Рабочая программа по кружковой работе по валеологии "Здоровейка "
рабочая программа (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
комбинированного вида детский сад №1 «Солнышко» г.Шагонар
муниципального района «Улуг-Хемский кожуун» Республики Тыва
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружковой работы по валеологии «ЗДОРОВЕЙКА»
в подготовительной группе 6-7 лет
(2018 – 2019 учебный год)
воспитателя Ондар Азиймаа Кара-ооловны
2018 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Актуальности реализации программы
1.3. Цели и задачи программы
1.4. Срок реализации программы
1.5. Принципы построения программы
1.6. Организация работы с детьми
1.7. Уровень подготовки детей
1.8. Планируемые результаты реализации программы
II. Содержательный раздел
2.1. Перспективное планирование
2.2. Особенности взаимодействия с родителями
III. Организационный раздел
3.1. Учебно-тематическое планирование
3.2. Программно-методическое обеспечение
Приложение
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Программа кружка по валеологии «Здоровей-ка» разработана в соответствии с Законом «Об образовании», СаНПиН и ФГОС дошкольного образования.
Программа кружка рассчитана для детей 5-7 лет и направлена на формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем здоровье, на совершенствование всех видов движений и развитие физических качеств.
Содержит три основных блока:
1. Блок работы с детьми направленный на решение задач валеологического воспитания во всех видах детской деятельности;
2. Блок работы с семьей;
3. Блок по созданию валеологически развивающей среды в группе.
1.2.Актуальности реализации программы
Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 10% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того до 25-35% детей, приходящих в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания. Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах этого. Одной из главных причин является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом.
В связи с этим возникает уверенность, что воспитание валеологической культуры актуально уже в дошкольном возрасте. Что же такое валеологическая культура?
Под валеологической культурой ребенка мы понимаем совокупность нескольких компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а так же самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
1.3.Цели и задачи программы
Цель: формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем здоровье;
повышение физической подготовленности детей, уровня здоровья при одновременном развитии их умственных способностей.
Задачи:
1. Помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.
2. Формировать у детей адекватные представления об организме человека. Помочь ребёнку создать целостное представление о своём теле.
3. Обучать детей уходу за своим телом, навыками оказания первой элементарной помощи.
4. Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма.
5. Формировать привычку ежедневных физических упражнений.
6. Изучать причины возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.
7. Выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свое состояние и ощущение.
8. Формировать потребность в физическом и нравственном совершенствовании, в здоровом образе жизни.
9. Профилактика и устранения вредных привычек.
10. Осуществление валеологического мониторинга.
Познавательный цикл реализует следующие задачи:
Ознакомление детей с важнейшими анатома – физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов);
Развитие умения обосновывать и соблюдать правила гигиены;
Развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения;
Обучение детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений;
Развитие творческого, критического и эвристического мышления, вариативных представлений о поведении человека в различных ситуациях;
Развитие интеллектуальных способностей по переносу знаний на конкретные ситуации жизни человека;
Постоянное внимание к речевой культуре через проблемные, обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений и действий;
Развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей, умения сравнивать и обобщать;
Усвоение системы культурно –гигиенических знаний об организме человека;
Содействие становлению форм естественного поведения – соблюдение правил личной и общественной гигиены в повседневной жизни детей.
1.4. Срок реализации программы – 1 год:
- занятия с детьми проходят с октября месяца по апрель, 1раз в неделю
- время проведения –25 - 30 минут
- в месяц – 4 занятия – 2 часа
- количество детей – 10, возраст 5-7 лет.
1.5. Принципы построения программы
Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Принципы взаимодействия с детьми:
Сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
Постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
Исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
Сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
Каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.
1.6. Организация работы с детьми
Основными средствами обучения детей является:
Наблюдения
Беседы
Экспериментирование
Развлечения
Практическая деятельность
Для успешной реализации программных задач используются занятия по содержанию:
Традиционные
Круговые тренировки
Игровые
Занятия – путешествия
Обучающие
Познавательные
Организация работы с детьми строится с учетом следующих методических требований:
1. Структура занятий:
1. Организационный момент
2. Гимнастика
3. Дидактическая игра или игра-беседа на повторение изученного ранее материала.
4. Познавательный блок
5. Сообщение нового материала через игру-беседу или самостоятельные выводы детей на основе наблюдения, опыта и т. п.
6. Дидактическая или подвижная игра на закрепление
7. Релаксация
1.7. Уровень подготовки детей
Для определения уровня усвоения материала в конце каждого месяца предполагается проведение итогового контрольно-проверочного занятия, итоги которого заносятся в таблицы (см. приложение 1).
Диагностика валеологической культуры ребенка помогает выявить способы и образцы социального поведения, взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Выявляет осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, решение задач, связанных с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья, оказанием элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи.
В работе используются такие методы диагностики как наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктивной деятельности, вопросы к детям и др.
Показателями эффективности работы по валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста будет наличие у детей:
знание правил гигиены и ухода за своим телом;
знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
1.8. Планируемые результаты реализации программы
К концу года ребенок должен знать и иметь представление:
- о важности занятий гимнастикой и физкультурой;
- о пользе закаливания;
- о ценности своего здоровья;
- об основных функциях организма;
- об основных витаминах в продуктах питания;
- о некоторых внешних признаках здоровья и болезни, о путях передачи инфекций;
- о первой помощи при травме;
- о необходимости обращаться ко взрослым в трудных ситуациях и несчастных случаях;
- о правилах ухода за зубами;
Ребенок должен уметь:
- выбирать полезные продукты, богатые витаминами;
- проводить закаливающие процедуры;
- правильно пользоваться личными вещами;
- вовремя и правильно мыть руки;
- пользоваться телефоном при вызове скорой помощи, милиции, пожарной машины;
II. Содержательный раздел
2.1. Перспективное планирование
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КРУЖКА ПО ВАЛЕОЛОГИИ
«ЗДОРОВЕЙ-КА»
2.2. Особенности взаимодействия с родителями
Консультации по сохранению и укреплению здоровья, в родительском уголке в разделе «На здоровье!».
Индивидуальные беседы на темы оздоровления организма детей и родителей.
Оформление выставок рисунков «Советы детям»
Фотовыставки
Оформление альбома «Я - Чудо!»
«Здоровье ребенка во многом зависит от обстановки, которая окружает его дома. Доброжелательные семейные отношения определяют его эмоциональное состояние, его психическое здоровье. Положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей».
Темы консультаций для родителей:
«Режим дня дошкольника»;
«Научите ребенка правильно дышать»;
«Профилактика простудных заболеваний через закаливание организма»;
«Здоровье и здоровый образ жизни»;
« Физическое воспитание ребенка в семье»;
«Прогулки – это важно»;
«Закаливание детей дошкольного возраста».
III. Организационный раздел
3.1. Учебно тематическое планирование
Программа валеологического воспитания состоит из 7 разделов, каждый из которых делится на 4 темы, рассчитанных на 1 месяц.
I. «Человек – живое существо»
II. «В гостях у Мойдодыра»
III. «Помоги себе сам»
IV. «Золотые правила питания»
V. «Человек и природа»
VI. «Откуда берутся болезни»
VII. «Овощи и фрукты - полезные продукты»
Раздел «Человек – живое существо» ставит перед собой задачи ознакомления детей со строением тела человека, с функциями основных органов и систем, с тем, что необходимо человеку для нормального существования. Человек не может прожить без тепла, света, без пищи и гигиенических навыков, без труда, человеческого общения и занятия спортом.
Второй раздел «В гостях у Мойдодыра» предполагает сформировать у детей элементарные гигиенические умения и навыки. Как правильно ухаживать за зубами и что влияет на здоровье людей, как водой и мылом можно предупредить различные болезни, закаливание организма водой, солнцем и воздухом.
Задача раздела «Помоги себе сам» заключается в следующем: «Формирование элементарных навыков оказания первой медицинской помощи умение вести себя умело в экстремальных ситуациях, обращаться за помощью в службу милиции, скорой помощи, пожарную службу» решает задачу «Изучать причины возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности».
Раздел «Золотые правила питания» предполагает дать детям представления о правильном и полезном питании, какие продукты полезны для организма, а какие – нет. Закрепить у детей правила поведения за столом и правила сервировки стола как теоретически, так и практически.
В разделе «Человек и природа» мы знакомим детей с охраной окружающей среды, учим называть и различать лекарственные и ядовитые растения и грибы.
«Откуда берутся болезни» - название одного из разделов программы, из которого дети узнают о возникновении болезней и способов их профилактики, о формировании правильного отношения к своему здоровью.
Последний раздел «Овощи и фрукты – полезные продукты» решает задачу «Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма» через формирование знаний о витаминах, в каких продуктах они содержатся, и какую пользу приносят организму человека».
3.2. Программно-методическое обеспечение
1. Авдеева, Н. и др. Безопасность глазами ребенка: Учебно-методическое пособие по работе с детьми старшего дошкольного возраста. /Авдеева Н., Князева О., Стёркина Р.// Основы безопасности жизни. – 2000. - №4. – С.10-13.
2. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника текст: методическое пособие – 2-е изд. – М. : 2000. -108 с.
3. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях текст: методическое пособие /Т.Л.Богина. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 112с.-(Библиотека воспитателя)
4. Борисова, Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками текст: методическое пособие – 2-е изд. переработ. – М. : Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. – 144 с. – (Дошкольное образование)
5. Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка текст. – М.: Школьная пресса, 2007. – 24с. – (Я – человек).
6. Деркунская, В. Как воспитать ребенка валеологическикультурным?: текстВ.Деркунская, Н.Поведенок Дошкольное воспитание. – 2004.-№11.- С.12-15.
7. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми текст: методическое пособие – 2-е изд. испр. и доп.. – М.: 2001.- 94 с.
8. Кондратьева. Н.Н. Мы. Программа экологического образования текст: программа – 2-е изд. – М.:АРКТИ, 2002. – 172 с.
9. Лоскин, В.А., Голубева, Л.Г. Растем играя: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физической культуры. – М.: Просвещение, 2002. – 110с.
10. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений текст, таблицы: рекомендации - 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2000. – 107с. – (Развитие и воспитание дошкольника).
Приложение 1
Диагностика валеологической культуры ребенка
Раздел: «Человек – живое существо»
| |||||||||
1.Имеет устойчивые представления о человеке половых различиях и особенностях внешнего вида. | |||||||||
2. Знает о строении тела человека, наличие и функционирование основных органов и систем. | |||||||||
3.Знает о необходимых факторах жизни и развитии человека (питание, тепло, свет, режим дня, забота о здоровье) | |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
6. Может самостоятельно организовать подвижные игры, планировать самостоятельную двигательную активность. |
Вопросник по определению уровня знаний по теме:
"Ознакомление с организмом человека"
(до изучения и после изучения темы)
Вопросы по теме
1.Как ты понимаешь, что такое организм?
2.Какие части тела ты знаешь?
3.Из каких маленьких частичек состоит наш организм?
4.Какие органы ты можешь назвать?
5.Для чего человек должен знать свой организм?
6.Как можно использовать знания об организме в жизни?
Раздел: «В гостях у Мойдодыра»
Ф.И. ребенка Показатели | ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
3.Умеет обслуживать себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены. | ||||||||||
4.Знает основные принципы и виды закаливания организма. | ||||||||||
| ||||||||||
6.Умеет одеваться в соответствии с погодой. | ||||||||||
7. Умеет выполнять дыхательную гимнастику, массаж и самомассаж. | ||||||||||
8.Без напоминания, по мере необходимости моет руки ( перед едой, после прогулки, после посещения туалета…) |
Раздел: «Помоги себе сам»
Ф.И. ребенка Показатели | ||||||||||
1Умеет пользоваться опасными бытовыми приборами под присмотром взрослых (игла, ножницы, нож..) | ||||||||||
2. Умеет правильно пользоваться бытовыми электроприборами под присмотром взрослых (телевизор, пылесос, компьютер..) | ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
5.Умеет оказать элементарную медицинскую помощь себе и другим (промыть глаза, смазать рану..) | ||||||||||
| ||||||||||
7. Знает и соблюдает правила дорожного движения. | ||||||||||
8.Умеет культурно вести себя в общественных местах соблюдая правила безопасного поведения. | ||||||||||
9.Знает и выполняет правила безопасного поведения в п/играх. |
Раздел: «Человек и природа»
Ф.И. ребенка Показатели | ||||||||
1.Знает правила поведения в природе. | ||||||||
2.Умеет называть и различать некоторые ядовитые растения и грибы. | ||||||||
3.Знает некоторые лекарственные растения и их свойства. | ||||||||
4.Проявляет осторожность при общении с животными, может обезопасить себя в случае нападении. | ||||||||
5.Знает о влиянии загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье людей. | ||||||||
6.Имеет представление о Красной книге. | ||||||||
7. Самостоятельно делает замечания нарушителям общественного порядка и природы. | ||||||||
8.Умеет ухаживать за растениями, с удовольствием трудится в природе.. | ||||||||
9.Наблюдатален в природе, любит экспериментировать и ставить опыты. |
Разделы: «Золотые правила питания» «Овощи и фрукты - полезные продукты»
Ф.И. ребенка Показатели | ||||||||
1.Умеет правильно питаться, соблюдать меру в еде. | ||||||||
2.Умеет отличать полезные и неполезные для организма продукты, разумно их употреблять. | ||||||||
3.Владеет культурой приема пищи, правилами поведения за столом. | ||||||||
4.Умеет правильно сервировать стол, знает и называет столовые приборы | ||||||||
5.Знает о ценности употребления в пищу овощей и фруктов. | ||||||||
6.Знает о целебных свойствах лука и чеснока. | ||||||||
7. Знает о наличии витаминов в продуктах, какие и как полезны для организма. |
Раздел: «Откуда берутся болезни?»
| |||||||||
1.Умеет определять состояние своего здоровья и здоровья окружающих. | |||||||||
2.Умеет назвать и показать, что у него болит, какая часть тела, какой орган. | |||||||||
3.Имеет общие представления о микробах и вирусах, способах передачи некоторых инфекционных заболеваний. | |||||||||
4.Имеет представления о душевно и физической боли. | |||||||||
5.Знает как себя вести во время болезни. | |||||||||
6.Знает и выполняет элементарные правила ухода за больным человеком. | |||||||||
7.Знает, что такое лекарства, какую пользу и вред могут принести человеку. | |||||||||
8.Имеет общее представления о прививках, для чего они нужны человеку. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 |
октябрь
1.Беседа «Беседа «Из чего я состою?»
Образовательная цель: Расширить осведомленность детей о себе, своем теле, своем здоровье. Способствовать формированию представлений о росте и развитии человека - части природы, мыслящем существе.
Формы работы с детьми: подгрупповое
оборудование:
Экспериментирование:
В мякоти плодов апельсина разглядеть, различить отдельные клетки. Помочь осознать, что все наше тело, все его части состоят из бесчисленного множества мельчайших живых клеток. Они дышат, питаются, делятся, постоянно обновляются, растут, распадаются. Схемы деления клеток.
Беседа «Скелет - надежная опора тела человека» Доказать, ощупав свое тело, что мы состоим из множества больших и маленьких костей, прочно скрепленных друг с другом (череп, позвоночник, грудная клетка). Все вместе они и составляют скелет..
. Доказать, что скелет - надежная опора тела человека, сравнив его с крепким домом (прежде чем начать строительство люди сооружают каркас - огромную клетку - «скелет», а потом укрепляют плиты стен, потолков, полов)
Подвести детей к выводу: благодаря особому строению костей, скелет человека весит не так уж много. Акцентировать внимание детей на том, что у людей, занимающихся спортом и физическими упражнениями, кости развиваются лучше. Они делаются крепче, толще, так как сильному человеку нужна сильная опора. Альбом для рассматривания «Могут ли кости рассказать об истории давних лет?»
С/р игра «Травмпункт» Рассказать, что бывают случаи, когда люди ломают руку или ногу. Тогда врачи соединяют сломанные кости, накладывают гипс. На месте перелома начинают нарастать новые костные клетки, и кость срастается. Атрибуты к с/р игре «Травмпункт»
- Беседа-рассуждение «Органы чувств»
Экспериментирование:
- внешний вид языка;
- язык воспринимает вкус пищи;
-язык участвует в образовании речи;
- язык участвует в пережёвыванию пищи;
- как передаются микробы от человека к человеку;
- микробы боятся мыла;
Дидактическая игры:
«Как органы чувств человека помогают друг другу», «Узнай на вкус», «Подарки для Карлсона», «Гости Карлсона».
«Если сделаю так», «Найди пару», «Умный поварёнок».
Гимнастика для языка.
Самомассаж для спины «Свинка»
Самомассаж для рук «Строим дом»
Сюжетно-ролевая игра «Открытие кабинета дерматолога».
Трудовые поручения «Позаботимся об окружающих – дежурство по уголку природы – стереть пыль с листьев комнатных растений».
Лепка «Овощи для салата».
Чтение художественной литературы
нушевицкая «Кожа».
Органы чувств. Кожа. Эксперимент: рассматривание кожи через лупу на разных участках тела: на кончиках пальцев, на ладони, на лбу. Вывод: кожа на разных участках тела имеет различный рисунок.
Эксперимент:
с закрытыми глазами попытаться определить способ воздействия на кожу:
-уколоть:
-ущипнуть:
-провести линию каким-либо предметом;
-приложить лед или горячий предмет;
-капнуть водой;
-провести перышком и т.д. Рассказать о значении кожи для человека:
-не пропускает воду;
-надежно предохраняет внутренние органы от повреждений, принимая на себя толчки и удары, царапины и ожоги;
-бережет нас от жары и холода;
-помогает нам дышать - через ее поры попадает свежий воздух;
-выделяет капельки пота, которые выносят из нашего организма многие вредные отходы. Кожа очень чувствительна: она все время сообщает нам, что происходит с нашим телом - жарко нам или холодно, царапает ли нас что-нибудь, обдувает ли нас ветерок, сел ли на нас комар? Схема "Что ощущает наша кожа?"
Нос. Экспериментирование:
"Как нос чувствует запахи" Определить, что лежит в коробочке, не глядя и зажав нос, затем - вдыхая носом.
Вывод: При вдохе ртом запах не ощущается, человек чувствует запах только тогда, когда делает вдох носом. Выяснить, для чего нужен нос (для дыхания, для определения запахов) Животным носы помогают жить:
носом-клювом дятел долбит деревья, добывая насекомых;
рыба-меч своим страшным носом протыкает рыб;
кабан своим носом роет землю, вытаскивая съедобные корешки;
носом-иголочкой комар сосет кровь;
цепляясь своим носом-клювом, попугай лазает по деревьям;
страусы клювом измеряют температуру песка. "Киндерсюрпризные" емкости, содержащие пахучие вещества.
Наблюдение в природе за повадками животных. Рассказать о чутье зверей. Обоняние служит животным для выбора и поиска пищи, выслеживания добычи. Для зверей нужнее всего понюхать вещь. Когда лошадь чего-нибудь боится, она фыркает - прочищает себе нос, чтобы лучше чуять. Собаки узнают друг друга и дают друг другу знаки по запаху. Самое тонкое чутье у насекомых (пчела летит на цветок, червяк ползет к листу, комар чует человека) Настольная игра "Кто что чувствует"
Орган вкуса. Экспериментирование:
Поупражняться в определении вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса. Вывод: язык - орган вкуса.
Экспериментирование:
Зажав язык зубами, попытаться что-либо сказать. Вывод: язык - орган речи. Определить вкусовые зоны языка. Сладкое и соленое определяется кончиком языка, кислое - боками, а горькое - корнем. Сделать акцент на том, как лучше класть на язык горькую таблетку. Схематичное изображение вкусовых зон языка.
Иллюстрации, на которых отображена роль языка для животных:
язык-охотник (хамелеон, лягушка, муравьед);
язык-ложка (звери лакают);
язык-вентилятор (собаки, лисы, волки охлаждают свое тело).
Орган зрения. Экспериментирование:
Рассматривание своих глаз в зеркало. Определить значение частей глаза (веки, ресницы) - защита от пота, пыли, ветра.
Способствовать пониманию детьми того, что зрение - бесценный дар природы, который нужно беречь. Глаз различает тончайшие оттенки цветов, мельчайшие размеры, хорошо видит днем и неплохо - в сумерках. Стоит закрыть глаза, и окажешься в темноте. Рассказать о том, что некоторые животные (совы, собаки, мыши) видят все вокруг не цветным, а черно-белым. Черепаха - только зеленым. Лягушкины глаза видят только то, что движется. Коршун с громадной высоты может разглядеть на земле маленького цыпленка. Игра "Кто больше назовет цветов и оттенков цвета".
Правила в картинках:
-смотреть телевизор, находясь на расстоянии не менее 3м;
-не читать при слабом освещении;
-ежедневно умываться с мылом;
-не тереть глаза грязными руками.
Сюжетно-ролевая игра "Проверка зрения" Рассказать детям, почему и зачем некоторые люди носят очки. Порассуждать о проблемах незрячих людей. Попробовать на ощупь угадать некоторые предметы, буквы. Атрибуты к с/р игре "Кабинет окулиста"
Органы слуха. Беседа "Почему я слышу"
Экспериментирование:
"Проверим слух" Определить, примерно на каком расстоянии слышит человек. Показать, как человек слышит звук. Познакомить детей с особенностями развития слуха у человека, с различными причинами его нарушения. Развивать слуховое внимание. Дидактическая игра "Что полезно для ушей" (картинки с полезными и вредными ситуациями для ушей)
Игра "Узнай на слух"
Продуктивная деятельность:
Изготовление шкалы громкости. Доказать, что громкие звуки вызывают сильные колебания барабанной перепонки, что может привести к ослаблению слуха. Предложить составить измеритель силы и громкости звука. Иллюстрационный альбом "Кто как слышит" (Сова ловит на слух добычу ночью, уши у совы под перьями. Моль слышит усами. Саранча слышит животом. Слуховые ямки кузнечика - на ноге. Органом слуха у рыбы служит плавательный пузырь. Лиса слышит мышей под снегом. Морская медуза за 15 часов слышит приближение бури).
В здоровом теле - здоровый дух! Беседа "Для чего нужно закаливание" Способствовать пониманию того, что сила, выносливость не рождаются вместе с человеком, а им самим вырабатываются. Даже физически слабый от природы человек может стать крепким и выносливым. (рассказ о русском полководце А.Суворове) Правила и секреты закаливания в картинках:
-одеваться по погоде, не кутаться;
-делать зарядку;
-обтираться влажным полотенцем;
-ежедневно принимать душ;
-больше двигаться, играть в подвижные игры, бегать.
Гимнастика "Точки здоровья" Способствовать выработке привычки выполнять массаж ежедневно утром и вечером. Закрепить знания об определенных жизненных центрах на теле человека. Воздействие на них путем точечного массажа помогает защититься от простуды и других заболеваний. Схематическое изображение точек здоровья на теле человека.
Выставка "Зеленая аптека" Познакомить детей с наиболее распространенными лекарственными растениями - источниками жизни и здоровья. Дать детям понятие "фитотерапия" Дидактические игры "Послушай и запомни" (лечебные свойства березы, брусники, зверобоя, календулы, крапивы, липы, лимона, лука, мать-и-мачехи, одуванчика, подорожника , ромашки и т.д.)
"Отгадай загадку",
Беседа "Спорт! Спорт! Спорт!" Способствовать у детей формированию ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека. Иллюстрационный журнал "Выбирай на вкус" (виды спорта)
Продуктивная деятельность: Конструирование из бросового материала "Предметы, необходимые для занятий различными видами спорта" Развивать умение видеть возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании, реализовывать свои творческие возможности. Дидактическая игра "Кому что нужно?"
(предметы, необходимые для занятий тем или другим видом спорта)
"Олимпийские" игры Организовать образовательное пространство группы так, чтобы каждый ребенок смог выбрать такой вид спорта, который ему нравится и подходит его организму, возрасту, характеру. Материал о победителях Олимпийских игр в разных видах спорта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по кружковой деятельности "Физкультура с элементами логоритмики"
Кружок по дополнительным образовательным услугам где физкультура в игровой форме сочетается с элементами из логоритмики...
Рабочая программа по кружковой деятельности "Физкультура с элементами логоритмики"
Кружок по дополнительным образовательным услугам где физкультура в игровой форме сочетается с элементами из логоритмики...
Рабочая программа по кружковой работе с детьми с задержкой психического развития " Веселые карандаши"
Методическая разработка Рабочий кружковой программы для детей с задержкой психического развития по развитию графических навыков....
Рабочая программа по кружковой работе "Волшебный пластилин"
Рабочая программа по кружковой работе " Волшебный пластилин"...
Рабочая программа по кружковой деятельности Дорога в сказку
Программа кружка «Дорога в сказку» предназначена для работы с детьми от 5 до 6 лет. Она способствует развитию нравственной сферы и познавательных процессов детей, в особеннос- ...
Рабочая программа по кружковой работе Волшебная мастерская"
Рабочая программа...
Рабочая программа дополнительной (кружковой) образовательной работы «Тестопластика» с детьми (4-5 лет) средней группы МБДОУ детского сада «Сказка» г. Иркутска
Актуальность данной программы состоит в том, что она стимулирует эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста, приобщает к культуре и искусству, а также организует увлекательный и сод...