Моделирование развивающей предметно- пространственной среды как фактор выявления и развития способностей дошкольников
статья
Организация дошкольного образования в сельской местности имеет свою специфику по сравнению с городскими. В отличие от города здесь нет театров, минимальное количество детских студий и секций для дошкольников, поэтому дети ограничены в развитии своих способностей, общении со сверстниками, а детский сад является единственной возможностью для развития дошкольников. В связи с этим необходимо сделать все, чтобы посещение детьми детского сада было праздником, чтобы они не зависели от регионального месторасположения поселения, социального положения своих родителей и чувствовали себя равноправными членами современного общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_razvivayushchey_sredy.docx | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Моделирование развивающей предметно – пространственной среды как фактор выявления и развития способностей дошкольников».
Организация дошкольного образования в сельской местности имеет свою специфику по сравнению с городскими. В отличие от города здесь нет театров, минимальное количество детских студий и секций для дошкольников, поэтому дети ограничены в развитии своих способностей, общении со сверстниками, а детский сад является единственной возможностью для развития дошкольников. В связи с этим необходимо сделать все, чтобы посещение детьми детского сада было праздником, чтобы они не зависели от регионального месторасположения поселения, социального положения своих родителей и чувствовали себя равноправными членами современного общества.
Эффективные возможности для развития индивидуальности воспитанников с учетом их возраста, склонностей, интересов, уровней активности представляет предметно – пространственная среда, которая при правильной организации стимулирует развитие любознательности, инициативности, ответственности, исследовательского интереса, интеллектуальной и познавательной сферы. Среда становится основой для развития способностей каждого ребенка, воздействуя на эмоции детей, побуждает их к деятельности.
В соответствии с требованиями Стандарта дошкольного образования, в детском саду среда должна быть трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная, безопасная.
Чтобы соответствовать этим требованиям, необходимо дополнять и обновлять развивающую предметно – пространственную среду новыми компонентами, изготовленными руками педагогов, которые стимулируют познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Среди пособий, выполненных педагогами, особое место занимают тематические чехлы или маркеры игрового пространства.
С помощью маркеров дети могут самостоятельно организовать и преобразовать игровое пространство, разграничить зону игры. Они способствуют развитию мелкой моторики, координации, обогащению словарного состава, воспитывают культуру общения. Тематические чехлы способствуют развитию игровой деятельности, творческих и познавательных способностей.
Обучение дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности.
Доступной и интересной является музейная педагогика, как инновационная технология в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно – пространственную среду.
В беседах с детьми выяснили, что большая часть воспитанников ни разу не была в музее. Причины самые разные. Это и привело нас к идее о создании мини – музеев.
Каждый мини – музей - результат общения и совместной работы педагога, детей и родителей. Вместе с детьми приносят из дома экспонаты, пополняя музеи.
В «Кубанской горнице» дети имеют возможность окунуться в историю и национальный быт наших предков, проявить интерес к народному творчеству и родной культуре.
Кубань – благодатный край, опоясанный горными хребтами и омываемый волнами Черного и Азовского морей. Благодаря огромным полям, засеянных пшеницей, Кубань заслуженно именуется житницей России.
В мини-музее хлеба дети могут узнать, как растили хлеб в старину и как это происходит сейчас, как выращивают злаковые культуры, формируют представление о ценности хлеба. Ребята знакомятся с профессией хлебороба, с их нелегким трудом. Работа, которая ведется в данном направлении, дает возможность прививать детям бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
А в мини – музее моря ребята могут познакомиться с загадочным и таинственным подводным миром, с его обитателями. Сувениры и поделки из ракушек, разные виды кораблей - притягивают взгляды детей. Ребята с удовольствием используют в играх творческие экспонаты музея.
Проведенный в детском саду конкурс поделок среди воспитанников, посвященный дню космонавтики, привел к созданию мини - музея «Космос – далекий и близкий». Попадая в музей космоса, дети с удовольствием рассматривают макеты космических объектов и планет Солнечной системы, знакомятся с разными созвездиями, знаменитыми космонавтами и их трудом. У детей развивается интерес к космонавтике как к науке, появляется первоначальное понимание астрономии.
Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы на сегодняшний день очень актуально.
Игра в шахматы воспитывает усидчивость, способствует развитию у детей умения ориентироваться на плоскости, логическому мышлению, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, что благотворно влияет на дальнейшее обучение в школе. Решение всякого рода загадок, головоломок становится главным содержанием их познавательной деятельности. Но самое главное – учит создавать внутренний план действий, действовать в уме, что является ключевым для развития мышления в целом.
Обучение игре в шахматы – направление, в котором достижение эффективных результатов возможно только при условии привлечения родителей. Они посещают открытые занятия, принимают участие в круглых столах, мини – турнирах. Организация семейного досуга посредством игры в шахматы помогает закрепить навыки, полученные детьми на занятиях, играет большую роль в создании дружеской, доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА- ДОШКОЛЬНИКА
Помогает решить проблемы вовлечения социальных партнёров в воспитательно-образовательный процесс и проблемы социализации детей....
Из опыта работы.«Развивающая предметно-пространственная среда как фактор полноценного развития детей дошкольного возраста»
Младшие и средние группы ДОУ...
Развивающая предметно-пространственная среда как фактор ФЭМП у дошкольников
Выступление на педагогическом совете...
Развивающая предметно - пространственная среда как фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Развивающая предметно - пространственная средакак фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствиис требованиями ФГОС ДО...
Развивающая предметно- пространственная среда как фактор развития ребенка
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной....
Комфортная развивающая предметно - пространственная среда как фактор развития детей дошкольного возраста
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие. ...
Моделирование развивающей предметно-пространственной среды по речевому развитию в логопедической группе
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержа-тельно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариатив-ной, доступной и безопасной.Речевое развитие – важнейшее ...