Творческий образовательный экологический проект "Кто такие насекомые?"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
На нашей планете живет два миллиона видов насекомых.
Это больше , чем всех остальных животных и растений ,вместе взятых.
Насекомые обитают в почве , на земле, в воде, в воздухе- везде:
от холодных полярных льдов до жарких стран.
И каждое насекомое чем-то удивительно!
Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nasekomye.docx | 70.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа №1056
(дошкольное отделение №4 )
Творческий образовательный проект на тему:
«Кто такие насекомые?»
Автор проекта : Бубырева Вера Владимировна ГБОУ Школа 1056 Дошкольное отделение №4 город Москва 2016г
Этапы реализации проекта
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
1.Этап Организационный | 1. Определяет цели и задачи . 2. Сбор и систематизация информации 3. Оформление книжного уголка : подбор книг, картинок и иллюстраций. 4. Создание презентации « Кто такие насекомые?» 5.Создание выставки насекомых . 6. Создание книги- альбома «Кто такие насекомые» | 1. Принимают цели и задачи , предложенные воспитателем; 2. Просмотор и обсуждение презентации; 3. Рассматривание иллюстраций , картинок с изображением различных видов насекомых. | 1. Принимают задачи. 2. Оказывают помощь в сборе материала. |
2. Этап практическая деятельность по решению проблем. | 1. Проведение бесед с детьми на тему: «Кто такие насекомые?» 2. Чтение худ. литературы , сказок , пословиц, загадок, стихов, народных примет. 3. Проведение музыкального досуга: « Пчелки- дружные подружки». 4. Продуктивная деятельность детей: Аппликация: « Бабочки» и « Пчелки»; Лепка « Муравей» и « Божия коровка»; Рисование « Раскрась какое хочешь насекомое» | 1. Творческая деятельность детей: придумывание рассказа о насекомом, заучивание стихов и разгадывание загадок; 2. Художественное творчество : создание рисунков , аппликаций ,лепка и других творческих работ на тему : «Насекомые». 3. Физкультурная деятельность : участие в физкультурном. развлечение « На поляне», в утренней гимнастике, в подвижных играх. 4. Участие в музыкальном досуге « Пчелки –дружные подружки» | 1.Совместная деятельность детей и родителей по подбору картинок и иллюстраций на тему «Насекомые» 2. Оформления листа из книги-альбома « Кто такие насекомые?» 3. Создание насекомого для выставки. « Кто такие насекомые?»
|
3. этап Анализ проектной деятельности и оценка результатов. | Анализирует деятельность детей и соотносит полученный результат с поставленными задачами . | ||
4. этап Презентация проекта. | 1. Оказывает помощь детям и делает Книгу – альбом « Кто такие насекомые?» 2.Оформление выставки продуктивной деятельности на тему : Кто такие насекомые» | .1. Участие в создание книги- альбома « Кто такие насекомые?». 2. Участие в создание выставки : « Кто такие насекомые?». |
Актуальность:
На нашей планете живет два миллиона видов насекомых.
Это больше , чем всех остальных животных и растений ,вместе взятых.
Насекомые обитают в почве , на земле, в воде, в воздухе- везде:
от холодных полярных льдов до жарких стран.
И каждое насекомое чем-то удивительно!
Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Проблема проекта:
Во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной.
Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие – испугались.
Были и такие ребята , которые предложили уничтожить насекомых.
Мнения разделились, В ходе беседы выяснилось,
что знания дошкольников о насекомых с формированы не полностью.
Таким образом , возникла проблема: «Кто такие насекомые?»,
« Нужны ли насекомые ?» , « Чем питаются насекомые?» ,
« Нужны ли насекомые?» ,
« Чем питаются насекомые» , «Где живут насекомые среда обитания?»,
« Пользу или вред они приносят?».
Цели проекта:
- Уточнить и закрепить знания детей о насекомых , их разнообразии,
отличительных признаках , питании , передвижении , среде обитание.
-Развивать фразовую речь.
- Пополнять и активизировать словарный запас слов у детей по теме.
- Формировать и заложить основы экологического восприятия.
- Создание условий для развития познавательных и творческих
способностей
детей в процессе реализации образовательного проекта
« Кто такие насекомые?»
- Вызывать у детей удовольствие от общения с природой.
-Воспитывать у детей бережное отношение с насекомыми в природе.
- Воспитание социально значимых личностных качеств посредством
знакомства с насекомыми.
-Разучивание стихов о насекомых.
-Пальчиковая гимнастика « Жук, стрекоза, осы».
- Загадывание загадок.
-Прослушивание аудиозаписи Н Римского-Корсакова «Полет шмеля»,
А .Чайковского « Вальс цветов».
- Чтение художественной литературы:
А Бианки «Как муравей домой спешил », Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»,
Г. Глушнёв « Кузнечик и кузнечики», « Майский жук».
К Чуковский «Муха- Цокотуха», К.Ушинскмй « Пчёлки на разведках».
-Просмотр мультфильмов : « Муха –Цокотуха» , « Дюймовочка»,
« Под грибом».
Сотрудничество с родителями:
- Консультации:
« Как привить любовь к природе», « Первая помощь при
укусах насекомых».
- Родители придумывают вместе с ребёнком рассказ о насекомом.
помогают оформить его рисунками или картинками на лист
от книги – альбома.
- Родители вместе с ребенком делают поделку « Насекомого» для выставки.
Взаимодействие со специалистами:
- Музыкальный досуг « Пчёлки - добрые подружки».
- Физкультурное развлечение « На поляне».
Продукт проектной деятельности:
Рассказ о каком-либо насекомом по рисункам или картинкам ,
подвижные игры , дидактические игры , сюжетно-ролевые игры,
Аппликация « Бабочка» , «Пчелки»; Лепка « Муравей» , « Божия коровка»;
Выставка поделок « Насекомые»; Книга-альбом « Кто такие насекомые?»
Методы ,используемые в проекте :
Наблюдение , объяснение , Презентация . экспериментирование ,
Беседа, наглядный показ, словесный, практический , рассказ, заучивание.
Срок проведения проекта:
Краткосрочный - 3 недели.
Участники проекта :
Дети группы №4 ;
Воспитатель : Бубырева Вера Владимировна ;
Инструктор по физкультуре : Шабурина Анастасия Владимировна ;
Музыкальный руководитель : Лехнер Наталья Ивановна ;
Родители воспитанников группы №4 .
Приложение №1
Рассказ Воспитателя
Удивительный мир насекомых
На нашей планете живет два миллиона видов насекомых. Это больше,
чем всех остальных животных и растений, вместе взятых.
Насекомые обитают в почве, на земле, в воде, в воздухе - везде: от
холодных полярных льдов до жарких стран.
И каждое насекомое чем-то удивительно!
Вот комар. А известно ли вам, что кусаются только самки комара?
Они хоботком, словно шприцем, протыкают кожу и высасывают кровь.
А вот комар-самец питается соком растений и сладким нектаром.
Пчела – очень трудолюбивое насекомое. Чтобы собрать нектар, одна
пчела за день посещает почти 7 тысяч цветков. Осы строят свои гнезда
из «бумаги» собственного производства. Сначала они соскабливают
своими челюстями крошечные кусочки с дерева, потом пережевывают
их и смешивают со своей слюной. Из комочков, которые у них получаются,
осы делают тонкие полоски настоящей бумаги и строят из них домик.
На такой бумаге даже писать можно! Глаза мухи смотрят сразу в несколько
сторон. А еще муха – «акробатка»! Она способна ходить вверх ногами,
потому что у нее на лапках есть клейкие подушечки. Глаза стрекозы
занимают почти всю голову. При этом каждый глаз состоит из огромного
количества глазков, каждый из которых дает самостоятельное изображение.
Стрекоза удивительна и своей силой: она способна поднять вес в 10 раз
больше собственного. Кузнечик может прыгнуть на расстояние, в 20 раз
превышающее длину его тела. А если он выпустит крылья, то улетит ещё
дальше. Бабочки, пожалуй, одни из самых красивых существ на Земле!
Они похожи на ожившие цветы. Бабочки, как в настоящей сказке, проходят
полное превращение от прожорливой гусеницы до яркой красавицы.
В настоящее время большое число этих прекрасных существ занесено
в Красную книгу. Немало им повредили люди, желающие иметь дома
коллекцию бабочек. Но ни одна коллекция не принесет такой радости,
какую дают бабочки, порхающие солнечным днем на лугу, в лесу.
Берегите красоту! Научитесь любоваться и наблюдать за бабочками
в живой природе.
Шмели, как и пчелы, большие труженики. Каждый шмель за день делает
до30 вылетов за сбором нектара. В отличие от пчел шмелей не пугает
плохая погода. Они могут трудиться и в мелкий дождик, и даже в грозу.
А летает шмель со скоростью 60 км/час
(с такой скоростью едет автомобиль!).
Муравьи живут большой дружной семьей. У каждого из них
есть свои обязанности. Одни строят муравейник, другие запасают пищу,
третьи стоят на защите муравейника. Муравьи – настоящие силачи.
Они способны тащить ношу, которая весит в 52 раза больше
их собственного веса. Муравьи – наши друзья. Они уничтожают миллионы
вредителей и этим спасают леса. Вот почему там, где, как сторожевые
башни, высятся муравейники, лес здоровый и чистый!
Приложение №2
Консультация для родителей
"Первая помощь при укусах насекомых"
Пчёлы и осы составляют обширную группу отряда перепончатокрылых.
Контакты детей с пчёлами и осами происходят чаще, чем с другими
ядовитыми животными. При поражении острое оружие с силой вонзается
в кожу, и токсин проникает в кровь пострадавшего. Уколы наносят только
самки. Единичные укусы пчёл здоровые люди переносят легко. Они, как
правило, вызывают местную реакцию. Кожа краснеет, появляется
припухлость, ощущается сильная болезненность, жжение, зуд. Однако,
сильную токсическую реакцию вызывают даже одиночные укусы в голову,
кровеносный сосуд, в полость рта. При этом появляются головокружение,
головная боль, тошнота, слабость. Иногда отмечается рвота, повышение
температуры тела, обморок. Есть дети особо чувствительные к яду
перепончатокрылых насекомых. Помимо обычных реакций, у них при
повторном укусе и возникают крапивница, слезоточение, обильные
выделения из носа. В тяжёлых случаях возможен отёк гортани
– осложнение, требующее экстренной медицинской помощи.
Частота возникновения аллергических реакций на укусы осами и пчёлами
очень велика. У чувствительных детей резкая реакция может развиться в ответ на один укус. Следует заметить, что ужаления пчёлами более тяжелы,
чем укусы ос и шмелей, так как первые оставляют в ранке жало с
ядовитой железой. Если ребёнка ужалила пчела, прежде всего, необходимо
удалить жало с места поражения. Эту процедуру нужно делать осторожно,
чтобы не выдавить содержимое ядовитой железы в ранку.
После извлечения жало следует уничтожить, иначе, попав случайно
на кожу, оно может вновь вонзиться с помощью сокращения мышц
ядовитой железы. Затем на место поражения кладут лёд или полотенце,
смоченное холодной водой. Использовать для охлаждения землю, глину,
как порой делают, нельзя – это может привести к инфицированию,
развитию столбняка.В том случае, когда реакция на укус насекомого
бурная, необходима неотложная медицинская помощь. Поэтому следует как
можно быстрее вызвать врача или доставить потерпевшего в ближайшее
лечебное учреждение. До прибытия врача нужно уложить ребёнка, высоко
приподняв ему голову. Можно дать ребёнка таблетку
противоаллергического.
Приложение №3
Физкультурное развлечение
«На полянке»
Звучит музыка со звуками леса. «Жил-был Зелёный лес. Это был не просто
Зелёный лес, а поющий лес. Берёзы там пели нежные песни берёз, дубы –
стародавние песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче всех пели,
конечно, птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки – малиновые.
Предлагаю отравиться в лес на прогулку».В колонне по одному дети идут
друг за другом, выполняя следующие задания:
«Тропинка» - дети кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают,
наклоняя голову чуть-чуть вниз, и идут друг за другом;
«Копна» - дети берутся за руки и направляются к центру круга, соединив
руки в центре;
«Кочки» - приседают, положив руки на голову.
Бег широким и мелким шагом в чередовании с обычной ходьбой (2 р.)
Построение в круг (на полянке цветы со стихами).
- Мы вышли на чудесную солнечную полянку и, если прислушаться
и посмотреть вокруг, то можно заметить, что мы здесь не одни.
Приложение №4
Физические упражнения
1. Бабочка – красавица
Всем цветочкам нравится.
И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.
2 – наклон головы к правому плечу, одновременно плавное поднятие рук.
И. п: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.
3 – наклон головы к левому плечу, одновременно плавное поднятие рук.
И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.
2. Божья коровка, алая спинка,
Уцепилась ловко коровка за травинку,
Вверх неспешным ходом
Ползёт по стебельку
К пахнущему мёдом
Яркому цветку.
И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены.
1-2 – поднять левую ногу, согнутую в колене, дотронуться до неё
локтем правой руки.
3-4 – поднять правую ногу, согнутую в колене, дотронуться
до неё локтем левой руки.
3. Муравьишка в чаще
Дуб тяжелый тащит.
Эй, товарищи-друзья,
Выручайте муравья.
И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки впереди, опущены и сжаты в кулаки.
1 – наклон вперед, 2 – выпрямиться, руки поднять к правому плечу,
3 – наклон вперед, 4 – выпрямиться, руки поднять к левому плечу.
4. Жук упал и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.
И. п.: лежа на спине, руки в стороны.
1-4 –попеременное сгибание и разгибание рук.
5-8 – попеременное сгибание и разгибание ног.
5. Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
И. п.: стоя, ноги параллельно, руки на поясе.
1-10 – подскоки на двух ногах.
Приложение №5
Упражнение на восстановление дыхания
«Посмотрим по сторонам».
И. .п.:
1 – поворот вправо, правую руку вправо (вдох),
2 – и. п. (выдох),
3 – поворот влево, левую руку влево (вдох),
4 – и. п. (выдох).
Влетает пчела:
Всё жужжу я и жужжу,
Над цветочками кружу.
Мёд готовлю я,
Потому что я – пчела.
-Здравствуйте, ребята! Как вы оказались на этой полянке?
Ведущий: Мы пошли на прогулку в лес и вышли на полянку.
Пчела: А кого вы сегодня увидели?
Ответы детей.
Пчела: Не устали? Тогда поиграем.
П .и. «Пчёлы и ласточки».
Дети-пчёлы летают и поют:
Пчёлки летают, медок собирают.
«Ласточка» сидит в гнезде, по окончании пения говорит:
«Ласточка встанет, пчёлку поймает!» затем вылетает из гнезда
и ловит пчёл.
Игра на внимание «Пчела».
Пчёлы летят. (Медленно взмахивают кистями рук).
И жужжат, жужжат.
Летели, летели, (Вращают перед собой указательными пальцами).
Ребятам на нос сели. ( Быстро вращают кистями рук).
Пчёлка Ж-ж-ж… ( Хлопает в ладоши, дети показывают на нос).
«На щёки… на уши… на колени…»
Ведущий: Мы поиграли, а теперь отдохнём.
Релаксация «Волшебный сон».
Когда я буду читать стихи, ты закроешь глаза. Ты не заснешь
по настоящему, будешь всё слышать, но не будешь двигаться и открывать
глаза, пока не «проснешься». Внимательно слушай. Спокойно отдыхай,
закрыв глаза. «Сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза».
Внимание наступает «Волшебный сон».
Пчела:
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем (2р.)
Сном волшебным засыпаем.
Дышится ровно, глубоко, легко.
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают засыпают (2р.)
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются (2р.)
Дышится ровно… глубоко … легко…
Пауза:
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать.
Ведущий: И пока мы отдыхали, сном волшебным засыпали, вырос на
полянке грибок. Этот гриб не простой, а волшебный. Мы с пчёлкой
посмотрим, какой сюрприз приготовил для вас «Зелёный лес». (В грибе –
печенье-грибочки). Ребята, пришло время прощаться с пчёлкой.
До свидания!
Приложение №6
Музыкальный досуг « Пчёлки – добрые подружки».
Летняя сказка
Декорация: лесная полянка. Деревья, цветы на подставках расставлены по четырём углам полянки (для танца пчёлок). Большая ёлка, под ней – домик-улей. (Количество пчёлок должно быть чётное – две или четыре).
Рассказчик.
На опушке, возле ёлки,
Жили – поживали пчёлки.
Прилетели на лужок
Собирать лесной медок.
(Под музыку вылетают пчёлки, в руках у них маленькие ведёрки и большие расписные ложки. Они присаживаются около цветов, собирают ложками нектар.)
Все цветы любили пчёлок –
Полосатеньких девчонок.
Им головками качали
И на танец приглашали.
(Выбегают дети с цветами и исполняют танец пчёлок и цветов.)
1-я пчела.
Лето быстро к нам пришло
И тепло нам принесло.
Стала яркою полянка-
Здесь нам очень хорошо.
2-я пчела.
Будем летом здесь летать
И медок мы собирать.
3-я пчела.
Пригласим к себе гостей,
Угостим их поскорей!
4-я пчела.
Мы повесим объявленье:
«Приглашаем в воскресенье
Всех гостей к нам в гости в дом,
Угостим лесным медком».
(Пчёлы вешают на ёлку большое объявление и улетают в улей. Под музыку появляются бабочки и исполняют танец).
Бабочки.
Тук-тук-тук, мы в гости к вам…
Пчёлки (все вместе выходят из домика).
Очень рады мы гостям!
Бабочка.
Прочитали объявленье.
К вам пришли по приглашенью!
Нам бы сладкого медку,
Взять хотим для угощенья.
Обещался в воскресенье
Навестить кузнечик нас.
Пчёлки (вместе).
Мёд лесной у нас полезный,
Прогоняет все болезни.
Угощайтесь, забирайте,
Да здоровье укрепляйте!
(Пчёлки отдают Бабочке ведерко с мёдом).
Бабочка.
Вам за вашу доброту
Я «спасибо!» говорю.
Про дружка - кузнечика
Песенку спою.
(Песня «Кузнечик». Бабочки улетают. Пчёлки машут вслед, улетают в домик. Появляется медведь, пытается пробраться к мёду. Пчёлы вылетают и жалят, медведь убегает от них. Игра «Медведь и пчёлы», с участием детей.)
Пчёлки.
Мы хоть маленькие пчёлки
Но обидеть не дадим.
И ужалить больно можем,
За себя мы постоим.
Медведь.
Не пробраться к мёду так,
Что ж попробую иначе.
Тук-тук-тук! Я в гости к вам!
Пчёлки. Очень рады мы гостям!
Медведь.
Мне бы на зиму медку!
Лапу с мёдом пососу!
Ведь из всех лесных зверей
Мёд люблю я всех сильней!
Дайте мне побольше мёду!
Съем хоть целую колоду!
И лечиться буду им,
Вкусным, сладким и густым.
Пчёлки.
Мёд лесной у нас полезный,
Прогоняет все болезни.
Угощаем! Забирай!
Да здоровье укрепляй!
(Пчёлки отдают Медведю ведёрко с мёдом).
Медведь.
Вам за вашу доброту
Я «спасибо!» говорю.
(Медведь уходит, пчёлки улетают в домик.
Звучит музыка, выходит бабушка.)
Бабушка. Тук-тук-тук! Я в гости к вам…
Пчёлки. Очень рады мы гостям!
Бабушка.
Мне бы вашего медку!
С мёдом чай я пить люблю!
Ну, а иногда бывает,
С дедом мы зимой хвораем.
Тут болит и там болит,
Мёд нас быстро исцелит!
Мы его и в чай, и в кашу,
И в любую пищу нашу.
Мёд – лекарство, лучше нет!
Это знает целый свет!
Пчёлки.
Мёд лесной у нас полезный,
Прогоняет все болезни.
Угощайтесь, забирайте,
Да здоровье укрепляйте!
(Пчёлки отдают Бабушке ведёрко с медом.)
Бабушка.
А за вашу доброту
Я подарок подарю.
Я нашла для вас цветочек,
Посадила вот в горшочек.
Пусть ваш домик украшает,
Обо мне напоминает.
1-я пчёлка.
Замечательный цветочек,
Словно красный огонёчек!
2-я пчёлка.
Яркий, нежный и красивый…
Пчёлки (вместе). Говорим тебе спасибо.
Ребёнок. Тук-тук-тук! Я в гости к вам!
Пчёлы. Очень рады мы гостям!
Ребёнок.
Нам бы сладкого медку,
К именинному столу.
Знают взрослые и дети
Нет ничего вкусней на свете.
И полезней его нет -
В этом мёда весь секрет.
Пчёлы.
Мёд лесной у нас полезный,
Прогоняет все болезни.
Угощайтесь, забирайте,
Да здоровье укрепляйте!
