Викторина для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы - россияне»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Викторина несет цель обобщить и систематизировать знания детей о России; сформировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов и рек; народов, населяющих РФ; названия народных промыслов, имена знаменитых деятелей культуры и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства. Продолжать работу по обогащению и уточнению словаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 28.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина для детей старшего дошкольного возраста
по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы - россияне»
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколениям, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»
С. Михалков
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Патриотическое воспитание ребёнка - это основа формирования будущего гражданина.
Форма проведения: викторина
Задачи: обобщать и систематизировать знания детей о России; формировать уважительное отношение к государственным символам; закреплять названия крупных российских городов и рек; народов, населяющих РФ; названия народных промыслов, имена знаменитых деятелей культуры и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства. Продолжать работу по обогащению и уточнению словаря.
Предварительная работа:
- Чтение и заучивание стихотворений о Родине и городе Лесосибирске;
- Рассматривание флага и герба РФ и города Лесосибирска;
- Прослушивание гимна РФ, песен о России;
- Беседа и занятие о Государственной символике РФ, о Родине, городе, детском саде;
- Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Белый-синий-красный», «Найди среди других», «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг» и др.
Оборудование и материалы: атрибуты для проведения викторины, изображение государственных символов России и города Лесосибирска, магнитофон, сундучок, аудиозаписи: гимн РФ и песня о Родине, легенда о реке Енисей, портреты знаменитых людей, фотографии с изображением достопримечательностей города Лесосибирска.
Ход викторины:
Под песню о Родине две команды детей и воспитатели входят в зал.
Вос-ль: сегодня мы пригласили вас, чтобы провести викторину на тему «Мы - россияне». В игре участвуют две команды: «Пчёлки» и «Смешарики». Команды приветствуют друг друга. Оценивать игру будет жюри.
Команды рассаживаются за столы. В центре каждого стола символ команды.
Вос-ль: мы живём в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Как вы думаете: что такое Родина? (Родина - значит родная сторона, место, где мы родились, где мы живём. Это Отчизна, Отечество. Родина у человека одна).
- Давайте начнём нашу викторину с разминки. Я буду говорить предложения, а вы их закончите.
Наша страна называется … Россия.
Граждане России называются … Россияне.
Столица России - город … Москва.
Самая известная река России … Волга.
- Молодцы, начинаем нашу игру.
Конкурс №1. «Государственные символы»
- Какие государственные символы вы знаете? (герб, флаг, гимн) Что такое государственный гимн? (главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать её надо стоя, проявляя уважение) - звучит гимн РФ, дети слушают его стоя.
- Я предлагаю командам выбрать на стенде среди разных флагов российский флаг. Где можно увидеть российский флаг? (на государственных зданиях, кораблях, жилых домах в дни государственных праздников).
- А теперь найдите наш российский герб среди гербов других стран. Что изображено на нашем гербе? (золотой двуглавый орёл со скипетром и державой, на щите изображён Георгий Победоносец, он копьём поражает змея).
(за правильный ответ 1 балл)
Конкурс №2. «Литературный»
- А сейчас у нас литературный конкурс. Каждая команда подготовила стихотворение о Родине. Жюри оценивает содержание и выразительное чтение.
З. Александрова
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
* * *
Так что же такое ты, Родина?
Поля в перелесках зари.
Всё очень знакомое вроде бы,
А глянешь - и сердце горит.
И кажется: можешь с разбега взлететь, не боясь вышины,
И синюю звёздочку с неба достать для родимой страны.
(оценивается: отлично - 3 балла, хорошо - 2 балла)
Конкурс №3. «Города России»
- Россия - самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сёл, деревень. Назовите города, которые вы знаете. (Команды поочерёдно называют города), (за каждый город 1 балл). А теперь я предлагаю вам собрать картинки и назвать, какой город изображён (команды получают конверты и собирают картинки, кто собрал первым, называет город).
У каждого есть малая Родина.
В каком городе вы родились и живёте? (ответы детей).
От каждой команды дети рассказывают стихи о родном городе.
Стихи о городе Лесосибирске:
«Лесосибирску» Виктор Зарубин
Лесосибирск... Мы трудимся, мечтаем,
Он близок сердцу нашему, уму... -
Нет, город наш не кажется нам раем,
Но мы желаем искренно ему:
Судьбы счастливой и дороги длинной,
И пусть его избавят от невзгод
Стихи поэтов "Творческой гостиной",
Их светлых душ таинственный полёт!
* * *
«Лесосибирск» Николай Омельченко
Снег с дождем – сибириада,
На прибрежной полосе
Силуэт большого града
Охраняет Енисей.
Здесь его питают воды
Неспокойной Ангары.
Не смолкают пароходы
До ноябрьской поры.
Сосны стройные, как мачты,
Неприветлива тайга,
Волны лижут гальку смачно,
Омывая берега.
Игра «Продолжи предложение»
- - «Наш город называется …»
- «Наш край называется …»
- «Наша страна называется …»
- - «Жителей нашего города называют …»
- «Жителей нашей страны называют …»
- - «Столица нашей страны …»
- - «Назовите города нашей страны …»
- - «Назовите главную улицу нашего города …»
- - «Наш детский сад находится на улице …»
- - «В России проживают разные народы, а именно …»
- - «Мы живём на берегу реки …»
(за точный ответ 1 балл)
Игра «Что хорошо, а что плохо для нашего города»
1) - «В нашем городе не будет ни одного дворника, ни одной уборочной машины»
Это хорошо или плохо? (плохо, т. к. на улицах будет грязно).
2) - «В нашем городе построят много светлых и тёплых домов»
Это хорошо или плохо? (хорошо, у каждого будет своя квартира).
3) - «В нашем городе не будет светофоров и дорожных знаков»
Это хорошо или плохо? (плохо, т. к. будут аварии на улицах).
4) - «В нашем городе будет много стадионов и спортивных площадок»
Это хорошо или плохо? (хорошо, все будут сильными и здоровыми).
5) - «В нашем городе будет много цветов»
Это хорошо или плохо? (хорошо, будет очень красиво, в воздухе будет аромат цветов).
6) - «Если обмельчает наш Енисей»
Это хорошо или плохо?
(за более точный ответ 1 балл)
Прочитать легенду о седом старике Байкале, красавице Ангаре и богатыре Енисее.
Итак, легенда:
«У старика седого Байкала было 333 сына и всего одна дочь - красавица Ангара. Крепко любил ее
отец, боялся отпустить от себя даже на минуточку.
Однажды, когда старик отдыхал, чайки принесли привет от могучего богатыря Енисея, который был наслышан о красоте Ангары. Затрепетало девичье сердце. Передала и она свой привет богатырю...
И вот птицы приносят ей весть, в которой просит Енисей прийти Ангару на свидание. Что делать? Отец ни за что не хотел отпускать свою любимицу и запер ее в темницу.
Прикинувшись покорной, Ангара тайком несколько дней и ночей размывала утесы, закрывавшие выход из замка. И вот, наконец, в одну из ночей вырвалась на свободу.
Проснулся отец утром, а дочери нет. Кинулся было бежать, да подвели ноги. Тогда, рассердившись, кинул он вслед беглянке огромный камень, чтобы он преградил ей путь. Но недалеко улетел камень. Когда падал, успела Ангара от него увернуться. Он отныне лежит в русле Ангары и называется Шаманским.
Вдогонку за дочерью отправил Байкал своего сына Иркута. Но он заблудился в горах. А когда догнал Ангару, та была далеко от дома. И уговорила она своего братца: «Не надо возвращаться к отцу, он обоих нас накажет. Меня - за побег, тебя - за то, что долго плутал. Побежим лучше вместе к богатырю Енисею. Только он может нас защитить».
Свои силы беглянке за то, что она была доброго нрава, отдали и другие реки - Тасеева, Бирюса, Чуна…
Но старик Байкал никак не мог успокоиться, бросал и бросал вдогонку камни. Однако чайки подсказывали Ангаре, куда летели эти камни, и она удачно увертывалась от них. Поэтому и доныне в русле Ангары очень много порогов, особенно в верхнем течении.
Тогда старик взял часть огромной скалы и изо всех сил бросил, чтобы сумела она преградить путь Ангары к Енисею. Но разлетелась скала на мелкие камни. Только часть осталась в виде скалистого острова, который и сейчас есть недалеко от места впадения Ангары в Енисей.
Добежала-таки Ангара до сибирского богатыря, который сразу взял ее в свои объятия и уже никуда не отпускал.
…Долго текут воды Ангары и Енисея, не смешиваясь друг с другом. Ангарская вода заметно отличается, она более легкая и прозрачная. В солнечный день она кажется нежно-голубой, а вода Енисея - синей».
По другой легенде Ангара, чтобы скрыться от преследований отца, попросила бога морей, рек и океанов Нептуна превратить ее временно в реку. Но вмешался злой Перун, поставив условие: если Ангара не успеет за сутки добежать до Енисея, то она так и останется рекой.
Мольбы отца Байкала, тщетно искавшего в тайге дочь, разрывали сердце Ангары, и она замедлила бег, даже было хотела вернуться, просить прощения и согласия отца. Но, услышав голос Енисея, принесенный ветром, вновь бросилась в путь.
Не уложилась Ангара за одни сутки. Исполнил Перун свое обещание. В реку,могучую и сильную, превратил он и Енисея. А отца сделал озером. И хотел бы, да не мог теперь Байкал кинуться в погоню.
Конкурс №6. «Народные промыслы»
- А теперь я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте, что спрятано в волшебном сундучке.
- Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая,
Необычная, смешная,
И чуть-чуть пузатая.
- Подожди минуточку
Ты откуда уточка?
Уточка свистит моя:
- Филимоновская я!
- Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски -
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
(Дымковская)
- Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица -
Для меньшей - темница.
(Матрёшка)
- Снежно-белая посуда, расскажи: ты откуда?
Видно, с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми.
(Гжель)
(за каждый правильный ответ 1 балл)
Конкурс №7. «Знаменитые россияне»
Богата наша страна талантами. Сколько замечательных людей прославили нашу Родину своим трудом и творчеством. Назовите, кого вы знаете из этих людей. (подобрать к фотографиям карточку с нужной фамилией и назвать, чем знаменит) (Пушкин, А. Барто, К. Чуковский, Ю. Гагарин, В. Путин, Шишкин)
(за правильный подбор фотографии к карточке 1 балл)
- Я желаю вам, ребята, чтобы выросли большими, умными, сильными и тоже прославили Россию своим трудом и достижениями.
Пока жюри подводит итоги, дети исполнят в завершение викторины песню «Солнечный круг».
Награждение команд. Команды награждаются грамотами «Знатоки России».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы - россияне»
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспи...
конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-патриотическому воспитанию "Символика России"
Цель: познакомить детей с символикой России. Воспитывать у детей патриотические чувства – любовь к Родине, уважение к гербу, флагу, гимну.Материал: карта России, изображение герба и фл...
Конспект викторины на 9 мая в детском саду Детям о героях войны (викторина для детей старшего дошкольного возраста)
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирска «Детский сад №53» Конспект викторины на 9 мая в детском садуДетям о гер...
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по гражданско – патриотическому воспитанию с использованием инновационных технологий. Ознакомление детей с окружающим миром «Экскурсия по России»
Цель: формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:обобщить и систематизировать знания детей о России, её столице – Москве;закрепить знания о символике: флаге, гербе, г...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по гражданско-правовому воспитанию с использованием здоровьесберегающих технологий "Мы-россияне"
Систематизировать и обобщить знания детей о России, и развивать их в процессе совместной деятельности....
Викторина для детей старшего дошкольного возраста "Мы россияне".
Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения....
Социализация детей старшего дошкольного возраста средствами гражданско-патриотического воспитания
Значимость и актуальность формирования и развития личности подрастающего поколения в современных условиях намного возросло в связи с тем, что само общество находится на переходном этапе развития. В об...