Содержание методики Е.А. и Б.П. Никитиных.
статья

Гадеева Людмила Владимировна

На примере собственных детей Б.П. и Е.А. Никитины убедились, что «первые годы жизни  - самое  благодатное  время,  когда  разумные  заботы  мамы  и  папы  дадут  самые богатые плоды,    которые останутся на всю жизнь и которые при всем желании нельзя  столь  же  успешно  вырастить  позже»  Что  делать  родителям,  которые хотят, чтобы ребенок своевременно и полноценно развивался в младенчестве и дошкольном  возрасте? 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_metodiki_e.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание методики Е.А. и Б.П. Никитиных.

Основная идея методики Никитиных -  НУВЭРС -  Необратимого Угасания Возможностей  Эффективного  Развития  Способностей.  Каждый  здоровый ребенок,  рождаясь,  обладает  колоссальными  возможностями  развития способностей  во  всех  видах  человеческой  деятельности.  Но  для  наиболее эффективного  развития  ума  и  тела  существует  определенное  время  и определенные условия. Если способности вовремя не нашли своей реализации, то  их  потенциал  угасает.  Способности,  получившие  поддержку  на  ранних стадиях жизни, потом развиваются в большей степени.

Никитин  считает,  что  у  родителей  должна  быть  только  одна  цель:  не мешать  развитию  ребенка,  а  помогать  ему.  Для  этого  надо  создать «опережающие»  условия  и  богатую  развивающую  среду.  Допустим,  ребенок только  начал  говорить,  а  у  него  среди  игрушек  уже  появляются  кубики  с буквами,  разрезная  азбука,  пластмассовые  буквы  и  цифры.  Так  же  было  и  с математикой  (счеты,  счетные  палочки,  цифры,  измерительные  приборы, таблица:  сотни  и  тысячи,  бусинки  на  проволоке  и  пр.),  конструированием (всевозможные  кубики,  мозаика,  конструкторы,  строительные  материалы, инструменты и др.), спортом  (спортснаряды  в  разных сочетаниях  в доме  и  во дворе).

Основные принципы методики Никитиных.

  • раннее начало использования развивающих технологий;
  • наличие  развивающего  окружения,  создание  в  семье  обстановки опережающего развития;
  • обеспечение обстановки "максимального напряжения сил";
  • обеспечение ребенку свободы в выборе вида деятельности;
  • умная помощь взрослого.

Основные правила организации развивающих игр.

  • Ребенка  надо  заинтересовывать,  а  не  заставлять,  не  доводить  игру до пресыщения.
  • Все игровые задания дети должны выполнять самостоятельно без подсказок, в том числе и поиск ошибок.
  • Прежде  чем  давать  игровой  материал   детям,  необходимо  овладеть  им самому,  четко  уяснить  цели  и  правила  игры.  Ощутить  сравнительную трудность заданий.
  • Начинать  надо  с  заведомо  посильных  для  ребенка  заданий.  Успех  в  начале работы с игровым материалом обязателен.
  • В  случае  если  ребенок  не  справился  с  очередным  заданием  необходимо отложить его выполнение, сделать перерыв на несколько дней и затем начать с более легкого задания.
  • Необходимо  внимательно  наблюдать  и  регистрировать  успехи  детей.  На основе  наблюдения  и  анализа  результатов  игровой  деятельности  ребенка следует решать, какое новое задание или игровой материал ему предложить.
  • Игра  должна  приносить  радость  ребенку,  необходимо  эмоционально отмечать  каждый  успех  ребенка,  удерживаться  помнить  о  волнообразном характере увлечения детей. В случае если интерес к игре пропал, следует ее на  некоторое  время  убрать,  а  затем  снова  показать  ее  ребенку  и  вызвать новую волну интереса.
  • Нельзя  хранить  игровые  материалы  Никитиных  (и  подобные  им)  вместе  с другими  игрушками,  это  подчеркивает  их  особый  статус  и  возбуждает интерес ребенка.
  • Необходимо  создавать  во  время  игры  непринужденную  обстановку,  не сдерживать двигательную активность ребенка.
  • После  выполнения  очередного  задания  необходимо  сделать  запись  в дневник, записи особо необходимы при возможном перерыве в занятиях.
  • Рекомендуется  устраивать  соревнования  с  участием  взрослых,  при действительных поражениях смело признавать себя побежденным.

