Группа кратковременного пребывания - одна из альтернативных форм дошкольного образования (из опыта работы)
статья (подготовительная группа) по теме

В настоящее время проблема получения дошкольного образования  волнует каждого родителя. Группа кратковременного пребывания является одной из форм решения данной проблемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppa_kratkovremennogo_vprebyvaniya_v_dou.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

Группа кратковременного пребывания – одна из альтернативных форм

дошкольного образования (из опыта работы воспитателя МБДОУ детского сада комбинированного вида№18 г.о.Самара)

Пояснительная записка.

     Развитие дошкольного образования является одной из главных задач государства. Последнее десятилетие  характеризуется снижением охвата детей дошкольным образованием. В новых социально – экономических условиях, охват детей дошкольным образованием за последние годы снизился с 70 до 50%. Это обосновано тем, что сеть дошкольных образовательных учреждений России продолжает уменьшаться в среднем на 3,5 тыс. в год. В настоящее время  одной из актуальных проблем является  нехватка мест в дошкольных учреждений. Это привело к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и из семьи. Эти факты говорят о необходимости разработки новых моделей взаимодействия с детьми. Одним из направлений решения проблем и изменения существующей ситуации может стать развитие вариативных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного неполного пребывания в дошкольном учреждении. Кратковременный, но систематический режим пребывания в детском саду позволит сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, решить насущные семейные проблемы, содействовать полноценному развитию ребенка-дошкольника. Данная деятельность каждого дошкольного учреждения по предоставлению общедоступного дошкольного образования особенно актуальна, в связи  с новыми демографическими условиями, в связи с принятием Федерального Закона №83-ФЗ от 08.05.2010, который предоставляет дошкольным учреждениям больше самостоятельности в привлечении внебюджетных средств, использовании закрепленного за ними имущества и в распределении полученных доходов. Вместе с тем, новые формы дошкольного образования не должны заменить собой традиционные, а органично их дополнить, удовлетворяя потребности в образовательных услугах детей раннего возраста, детей с отклонениями в развитии, детей из малообеспеченных семей. Основными причинами, по которым дети не посещают детский сад, являются - отсутствие мест. Мониторинг потребности родителей, имеющих детей раннего возраста, проживающих в нашем микрорайоне, показал, что данные семьи испытывают огромную потребность в получении консультативной и методической помощи по вопросам воспитания и обучения детей. Решение проблемы доступности дошкольного образования – одна из наших приоритетных задач. Приоритетным направлением реализации Программы «Вариативные подходы к решению проблемы обеспечения  доступности дошкольного образования» на 2011-2015 гг. является поиск и внедрение различных подходов, направленных на развитие дошкольного образования, предоставление всем желающим услуг в различных формах, обязательную для всех 6-летнего возраста предшкольную подготовку. В рамках реализации Программы развития, в целях сокращения очередности в ДОУ мы намерены предоставлять  услуги дошкольного образования для детей от 2 до 7 лет. Работа с ''неорганизованными'' детьми становится одним из перспективных направлений расширения деятельности и укрепления позиций нашего дошкольного учреждения на современном этапе развития системы дошкольного воспитания в России и неотъемлемой частью ''Программы развития системы образования  г. о. Самара''

Цель: реализация права каждого ребенка на доступное и качественное образование, оказание образовательных услуг неорганизованным детям. Развитие различных форм получения дошкольного образования, обеспечивающих наиболее полный охват детей дошкольным образованием, объединения усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи

Группы кратковременного пребывания детей

  Группа кратковременного пребывания  является структурной единицей дошкольного учреждения. В ДОУ  по итогам обследования семей, проживающих в микрорайоне, и запросов родителей детей, не посещающих детский сад, а также возможностей дошкольного учреждения по предоставлению образовательных услуг были определены несколько моделей групп кратковременного пребывания. Каждая модель обеспечивается кадрами, программно-методическими материалами образовательной работы, материально-техническими средствами. Группа кратковременного пребывания решает задачи социальной и педагогической компенсации условий для полноценного развития ребенка. Содержание образования направлено на реализацию направлений концепции дошкольного воспитания, образовательных программ, рекомендованных Министерством образования РФ. Обучение и развитие способностей детей осуществляется исключительно исходя из их интересов и индивидуальных особенностей, а также запросов семьи. Учебно-воспитательный процесс в таких группах включает в себя разнообразные виды детской деятельности, которые организуются педагогом посредством фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятий. За счет разновозрастного сотрудничества стимулируется общение детей, развиваются эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений. Большое значение уделяется социально-педагогической работе с семьей, которая предполагает активное включение родителей в организацию образовательного процесса и сам педагогический процесс, обучение родителей формам развивающего взаимодействия с детьми, оказание консультативной помощи родителям по вопросам воспитания и образования детей.

Цель:  реализация прав детей на равные возможности получения дошкольного образования, прав родителей по выбору форм получения ребенком дошкольного образования

Задачи:

  1. охрана жизни и здоровья детей;
  2. коррекция физического и психического развития и здоровья детей;
  3. обеспечение интеллектуального и личностного развития ребенка;
  4. забота об эмоциональном благополучии каждого ребенка;
  5. обеспечение преемственности дошкольного и начального образования;
  6. диагностическая и консультативная помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому;
  7. координация деятельности органов местной власти в целях обеспечения потребности населения в получении дошкольного образования детьми, не посещающими детские сады.

Режим: Режим работы Группы определяется местными условиями, потребностями населения. Группа функционирует по гибкому режиму: от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день, в зависимости от потребностей родителей (их законных представителей). Группа может функционировать в дневное или вечернее время, при необходимости — в выходные и праздничные дни. Группы могут открываться в течение учебного года, по мере комплектования.

Модели групп кратковременного пребывания детей в МДОУ № 18

3. Группа для подготовки детей к школе «Будущий первоклассник».

4. Группа для детей с отклонениями в развитии «Особый ребенок».

5. Группа субботнего и выходного дня.

 Формы работы с детьми:

  1. индивидуальные;
  2. групповые;

1. «Будущий первоклассник»

Работа по подготовке к школе 5 – 7 –летних детей осуществляется по программе Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора»

Цель: подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Задачи: 

1. Создание равных возможностей для успешного обучения детей, не посещающих ДОУ.
2. Обеспечение преемственности в воспитании ребенка в семье, ДОУ и школе.
3. Содействие формированию общей и специальной готовности к учению детей.

Режим работы: с 15.30 до 17.00 2 раза в неделю.
15.30—16.00 — занятие по развитию логического мышления.
16.10—16.40 — занятие по обучению грамоте.

Наполняемость группы: 8-10 человек

Технологии: программа Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора»

Раздел  «Учимся родному языку»

- Л.Е.Журова, М.И.Кузнецова «Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами» 1 часть

- Л.Е.Журова, М.И.Кузнецова «Азбука для дошкольников. Играем   и читаем вместе» 2 часть

Раздел  «Учимся думать, рассуждать,  фантазировать»

- Н.Г.Салмина «Учимся думать»

- Н.Г.Салмина, А.О.Глебова  «Клетки, точки, штрихи»

- Н.Г.Салмина, А.О.Глебова  «Анализ форм и создание образа»

Кадры: воспитатель, психолог, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию.

Формы работы: фронтальные занятия, индивидуальная работа со специалистами.

Комментарии: в данной группе рекомендуется осуществлять работу одному воспитателю. Группа кратковременного пребывания работает в вечернее время, для этого объединяются старшая и подготовительная к школе группы постоянного пребывания, в которой остается работать один воспитатель, при этом освобождается воспитатель, закрепленный за группой по подготовке к школе, который и осуществляет педагогическую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к проекту "Играя, развиваюсь" - Организация групп кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные учреждения.

За 9 лет работы данной группы у коллектива наработан богатый опыт, которым мы можем поделиться с коллегами, разработана соответствующая нормативно-правовая база, отобраны и апробированы диагностически...

Внедрение инструктора по физической культуре с педагогами в ДОУ в целях повышения качества дошкольного образования (из опыта работы)

Цель: Познакомить слушателей городской  дискуссионой площадки с работой ДОУ по вопросам взаимодействия специалистов....

Консультация для родителей в группе кратковременного пребывания "Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению"

Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Сегодня профессиональная активность мам очень высока, поэтому решения в пользу детского сада...

«О группах кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения».

Распоряжением Правительства Москвы № 23 – РЗМ от 3 сентября 2001 года было утверждено Положение «О группах кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения». ...

Альтернативные формы дошкольного образования «Организация образовательного процесса в группе выходного дня» МБДОУ ЦРР д/с №455 г. о. Самара

Группа выходного дня – это одна из форм дошкольного образования в нашем городе, которая позволяет дополнительно привлечь в ДОУ детей раннего возраста для лучшей адаптации к де...

Проектные технологии, одна из организационных форм дошкольного образования

В статье представлен опыт работы по использованию проектной деятельности в дошкольном образовании, согласно требованиям ФГОС....

Опыт работы консультационного центра в Тацинском д/с «Колокольчик», как одна из вариативных форм дошкольного образования

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования,  направлены на его качественные улучшения. Расширяется спектр предоставляемых услуг, что позволяет реализовать идею &laq...