"Я педагог XXI века"
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Космос»
города Балашова Саратовской области»
Сочинение на тему
«Я — ПЕДАГОГ»
воспитателя Галаевой Ольги Владимировны
2019г.
Я — педагог.
Закончив школу с четверкой по русскому языку, решила доказать своему учителю «необъективность» этой оценки (в этом возрасте мы все максималисты!!!). Подала документы в Балашовский филиал Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского и поступила на факультет русского языка и литературы. Уже с первого курса осознала роль своего педагога в моем становлении. Нина Максимовна (так звали мою учительницу) не только мотивировала меня к выбору профессии, но и дала хорошую базу знаний, которые позволили мне с легкостью преодолеть вступительные испытания и получить специальность филолога.
Педагогическое образование я получила благодаря своему школьному учителю, а в профессию меня привел мой первый ребенок. Счастливый декретный отпуск затянулся на весь период дошкольного детства моего сына. Наслаждаясь материнством, я получила первые навыки организации и развития маленьких детей. Отдав ребенка в первый класс, пришла работать в детский сад, который стал для меня вторым домом. Работа с детьми затянула меня, я поняла, что - это мое пространство комфорта и самореализации! Вот и основной задачей работы с детьми считаю создание условий для их эмоционального благополучия. Необыкновенно приятно видеть распахнутые глаза детей, полные радости и доверия. И к каждому нужно подойти, и для каждого найти слова. Каждый ребенок индивидуален, у каждого свои особенности, свой характер, свой жизненный опыт, свои интересы. И от меня зависит какие горизонты увидят малыши, найдется ли практическое применение их способностям, оценится ли их неповторимость и уникальность... . Я считаю, что день, проведенный в детском саду, должен принести что-то запоминающееся для каждого ребенка и частичку добра для всех, окружающих ребенка, взрослых. Чтобы, придя домой, дети делились своими впечатлениями о прожитом дне, а взрослые с энтузиазмом готовились к следующему рабочему дню.
В детском саду я работаю шестнадцать лет, я становлюсь старше, а моим воспитанникам, как и прежде, не больше семи... Казалось бы, что должны быть достигнуты все вершины: знания..., накопленный опыт..., приобретенные навыки и умения... Но, современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем десять или двадцать лет назад. До принятия Федеральных образовательных стандартов повсеместно считалось, что дошкольное детство есть период подготовки ребенка к школе. Образовательная стратегия десятилетиями, вернее, столетиями была ориентирована на реализацию репродуктивного образования, при котором из поколения в поколение передавались готовые знания, отрабатывались навыки и умения. Образование обеспечивало статическое развитие общества, но творческий потенциал, заложенный в человеке Природой, не получал своего развития через образование и не воплощался в стремлении человека к самореализации. Подобную антиразвивающую ситуацию описал в известной лирической эпиграмме С. Маршак:
Он взрослых изводил вопросом «Почему?».
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «Почему?».
В отличие от предыдущей парадигмы образования, сегодня мы, педагоги, должны адаптироваться к запросам, потребностям, возможностям каждого ребенка и трансформировать господствующую репродуктивную модель образования в продуктивную. Где главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач.
Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу? Эти вопросы стоят сегодня не только перед отдельными педагогами, но и перед всем педагогическим сообществом. Социальный заказ общества ориентирован не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь. Главные задачи современного дошкольного образования – раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности креативной, коммуникабельной, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Первый вопрос, волнующий малыша – «зачем?» – пришел на смену «почему?». Не причинно - следственная зависимость объектов и явлений интересует современного ребенка, а смысл поступков и действий. В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитания и обучения, то есть от нас, педагогов.
Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность педагога не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и требует непрерывного образования, постоянного повышения профессиональной компетентности. Педагог должен соответствовать требованиям времени, поколению детей, перспективам развития общества, страны. Но мы - категория людей, всегда открытых к нововведениям. Получив задания, с большим чувством ответственности быстро погружаемся в процесс инноваций. Я не исключение. Проанализировав и оценив свои профессиональные качества, я прекрасно понимаю, что многое еще надо развивать, улучшать, расширять. Я, как практик, понимаю, что в профессиональном стандарте представлены требования к идеальному воспитателю, в чем-то даже, на мой взгляд, нереальному. Педагоги должны уметь работать с разными категориями детей: с детьми с особыми образовательными потребностями, с инвалидами, с социально-запущенными детьми. Одних курсов повышения квалификации для этого недостаточно, нужна целая система переподготовки специалистов, на которую может уйти не один год. Но, как говорится, есть к чему стремиться! А стремление к достижению цели, уже половина успеха. Самое главное в работе педагога было и есть - не останавливаться, всегда совершенствоваться, искать и внедрять в практику новинки.
Радует тот факт, что появился Федеральный государственный образовательный стандарт, который призван многое изменить в системе образования, в части методов воспитания и приемов обучения, условий и результата дошкольного образования. Интенсивно ведутся поиски новых механизмов воспитания творческой личности, исследуются, апробируются и внедряются в учебно-воспитательный процесс новые рационально выстроенные и более действенные педагогические технологии.
Залог успеха современного педагога – личностно-ориентированный подход в воспитании и обучении, направленный на развитие творческой инициативы, индивидуальных качеств и особенностей, с учетом уровня интеллектуального развития воспитанника, его способностей и задатков. Педагогу важно выступать в роли организатора самостоятельной, активной, познавательной, экспериментальной, проектной деятельности воспитанников, компетентного консультанта и помощника.
Считаю, что применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности педагога – это шаг в сторону детей. Совместная деятельность становится яркой и эмоциональной, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Кроме этого, использование информационно-коммуникационных технологий актуально и при взаимодействии педагога с родителями. Создание персональной странички позволяет родителям увидеть фотографии детей в различных видах деятельности, просмотреть фрагменты режимных процессов.
Особое место в системе образования сегодня занимает технология развивающего обучения . Пример данной технологии – метод проектов. Данная технология активно используется мною на практике. Хочу отметить, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир детей. Метод проектов носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги и вовлекаются родители. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Они могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Метод проектов позволяет перейти от традиционной передачи знаний к активным методам обучения. Педагогу не страшно показать свою неосведомленность, главное быть готовым к совместному поиску решений. Активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Этот метод затрагивает не только интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, ценностные ориентации.
Воспитателю сложно всему соответствовать. Но, мне кажется, что главным умением педагога во все времена является умение слушать и слышать ребенка. Основные принципы моей работы на современном этапе:
- субъект-субъектное взаимодействия участников образовательных отношений;
- обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребенком;
- поддержка индивидуальности и инициативы детей через создание условий свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
- освоения новых технологий, методов, приемов работы с детьми, которые позволят сделать образовательный процесс интересным, разнообразным и эффективным.
Я прекрасно осознаю всю возложенную на себя ответственность — воспитывать ЧЕЛОВЕКА!
Клятва.
Испытывая чувство педагогического долга, считаю нужным оказывать помощь детям и взрослым в пределах своей компетенции и имеющихся прав; в своей деятельности неукоснительно руководствоваться кодексом педагогической морали, предъявляя к самому себе высокие требования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект на тему: " Педагог XXI века"
Происходящие во всех сферах общественной жизни России перемены, связанные с возрастанием личностного фактора, обусловливают изменения в подготовке будущих педагогов в области экологического образовани...
Какой он педагог XXI века?
Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному воспитателю. Как сказал Диоген «Всё течёт...
Эссе на тему "Я-педагог XXI века"
Здесь Вы можете ознакомится с тем, как происходило становление меня, как педагога-психолога. И узнать что из этого вышло....
Педагог 21 века
Каким я вижу педагога 21 века?...
Статья «Педагог XXI века»
Современное дошкольное воспитание претерпевает значительные изменения, связанные с поиском обновления его содержания, перестройкой взаимодействия в системе «педагог- ребенок». Бесспор...
Я педагог XXI века или размышления о...
Эссе на тему " Я педагог XXI века или размышления о......
«Каким мы видим педагога 21 века»
Миссия воспитателя XXI века...