Доклад. Различные форы работы с родителями. "Установление партнерских отношений педагогов с родителями"
материал

Чян Лидия Сергеевна

Доклад на  педагогическом совете .

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детского сада, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Все начиналось с мысли о том, что неплохо бы провести мероприятие, объединяющие всех участников воспитательного процесса. Мы поставили перед собой цель - сделать из родителей настоящих союзников и единомышленников, а, как известно, на это уходит не один год сотрудничества с родителями. На мой взгляд, есть необходимость уточнить некоторую последовательность этой работы с тем, чтобы педагоги обращали наибольшее внимание процессу установления доверительных отношений с семьями воспитанников. 

 

 

 

Презентация:https://cloud.mail.ru/public/2FkX/4jh6yAPJq

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

                       

        Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
          Детский сад №14 посёлок  городского типа  Шахтёрск
   Углегорского  муниципального района Сахалинской области

Доклад на  педагогическом совете в рамках обмена опытом.

Тема: Установление партнерских отношений

                                    педагогов с родителями

                                                       

                                         

                          Слайд № 2 

    Создание условий для участия родителей

                             в образовательной деятельности

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной программы является поддержка семей в вопросах воспитания и обучения детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Роль педагога сегодня – это роль внимательного советника и консультанта. Это поможет построить более доверительные отношения. Родителям нужна достоверная информация о том, как та или иная образовательная программа или услуга помогут улучшить развитие их ребенка.

В самом деле, именно совместные усилия семьи и педагогов способствуют благополучному развитию ребенка. Ведь для того чтобы у ребенка появлялось осознанное желание делать что-либо он должен быть включен в интересующую его деятельность. Это может сделать родитель или педагог, который знает интересы ребенка и организует такую деятельность, в процессе которой ребенок способен самостоятельно выполнять  необходимые действия или же способен научиться выполнять их, или же способен научиться выполнять их.

Слайд №  3

Опрос родителей:

Уважаемые родители, для более эффективной подготовки  консуль-

тации по роли игры в развитии и обучении ребенка, просим Вас ответить на вопросы.

Если суждение совпадает с Вашим мнением – поставьте «+», если

суждение не совпадает с Вашим мнением – поставьте «–», в случае сомнения – поставьте «?».

1. Я внимательно отношусь к потребности моего ребенка к игре.

2. Дома у ребенка выделено специальное место, где он может свободно  играть с игрушками.

3. Я не ругаю ребенка за беспорядок и хаос в его комнате, если это

связано с незаконченной игрой.

4. Я, в основном, не говорю ребенку, чтобы он немедленно прекратил играть и выполнял мое требование.

5. Я поддерживаю ребенка в придумывании историй и фантазиро-

вании.

6. Я практически ежедневно нахожу время, чтобы поиграть вместе чтобы поиграть вместе

с ребенком.

7. Я помогаю ребенку в придумывании новых сюжетов игр, в раз-

вертывании содержания уже знакомых ребенку сюжетов.

8. Я никогда не наказываю ребенка отказом ему в игре, общении.

9. Я хвалю ребенка за умение ребенка интересно и увлеченно

играть.

10. Я позволяю играть ребенку с разными предметами, если ему это

интересно: пустые пузырьки, баночки, упаковки от продуктов, куски

ткани и т.д. 

11. Я предпочитаю, чтобы основную часть времени дома ребенок

играл.

12. Я никогда не говорю играющему ребенку фразы типа: «Хватить

бездельничать, пора заняться делом».

Благодарим Вас за участие в опросе!

Опираясь на результаты этого опроса, можно спланировать содержательную сторону дальнейшего взаимодействия с родителями, например для более эффективной подготовки к консультации по роли игры в развитии и обучении дошкольника. Кроме этого, опросы дают педагогам хорошую обратную связь как по проведенным мероприятиям, так и по повседневной

образовательной деятельности

Слайд №4

Поддержка образовательных инициатив семьи.

