Особенности воспитания и развития дошкольников на основании гендерных различий в работе мозга.
консультация

Кутеева Оксана Алексеевна

Материал подготовлен на основании лекций Т.В.Черниговской о работе мозга и его гендерных различиях. Информация сгенерирована в одно целое, ею удобно пользоваться для разного рода целей и задач, в том числе и для просвещения педагогического коллектива образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_razvitiya_mozga_po_genderu.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности воспитания и развития дошкольников на основании различий в работе мозга.

План.

1. Исследования в развитии мозга очень популярны.

2. Главный популяризатор исследований – Черниговская Т.В.

  • Искусство и мозг
  • Как научить мозг учиться
  • Язык и сознание
  • Как мы говорим и как мы думаем
  • Мозг и его различия по половому признаку

3. Система образования – первое место применения результатов исследований. Надеемся, что когда-либо эти знания будут внедрены, а пока будем учитывать то, что известно и может помочь в воспитательной и образовательной деятельности.

4. Подборка самого интересного

Индивидуальные различия между людьми так велики, что они перекрывают любые половые различия.

  • Женский и мужской мозг отличаются, они организованы по-разному.
  • Статистика научная:
  • 70% мальчиков получают низкие баллы за тесты,
  • 80% имеют дисциплинарные проблемы,
  • 70% остаются на второй год/берут академический отпуск/делают перерывы в обучении,
  • 90% правонарушений приходится на мальчиков,
  • на 100 девочек 276 мальчиков с проблемами в обучении,
  • на 100 девочек, которые имеют эмоциональные нарушения приходится 350 мальчиков;
  • в два раза больше мальчиков, которые имеют проблемы с развитием;
  • те, кто хорошо понимают и читают – девочек – 41%, мальчиков – 29%; от 10 до 14 лет в два раза больше мальчиков, которые делают попытки суицида;
  • ежедневно 7000 мальчиков бросают учебу. Делайте выводы сами.
  • Различия мозга начинаются очень рано, еще в утробе. Женский мозг буквально купается в эстрогене, а мужской в тестостероне. Эти гормоны оказывают огромное влияние на развитие мозга. И начинает это проявляться с рождения.
  • Девочки внимательнее следят за выражением лиц, стремятся к контакту глаза в глаза, взгляд мальчиков более поверхностный – техника eye tracking technic, которая следит за микродвижениями глаз. Девочка хочет контакта, а мальчики этого не делают. Аутистов среди мальчиков больше, чем девочек. Стремление встретиться взглядом и следить за выражением лица обусловлено эволюцией, оно биологическое, запрограммированное, не сознательно. Потому что биологическая задача женщины – родить потомство и его сохранить, а значит вести себя аккуратно, по возможности осторожно, лишний раз не рисковать. Она должна быть социально успешной – уметь общаться с другими людьми, устанавливать и сохранять отношения и связи.
  • Биологическая задача мужчины – это борьба, соревнование, выяснение, кто лучше, сильнее.
  • Девочки любят собираться группками и для того, чтобы встретиться и пообщаться повода не надо. Если собираются мальчики, их разговоры – соревнование, они меряются силами.
  • Есть разные отделы в мозгу, один из них – амигдола – маленькая штучка в центре мозга, которая ведает эмоциями и мотивацией. Худшее, что может быть при занятии чем-угодно – это скука. Если скучно – это биохимическая беда – начинают происходить процессы, которые не помогают запоминанию. У человека, который учится, должен быть какой-то мотив – жутко интересно, жесткая необходимость, деваться некуда, он тщеславен и должен быть лучше всех, либо он боится наказания – что угодно, только не нейтральное. И тогда мозгом начинаются вырабатываться вещества, которые способствуют запоминанию. Если предмет, содержание не интересует, выучить что-либо сложно или невозможно. Амигдола отвечает за эмоции, в том числе за страх: агрессивен человек или нет, активен или нет, способствует духу соперничества. Вот у мужчин амигдола больше и у нее есть рецепторы специальные, которые привлекают тестостерон, что в свою очередь влияет на отличительное поведение мужчин – они более склонны к конфликту и агрессии. Так же мужчины и женщины по-разному реагируют на ситуацию страха и стресса. Когда амигдола посылает сигнал о страхе возможно несколько реакций: бежать, если справиться невозможно, или сопротивляться, бороться, если есть сила и уверенность победить противника или договориться, избежать конфликт переговорами, давайте скоопирируемся, давайте подружимся, давайте посмотрим на ситуацию с другой стороны. Женщины могут уменьшать стресс и достигать состояния спокойствия и возможности договориться с миром. Нам это биологически задано и характерно. У женщин цель – сохранить потомство, рисковать ей опасно.
  • Когда амигдола посылает сигнал – какую-либо эмоцию - прифронтальная кора говорит: «Спокойно, давайте подумаем, может это не так нужно делать» П.К. – надзиратель, которые следит, чтобы другие не расшумелись. Созревает поздно! От 22 до 25 лет. Так что ожидать от ребенка рассудка, когда его захватывают эмоции не надо. Это как разговаривать с комаром – зачем ты меня кусаешь, я же тебя убью. Такого рода претензии предъявлять ребенку нельзя, потому что у него еще не дозрели те зоны мозга, которые регулируют его поведение, которые позволяют ему на себя посмотреть со стороны и подумать, наверное, я что-то не так делаю. Это те вещи, до которых надо дорасти.
  • П.К. больше у женщин и созревает быстрее, чем у мужчин. Эта разница во времени и качестве созревания п.к. дает возможность женщине искать решение ситуации, а не действовать импульсивно. Не бросаться сразу на мужа с топором, а подумать. 
  • Есть еще одна часть мозга, которая находится в прифронтовой коре, она тоже больше, чем у мужчин и специальные исследования показывают, что женщина впадает в тревогу и нервное состояние аж в 4 раза больше, чем мужчины. Женщина склонна к тревоге. Теоретическая биология это объяснит биологической необходимость. Она и должна быть внимательной к миру, не угрожает ли ей этот мир и если угрожает она должна думать, как решить проблему. Мужчины не склонны к тревоге. Эволюция подсказывает женщине быть более осторожной, внимательной и стараться не идти на риск.
  • При никакой деятельности у мужчин задействованы в основном задние отделы мозга, остальные практически не работают, а у женщин работает почти весь мозг. Она всегда во внимании. Женщина консервативна по замыслу. Она должна сохранять очаг, традиции, потому что это обеспечивает жизненную устойчивость всего, не ее задача лезть на баррикады, у нее другая цель.
  • Мужчины – это вектор, который показывает, куда эволюция будет идти, они на острие нового. А женщины обеспечивают это движение. Пример: гениальность мужчин и женщин. Просто хорошие способности у женщин более частые, а гений чаще встречается у мужчин. Мужчины переигрывают женщин. Зато женский мозг более продуктивный. Амигдола мужчин больше, чем у женщин и вообще мозг мужчин больше. Но дело не в килограммах, а в том, на сколько рациональная, сложная и правильная нейронная сеть. В этом смысле женский мозг гораздо эффективнее работает.
  • Кониктом – описание связей в мозгу. У мужчин основные связи между нейронами заключены в полушариях, у женщин по всему головному мозгу. Левое полушарие удовлетворено общением с самим собой, как и правое. Мозолистое тело, которое обеспечивает связи между полушариями у женщин больше, толще, мощнее. Женщины работают, как правило, обоими полушариями мозга. Женский мозг более симметричен, чем мужской. Женский мозг многозадачен. Пример Цезарь, как исключение.
  • У женщин существенно больше серого вещества, чем белого. Серое вещество – нервная ткань – нейрон как таковой – это та часть мозга, которая вовлечена в когнитивные задачи, в думанье, в трудные задачи, когда нужно что-то серьезно решать. Женский мозг более эффективен.  
  • Девочки и мальчики отвечают на стресс по-разному. Девочки реагируют на средний стресс застыв, не кидаясь что-то делать, не способны реагировать ни физически, ни эмоционально. Нас может тошнить, трясти. А у мальчиков средний стресс вызывает возбуждение, бодрость и желание участвовать в этом. В некотором смысле мальчики испытывают удовольствие от стресса, от стресса, который не угрожает жизни. От плохого настроения и несчастной любви помогает шоколад и бананы.
  • Девочки в меньшей степени принимают импульсивные решения, потому что серотонина и окситоцина у них больше. Именно поэтому мальчики более импульсивны и применить к ним дисциплину сложнее.
  • У девочек на 15% более интенсивный кровоток. Девочки лучше учатся в целом, чем мальчики.
  • Символы, абстрактные категории, картинки – это язык, который лучше понимают мальчики. В целом мальчики лучше справляются с такими науками, как математика, физика.
  • Кортикальные отделы, которые отвечают за вербальную/языкову активность, у девочек более развиты, чем у мальчиков. У нас более развита сенсорная память, помним звуки, запахи, шероховатости. Девочки пристойнее ведут себя в классе, у них меньше проблем с чтением и письмом.
  • Мальчикам труднее дается школа, потому что им сложно сидеть и слушать, им хочется бегать, носиться и соревноваться, проявлять моторную активность. Они не должны быть зажаты партой иначе рванет в другом месте.
  • Девочки многозадачны и легко переключаются с одной деятельности на другую. Мальчики ригидны и с большей трудностью переключаются. У девочек не бывает от этого невроза. Мальчику нужно подумать, чтобы переключиться на другую деятельность.
  • Генетическая разница – девочки лучше слышат, чем мальчики. У мальчиков на 35% проводящие пути в улитке меньше – анатомия другая. Мальчиков нужно ближе сажать.
  • Девочки быстрее и успешнее видят различия между объектами. А вот находят эти объекты мальчики. Топография – это мужское, не женское. Они хорошо ориентируются в пространстве и начинают это раньше девочек года на 4.
  • Девочки могут объяснить и описать свои чувства. Мальчики не могут, им это не нужно.
  • Моторика и речь у девочек развита лучше.
  • Дружбу девочки устанавливают ради компании, ради факта собирания, просто встретиться и поговорить, мальчики ради деятельности, цели, вместе делаем что-то.
  • Девочки идут на близкие и откровенные отношения с учительницей. Мальчики нет.
  • С мальчиками не надо разговаривать глаза в глаза, не садитесь напротив и не впивайтесь взглядом. Сядьте как бы рядом, а еще лучше начните совместную деятельность и мимо ходом поговорить о важном. Вроде, мы играем в мяч, а заодно выясняем вопросы.
  • Девочкам в ситуации стресса нужны друзья, подружки, поддержка, компания, т.с. давайте разделим наши общие неприятности. Мальчики хотят остаться один на один.
  • Девочки романы любят читать, а мальчики книги, в которых находится полезная информация, как что устроено и как что бывает.

Как учить мальчиков и девочек.

  • Мальчики не терпят разговоров ни о чем. Они хотят конкретно, кратко, четко, ясно, по делу.
  • Они глухи к нравоучениям и наставлениям.
  • Мальчикам нужны активности, конкретная деятельность/задача/цель, а не разговоры вообще. Им надо дать возможность шуметь, бегать, им нужна физическая активность, но приглядывать за ними. Им нужна практика, а не теория: эксперименты, трогать, развинчивать, исследовать что да как;
  • Длинные, нудные письменные задания их взрывают.
  • Мальчикам нужны состязания, соревнования, соперничество, им нужно доказывать, что они лучшие.
  • Их нужно чаще хвалить, а лучше постоянно.
  • Мальчикам больше показан холод. В холодных помещениях они соображают быстрее, в тепле засыпают.
  • Мальчиков монотонный, повторяющийся звук, однородный темп не раздражает в среднем.
  • Девочки хорошо работают в группах, больше предпочитают собираться группками, поболтать, пошептаться, наладить связи, взаимоотношения. Они более расположены к учителю, воспитателю, им нужны отношения глаза в глаза, обнимашки, пересказывание чувств, эмоций, прикосновения, они любят помогать, участвовать в жизни группы, класса, опекать и заботиться.
  • Им важно, чтобы в классе/группе/помещении было тепло, уютно, комфортно. Они не любят состязания.
  • С девочками нельзя громко и резко разговаривать, они вообще лучше слышат. Девочки не любят громкие звуки, когда на них кричат. Никто не любит, когда на них кричат, но мальчики как бы на это согласны, видимо потому что хуже слышат.
  • Они любят разноцветный мир, их группа/класс – это яркие цвета, интересные формы. Девочки любят много цветов, ярких иллюстраций, картинок, чтобы был экран.
  • Девочкам нравятся ярко выраженные эмоции и они их ждут. Мальчикам не важно.
  • Как общаться с мальчиками: говорить громко, кратко, прямые инструкции, структурированный текст, минимум текста вербального и письменного, создавать ситуации в которых дети чему-то учатся: скауты, походы, спорт, армия, через трудности, сложности, лишения испытывать и узнавать себя.
  • Интерактивная ситуация в классе/группе: не лектор, а живое действие. Представление, в котором мальчишки сами принимают участие
  • Давать время, чтобы переключиться с одной темы на другую, с одного задания на другое. У мальчиков долгий вход.
  • Окружение – больше физического пространства.
  • Схемы, диаграммы, модели, таблицы, рисунки, топография – их язык общения с миром.
  • Необходима такая деятельность при которой мальчишки вступают во взаимодействие и устанавливают контакты между ними и между ними и учителем.
  • Как общаться с девочками: нежный, мягкий голос, они должны видеть лицо, чтобы понимать, что на нем изображено, какая эмоция – положительная или отрицательная, глаза в глаза – это своего рода успокаивающее средство и гарантия надежности, значит, я нахожусь в положительном месте и плохого не жду.
  • Не делать катастрофы из того, что девочка не понимает физику, химию, математику.
  • Девочкам важно, как выглядит учитель (серьги, юбки, украшения, прическа, красивая внешность).
  • Классы более теплые и разноцветные, неформально организованные, как дом: картины, цветы, уют, а не хирургическая операционная.
  • Игра – не соревнование, кто кого победит, игра должна быть интересной, как сам процесс, а не достижение того, что я всех победил.

Индивидуальные различия между людьми так велики, что они перекрывают любые половые различия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социально-личностное развитие дошкольника с учётом гендерных особенностей»

«Социально-личностное развитие дошкольника с учётом гендерных особенностей» Формирование гендерной принадлежности ребенка – важнейшая задача дошкольного детства, актуальность которой возрастает в...

Презенация Социально-личностное развитие дошкольника с учётом гендерных особенностей

Ребенку-дошкольнику порой непросто понять, какими должны быть настоящий мужчина и настоящая женщина. Отсутствие четких ориентиров в содержании мужских и женских ролей отрицательно сказывается на лично...

Семинар-практикум с педагогами "СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ"

Цель: выяснить представления педагогов о дифференцированном подходе в воспитании детей старшего дошкольного возраста; познакомить с составляющими социально-личностного развития и особенностях гендерно...

ЗНАЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы ...

Особенности развития дошкольников 2-3 года жизни. (способы работы)

Характеристика особенностей развития дошкольника 2-3 года жизни с указание трудовых действий педагога....

Организация воспитания и развития дошкольников с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей воспитанников.

Индивидуальные особенности развития ребенка -это специфические черты функционирования его психических процессов, приводящих к появлению разнообразных потребностей и интересов, стремлений и взглядов и,...