"Ребенок с СДВГ: особенности поведения, отличительные черты и правила взаимодействия с ним в условиях ДОУ."
статья

Поленкова Светлана Николаевна

Материал содержит общее описание поведения дошкольника с СДВГ,  его отличие от тревожных детей, анкеты-наблюдения для выяления детей с СДВГ, рекомендации по работе с таким ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon giperaktivnyy_rebenok.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок с СДВГ: особенности поведения,  отличительные черты

и правила взаимодействия с ним в условиях ДОУ.

«Гипер…» - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского и означает «действенный, деятельный».

Поведение гиперактивных детей может быть похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения категории детей от другой. Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.

Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка.

Критерии оценки

Гиперактивный ребенок

Тревожный ребенок

Контроль поведения

Постоянно импульсивен

Способен контролировать свое поведение

Двигательная активность

Постоянно активен

Активен в определенных ситуациях

Характер движений

Лихорадочный, беспорядочный

Беспокойные, напряженные движения.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)

 психологов П.Бейкер и М.Алворд

Дефицит активного внимания:

  1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
  2. Не слушает, когда к нему обращаются.
  3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
  4. Испытывает трудности в организации.
  5. Часто теряет вещи.
  6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
  7. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

  1. Постоянно ерзает.
  2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
  3. Спит на много больше, чем другие дети, даже во младенчестве.
  4. Очень говорлив.

Импульсивность

  1. Начинает отвечает, не дослушав вопроса.
  2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
  3. Плохо сосредотачивает внимание.
  4. Не может дожидаться вознаграждения (если между его действием  вознаграждением  есть пауза).
  5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
  6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – наоборот; на одних уроках он успешен, на других – нет)

Признаки импульсивности (анкета)

Импульсивный ребенок

  1. Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и не верный).
  2. У него часто меняется настроение.
  3. Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
  4. Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
  5. Обидчив, но не злопамятен.
  6. Часто чувствуется, что ему все надоело.
  7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.
  8. Может резко отказаться от еды, которую не любит.
  9. Нередко отвлекается на занятиях.
  10. Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
  11. Обычно уверен, что справится с любым заданием.
  12. Может нагрубить родителям, воспитателю.
  13. Временами кажется, что он переполнен энергией.
  14. Это человек действия, рассуждать не любит и не умеет.
  15. Требует к себе внимания, не хочет ждать.
  16. В играх не подчиняется общим правилам.
  17. Горячиться во время разговора, часто повышает голос.
  18.  Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
  19. Любит организовывать и предводительствовать.
  20. Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.

После суммирования всех баллов проанализировать результат: 15 -20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7 -14 – о средней, 1 -6 баллов – о низкой.

Правила работы с гиперактивными детьми

  1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
  2. Уменьшить нагрузку ребенка.
  3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
  4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
  5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
  7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
  11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
  13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

Игры на тренировку одной функции

Функция, на тренировку которой направлены игры

Индивидуальные

Групповые

Внимание

«Найди отличие»

«Запрещенное движение»

«Запрещенное движение»

«Передай мяч»

«Броуновское движение»

Контроль двигательной активности

«Разговор с руками»

«Море волнуется»

Контроль импульсивности

«Говори!»

«Съедобное - несъедобное»

«Съедобное - несъедобное»

«Говори!»

«Слепой и поводырь»

«Сиамские близнецы»

Игры на тренировку двух и трех  функций

Тренируемые функции

Игры

Внимание и контроль импульсивности

«Кричалки – шепталки – молчалки»

«Гвалт»

Внимание и контроль двигательной активности

«Колпак мой треугольный»

«Расставь посты»

«Замри»

Контроль импульсивности и контроль двигательной активности

«Час тишины и час «можно»

Внимание, контроль импульсивности и контроль двигательной активности

«Слушай команду»

«Слушай хлопки»

«Морские волны»

Агрессивные дети

Слово «агрессия произошло от латинского, что означает нападение, приступ. Агрессивная реакция ребенка – это прежде всего отражение его внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным.

Критерии агрессивности

Ребенок:

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается мо взрослыми и со сверстниками.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто винит других в своих ошибках.
  5. Часто специально раздражает людей.
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  7. Часто завистлив, мстителен.
  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (Детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Критерии агрессивности у ребенка (анкета)

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
  7. Он не прочь подразнить животных.
  8. Переспорить его трудно.
  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
  11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать наоборот.
  12. Часто не по возрасту ворчлив.
  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
  14. Любит первым, командовать, подчинять себе других.
  15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
  16. легко ссорится, вступает в драку.
  17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
  18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
  19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
  20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое утверждение оценивается 1 баллом.

Высокая агрессивность – 15-20 баллов.

Средняя агрессивность -  7-14 баллов.

Низкая агрессивность -  1-6 баллов.

Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться  трех направлениях:

  1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способом выражения гнева.
  2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
  3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

Позитивные и негативные способы выражения гнева

(рекомендации доктора Р. Кэмбелла)

Способы выражения гнева

Позитивные

Негативные

Вежливость

Выражение гнева в громкой и невежливой форме

Стремление найти решение

Использование ругательств и угроз

Выражение основной жалобы без уклонения в сторону

Использование словесных оскорблений

Правила работы с агрессивными детьми

  1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
  2. Демонстрировать модель не агрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
  4. Наказания не должны унижать ребенка.
  5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
  6. Давать ребенку возможность проявлять гнев после фрустрирующего события.
  7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
  8. Развивать способность к эмпатии.
  9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.
  10. Отрабатывать навык реагирования  в конфликтных ситуациях.
  11. Учить брать ответственность на себя.

Игры с агрессивными детьми

        На первых этапах работы с агрессивными детьми рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев.

        Игры, способствующие снижению вербальной и невербальной агрессии (легальный выплеск гнева): «Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужжа», «Рубка дров», «Да и нет», «Тух – тиби - дух»,  «Ворвись в круг».


Тревожные дети

        Тревожность это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различный жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.

Критерии определения тревожности у ребенка

  1. Постоянное беспокойство.
  2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
  3. Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
  4. Раздражительность.
  5. нарушение сна.

Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из перечисленных выше критериев, постоянно повторяется в его поведении.

Признаки тревожности

Тревожный ребенок

  1. Не может долго работать, не уставая.
  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
  5. Смущается чаще других.
  6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
  7. как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
  9. Руки у него обычно холодные и влажные.
  10. У него не редко бывает расстройство стула.
  11. Сильно потеет, когда волнуется.
  12. Не обладает хорошим аппетитом.
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  16. Часто не может сдержать слезы.
  17. Плохо переносит ожидание.
  18. Не любит браться за новое дело.
  19. Не уверен в себе, в своих силах.
  20. Боится сталкиваться с трудностями.

Работать с тревожными детьми рекомендуется  трех направлениях:

  1. Повышение самооценки.
  2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
  3. снятие мышечного напряжения.

Правила работы с тревожными детьми

  1. Избегайте состояний и каких- либо видов работ, учитывающих скорость.
  2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, что бы он знал за что.
  5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  7. Не предъявляйте ребенку завышенных требований.
  8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.
  9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
  10. Используйте наказания лишь в крайних случаях.
  11. Не унижайте ребенка, наказывая его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушение зрения в условиях инклюзии в дошкольных учреждениях.

Очень важной задачей, стоящей перед специалистами, является научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, так, чтобы ребенок с нарушением зрения не считал себя лишним, а стал полноценным чл...

Особенности агрессивности детей дошкольного возраста. Методы взаимодействия с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра.

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики з...

Психолого - педагогическое сопровождение ребенка с СДВГ в условиях разновозрастной группы дошкольного учреждения.

Выявление и описание клинико-психологической характеристики детей дошкольного возраста с СДВГ и возможностей психолого-педагогического сопровождения исследуемой категории детей в условиях дошкольного ...

Как взаимодействовать с ребенком с СДВГ

Консультация для воспитателей ....

Особенности и правила взаимодействия педагогов с воспитаниками в ДОО-основа успешного решения целей воспитания

Семейный досуг – это уникальный шанс для родителей узнать своего ребенка, услышать, а главное понять его. Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования л...

Проектная деятельность: особенности и правила взаимодействия педагогов с воспитанниками в ДОО

Роль взрослых в совместной проектной деятельности детей, родителей, воспитателей В настоящее время основная задача ДОУ и семьи - развитие познавательной инициативы ребенка, мотивационной готовности к ...

СДВГ: особенности и игры для детей

В моей статье можно почитать про СДВГ: особенности данного диагноза, а так же есть игры для таких деток....