Характерные особенности развивающих игр.

  • Каждая  игра  Никитиных  представляет  собой  набор  задач,  которые  ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора - механика и т.д.
  • Задачи  даются  ребенку  в  различной  форме:  в  виде  модели,  плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и  т.п.,  и  таким  образом  знакомят  его  с  разными  способами  передачи информации.
  • Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
  • Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему  малышу  до  непосильных  среднему  взрослому.  Поэтому  игры Никитина могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости).
  • Постепенное  возрастание  трудности  задач  в  играх  Никитиных  позволяет ребенку  идти  вперед  и  совершенствоваться  самостоятельно,  т.е.  развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.
  • Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать  ни  словом,  ни  жестом,  ни  взглядом.  Строя  модель, осуществляя  решение  практически,  ребенок  учится  все  брать  сам  из реальной действительности.
  • Нельзя  требовать  и  добиваться,  чтобы  с  первой  попытки  ребенок  решил задачу.  Он,  возможно,  еще  не  дорос,  не  созрел,  и  надо  подождать  день, неделю, месяц или даже больше.
  • Решение  задачи  предстает  перед  ребенком  не  в  абстрактной  форме  ответа математической задачи,  а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей.
  • Это  позволяет  сопоставлять  наглядно  "задание"  с  "решением"  и  самому проверять точность выполнения задания.
  • Большинство  творческих  развивающих  игр  Никитиных  не  исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты  заданий  и  даже  придумывать  новые  развивающие  игры,  т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.

При  этом  разные  игры  Никитина  развивают  разные  интеллектуальные качества:  внимание,  память,  особенно  зрительную,  умение  находить зависимости  и  закономерности,  классифицировать  и  систематизировать материал,  способность  к  комбинированию,  т.е.  умение  создавать  новые комбинации  из  имеющихся  элементов,  деталей,  предметов,  умение  находить ошибки  и  недостатки,  пространственное  представление  и  воображение, способность  предвидеть  результаты  своих  действий.  В  совокупности  эти качества,  видимо,  и  составляют  то,  что  называется  сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

В  Германии  создан  «Институт  Б.П. Никитина»,  в  Японии  методики  и  развивающие  игры  вот  уже  третье десятилетие  используются  во  многих   ДОО.

Работы Б.П. Никитина выдержали более 20 переизданий в Германии, Японии, издаются в 11 странах мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация-семинар "Методика Никитиных"

Презентация предназначена для проведения семинара среди воспитателей, а также может использовться для работы с родителями, с целью расширения их кругозора...

Методика раннего развития семьи Никитиных.

Методика раннего развития семьи Никитиных.Сейчас Борис и Елена Никитины известны многим как классики отечественной педагогики. Такой известности они достигли благодаря своей методике, к...

"Содержание методики по формированию лексикона речи у дошкольников"

Проблема формирования лексической стороны речи у детей занимает важнейшее место в современной логопедической науке, а вопрос о состоянии лексикона при различных речевых нарушениях и о методике его раз...

Цели, задачи, методы и содержание методик исследования уровня адаптированности детей раннего возраста в период адаптации их к дошкольному учреждению.

Диагностическое исследование подразумевает подготовительную работу по сбору информации о ребенке, его семье, уровне подготовленности к дошкольному учреждению, об индивидуальных особенностях ребенка: ч...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ " РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ: "ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА", ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША", "РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ НИКИТИНА".

Цель семинара: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений....