Содержание методики Е.А. и Б.П. Никитиных.
статья
На примере собственных детей Б.П. и Е.А. Никитины убедились, что «первые годы жизни - самое благодатное время, когда разумные заботы мамы и папы дадут самые богатые плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя столь же успешно вырастить позже» Что делать родителям, которые хотят, чтобы ребенок своевременно и полноценно развивался в младенчестве и дошкольном возрасте?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_metodiki_e.docx | 17.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание методики Е.А. и Б.П. Никитиных.
Основная идея методики Никитиных - НУВЭРС - Необратимого Угасания Возможностей Эффективного Развития Способностей. Каждый здоровый ребенок, рождаясь, обладает колоссальными возможностями развития способностей во всех видах человеческой деятельности. Но для наиболее эффективного развития ума и тела существует определенное время и определенные условия. Если способности вовремя не нашли своей реализации, то их потенциал угасает. Способности, получившие поддержку на ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени.
Никитин считает, что у родителей должна быть только одна цель: не мешать развитию ребенка, а помогать ему. Для этого надо создать «опережающие» условия и богатую развивающую среду. Допустим, ребенок только начал говорить, а у него среди игрушек уже появляются кубики с буквами, разрезная азбука, пластмассовые буквы и цифры. Так же было и с математикой (счеты, счетные палочки, цифры, измерительные приборы, таблица: сотни и тысячи, бусинки на проволоке и пр.), конструированием (всевозможные кубики, мозаика, конструкторы, строительные материалы, инструменты и др.), спортом (спортснаряды в разных сочетаниях в доме и во дворе).
Основные принципы методики Никитиных.
- раннее начало использования развивающих технологий;
- наличие развивающего окружения, создание в семье обстановки опережающего развития;
- обеспечение обстановки "максимального напряжения сил";
- обеспечение ребенку свободы в выборе вида деятельности;
- умная помощь взрослого.
Основные правила организации развивающих игр.
- Ребенка надо заинтересовывать, а не заставлять, не доводить игру до пресыщения.
- Все игровые задания дети должны выполнять самостоятельно без подсказок, в том числе и поиск ошибок.
- Прежде чем давать игровой материал детям, необходимо овладеть им самому, четко уяснить цели и правила игры. Ощутить сравнительную трудность заданий.
- Начинать надо с заведомо посильных для ребенка заданий. Успех в начале работы с игровым материалом обязателен.
- В случае если ребенок не справился с очередным заданием необходимо отложить его выполнение, сделать перерыв на несколько дней и затем начать с более легкого задания.
- Необходимо внимательно наблюдать и регистрировать успехи детей. На основе наблюдения и анализа результатов игровой деятельности ребенка следует решать, какое новое задание или игровой материал ему предложить.
- Игра должна приносить радость ребенку, необходимо эмоционально отмечать каждый успех ребенка, удерживаться помнить о волнообразном характере увлечения детей. В случае если интерес к игре пропал, следует ее на некоторое время убрать, а затем снова показать ее ребенку и вызвать новую волну интереса.
- Нельзя хранить игровые материалы Никитиных (и подобные им) вместе с другими игрушками, это подчеркивает их особый статус и возбуждает интерес ребенка.
- Необходимо создавать во время игры непринужденную обстановку, не сдерживать двигательную активность ребенка.
- После выполнения очередного задания необходимо сделать запись в дневник, записи особо необходимы при возможном перерыве в занятиях.
- Рекомендуется устраивать соревнования с участием взрослых, при действительных поражениях смело признавать себя побежденным.
Характерные особенности развивающих игр.
- Каждая игра Никитиных представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора - механика и т.д.
- Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
- Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
- Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры Никитина могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
- Постепенное возрастание трудности задач в играх Никитиных позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.
- Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.
- Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
- Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей.
- Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.
- Большинство творческих развивающих игр Никитиных не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
При этом разные игры Никитина развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
В Германии создан «Институт Б.П. Никитина», в Японии методики и развивающие игры вот уже третье десятилетие используются во многих ДОО.
Работы Б.П. Никитина выдержали более 20 переизданий в Германии, Японии, издаются в 11 странах мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация-семинар "Методика Никитиных"
Презентация предназначена для проведения семинара среди воспитателей, а также может использовться для работы с родителями, с целью расширения их кругозора...
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Разработка содержания воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»
Проект разработан для старшей группы...
«Содержание и методика организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» на тему: «Путешествие с Капелькой» по методике О.В.Дыбиной
План-конспект по непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками....
Методика раннего развития семьи Никитиных.
Методика раннего развития семьи Никитиных.Сейчас Борис и Елена Никитины известны многим как классики отечественной педагогики. Такой известности они достигли благодаря своей методике, к...
"Содержание методики по формированию лексикона речи у дошкольников"
Проблема формирования лексической стороны речи у детей занимает важнейшее место в современной логопедической науке, а вопрос о состоянии лексикона при различных речевых нарушениях и о методике его раз...
Цели, задачи, методы и содержание методик исследования уровня адаптированности детей раннего возраста в период адаптации их к дошкольному учреждению.
Диагностическое исследование подразумевает подготовительную работу по сбору информации о ребенке, его семье, уровне подготовленности к дошкольному учреждению, об индивидуальных особенностях ребенка: ч...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ: "ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА", ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША", "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНА".
Цель семинара: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....
- Мне нравится (1)