Доклад. Различные форы работы с родителями. "Установление партнерских отношений педагогов с родителями"
материал
Доклад на педагогическом совете .
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детского сада, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Все начиналось с мысли о том, что неплохо бы провести мероприятие, объединяющие всех участников воспитательного процесса. Мы поставили перед собой цель - сделать из родителей настоящих союзников и единомышленников, а, как известно, на это уходит не один год сотрудничества с родителями. На мой взгляд, есть необходимость уточнить некоторую последовательность этой работы с тем, чтобы педагоги обращали наибольшее внимание процессу установления доверительных отношений с семьями воспитанников.
Презентация:https://cloud.mail.ru/public/2FkX/4jh6yAPJq
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 25.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №14 посёлок городского типа Шахтёрск
Углегорского муниципального района Сахалинской области
Доклад на педагогическом совете в рамках обмена опытом.
Тема: Установление партнерских отношений
педагогов с родителями
Слайд № 2
Создание условий для участия родителей
в образовательной деятельности
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) одним из требований к условиям реализации образовательной программы является поддержка семей в вопросах воспитания и обучения детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Роль педагога сегодня – это роль внимательного советника и консультанта. Это поможет построить более доверительные отношения. Родителям нужна достоверная информация о том, как та или иная образовательная программа или услуга помогут улучшить развитие их ребенка.
В самом деле, именно совместные усилия семьи и педагогов способствуют благополучному развитию ребенка. Ведь для того чтобы у ребенка появлялось осознанное желание делать что-либо он должен быть включен в интересующую его деятельность. Это может сделать родитель или педагог, который знает интересы ребенка и организует такую деятельность, в процессе которой ребенок способен самостоятельно выполнять необходимые действия или же способен научиться выполнять их, или же способен научиться выполнять их.
Слайд № 3
Опрос родителей:
Уважаемые родители, для более эффективной подготовки консуль-
тации по роли игры в развитии и обучении ребенка, просим Вас ответить на вопросы.
Если суждение совпадает с Вашим мнением – поставьте «+», если
суждение не совпадает с Вашим мнением – поставьте «–», в случае сомнения – поставьте «?».
1. Я внимательно отношусь к потребности моего ребенка к игре.
2. Дома у ребенка выделено специальное место, где он может свободно играть с игрушками.
3. Я не ругаю ребенка за беспорядок и хаос в его комнате, если это
связано с незаконченной игрой.
4. Я, в основном, не говорю ребенку, чтобы он немедленно прекратил играть и выполнял мое требование.
5. Я поддерживаю ребенка в придумывании историй и фантазиро-
вании.
6. Я практически ежедневно нахожу время, чтобы поиграть вместе чтобы поиграть вместе
с ребенком.
7. Я помогаю ребенку в придумывании новых сюжетов игр, в раз-
вертывании содержания уже знакомых ребенку сюжетов.
8. Я никогда не наказываю ребенка отказом ему в игре, общении.
9. Я хвалю ребенка за умение ребенка интересно и увлеченно
играть.
10. Я позволяю играть ребенку с разными предметами, если ему это
интересно: пустые пузырьки, баночки, упаковки от продуктов, куски
ткани и т.д.
11. Я предпочитаю, чтобы основную часть времени дома ребенок
играл.
12. Я никогда не говорю играющему ребенку фразы типа: «Хватить
бездельничать, пора заняться делом».
Благодарим Вас за участие в опросе!
Опираясь на результаты этого опроса, можно спланировать содержательную сторону дальнейшего взаимодействия с родителями, например для более эффективной подготовки к консультации по роли игры в развитии и обучении дошкольника. Кроме этого, опросы дают педагогам хорошую обратную связь как по проведенным мероприятиям, так и по повседневной
образовательной деятельности
Слайд №4
Поддержка образовательных инициатив семьи.
Выявление образовательных потребностей и интересов семьи дает
возможность педагогам поддержать семейные образовательные инициативы. Наиболее эффективным способом такой поддержки является развитие в детском саду детско-взрослого, в том числе семейного, проектирования.
Реализация проекта, как правило, проходит в несколько этапов.
На первом этапе – подготовительном, вместе с родителями обсуждаются идеи, выявляются интересы ребенка, семьи, ставятся задачи. На втором этапе продумывается продуктивная сторона проекта, что именно будут делать родители вместе с ребенком и что станет результатом этого.
Третий этап посвящен самой реализации. Здесь очень важно строить разговор с родителями таким образом, чтобы они поняли необходимость все делать ВМЕСТЕ, а не ВМЕСТО ребенка. Сделать ЗА ребенка – это ложный путь семейного проектирования. Родителям, действительно, очень хочется, чтобы все было правильно и красиво. Но, к сожалению, такая позиция растит из ребенка «наблюдателя», а не «активного участника совместной деятельности»
На заключительном этапе педагоги вместе с родителями подводят
итоги реализации проекта, обсуждают, что получилось/не получилось, что можно было сделать по-другому, какие успехи были у ребенка, как можно продолжить этот проект или стоит начать разработку нового.Это очень важный этап, так как он вводит родителей в ситуацию рефлексивного анализа их деятельности и демонстрирует им значимость проделанной работы и для них, и для их ребенка.
Слайд №5
«Три блока проблем»
Любой семейный проект является совместной творческой работой взрослых и детей, но при этом важно то, что он направлен на решение определенного рода проблем. Выделяют три блока проблем, решение которых возможно в ходе семейного проектирования с детьми дошкольного возраста.
Первый блок – это проекты, целью которых является преодоление
сложностей общения между детьми или между взрослыми и детьми.
Примером может служить проект «Кукольный театр из бросового материала», который послужил налаживанию позитивного дружеского взаимодействия между братом и сестрой посредством организации их совместной творческой деятельности в процессе создания семейного кукольного театра.
Основная цель семейных проектов второго блока состоит в формировании у детей навыков продуктивной деятельности, освоении ими
новых для них средств и способов.
Примером проектов такого типа является проект «Волшебная соль».
Дети знакомились с новым для них материалом – солью, со способами изображения, разрабатывали эскизы для создания композиций изделий
узнавали об пользе соли, о возможности её преобразования с использованием красителей.
В проектах третьего блока дети вместе с взрослыми ищут ответы
на интересующие их вопросы.
Примером является семейный проект «Как приходит к нам зима».Замыслы всех этих семейных проектов должны отталкиваться от интересов детей и быть направлены на развитие у них самостоятельности, активности, творчества. Следует отметить, что при семейном проектировании развивается педагогическая позиция родителей. Но это происходит в том случае,
если педагог создает ситуацию самоопределения для родителей и диалогическое общение педагогов и родителей происходит при взаимной
поддержке и «психологической безопасности».
Слайд №6
« Театрализация»
Известно, что театрализованные игры и представления, в которых дети и взрослые берут на себя определенную роль, используя различные атрибуты, позволяют раскрыться творческому потенциалу каждого
участника. Особенно важна предварительная подготовка к такой игре,
когда необходимо договариваться друг с другом, распределять роли,
учитывая все мнения. В данном семейном проекте можно выделить
следующие этапы работы:
• Первый этап: формулирование решаемой проблемы и формирова-
ние детского и взрослого замыслов.
• Второй этап: поиски путей реализации замыслов.
• Третий этап: отбор необходимых материалов.
• Четвертый этап: изготовление кукольного театра.
• Пятый этап: домашние театральные представления.
• Шестой этап: знакомство с проектом детей детского сада.
Рассмотрим последовательно взаимодействие взрослых участников и детей.
Слайд №7
Формулирование решаемой проблемы
и формирование детского и взрослого замыслов.
В данном проекте гармонично сочетаются и реализуются взрослый
и детский замыслы. Замысел детей состоял в том, чтобы сделать
любимую сказку «живой», в которой все персонажи могут сами перемещаться по сцене. Замысел взрослых предусматривал выполнение
следующих задач:
• создать условия для реализации детского замысла;
• помочь младшему ребенку в развитии речи: учить его строить простую фразу, включать ее в диалог между взрослыми и детьми;
• учить детей задавать вопросы взрослым и друг другу;
• создать условия для продуктивного дружеского взаимодействия
между братом и сестрой, учить их обращаться друг к другу с просьбой
и т.д.