(Пчёлки отдают ребёнку ведёрко с мёдом.)
Ребёнок.
От души благодарим
И спасибо говорим.
И « Польку цветочную»
Пропеть мы вам хотим.
(Дети исполняют песню «Цветочная полька».)
1-я пчела.
Мы трудились, мы старались,
Все довольными остались.
2-я пчела.
Не страшна зима для нас,
Мёда сделали запас.
3-я пчела.
А теперь нам в дом пора
Ждёт работа нас с утра.
4-я пчела.
Мёдом, детки, угощайтесь,
Пчёлок вы не обижайте.
Приложение №7
Стихи
В лесу летают мотыльки,
Ползут козявки и жуки.
Природа – мать им жизнь дала,
У них у всех свои дела.
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без насекомых лес, друг мой
И одинокий, и пуст
***
«Про всех»
Все-все
Все На Свете
На свете нужны
И мошки
Не меньше нужны
Чем слоны.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мёд
И кто делает яд.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
- Злых и свирепых.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы всё-таки ОЧЕНЬ
Друг другу нужны,
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется…
Все-все,
Все На Свете
На свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
Б.Заходер
***
Когда в душистом сосняке
Присядешь летом на пеньке,
Внимательно вглядись вокруг –
Ты многое заметишь, друг!
Личинку тащит муравей,
Спешит куда-то меж корней
Большой сосны. На толстый сук
Уселся золотистый жук.
Порхает лёгкий мотылёк,
Пьёт хоботком душистый сок,
И собирает мёд пчела.
Все заняты, у всех дела!
Мой друг, внимательно вглядись,
Волшебную увидишь жизнь!
***
Мотылёк
«Расскажи, мотылёк,
Чем живёшь ты, дружок?
Как тебе не устать
День-деньской всё порхать?
-«Я живу средь лугов,
В блеске летнего дня;
Ароматы цветов –
Вот вся пища моя!
Но короток мой век –
Он не долее дня;
Будь же добр, человек,
И не трогай меня!»
Л. Модзалевский
***
Пчёлка золотая
Над цветком порхает,
Сок душистый пьёт-
Собирает мёд.
***
Я – большой мохнатый шмель,
Разбудил меня апрель
Жаркими лучами,
Звонкими ручьями.
Я летаю, я жужжу,
Над поляною кружу,
Яркий выберу цветок –
Буду пить душистый сок!
***
Склонились низко лозы
Над гладью тихих вод,
Мы – быстрые стрекозы,
Здесь водим хоровод.
Без всякого усилья
Скользим мы над водой,
Сверкают наши крылья
Прозрачною слюдой.
***
Я беззаботный мотылёк,
Хоть я живу всего денёк,
Но не грущу напрасно-
Ведь жизнь моя прекрасна!
В небесном голубом просторе
Купаюсь я, как будто в море,
Я не грущу напрасно-
Ведь жизнь моя прекрасна.
Ромашками белеет луг,
Порхают бабочки вокруг.
Я не грущу напрасно-
Ведь жизнь моя прекрасна!
Подарит мне живой цветок
Медовый золотистый сок,
Я не грущу напрасно –
Ведь жизнь моя прекрасна!
***
Божья коровка, алая спинка,
Уцепилась ловко коровка за травинку,
Вверх неспешным ходом
Ползет по стебельку
К пахнущему медом
Яркому цветку.
Поедает быстро
Коровка вредных тлей,
И цветок душистый
Спасибо скажет ей!
***
Майский жук
Чок, чок, чок, чок!
Прилетел в сад жучок.
На берёзу сел –
Все листочки съел.
Позову скворцов
Со всех концов,
Позову грачей –
Летите скорей –
Жука проглотите!
И мой сад спасите!
***
Незваная гостья
Муха, муха-надоеда,
Прилетела к нам к обеду.
Видит муха: стол накрыт,
По тарелкам суп разлит.
Хлеб нарезан – можно есть.
Только где же мухе сесть?
Села муха на окошко,
Съела муха хлеба крошку.
Тряпкой муху мы прогнали:
«В гости мы тебя не звали!
***
Муха
Надоедливая мушка
Дребезжит, зудит над ушком,
Безобра
Не даёт она покою,
Спрятал уши под подушку
Приземлилась на макушку,
Лапками защекотала –
Загнала под одеяло.
Только я увижу сон,
Снова раздается звон.
Вот поймаю хулиганку
И запру в стеклянной банке.
Посиди, подумай малость-
С кем ты глупая связалась?
Е. Стеквашова
***
Рыжеусый хулиган
Таракан, таракан,
Рыжеусый хулиган!
Днём ты дремлешь в уголке
В щелочке на потолке.
Ночь придёт, погаснет свет –
Никого на кухне нет,
На охоту ты идёшь:
Начинается грабеж!
Шаришь ты по грязным мискам,
Из которых ела киска,
Лакомишься манной кашей,
Сладкий кофе пьешь из чашки.
Веселишься ты всю ночь.
- Уходи, разбойник, прочь!
***
Про бабочку
Я в руки взял большой сачок ,
И долго поджидал.
Но вот прыжок,
Но вот скачок -
Я бабочку поймал.
Я ей на крылышки подул,
Немножко погрустил,
Потом взглянул,
Потом вздохнул,
А после - отпустил...
***
На тоненькой ветке висят паутинки.
Из них паучата рисуют картинки.
Сегодня по плану урок рисованья.
Им важный паук объясняет заданье:
"Возьмите росинку, добавьте рассвета,
Измерьте на глаз расстоянье до лета,
Поймайте на слух полет стрекозы,
И капельку влейте сосновой слезы,
И лапкой проворной весело, смело -
Вперед, паучата, скорее за дело!"
И замер у ветки шалун - ветерок,
Чтоб вздохом своим не сорвать им урок.
Галина Бахарева
***
Сороконожка
Как-то раз сороконожку
Пригласили на обед.
Ждут жучки, букашки, мошки,
А ее всё нет и нет.
Наконец сороконожка
Появилась у стола.
- Опоздала я немножко,
Еле-еле приползла.
Ведь такое невезенье,
Как же мне не опоздать?
Там у входа объявленье:
"Просьба ноги вытирать!"
***
Муравей
В муравьином доме крышу
Починить пора.
За соломинкою вышел
Муравей с утра.
К ней через дорогу
Добрался не спеша.
Оглядел,
Потрогал:
Очень хороша!
Ухватился лапками,
Раз - и поволок...
Под лопухами-шапками
Домик-бугорок.
Нелегко,
Но к домику
Тащит всё равно.
Для тебя -
Соломинка,
А для него -
Бревно!
Ух , как стало жарко,
Даже лоб намок!
Бросил бы,
Да жалко:
Дом уж недалёк!
***
Песенка жука
Ж-Ж-Ж - запел рогатый жук;
Вот как громко я жужжу!
Тут же пчёлка зажужжала,
На жука направив жало:
Ты смотри меня не трожь,
Уколю больней, чем ёж.
Я жужжать умею тоже,
На жука чуть-чуть похоже
***
Фонарик
Мне не скучно без огня -
Есть фонарик у меня.
На него посмотришь днем:
Ничего не видно в нем,
А посмотришь вечерком -
Он с зеленым огоньком,
Это в баночке с травой
Светлячок сидит живой.
А. Барто
***
Жук
Мы не заметили жука,
И рамы зимние закрыли,
А он живой, он жив пока,
Жужжит в окне,
Расправив крылья...
И я зову на помощь маму:
-Там жук живой!
Раскроем раму!
А. Барто
***
Счастливый жук
- Ты откуда,
Милый жук,
голубые ножки?
Видишь, я тебя держу
На своей ладошке!
- Я по свету кочевал,
Плёлся по дорожке,
А потом заночевал
На кусте картошки.
-Ешь, пожалуйста , цветок,
Пей свою росинку.
Если б ты увидеть мог
Собственную спинку!
Ты- блестящий, голубой,
Ты - такой красивый!
Зря качает головой
Селезень ленивый.
Я не дам тебя склевать
Утке-кривоножке.
Будем вместе ночевать
На кусте картошки.
Замечательно вдвоём
Кочевать по свету!
Мы в кино с тобой пойдём,
Каждый - по билету.
И увидят все вокруг,
Что живёт на свете
голубой красивый жук,
Голубой счастливый жук
И счастливый Петя.
Ю. Мориц
***
Паучок
Паучок приехал
На базар:
Мухам паучок
Привёз товар.
Он его развесил
На осинке:
- Кто желает
Свежей паутинки?
В.Орлов
***
Паучок
Меж берёзок паучок
Сплёл красивый гамачок.
И теперь
Он жарким днём
Спит,
Покачиваясь в нём.
И.Винокуров
***
Жук
Жучишка-крошка
Влетел в окошко,
Возле меня полетал немножко.
Потом уселся на ухо кошки.
Потом попил компота из ложки,
Потом попробовал хлебные крошки
Возле оставленной кем-то лепёшки,
Потом наелся варёной картошки,
Потом слегка искупался в окрошке...
И очень довольный, что сыт и цел,
Запел по-жучьи
И улетел.
В.Лунин
***
Жуки
Ну какое ж детство без жуков!
Их следы — как вышитые строчки.
Из-под плотных тёмных пиджаков —
Светлых крыльев лёгкие сорочки.
Чудо как хорош гудящий звук,
Звук блаженный песенки полётной.
Жалко, что летать не любит жук,
Жалко, что жужжит он неохотно.
На автомобильчик он похож,
И усами движет, как чудовище,
И блестит, как дорогая брошь,
Сам себе разбойник, сам сокровище.
У жука ужасно важный вид.
Ух, какой он взрослый и усатый!
Жутко занят, страшно деловит,
Жук из наших рук бежит куда-то.
Тот как жёлудь. Этот как орех.
Вот рога оленьи, носорожьи.
Майский жук летает лучше всех.
Но дороже всех коровка божья.
У коровок божьих
Кофточки в горошек.
Попроси — и полетят
Прямо из ладошек!
В. Берестов
***
Летит - гудит,
Сядет - молчит.
Целый день в трудах,
То в лугах, то в садах.
И кто ей друг -
Тот всегда с медком.
А кто ей не люб -
Спасайся бегом!
***
- Где была ты?
- Тут и там!
- Где летала
- По цветам!
- Что домой ты принесла?
- Мёд! - ответила пчела.
***
На цветы она садится,
Не устав с утра трудиться.
Людям воск и мёд дала
Беспокойная пчела.
***
Зайдите к нам на огород:
Стоит под яблоней завод,
В нём - тысячи рабочих
Снуют с утра до ночи.
Гудит, работает завод
И нам даёт душистый мёд!
***
Вкусно лакомства готовит -
А не повариха.
Носит при себе иголку,
Хоть и не портниха.
***
На точёном кружку,
На одном ворожку
Стоят сто чашек
С неварёной кашей.
Ни ложек, ни масла,
А есть можно.
***
Работник садовый,
Поясок медовый.
Зажужжала, как пила,
Полосатая пчела.
Всё жужжит она, жужжит.
Над цветочками кружит.
Села, сок с цветка взяла.
Мёд готовит нам пчела!
***
Зверёк мохнатенький
Летит за сладеньким.
Хоть и жалит очень больно,
Но работой мы довольны!
Сок из цветочков он берёт
Нам копит в сотах сладкий мёд.
***
Чудо-город-городок -
Шумных домиков рядок.
Целый год янтарный мёд
В бочках не кончается!
И всё лето весь народ
На цветках качается!
***
Есть на свете сладкий дом,
Садом пахнет в доме том.
А жильцы, жужжа от радости,
В домик свой приносят сладости,
Угощая нас потом.
Угадайте - что за дом?
***
Если к вам болезнь пришла,
Тело жаром пышет,
Врач по имени Пчела
Вам рецепт пропишет:
- Поскорей от гриппа Вы
Мёд примите липовый!
Ю.Энтин
***
Муравьишка в чаще
Дуб тяжёлый тащит.
Эй, товарищи – друзья,
Выручайте муравья!
Коли нет ему подмоги,
Муравей протянет ноги.
***
Приложение №8
Заклички про насекомых
Божья коровка,
Улети на небо,
Там твои детки,
Кушают конфетки.
Всем по одной
А тебе не одной.
***
Яры пчёлушки,
Медоносушки,
Летите на лужок,
Садитесь на цветок,
Собирайте медок!
Пчёлка, гуди,
В поле лети!
С поля лети,
Медок неси!
***
Свет-светлячок,
Посвети в кулачок.
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога.
Приложение №9
Загадки
Самого не видно, а песню слышно,
Летит, пищит, случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар)
Кто нектар цветочный пьёт,
Полосатый, а не кот?
(Шмель)
Всех жучков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки.
(Божья коровка)
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
(Бабочка)
Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.
(Муравей)
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он
А жильцов в нём миллион.
(Муравейник)
Этот маленький скрипач
Изумрудный носит плащ.
Он и в спорте чемпион,
Ловко прыгать может он.
(Кузнечик)
Разрешенья не спросил,
Подлетел - и укусил!
(Комар)
Н.Пикулёва
Этот маленький ловец
Сетку прочную плетет,
Если муха попадет,
Тут бедняжке и конец.
(Паук)
Очень маленький на вид,
Надоедливо звенит.
Прилетает вновь и вновь,
Чтобы выпить нашу кровь. (Комар)
У неё четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела,
И большие, большие глаза.
Называют её…
( Стрекоза)
Сок цветов душистых пьёт,
Дарит нам и воск, и мёд.
Людям всем она мила,
А зовут её…
(Пчела)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда сажусь.
(Жук)
Кто над нами вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится,
Целый день летает,
Всем надоедает.
(Муха)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)
Домовитая хозяйка,
Пролетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком
Он поделится медком.
(Пчёла)
Не солнце, не огонь, а светит.
(Светлячок)
На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)
Вокруг носа вьётся,
А в руки не даётся.
(Муха)
В лесу у пня
Суета, беготня –
Народ рабочий
Весь день хлопочет,
Себе город строит.
(Муравьи)
Не зверь, не птица,
А нос как спица,
Летит – кричит,
Сядет – молчит.
Кто его убьёт,
Кровь свою прольёт.
(Комар)
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка.
(Кузнечик)
Мы в работе поминутно
От зари и до зари,
Нас в лесу найти нетрудно –
Лишь под ноги посмотри.
Назови меня скорей –
Я рабочий …
(Муравей) Н. Шевляков
Приложение №10
Пословицы и поговорки
• Муравей не велик, а горы копает.
• Муравью роса – ливень.
• Самую злую змею может одолеть куча муравьёв.
• На муравейнике долго не усидишь.
• Лучший подарок муравью – ножка кузнечика.
• Спотыкаются не о гору, а о муравейник.
• Одна пчела много мёду не наносит.
• Пчёлка маленькая, да мёд её сладок.
• Яблоньку за яблоки любят, а пчёлку – за медок.
• Пчела знает, где мёд брать.
• У кого пчела, тому жизнь весела.
• Приходи к пчеле с кротким словом, береги пчелу добрым делом.
• Жужжала муха, дождалась паука.
Приложение №11
Народные приметы
• Комары и мошки столбом – к хорошей погоде.
• Когда пчелы летят к своим ульям, то скоро будет дождь.
• Перед засухой пчелы становятся злее, чаще жалят.
• Пчелы сидят на стенках улья – к сильной жаре.
• Если муравьи прячутся в кучке - жди сильного ветра, дождя, грозы.
• Паук не раскидывает сетей перед бурей или перед дождем.
• Перед непогодой пауки сами уничтожают сотканную ими паутину
и забираются в щели.
• Если паук принимается за работу над новой сетью, то погода
скоро переменится к лучшему.
