Одно из обоснований появления семейных дошкольных групп
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Дарья Сергеевна Горчинская

Семейная группа – это комфортная, естественная среда для развития основопологающих сторон ребенка, в семейной группе наиболее полно реализуется право ребенка на свободное  развитие, т.к. позволяет  учитывать  физические, интеллектуальные, социальные потребности каждого ребенка. Естественные условия семейной группы дают возможность дошкольнику осваивать и присваивать широкий многоуровневый спектр социальных культурных практик, что соответствует ФГОС ДО.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odno_iz_obosnovaniy_poyavleniya.docx16.46 КБ

Предварительный просмотр:

Одно из обоснований появления
семейных дошкольных групп

Все чаще при государственных детских садах стали возникать семейные группы, а так как они немногочислены, то воспитателю легче использовать преимущественно личностно-ориентированный уровень общения. Как подтверждают исследования, личностно-ориентированное общение в отличие от учебно-дисциплинарной модели взаимодействия в детских многочисленных группах в практике дошкольного воспитания используется довольно редко. Уже давно замечено, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Уникальность семейного воспитания объясняется, прежде всего его первичностью, силой и глубинной значимостью. Таким образом, семейные группы открывают большие возможности для наиболее естественного и гармоничного развития дошкольников, а также являются механизмом поддержки семейных ценностей, что очень важно для многих семей, поскольку именно семья и дети для них являются наиболее значимыми.

Типовая группа в детском саду формируется из детей разного пола и одного возраста, переходя из одной возрастной группы, ребёнок постоянно находится в среде сверстников. Из года в год модель взаимоотношений и взаимодействий ребёнка остаётся неизменной (ребенок – ровесники + взрослый-воспитатель). Межличностные отношения строятся внутри данной модели. Контакты с детьми других возрастов носят кратковременный, узконаправленный, непланомерный характер (поручения, эпизодическая помощь старших младшим, экскурсии, праздники, соревнования) и не по инициативе ребёнка, а в соответствии с планом, инициативой педагога, поэтому весомого значения в развитии межличностных отношений дошкольника не имеют.

В семье же роль старшего или младшего остаётся неизменной. Отличительной особенностью семейной (зачастую разновозрастной) группы является качественно новый опыт межличностных взаимоотношений. Здесь ребёнок на протяжении всего дошкольного возраста имеет естественную возможность не только наблюдать, но и самому быть постоянным, активным участником в разных моделях межличностных взаимоотношений.

Семья является базисным первоисточником формирования мужского и женского начала, функции отцовства и материнства. Это - достаточно глубинный пласт воспитательной работы, которому уделяется недостаточное внимание. В типовой группе детского сада данная потенция ребёнка реализуется в разных видах деятельности (сюжетно-ролевая игра, бытовые ситуации, мероприятия организованные воспитателем), в рамках одного возраста. В семейной же группе сама среда предопределяет качественно новый характер реализации указанных сторон развития ребенка: сама среда разновозрастная, разнополая постоянная, естественная. В такой группе создаются естественные, объективные предпосылки быть не как будто большим, старшим, а быть реально более взрослым. Что в свою очередь соответствует известному постулату: для детей дошкольного возраста желание быть взрослым естественно, потому что «настоящее детство и есть сложный процесс взросления». (Ш.А. Амоношвили).

Если мотив «я хочу быть взрослым» уже имеет естественную основу, то мотив «я могу быть взрослым» в данной группе имеет так же естественную основу. Старший мальчик, постоянно взаимодействуя с младшими детьми, элементарно реализует функцию отцовства, а старшая девочка функцию материнства. Внешне подражая своим родителям, они ежедневно закладывают фундамент своего неповторимого «Я», мужского и женского.

Мальчик и девочка, каждый по- своему, проявляя чуткость- воспитывает добросердие, уступая - терпение, заботясь - ответственность.

Младший ребёнок имеет уникальную возможность на примере старших детей видеть перспективу своего развития во всех областях: как они общаются, как и во что играют, чем занимаются, как и о чем говорят. Младший сам выбирает быть ему вне совместной деятельности, быть рядом, или быть вместе.

В семейной группе младший ребёнок сразу погружается в новую среду общения. Он, много не понимая, но постоянно общаясь, соприкасается с новыми формами общения. Мотив, не потому что так говорит воспитатель, а потому в поле его зрения реальный образец для подражания старших детей. По мере взросления постепенно осваивает и присваивает. В старшем возрасте самостоятельно осмысленно используют необходимые формы общения, в зависимости от ситуации.

У старших детей появляется возможность рассказывая, объясняя, показывая младшему то, что он уже умеет и знает сам непросто повторять освоенное и присвоенное, но в определённой степени закреплять, расширять свои познания, при этом незримо самостоятельно формирует собственные личностные качества. Сами контакты между детьми разного возраста имеют более тесную, разноплановую связь, чем у взрослого с детьми одного возраста.

Естественные условия семейной группы дают возможность дошкольнику осваивать и присваивать широкий многоуровневый спектр социальных культурных практик, что соответствует ФГОС ДО.

В соответствии с вышеизложенным можно сделать вывод, что семейная группа – это комфортная, естественная среда для развития основопологающих сторон ребенка, в семейной группе наиболее полно реализуется право ребенка на свободное  развитие, т.к. позволяет  учитывать  физические, интеллектуальные, социальные потребности каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Группа кратковременного пребывания - одна из альтернативных форм дошкольного образования (из опыта работы)

В настоящее время проблема получения дошкольного образования  волнует каждого родителя. Группа кратковременного пребывания является одной из форм решения данной проблемы...

Проектные технологии, одна из организационных форм дошкольного образования

В статье представлен опыт работы по использованию проектной деятельности в дошкольном образовании, согласно требованиям ФГОС....

«Развитие произвольности - одна из важнейших характеристик дошкольного возраста, связанная с появлением высших психических функций и развитием знаковой функции сознания»

Закономерности и специфические особенности становления произвольного поведения на разных ступенях дошкольного детства....

Музейная педагогика, как одно из средств организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных группах

Полноценное развитие ребёнка во многом зависит от личности, культуры воспитателя, условий в семье, интеллекта родителей....

Тема статьи « Как выстроить преемственность в работе дошкольных групп и начальной школы в одной общеобразовательной организации»

      Проблема преемственности между дошкольными группами и начальной школой в рамках нашей общеобразовательной организации особенно актуальна с точки зрения адаптации ребенка к ...