Поиски путей реализации замыслов – подборка бросового материала. В процессе происходит знакомство ребёнка с такими понятиями , как «Экология». Решается проблема экологического воспитания.
Отбор необходимых материалов - Это стало
исследовательской частью проекта.
Слайд 8
Знакомство с проектом детей детского сада
Как правило, детям с эмоциональными сложностями трудно уста-
навливать контакты не только в семье, но и в группе сверстников. Перед педагогами и родителями стояла следующая задача: помочь детям поделиться результатами своей деятельности, рассказать, показать героев сказки, объяснить из чего они сделаны, познакомить сверстников со своей сказкой. Сказкой семьи.
Это формирует у ребенка ощущение востребованности его работы и повышает его самооценку.
Слайд №9
Выводы
1. Опираясь на результаты выявления образовательных потреб-
ностей семьи, педагоги смогут спланировать содержательную сторону дальнейшего взаимодействия с родителями. Кроме этого, регулярные опросы показывают динамику проводимых изменений и дают педагогам хорошую обратную связь как по проведенным мероприятиям, так и по
ежедневной образовательной деятельности.
2. Реализация проектов требует от специалистов детского сада
психолого-педагогического сопровождения.
Это связано с тем, что родители не обладают достаточными знаниями о развитии и возможностях собственного ребенка.
Затрудняются в выборе направления проекта, не учитывают интересов ребенка при определении темы, у них мало опыта позитивного сотрудничества с детьми, им сложно организовать совместную с ребенком исследовательскую, продуктивную, игровую деятельность в домашних условиях, проанализировать результаты, подготовить и провести презентацию полученных в проекте результатов.
3. Любой семейный проект является совместной творческой работой взрослых и детей.
Но при этом важно то, что он направлен на решение определенного рода проблем: преодоление сложностей взаимодействия между детьми или между взрослыми и детьми, формирование у детей навыков продуктивной деятельности, поиск ответов на интересующие детей вопросы.
Слайд № 9
Литература
1. Арнаутова Е.П. Опрос как метод изучения семейного воспитания
дошкольников. – М.: Московская семья – компетентные родители,
2007.
2. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. – М.:
Айрис-Пресс, 2008.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном
детстве. – М.: Мозаика-синтез, 2012.
4. Дьюи Д. От ребенка – к миру, от мира – к ребенку. – М.: Карапуз,
2009.
5. Ручной уголок. Кн. 1. Про общую организацию жизни детей и
взрослых в детском саду и начальной школе, их взаимоотношений вне
занятий и на занятиях по разным родам деятельности / сост. А. Русаков,
М.Ганькина. – М.: Образовательный центр «Участие», 2011.
6. Федорова Л.И., Виноградова Н.А. Сохранение психологического
здоровья семьи на этапе перехода к школьному обучению: совместный
проект дошкольного учреждения и начальной школы .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Установление партнерских отношений между родителями и воспитателями детского сада
Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в жизнь и деятельность их детей, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит?...
Установление партнерских отношений между родителями и воспитателями детского сада
Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в жизнь и деятельность их детей, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит?...
Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Одним из аспектов этого вопроса- поиск действенных путей сотрудничества, необходимых как педа...
Установление партнерских отношений педагогов и родителей с целью формирования психофизического здоровья дошкольников.
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия психофизического развития ребенка, для вхождения маленького человека в большой мир....
«Установление партнерских отношений с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ »
Процесс привыкания ребенка к условиям дошкольной организации интересует и родителей и педагогов. Тема адаптации актуальна для нашего дошкольного учреждения, так как на базе нашего центра развития ребе...
Установление партнерских отношений с родителями как условие адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Период адаптации-очень серьезный этап в жизни дошкольника....
Формы работы с родителями. "Мостик понимания между педагогами и родителями".
Презентация к выступлению...