Установление партнерских отношений педагогов и родителей с целью формирования психофизического здоровья дошкольников.
статья на тему
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия психофизического развития ребенка, для вхождения маленького человека в большой мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Установление партнерских отношений педагогов и родителей с целью формирования психофизического здоровья дошкольников.
Буслаева Н.И.
учитель – логопед МЮДОУ № 40
г. Нижнекамск
Если человек загадывает на год – он сеет хлеб.
Если человек загадывает на десятилетия – он сажает деревья.
Если человек загадывает на века – он воспитывает детей.
(старая японская мудрость)
В законе «Об образовании» РФ определены четкие приоритеты выстраивания обновленной системы образования. В качестве первоочередной задачи - приоритет здоровья человека. Здоровье детей рассматривается как фундамент образовательного процесса, формирование здорового и безопасного образа жизни. Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями, из них около 700 тыс. – дети - инвалиды.
По оценке специалистов, человеческое здоровье на 20% определяется качеством окружающей среды, на 30% - генетически закрепленными признаками, на 50% - факторами социокультурного и психофизического и психолого-педагогического порядка.
Черты, которые характеризуют направление развития психофизической сферы ребенка:
- здоровье рассматривается в качестве атрибута не организма, а личности;
- оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения и обогащения психофизиологических возможностей детей;
- результатом оздоровительно-развивающей работы является устойчивое, целостное психосоматическое состояние ребенка.
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования детей с ОВЗ придаёт этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Родителям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, как никогда необходима помощь в разъяснении их прав и возможностей, связанных с обучением и воспитанием ребенка.
Обучающиеся с ТНР имеют особенности психофизического развития:
- позднее речевое развитие;
- утомляемость, сниженная работоспособность;
- эмоциональная нестабильность;
- физиологическая незрелость;
- низкий самоконтроль;
- сниженная критичность;
- неустойчивое внимание;
- неумение организовать свою деятельность;
- неумение работать в определенном темпе.
Проблему воспитания, развития и формирования ребенка невозможно решить в полной мере без активного участия в этом родителей. Поэтому до сведения всех специалистов ДОУ доводятся особенности содержания работы с родителями по оздоровлению, коррекции, развитию и воспитанию детей в учреждении.
В основе новой философии взаимодействия семьи и образовательных организаций лежит идея о том, что за воспитание детей, в том числе детей с ОВЗ несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Действуя совместно, семья и детский сад, как социальный институт, первыми призваны обеспечить условия для успешной социализации детей, их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Цель такого взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни ДОУ. Взаимодействие подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом, так как сам термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, общение.
В своем выступлении мы попытаемся раскрыть наиболее эффективные формы взаимодействия с семьей.
Наше дошкольное образовательное учреждение в течение многих лет проводит планомерную целенаправленную работу с родителями. Ведущие цели нашей работы по взаимодействию детского сада с семьёй:
- создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника,
- повышение компетентности родителей в области воспитания,
- разработка современной инновационной модели сотрудничества педагогов и родителей, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий для развития личности ребенка-дошкольника.
Развитие таких сотруднических отношений с родителями, позволяют нам решать основные задачи взаимодействия педагога и семьи:
- установление прочных партнёрских взаимоотношений между детским садом и семьёй, помощь родителям стать для своего ребёнка настоящим другом и авторитетным наставником;
- сформирование активной позиции родителей, помогающей раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития, в вопросах сохранности здоровья своих детей;
- повышение степени вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Нами была разработана система педагогического сопровождения семьи с первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу. Она учитывает возрастные периоды психофизического развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.
На сегодняшний день нами накоплен значительный опыт сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности решения коррекционно - развивающих задач, где родители становятся активными участниками образовательного процесса: они могут влиять на содержание образования и воспитание детей, помогать в её организации
В процессе работы над оптимизацией взаимодействия с родителями, мы столкнулись с рядом проблем:
- педагогическая пассивность родителей, т.е. непонимание родителями своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье;
- несформированность у родителей «педагогической рефлексии» - неумение самокритично оценить себя как воспитателя, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами;
- преобладание рационализма в общении педагогов с родителями – педагог относится к родителям, как к объектам воспитания.
Основной целью повышения активной позиции родителей является создание единого пространства семья – детский сад, в котором всем участникам педагогического процесса было бы интересно, полезно, уютно, увлекательно, комфортно.
В процессе устранения вышеуказанных проблем нами использовались следующие принципы:
- сотрудничество;
- открытость;
- индивидуализация;
- диалогичность;
- активность в различных видах деятельности;
- интеграция внутренних и внешних условий развития.
Используя данные принципы, можно применять разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Так в своей работе мы используем современные инновационные модели сотрудничества педагогов и родителей, обеспечивающих единство образовательных и воспитательных воздействий для развития личности ребенка-дошкольника.
В условиях ДОУ мы применяем следующие формы работы:
- коллективные формы взаимодействия (родительские собрания, конференции, Дни открытых дверей, День сотрудничества, Дни добрых дел, участие родителей в мероприятиях группы и детского сада, педагогические гостиные, круглые столы, тренинги, практикумы, организация совместной деятельности детей и родителей, «Родительский час», интерактивные игры);
- индивидуальные формы работы с семьей (ежедневный непосредственный контакт с родителями во время приема и ухода детей, индивидуальная консультация, он – лайн общение с родителями посредством интернет сайта, - анкетирование, опросы, «почтовый ящик», тестирование);
- формы наглядно - информационного сообщения (ежеквартальное ознакомление родителей с достижениями ребенка, видео просмотры по организации жизни детей в учреждении, выпуск газеты «Шаг за шагом», оформление видео – летописи, информационные стенды, тематические и фото выставки, выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, открытые занятия специалистов и педагогов, почта Доверия, памятки, папки – передвижки).
Поподробнее остановимся на одной из форм инновационного взаимодействия с родителями - выпуск газеты. Выбор такой формы объясняется, прежде всего, уверенностью в его эффективности, а также открывающейся возможностью для сближения родителей и педагогов вокруг интересов и потребностей самой семьи в целом и ребенка в частности.
Основная цель создания газеты “Шаг за шагом” – обеспечение психолого-педагогического просвещения родителей. Содержание газеты определяется актуальными проблемами развития и воспитания детей дошкольного возраста, интересами и потребностями родителей, педагогической компетентностью воспитателей и специалистов и включает в себя следующие рубрики:
«Давайте познакомимся», «Гость номера», «А что у нас?», «Игралочка», «Обратная связь», «С днем рождения!», «Народная мудрость», «Фотоколлаж».
Эти рубрики помогут родителям взглянуть на жизнь детского сада изнутри, понять проблемы этой сложной системы, сплотиться с педагогами для воспитания гармоничной личности ребенка. Предполагаем, что все разделы газеты привлекут внимание родителей. Познавательные статьи, наши авторские пособия найдут отражение в рубрике «А что у нас?», занимательный материал вы найдете в разделе «Игралочка». С интересными педагогами познакомитесь в рубрике «Гость номера». Всё разнообразие жизни в дошкольном учреждении вы обнаружите в «Фотоколлаже». В разделе «Поздравляем!» можно поздравить именинников.
Отклики, пожелания и предложения родители оставляют в «почтовом ящике» нашего стенда-книжки. В рубрике «Обратная связь» нашей газеты мы отвечаем на вопросы родителей.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями:
- повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в детском саду;
- повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы;
- повысилась культура межличностного взаимодействия детей в детском саду;
- родители стали активными участниками всех дел в ДОУ, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров;
- у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с детьми.
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями дала положительные результаты. Семья и детский сад - два воспитательных феномена, только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия психофизического развития ребенка, для вхождения маленького человека в большой мир.
Используемая литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
4. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ОВЗ.
5. Основная образовательная программа дошкольного образования
6. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
7. Алехина С.В. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики. М.,МГППУ, 2012.
8. Информационно - методический портал по инклюзивному и специальному образованию «Образование без границ» www.edu-open.ru
9. Малофеев Н. Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009г, №6.
10. Алферова Г. В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Дефектология – 2008- №3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение в практику работы с родителями инновационных форм взаимодействия с семьей ,установление партнерских отношений посредством информационных технологий.
Общение воспитатель- родители через интернет...
Установление партнерских отношений между родителями и воспитателями детского сада
Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в жизнь и деятельность их детей, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит?...
Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом для детских садов. Одним из аспектов этого вопроса- поиск действенных путей сотрудничества, необходимых как педа...
Консультация для родителей на тему: «Формирование культуры здоровья дошкольников».
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 24 общеразвивающего вида Консультация для родителейна тему...
Доклад. Различные форы работы с родителями. "Установление партнерских отношений педагогов с родителями"
Доклад на педагогическом совете .Как создать единое пространство развития ребенка в семье и детского сада, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Все начиналось с мысли о том, ч...
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей с целью сохранения физического здоровья детей и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»
Сохранение здоровья ребенка – одна из самых актуальных задач обучения и воспитания.О неутешительных прогнозах свидетельствует неблагоприятная экологическая обстановка, неправильно...
«Использование педагогом – психологом активных форм работы с родителями, способствующих установлению партнерских отношений и объединению усилий в речевом развитии детей логопедической группы с ФФНР»
laquo;Использование педагогом – психологом активных форм работы с родителями, способствующих установлению партнерских отношений и объединению усилий в речевом развитии детей логопедической груп...