ЗНАЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не «бесполых существ, растерявших преимущества своего пола». «Как Вася может играть в куклы, он же мальчик!..», «Девочки не могут быть пожарными!..», «Разве Петя девочка, у него же длинные волосы?..» Такие высказывания знакомы каждому воспитателю в детском саду и каждому родителю. Наше отношение к полу развивается очень рано. Исследования показывают, что к двум годам дети уже начинают замечать физические различия, а в возрасте трёх лет имеют сформированные представления о поведении, деятельности и т. д., которые соотносятся с полом человека.Как выражаются учёные, «давайте договоримся о терминах». Что же такое гендер?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Болдырева Т.Ю., воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 «Ладушки» Старооскольского городского округа г. Старый Оскол
ЗНАЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не «бесполых существ, растерявших преимущества своего пола». В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию. Это налагает особую ответственность на педагогов – женщин за воспитание мальчиков, будущих мужчин.
«Как Вася может играть в куклы, он же мальчик!..», «Девочки не могут быть пожарными!..», «Разве Петя девочка, у него же длинные волосы?..» Такие высказывания знакомы каждому воспитателю в детском саду и каждому родителю. Наше отношение к полу развивается очень рано. Исследования показывают, что к двум годам дети уже начинают замечать физические различия, а в возрасте трёх лет имеют сформированные представления о поведении, деятельности и т. д., которые соотносятся с полом человека.
Как выражаются учёные, «давайте договоримся о терминах». Что же такое гендер?
В переводе с английского gender обозначает «род», «пол». Но это не просто обозначение различий между девочками и мальчиками. В отличие от понятия «пол», которое отвечает за биологические функции человеческих особей, гендер — это «социальный пол» индивида. Он не даётся с рождения, не закодирован X и Y хромосомами, а формируется в процессе воспитания и культурного становления личности. В это понятие включается вся богатая палитра различий (в психологическом, культурном и социальном смысле) между мужчинами и женщинами. Когда женщина вынашивает ребёнка — это функция её биологического пола, а вот если звучит посыл «мальчики не плачут» или «уступи, ты же девочка» — это уже сфера гендерных стереотипов.
Основы гендерных взаимоотношений закладываются ещё в детстве
Изучение гендерной идентичности, гендерных ролей, стереотипов и формирование здорового взгляда на свой пол и своё «я» начинается достаточно рано. Поэтому в детском саду обязательно должно уделяться внимание гендерному воспитанию, практическая реализация которого осуществляется силами как воспитателей, педагогов и психологов, так и родителей.
Гендерная дифференциация — это процесс, когда ребёнок осознаёт и усваивает свою принадлежность к мужскому или женскому полу, и это осознание становится неотъемлемым качеством личности. Малыш понимает как сходство и общность с людьми своего пола, так и своё отличие от других.
Гендерный подход в воспитании детей — такая тактика в воспитании ребёнка, при которой непременно учитываются особенности и характеристики его или её пола, вследствие чего у ребёнка создаются гармоничные представления о качествах мужчин и женщин. При этом нужно учитывать индивидуальные особенности каждого конкретного ребёнка, не подстраивая педагогический процесс под обобщённые представления о девочках и мальчиках.
Цель гендерного подхода — формирование способности к самореализации у детей в процессе воспитания независимо от их пола, а также усвоение ими ценностей, не зависящих от социальных ролей (например, идеи равенства независимо от половой принадлежности). Важность гендерного подхода заключается в формировании концепции стабильности собственного пола ребёнка — «я девочка», «я мальчик».
Гендерная идентификация идёт постепенно по мере роста и развития детей
Как реализовать гендерное воспитание в различных возрастных группах? Ведущим видом деятельности в возрасте от трёх до шести лет является игра. Игровой подход широко используется воспитателями, потому что именно так возможно наиболее эффективно создать педагогические ситуации, способствующие накоплению положительного опыта гендерного поведения. В различных группах могут применяться приёмы, направленные на конкретные возрастные задачи, но в целом игры в рамках гендерного воспитания имеют цель:
- развить знания детей о принадлежности к соответствующему полу;
- закрепить положительное эмоциональное отношение к собственному полу;
- развить гендерные представления (о лучших качествах, присущих мужчинам и женщинам, о толерантности, знания о семье и семейных традициях и т. д.).
Для реализации этой цели педагог ставит задачи:
- образовательные;
- развивающие;
- воспитательные.
Например, в поле образовательных задач можно читать с детьми сказки, где в сюжете затронута семейная жизнь персонажей (подойдут почти любые сказки Пушкина) или взаимоотношения между героями разного пола (например, в «Сказке о золотом ключике» — Буратино и Мальвина), а потом беседовать с детьми о том, как они понимают прочитанное. Можно также рассказывать детям об основных функциях семьи, семейных традициях, знакомить с профессиями и трудовой деятельностью.
Многие сюжеты на тему гендерной идентичности можно почерпнуть в художественной литературе
К развивающему полю можно отнести:
- упражнения на логику и умение классифицировать (хотя бы на примере предметов гардероба — кто какую носит одежду, обувь, головные уборы и проч.);
- музыкальные и физические развивающие игры и т. д.;
- задания на умение выделять отличительные признаки, которые у девочек и мальчиков проявляются во внешнем виде и одежде, поведении, интересах и т. д.
Разумеется, в соответствии с возрастной категорией формулировка задачи будет возрастать от простого к сложному. Если в младшей группе можно учить определять мальчиков и девочек по картинкам, куклам и игрушкам, то в старшей уже стоит привлекать известных сказочных героев, давать более сложные загадки, использовать комплексное музыкальное оформление и т. д.
Интересно в игре отрабатывать простые категории грамматики: дети могут придумывать уменьшительно-ласкательные формы от имён существительных мужского и женского рода, прилагательные от существительных, подбирать пары прилагательных по роду и т. д.
Понимание детьми дошкольного возраста собственной гендерной идентичности не происходит само по себе. Осознание «я мальчик» и «я девочка» формируется у детей благодаря полученному в семье и детском саду воспитанию.
А использование гендерного подхода в ДОУ существенно повышает эффективность воспитательной работы, как для девочек, так и для мальчиков.
Литература:
1. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности. - М.: ВЦНИИ «Школа и педагогика», 1986. - 861 с.
2. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.
3. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка – Пресс, 2009. – 132 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"
Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/06/picture-74219-1360166464.jpg)
"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-661209-1635706071.jpg)
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-137918-1352134876.jpg)
Статья " Значение гендерного воспитания для дошкольников"
В статье раскрыто понятие гендерного воспитания для дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/24/picture-1073881-1540395983.jpg)
ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале
Агибалова (Лазарева) Е.А. студент группА ЗДО-5-12, факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/16/picture-1247853-1597566702.jpg)
«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/08/picture-420704-1533759348.jpg)
Игры наиболее эффективно создают педагогические ситуации, способствующие накоплению положительного опыта гендерного поведения. В целом игры в рамках гендерного воспитания имеют цель: развить знания детей о принадлежности к соответствующему полу; закрепи
Изучение гендерной идентичности, гендерных ролей, стереотипов и формирование здорового взгляда на свой пол и своё «я» начинается достаточно рано....
- Мне нравится (1)