Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду
статья (младшая группа)

Киселёва Ольга Евгеньевна

Первые годы жизни ребенка – важный этап в его формировании. Закладываемое в это время эмоциональное отношение к окружающему миру, к людям и к самому себе оставляет неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе жизни человека. Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации. В данной статье не только рассматривается вопрос адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду, но и приводятся практические рекомедации для воспитателей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические условия успешной адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду

Киселёва О.Е.- воспитатель ГБДОУ детский сад № 7 Колпинского района г.Санкт-Петербурга.

Первые годы жизни ребенка – важный этап в его формировании. Каким будет взрослый человек по своим физическим и умственным способностям, нравственным качествам, в большой степени зависит от этого периода.

Закладываемое в это время эмоциональное отношение к окружающему миру, к людям и к самому себе оставляет неизгладимый след на всем дальнейшем поведении и образе жизни человека.

Каждому ребенку рано или поздно придется «социализироваться», т.е. стать способным жить среди других людей. Самая лучшая мама, бабушка или няня не заменят малышу необходимый ему детский коллектив. Хороший детский сад не заменяет семейное воспитание, а лишь дополняет его. Большинству детей детский сад приносит огромную пользу, поэтому рано или поздно большинство родителей задумываются о том, чтобы отдать ребенка в детский сад.

Поступление ребенка в дошкольное учреждение – процесс сложный и для самого малыша, и для родителей. Для ребенка это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Малышу предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Все это может вызвать у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими. И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответствен момент выхода ребенка в детский сад, насколько серьезные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь.

Чтобы привыкание ребенка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации. Многие родители обращаются за помощью к специализированным психологам, которые могут быть как работниками дошкольного образовательного учреждения, так и быть сотрудниками специализированных психологических центров или частными практикующими психологами. Перед этими специалистами встает непростая задача – оказание консультативной помощи как детям, чтобы их адаптация к детскому саду прошла максимально быстро и спокойно, так и их родителям, чтобы избавить последних от страхов за психическое и эмоциональное состояние ребенка.

Сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности: психологическую и педагогическую диагностику, консультирование, методическую и организационную работу.

Рекомендации для воспитателей:

– любите детей и относитесь к ним как своим

– помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;

– приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;

– необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;

– проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;

– проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад.

В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.

Рекомендации для родителей:

– любите своего ребенка таким, какой он есть;

– радуйтесь своему ребенку;

– разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;

– слушайте ребенка, не перебивая его;

– установите четкие и определенные требования к ребенку;

– не устраивайте для ребенка множество правил;

– будьте терпеливы;

– каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;

– в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними;

– поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;

– чаще хвалите ребенка;

– поощряйте игры с другими детьми;

– интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;

– не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;

– помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;

– прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям детского сада;

– посещайте групповые собрания.

Фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.

Живя в семье, ребенок привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.

Поэтому первый этап подготовки детей к детскому саду необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках (эту информацию можно получить в детской поликлинике, на педиатрических участках), организация родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.

Адаптационный период считается законченным, если: ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает, вовремя просыпается, играет. Таким образом, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания детей к дошкольному учреждению является продуманная система психолого-педагогических воздействий, в которой главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.

 

 литература:

  1. Адаптация ребенка к детскому саду. Советы педагогам и родителям: [сборник / сост. А.С. Русаков]. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2014.
  2. Алексеева, Е.Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика. – 2012.
  3. Атякшева, Т. Дети могут быть счастливы в детском саду // Воспитание дошкольников. – 2009.
  4. Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду // Дошкольное воспитание. – 2014.

89312299623- Киселёва Ольга Евгеньевна

kis.lecha@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Условия успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду и не только»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11138603","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Консультация для воспитателей «Особенности успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду»

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей детского сада по работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптацииЗадачи:- познакомить воспитателей с особенностями ус...

Использование арт-терапии как условие успешной адаптации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ (методические рекомендации)

Арт-терапия в учреждениях дошкольного образования – это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность можно объяснить тем, что, в отличие от основных ко...

Положительный опыт успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду»

Когда ребёнок поступает  в детский сад, для всей его семьи наступает непростой период жизни: как у самого  ребенка, так и у его родителей.  Для малыша - это сильное стрессовое пер...

Игровая терапия, как средство успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду

Игровая терапия, как средство успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду...