Развивающая предметно - пространственная среда как фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО
презентация на тему
Развивающая предметно - пространственная среда
как фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствии
с требованиями ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tumbaeva_m.a._rpps.docx | 20.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая предметно - пространственная среда
как фактор развития самостоятельной творческой деятельности дошкольников в соответствии
с требованиями ФГОС ДО
(в рамках работы педсовета: «Создание развивающей предметно-пространственной среды как системы условий для социализации и индивидуализации дошкольников»)
Развивающая среда способствует установлению,
утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе,
дает ему возможность испытывать и использовать
свои способности, стимулирует проявление им
самостоятельности, инициативности, творчества.
М.Н. Поляков
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования организация предметно-пространственной среды в группе строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развиваться индивидуальности каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Поэтому развивающая предметная среда должна быть современна, отвечать критериям функционального комфорта и основным положениям развивающей детской деятельности, обеспечивать полноценное развитие, достижение нового, перспективного уровня в развитии детей. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Основными условиями развития самостоятельной творческой деятельности детей являются:
- создание обстановки, способствующей разнообразной деятельности;
- предоставление ребенку свободы в выборе деятельности;
- комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослых;
- физическое и интеллектуальное развитие детей.
Среда является фактором развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Это влечет за собой повышение уровня художественного воспитания, раскрытия творческих способностей детей. Они играют большую роль в будущей жизни ребёнка. Сегодня общество нуждается в людях, способных на творчество в любой сфере человеческой деятельности. Развитие творчества не происходит само по себе. Оно требует особого внимания. В творческой деятельности ребёнок познаёт окружающий мир, постоянно что-то открывает новое для себя, может ставить и решать нетиповые проблемы. В процессе творческой деятельности у дошкольников формируются исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области, анализировать новые ситуации, увидеть невидимое, объединить разное, упростить сложное. Одним словом дети приучаются к творческой активности, к творческому труду, к творческому поиску и решению.
Предметно-пространственная среда в группе должна быть спланирована так, чтобы дети имели возможность делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения, имели возможность для уединения. Важно, чтобы среда не ограничивала детскую инициативу, а наоборот, предоставляла бы возможности для проявления и – что важно – для развития и реализации разнообразных идей. Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия.
Прежде всего, РППС должна быть эстетично оформленной. Важным средством художественной выразительности является цвет. Необходимо стараться, чтобы всё в группе радовало глаз ребенка и побуждало к взаимодействию со средой. Это обеспечивается доступностью материала, его разнообразием и постоянным обновлением. Внесение новых, совершенно незнакомых материалов, побуждает детей к творческому поиску.
Дидактические игры и пособия, ярко и оригинально оформленные, помогают детям эффективно и быстро освоить не всегда интересный и достаточно трудный материал. Центры оформляются в виде знакомых детям образов с яркими красочными деталями. Пространство организуется так, чтобы у ребенка были возможности для самовыражения.
Развивающую среду образуют и творческие работы детей. Поделки, изготовленные из бросового материала, очень нравятся детям.
Дети учатся по – новому смотреть на старые ненужные вещи, находить им необычное применение, т.е. у них развивается фантазия, воображение.
Например, в «Центре творчества» любой ребенок может разместить свои работы, выполненные в детском саду или дома. Многие работы можно подарить сотрудникам детского сада. Дети видят практическое применение своим работам, это повышает их самооценку и служит мотивацией к продолжению творческой деятельности.
Предметно-пространственная среда должна стать насыщенной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Педагоги должны стараться оформить игровые центры так, чтоб у каждого ребенка было желание чем-либо заняться, что-то смастерить, построить, создать своими руками и не только одному, но и совместно со сверстниками. Например, в нашей группе при построении предметно – пространственной среды мы старались соблюдать принцип зонирования. В группе есть такие центры как: центр экспериментирования, центр творчества, центр для театрализованных игр, центр книг, центр сюжетно-ролевых игр (дочки-матери, кухня, магазин, прачечная, салон красоты, автомастерская, ПДД), центр конструирования, музыкальный центр, центр спортивных игр.
В центре сюжетно–ролевых игр дети учатся объединяться, договариваться, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Центр для сюжетно – ролевых игр предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Ребенок непосредственно принимает на себя игровую роль, вокруг которой строится воображаемая ситуация. Материал для сюжетно – ролевых игр в группе размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под замыслы". Стабильные тематические зоны полностью уступают место полифункциональному материалу, которые легко перемещаются с места на место.
Центр конструирования способствует развитию детского творчества, конструкторских способностей. Он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Дети, особенно мальчики, всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности.
Центр творчества организован для продуктивных видов детской деятельности. Имеется широкий спектр изобразительных материалов. Многообразие материала дает возможность продуктивно использовать его в разных видах занятий по художественному воспитанию, при этом создавая их вариативное содержание для развития творческих способностей детей, их самостоятельности. Все материалы расположены так, что дети могут свободно подходить к ним и пользоваться. В уголке творчества дети пробуют разные средства, рисуют на мольбертах, пользуются разнообразными материалами: мелками, пластилином, ножницами и множеством других средств и материалов. Эстетические работы детей носят стимулирующий характер к достижению успехов в дальнейшем. Оформление уголка творчества заканчивается выставкой детских поделок.
Для оформления игровых центров и уголков активно используем различные техники и приемы изготовления игр и пособий, с активным привлечением детей и наших родителей.
Преимущество обогащенной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию наших воспитанников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, организация предметно-развивающей среды в ДОУ – важный момент, на который необходимо обращать особое внимание. Правильно созданная предметная среда дает возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Воспитанники меньше будут конфликтовать между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО
В статье раскрывается построение предметно-пространственной развивающей среды в дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО....
«Совершенствование и индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как условие реализации образовательной программы дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Проект описывает простроение предметно-пространственной развивающей среды в современной дошкольной организации....
Статья "СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО"
В данной статье рассматриваются вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Представлен опыт работы по созданию РППС с целью повышения познавательного ин...
Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОС
Организация развивающей предметно-пространственной среды как условия развития детей 3–4 лет в соответствии с ФГОССеменоваИ.В. Организация развивающей предметно-пространственной среды как ус...
Создание развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом возрастных особенностей, потребностей, интересов детей и требований ФГОС ДО
Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ должна учитывать интересы и потребности ребёнка, его возрастные и индивидуальные особенности. Не содержать пестроты, перегрузки предметам...
Развивающая предметно-пространственная среда, направленная на развитие самостоятельной деятельности детей по теме «Здоровый малыш»
cent;Анализ заболеваемости детей в ДОУ показал достаточно высокий уровень хронических заболеваний, нарушения осанки, плоскостопия, а так же простудных респираторных заболеваний. Все это вызвало потре...
Долгосрочный проект на тему: «Создание развивающей предметно – пространственной среды в кабинете учителя – дефектолога для детей с ОВЗ соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Актуальность:В связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации...