.
Какие экологические проекты можно реализовать в детском саду? С детьм и младшего возраста, возможно, организовать проекты «Вода - водичка», «Волшебное семечко», «Наши деревья», «Ребятки с грядки». «Лаборатория неживой природы», «Любимые игрушки», «Азбука здоровья». Малыши могут наблюдать и участвовать в проведении опытов с водой, песком, травой, семенами и плодами растений. При изучении свойств воды, можно поставить опыт «Растворение сладких и соленых веществ». Семена высаживаются в горшки и проращиваются. Результаты опытов, которые производятся в проекте, проговариваются с детьми на занятиях и отражаются в продуктивной деятельности. Дети средней группы могут принять участие в проектах: «Маленькие огородники», «Наши младшие друзья». « Птицы наши друзья»- дети наблюдают за птицами, развешивают кормушки, скворечники. Здесь проводятся наблюдения за домашними животными, и организуются эксперименты с растениями. Проект «Мир воды» При реализации этого краткосрочного проекта дети не просто приобщаются к самому важному на Земле веществу, но и учатся бережному отношению к водным ресурсам. Воспитатель рассказывает своим малышам о том, что они на 90 процентов состоят из воды. Чтобы привлечь внимание дошкольников к теме проекта, он может рассказать им сказку о капельке, которая во время своего путешествия превращалась то в пар, то в лед, то снова в капельку. Так ребята познакомятся с агрегатными состояниями воды, круговоротом ее в природе. Есть в данном проекте и практическая часть. Малыши учатся «превращать» воду в лед, воспользовавшись холодильниками. Эстетические навыки также предполагаются в данной деятельности. Вооружившись обычными листами белой бумаги и ножницами, юные дизайнеры создают необычные по форме и размерам снежинки. К готовым изделиям вместе с воспитателем ребята прикрепляют нитки, и такие самодельные украшения используются для новогодних елок. Проект «Мир воды» предполагает привлечение музыкального работника МБДОУ. Он знакомит ребят с песнями, в которых упоминается вода, снег, лед. Результатом такого сотрудничества станет разучивание песни о воде, снеге, дожде. Выбирают песенку все вместе: воспитатель, музыкальный работник, дети. Дети старшей и подготовительной групп – проекты: «Мастерская природы» позволяет узнать, как ветки, спилы, семена, листья растений можно использовать для декорирования бытовых предметов. В проекте «Растение – доктор» дети учатся распознавать лекарственные растения и узнают об их целебных качествах. Проект «Метеобюро по народным приметам» позволяет изучить погодные явления и научиться их предсказывать по подсказкам природы. Проект «Коровье молоко и его целебные свойства» позволяет узнать этапы появления молока, какую пользу молоко приносит организму человека, и узнать многие интересные факты о коровах. Проекты: «Природа вокруг нас», « Люблю березу русскую », «Волшебница – вода», «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года», «Познай себя», «Подводный мир», «Весёлая астрономия», «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»; Темы краткосрочных проектов в подготовительной группе могут быть связаны с домашними животными. К примеру, воспитатель знакомит детей с образом собаки в произведениях русских писателей и поэтов, художников и кинематографистов. После того как теоретическая часть проекта будет представлена, дошкольники получают задание по группам. Одной команде предлагается изобразить домашнего питомца, второй – написать сказку, третьей – придумать загадки, связанные с собакой. На завершающем этапе проекта каждая группа представляет результат своей деятельности, конечным итогом занятия становится создание полной картины о лучшем друге человека. Такие краткосрочные проекты в подготовительной группе направлены на художественноэстетическое развитие подрастающего поколения.
СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РАБОТЕ НАД ПРОЕКТОМ:
- Глубоко изучить тематику проекта.
- При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
- Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
- Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
- Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.
- Тактично рассматривать все предложенные детьми вари анты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
- В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
- Развивать творческое воображение и фантазию детей.
- Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
- Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
12. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, шоу, театрализованного действа и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Такие разные деревья"
Представленный образовательный проект поможет сформировать у детей представление о деревьях; научит сравнивать и обобщать. У детей будет развиваться познавательный интерес ко всему живому. Они будут с...
Экологический проект "Такое маленькое семечко"
Познавательно - исследовательский экологический проект для детей подготовительной группы...
Творческий образовательный экологический проект "Кто такие насекомые?"
На нашей планете живет два миллиона видов насекомых. Это больше , чем всех остальных животных и растений ,вместе взятых. Насекомые оби...
Краткосрочный экологический проект "Такие разные рыбы"
Тип проекта: познавательно-игровой;Продолжительность проекта: 7 дней (12.03-18.03.2018);Участники проекта: воспитатели, дети, родители группы компенсирующей направленности «...
Экологический проект с детьми подготовительной группы "Такая разная капуста"
Как выяснилось, не все ребята любят употреблять в пищу капусту. Поэтому было решено узнать о капусте как можно больше....
Экологический проект «Такие разные грибы»
Актуальность проекта:Осенняя пора - время ярких листьев, дождей и грибов. Забайкальскийкрай богат и разнообразен по растительному миру. Грибы появляются спервыми лучами теплого весеннего солнца. В лес...
Экологический проект "Такие разные комнатные растения"
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к комнатным растениям...