Установление партнерских отношений между родителями и воспитателями детского сада
учебно-методический материал по теме
Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в жизнь и деятельность их детей, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustanovlenie_partnerskikh_otnosheniy_mezhdu_roditelyami_i_vospitatelyami_detskogo_sada.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Установление партнерских отношений между родителями и воспитателями детского сада»
Выбор тех или иных форм работы с родителями объясняется прежде всего уверенностью в их эффективности, а так же возможностью для сближения родителей и педагогов вокруг интересов и потребностей самой семьи, для сближения на основе информированности вовлеченности членов семьи в жизнь ребенка в детском саду, способных улучшить качество образовательных услуг.
Совершенно разные по составу, семейным ценностям и культурным традициям, по-разному понимающие место ребенка в жизни общества, большинство семей хотят для своего малыша самого лучшего, открыты положительным инициативам детского сада и готовы откликнуться на них.
Родители. Родителей. Родителям. Можно сколько угодно склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между детским садом и семьями воспитанников, оно не станет.
Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты своими проблемами? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большей степени – потому что не испытывают насущной потребности.
Как привлечь семьи к участию в жизни детского сада? Необходимо сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители.
В настоящее время помимо финансовых и прочих материальных отношений, участие родителей в жизни группы во многом остается декларативным. Проблема не только в занятости родителей, но и в самих педагогах. В том, что педагоги не готовы и не умеют использовать их присутствие во благо детям, себе, и самим родителям.
Можно выделить пять уровней в жизни МБДОУ:
- оказание разовой помощи;
- участие в организации образовательной работы с детьми на занятии, в деятельности кружков и т.п.;
- участие в качестве постоянных добровольных помощников;
- участие в принятие решений относительно своего ребенка или группы, которую он посещает, инициирование действий и проектов «для своих»;
- участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся ДОУ в целом;
Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе взаимодействия в детском саду будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуализации, признания за семьей права выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности.
По аналогии с известной пословицей «Можно привести лошадь на водопой, но нельзя заставить пить» будем понимать, что нельзя заставить принять полезность, можно только «вырастить» желание получить пользу.
Начнем с родителей. Присутствие в группе родителей в группе имеет для них следующие плюсы:
- они могут наблюдать за своими детьми на фоне сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания;
- у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
- появляется возможность поработать в профессиональной среде, что может побудить к получению дополнительного образования;
-развивается более глубокое понимание процесса обучения детей;
-формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связанны;
- возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;
- взрослые знакомятся с друзьями своих детей;
-устанавливаются дружеские связи с другими родителями;
А вот, что происходит с детьми, когда они видят своих родителей в группе:
-присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
- у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства;
- знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания;
- дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относятся к ним как к источнику знаний и опыта;
- взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, формирует толерантность;
- дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.
А вот некоторые положительные моменты для педагогов и всего детского сада:
- изменение соотношений «взрослый-ребенок» в группе. Воспитатель получает возможность проводить больше времени с отдельными детьми и работать малыми группами;
- возможность использования увлечений, талантов, знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми;
-возможность закреплений знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;
-родители становятся участниками процесса принятия решений по вопросам жизни детского сада;
- являясь представителями различных культур, родители вносят особый вклад в процесс обучения;
-возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи.
Итак, привлечение родителей и других взрослых к работе с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет, реализовать сложный индивидуальный подход.
Большее количество взрослых в группе – прекрасный способ разнообразить и индивидуализировать задания, выполняемые детьми, предоставить им широкий выбор видов деятельности. Взрослые могут читать детям вслух или слушать их рассказы, занимаясь с одним ребенком или с небольшой группой.
Они могут руководить занятиями в Центрах искусства, математики или естественных наук, помогать в выполнении заданий отдельным детям, готовить материалы и задания для воспитанников и т.д.
Связи между семьей и детским садом строятся на доверии. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить активный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информации с родителями. Для этого педагоги должны находить способы документировать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей о их собственной роли и их взгляды на опыт, которые приобретают дети в ДОУ.
Некоторые воспитатели испытывают озабоченность по поводу присутствия родителей в качестве наблюдателей, помощников или ассистентов в группе.
Лучшим способом справиться с этими сомнениями является совместное создание всеми работниками детского сада и родителями эффективной программы сотрудничества с семьями. В таком случае вы сможете выявить преимущества привлечения родителей и других добровольных помощников.
Мысленно рассмотрите весь день, запишите свои идеи относительно привлечения родителей. Чем конкретно родители или другие взрослые могут помочь…
- в работе с небольшими группами или с отдельными детьми?
- в отношении материалов и оборудования?
- при осуществлении проектов или общих мероприятий?
- в подготовке праздников?
- в Центрах обучения или в выполнении других заданий?
- в оценке достижений и проблем отдельных детей?
В результате таких размышлений появиться много вариантов включения родителей в педагогическую деятельность детского сада.
В течение месяца-двух каждой семье нужно будет найти не более часа-полутора для того, чтобы прийти в группу в утреннее (предпочтительнее с 9.00 до 10.30) или в вечернее время (с 15.30 до 17.00)
Это время будет использовано для того чтобы взрослые могли понаблюдать, поиграть или позаниматься с детьми. У многих воспитателей возникает вполне закономерное сомнение «Большинство родителей не являются педагогами». Но семья существует, и большинство родителей успешно справляются с воспитанием своих детей, значит, дело не в образовании, а в стремлении участвовать в жизни своих сыновей и дочерей. Иногда сами взрослые переживают страх и неуверенность – смогут ли они увлечь детей, найдут ли общий язык. Помочь родителям подготовиться заранее или быстрее сориентироваться на месте могут материалы с которыми вы ознакомите посетителей на кануне. Для этого раздайте им карточки с описанием задания, например, по развитию речи, математике.
Оповестить родителей о темах и содержании образовательной работы, а также создать мотивацию для оказания действенной помощи - задача моделей трех вопросов. Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать? (например, о кошках, динозаврах…). Возле каждой идеи имя автора. Что мы получаем в результате такого опроса? Родители поймут, что и откуда знают их дети, определят круг интересов своих детей и получат представления о том какими способами те готовы получать новые знания.
Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме - один говорит, остальные слушают. Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.
Интерактивные методы воспитания обозначают воспитание через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и понимаю, я делаю и запоминаю», говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекает в процесс воспитания.
Родительские конференции. Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается «для затравки», чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию.
«Круглый стол» с родителями. Цель таких мероприятий: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.
Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Могут заканчиваться чаепитием и включают досуговые моменты.
Семейные клубы – это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей, дети же приобретают ценный опыт общения с людьми разных характеров. Темами таких встреч могут быть следующие: Традиции семейного физического воспитания, За здоровьем на природу, Рецепты здорового питания и др.
Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:
Вечера вопросов и ответов. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.
Семинары для родителей. Основная цель и содержание семинаров для родителей- согласование между родителями и педагогами целей и стратегий развития ребенка (того что хотят для ребенка родители, и того какими средствами, совместными действиями можно достичь поставленной цели дома и в детском саду), формирование у родителей представления о целях и содержании дошкольной и предшкольной подготовки; оздоровление и питание, содействие приобретению родителями уверенности в своих силах; развитие толерантности всех членов группы (и родителей в том числе) в ситуации многонациональности и различных социальных возможностей.
При необходимости могут быть созданы «фокус-группы» для мам или пап –одиночек, для молодых родителей, для родителей, озабоченных однотипными проблемами в развитии и воспитании детей. В этих случаях целесообразно подключить к работе специалистов.
Практика, ориентированная на семью, не определяется как набор форм и процедур. Скорее, она требует желания придерживаться ценностей связанных с уважительным отношением к семьям, с необходимостью прислушиваться к родителям, учиться у них способам взаимодействия с ребенком сотрудничать с ним.
Становясь активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.
Список литературы
1.М.Н. и Н.Н. Телеповы «Родители и дети: Кто-кого?»
2.Вместе с семьей: Пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений с родителями. / Т.Н. Дронова.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2006. (Детский сад и семья).
3.Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дет. сада / Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др. - М.: Просвещение
4. Интернет - ресурсы
5.Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
6. Занимаемся, празднуем, играем: сценарии совместных мероприятий с родителями / авт.- сост. Т.И. Кандала, О.А. Семкова, О.В. Уварова. - Волгоград: Учитель, 2011.
7. Зверева, О.Л. Родительские собрания в ДОУ: Метод. пособие / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - 3-е изд. - М.: Айрис- пресс, 2008.
(Дошкольное воспитание и развитие).
8. Свирская, Л. В. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2007. - 176 с.
9. Хямяляйнен, Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы.: книга для воспитателей дет. сада и родителей. - М.: Просвещение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Установление партнерских отношений между родителями и воспитателями детского сада
Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в жизнь и деятельность их детей, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит?...
Установление доверительных отношений между родителями и педагогами ДОУ.
Материал может быть использован в любых формах взаимодействия с семьей: на родительском собрании, конференции, за круглым столом.Он поможет понять родителям необходимость участия в образовательном про...
«Установление партнерских отношений с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ »
Процесс привыкания ребенка к условиям дошкольной организации интересует и родителей и педагогов. Тема адаптации актуальна для нашего дошкольного учреждения, так как на базе нашего центра развития ребе...
Установление партнерских отношений с родителями как условие адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Период адаптации-очень серьезный этап в жизни дошкольника....
«Организация партнерских отношений между родителями и сотрудниками ДОУ»
Презентация по теме «Организация партнерских отношений между родителями и сотрудниками ДОУ». Выбранная тема является в настоящее время актуальной для образовательных организаций. В нашей р...
Советы педагога-психолога воспитателям по формированию дружеских отношений между детьми в условиях детского сада.
Советы педагога-психолога воспитателям по формированию дружеских отношений между детьми в условиях детского сада....
«Индивидуализация образовательного процесса как важное условие установления партнерских отношений с родителями»
О взаимодействии участников образовательного процесса, о сотрудничестве и выстраивании партнерских отношений педагогов с родителями....