Выявление образовательных потребностей и интересов семьи дает

возможность педагогам поддержать семейные образовательные инициативы. Наиболее эффективным способом такой поддержки является развитие в детском саду детско-взрослого, в том числе семейного, проектирования.

Реализация проекта, как правило, проходит в несколько этапов.

На первом этапе – подготовительном, вместе с родителями обсуждаются идеи, выявляются интересы ребенка, семьи, ставятся задачи. На втором этапе продумывается продуктивная сторона проекта, что именно будут делать родители вместе с ребенком и что станет результатом этого.

 Третий этап посвящен самой реализации. Здесь очень важно строить разговор с родителями таким образом, чтобы они поняли необходимость все делать ВМЕСТЕ, а не ВМЕСТО ребенка. Сделать ЗА ребенка – это ложный путь семейного проектирования. Родителям, действительно, очень хочется, чтобы все было правильно и красиво. Но, к сожалению, такая позиция растит из ребенка «наблюдателя», а не «активного участника совместной деятельности»

 На заключительном этапе педагоги вместе с родителями подводят

итоги реализации проекта, обсуждают, что получилось/не получилось, что можно было сделать по-другому, какие успехи были у ребенка, как можно продолжить этот проект или стоит начать разработку нового.Это очень важный этап, так как он вводит родителей в ситуацию рефлексивного анализа их деятельности и демонстрирует им значимость проделанной работы и для них, и для их ребенка.

Слайд №5

«Три блока проблем» 

Любой семейный проект является совместной творческой работой взрослых и детей, но при этом важно то, что он направлен на решение определенного рода проблем. Выделяют три блока проблем, решение которых возможно в ходе семейного проектирования с детьми дошкольного возраста.

Первый блок – это проекты, целью которых является  преодоление

сложностей общения между детьми или между взрослыми и детьми.        

Примером может служить проект «Кукольный театр из бросового материала», который послужил налаживанию позитивного дружеского взаимодействия между братом и сестрой посредством организации их совместной творческой деятельности в процессе создания семейного кукольного театра.

Основная цель семейных проектов второго блока состоит в формировании у детей навыков продуктивной деятельности, освоении ими

новых для них средств и способов.

Примером проектов такого типа является проект «Волшебная соль».

Дети знакомились с новым для них материалом – солью, со способами  изображения, разрабатывали эскизы для создания композиций изделий

узнавали об пользе соли, о возможности её преобразования с использованием красителей. 

В проектах третьего блока дети вместе с взрослыми ищут ответы

на интересующие их вопросы.

Примером является семейный проект «Как приходит к нам зима».Замыслы всех этих семейных проектов должны отталкиваться от интересов детей и быть направлены на развитие у них самостоятельности, активности, творчества. Следует отметить, что при семейном проектировании развивается педагогическая позиция родителей. Но это происходит в том случае,

если педагог создает ситуацию самоопределения для родителей и диалогическое общение педагогов и родителей происходит при взаимной

поддержке и «психологической безопасности».

Слайд №6

« Театрализация»

Известно, что театрализованные игры и представления, в которых дети и взрослые берут на себя определенную роль, используя различные атрибуты, позволяют раскрыться творческому потенциалу каждого

участника. Особенно важна предварительная подготовка к такой игре,

когда необходимо договариваться друг с другом, распределять роли,

учитывая все мнения. В данном семейном проекте можно выделить

следующие этапы работы:

Первый этап: формулирование решаемой проблемы и формирова-

ние детского и взрослого замыслов.

Второй этап: поиски путей реализации замыслов.

Третий этап: отбор необходимых материалов.

Четвертый этап: изготовление кукольного  театра.

Пятый этап: домашние театральные представления.

Шестой этап: знакомство с проектом детей детского сада.

Рассмотрим последовательно взаимодействие взрослых участников и детей.

Слайд №7

 Формулирование решаемой проблемы

и формирование детского и взрослого замыслов.