• Если много комаров – готовь короб для ягод.
• Если много мошек – готовь по грибы лукошек.
• Если муравьи увеличивают муравейник – жди холодной зимы.
• Много паутинок на бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
• Если лист с деревьев сыпется густо, пора улья с пасек убирать.
• Светляки ярко горят в траве – на хорошую погоду.
Приложение №12
Ответь на вопросы
• Кто в лесу строит муравейник? (Муравьи)
• Какую пользу приносят муравьи лесу и людям?
(Они уничтожают вредных насекомых)
• Кто из лесных обитателей любит полакомиться муравьями
и их личинками? (Медведь, дятел)
• Как называется дом, который люди строят для пчёл? (Улей)
• Когда пчёлы танцуют? (Когда находят поляну с
растениями-медоносами).
• Где строят гнездо шмели? (На земле - в норках, ямках, трещинках)
• Почему стрекозу называют хищницей? (Она питается насекомыми)
• Куда стрекозы откладывают яички? (В воду)
• Что помогает гусеницам удерживаться на стеблях растений?
(Особые крючки на ножках)
• Чем поёт кузнечик? (Крыльями)
• Где у кузнечика уши? (На голенях передних ног)
• О чем говорит птицам красная спинка божьей коровки?
(О том, что жучок несъедобный)
• На кого охотится божья коровка? (На вредных насекомых
– тлей, паутинных клещей, щитовок)
• Какие птицы уничтожают личинок майских жуков?
(Вороны, скворцы, грачи)
• Какие насекомые пьют цветочный сок и опыляют цветы?
(Пчёлы, шмели, бабочки)
• Почему возле водоемов много комаров?
( Комары откладывают личинки в воду)
• Где у комара уши? (В усах)
• Что помогает мухе ползать по стеклам и потолку?
(Специальные присоски на лапках)
• Где живут тараканы? (В домах)
• Какой вред приносят вред людям мухи и тараканы?
( Разносят инфекции)
• Зачем молодые паучки отправляются в воздушные путешествия?
(Так они расселяются)
Приложение №13
Дидактические игры:
«Четвёртый лишний»
Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
• заяц, ёж, лиса, шмель;
• трясогузка, паук, скворец, сорока;
• бабочка, стрекоза, енот, пчела;
• кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
• пчела, стрекоза, шмель, бабочка;
• таракан, муха, пчела, майский жук;
• стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.
«Игра в слова»
Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее муравью
(пчеле, шмелю, стрекозе и т.д.). Объясните выбор каждого слова.
Словарь:
Муравейник, зелёный, порхает, мёд, увертливая, трудолюбивая,
красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит,
река, стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок»,
соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестро - крылая, большие
глаза, разносчица болезней, полосатый, рой, нектар, кровосос, пасечник,
пыльца рыжеусый, гусеница, силач, летает, хищница, защитная окраска,
отпугивающая окраска…
Список литература
1. Без лица в личине. Старинные и современные загадки.
Составитель Л.М Сукач. ИПП «Сож». - Гомель, 1993
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011
3. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 1 класс. – М.: ВАКО, 2012
4. Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / (А.А. Плешаков, М.А. Ионова, О.Б. Кирпичева, А.Е. Соловьева). – М.: Просвещение, 2012
Интернет-ресурсы (картинки)
1 .http://naturemed.ru/archives/1199
2. http://aquascope.ru/akvariumnye-bespozvonochnye/vysshie-desyatinogie-raki/
3. http://ecolos.narod.ru/2_1.html
4.http://xn--80apfevho.xn
p1ai/%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%82/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5/6/
5. http://www.zooblog.ru/photo/insects/251-babochki.html
6. http://rybalka-ua.com/zhivotnie-nasadki/97-strekoza.html
7.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B6%D1%8C%D0%B8_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8
8. http://mir-nasekomyh.ru/shmel/shmeli.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект физкультурно-экологического занятия "Такие разные насекомые"
В конспекте занятия четко прослеживается интеграция всех образовательных областей. Основными являются образовательные области "Физическая культура" и "Познавательное развитие"....
Экологический проект "Такие разные деревья"
Представленный образовательный проект поможет сформировать у детей представление о деревьях; научит сравнивать и обобщать. У детей будет развиваться познавательный интерес ко всему живому. Они будут с...
ФИЗКУЛЬТУРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ТАКИЕ РАЗНЫЕ НАСЕКОМЫЕ»
1. Закрепление основных видов движений, развитие мелкой моторики.2. Обобщить знания детей о насекомых, воспитывать бережное отно...
Проект по экологическому воспитанию "Такая разная вода"
Проект знакомит детей младшей группы со свойствами воды, с ее значением для всего живого....
Экологический проект "Такое маленькое семечко"
Познавательно - исследовательский экологический проект для детей подготовительной группы...
Конспект физкультурно-экологического занятия «Такие разные насекомые»
Задачи: Воспитывать бережное отношение к миру природы, интерес и привычку к здоровому образу жизни. Развивать реалистические представления о природе, физические и волевые качества детей, мелкую мотори...
Социально-экологическая акция "Такой обыкновенно-необыкновенный фантик"
Проблема мусора - одна из главных экологических проблем. Правильное отношение к отходам, осознанное отношение к состоянию окружающей среды нужно формировать с раннего возраста. Поделки из фантиков - о...