В данном проекте гармонично сочетаются и реализуются взрослый

и детский замыслы. Замысел детей состоял в том, чтобы сделать

любимую сказку «живой», в которой все персонажи могут сами перемещаться по сцене. Замысел взрослых предусматривал выполнение

следующих задач:

• создать условия для реализации детского замысла;

• помочь младшему ребенку в развитии речи: учить его строить простую фразу, включать ее в диалог между взрослыми и детьми;

• учить детей задавать вопросы взрослым и друг другу;

• создать условия для продуктивного дружеского взаимодействия

между братом и сестрой, учить их обращаться друг к другу с просьбой

и т.д.

Поиски путей реализации замыслов – подборка бросового материала.  В процессе происходит знакомство ребёнка с такими понятиями , как «Экология». Решается проблема экологического воспитания.

Отбор необходимых материалов - Это стало

исследовательской частью проекта. 

Слайд 8

Знакомство с проектом детей детского сада

Как правило, детям с эмоциональными сложностями трудно уста-

навливать контакты не только в семье, но и в группе сверстников. Перед педагогами и родителями стояла следующая задача: помочь детям поделиться результатами своей деятельности,  рассказать, показать героев сказки, объяснить из чего они сделаны, познакомить сверстников со своей сказкой. Сказкой семьи.

Это формирует у ребенка ощущение востребованности его работы и повышает его самооценку.

Слайд №9

 Выводы

1. Опираясь на результаты выявления образовательных потреб-

ностей семьи, педагоги смогут спланировать содержательную сторону дальнейшего взаимодействия с родителями. Кроме этого, регулярные опросы показывают динамику проводимых изменений и дают педагогам хорошую обратную связь как по проведенным мероприятиям, так и по

ежедневной образовательной деятельности.

2. Реализация проектов требует от специалистов детского сада

психолого-педагогического сопровождения.

 Это связано с тем, что родители не обладают достаточными знаниями о развитии и возможностях собственного ребенка.

Затрудняются в выборе направления проекта, не учитывают интересов ребенка при определении темы, у них мало опыта позитивного сотрудничества с детьми, им сложно организовать совместную с ребенком исследовательскую, продуктивную, игровую деятельность в домашних условиях, проанализировать результаты, подготовить и провести презентацию полученных в проекте результатов.

3. Любой семейный проект является совместной творческой работой взрослых и детей.

 Но при этом важно то, что он направлен на решение определенного рода проблем: преодоление сложностей взаимодействия между детьми или между взрослыми и детьми, формирование у детей навыков продуктивной деятельности, поиск ответов на интересующие детей вопросы.

Слайд № 9

 Литература

1. Арнаутова Е.П. Опрос как метод изучения семейного воспитания

дошкольников. – М.: Московская семья – компетентные родители,

2007.

2. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. – М.:

Айрис-Пресс, 2008.

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном

детстве. – М.: Мозаика-синтез, 2012.

4. Дьюи Д. От ребенка – к миру, от мира – к ребенку. – М.: Карапуз,

2009.

5. Ручной уголок. Кн. 1. Про общую организацию жизни детей и

взрослых в детском саду и начальной школе, их взаимоотношений вне

занятий и на занятиях по разным родам деятельности / сост. А. Русаков,

М.Ганькина. – М.: Образовательный центр «Участие», 2011.

6. Федорова Л.И., Виноградова Н.А. Сохранение психологического

здоровья семьи на этапе перехода к школьному обучению: совместный

проект дошкольного учреждения и начальной школы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Установление партнерских отношений между родителями и воспитателями детского сада

Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в жизнь и деятельность их детей, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит?...

Установление партнерских отношений между родителями и воспитателями детского сада

Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в жизнь и деятельность их детей, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит?...

Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Одним из аспектов этого вопроса- поиск действенных путей сотрудничества, необходимых как педа...

Установление партнерских отношений педагогов и родителей с целью формирования психофизического здоровья дошкольников.

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия психофизического развития ребенка, для вхождения маленького человека в большой мир....

«Установление партнерских отношений с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ »

Процесс привыкания ребенка к условиям дошкольной организации интересует и родителей и педагогов. Тема адаптации актуальна для нашего дошкольного учреждения, так как на базе нашего центра развития ребе...