"Ребенок с СДВГ: особенности поведения, отличительные черты и правила взаимодействия с ним в условиях ДОУ."
статья
Материал содержит общее описание поведения дошкольника с СДВГ, его отличие от тревожных детей, анкеты-наблюдения для выяления детей с СДВГ, рекомендации по работе с таким ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giperaktivnyy_rebenok.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ребенок с СДВГ: особенности поведения, отличительные черты
и правила взаимодействия с ним в условиях ДОУ.
«Гипер…» - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского и означает «действенный, деятельный».
Поведение гиперактивных детей может быть похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу важно знать основные отличия поведения категории детей от другой. Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений.
Критерии первичной оценки проявлений гиперактивности и тревожности у ребенка.
Критерии оценки | Гиперактивный ребенок | Тревожный ребенок |
Контроль поведения | Постоянно импульсивен | Способен контролировать свое поведение |
Двигательная активность | Постоянно активен | Активен в определенных ситуациях |
Характер движений | Лихорадочный, беспорядочный | Беспокойные, напряженные движения. |
Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)
психологов П.Бейкер и М.Алворд
Дефицит активного внимания:
- Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
- Не слушает, когда к нему обращаются.
- С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
- Испытывает трудности в организации.
- Часто теряет вещи.
- Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
- Часто бывает забывчив.
Двигательная расторможенность
- Постоянно ерзает.
- Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).
- Спит на много больше, чем другие дети, даже во младенчестве.
- Очень говорлив.
Импульсивность
- Начинает отвечает, не дослушав вопроса.
- Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
- Плохо сосредотачивает внимание.
- Не может дожидаться вознаграждения (если между его действием вознаграждением есть пауза).
- Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
- При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других – наоборот; на одних уроках он успешен, на других – нет)
Признаки импульсивности (анкета)
Импульсивный ребенок
- Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и не верный).
- У него часто меняется настроение.
- Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
- Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
- Обидчив, но не злопамятен.
- Часто чувствуется, что ему все надоело.
- Быстро, не колеблясь, принимает решения.
- Может резко отказаться от еды, которую не любит.
- Нередко отвлекается на занятиях.
- Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
- Обычно уверен, что справится с любым заданием.
- Может нагрубить родителям, воспитателю.
- Временами кажется, что он переполнен энергией.
- Это человек действия, рассуждать не любит и не умеет.
- Требует к себе внимания, не хочет ждать.
- В играх не подчиняется общим правилам.
- Горячиться во время разговора, часто повышает голос.
- Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
- Любит организовывать и предводительствовать.
- Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.
После суммирования всех баллов проанализировать результат: 15 -20 баллов свидетельствует о высокой импульсивности, 7 -14 – о средней, 1 -6 баллов – о низкой.
Правила работы с гиперактивными детьми
- Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
- Уменьшить нагрузку ребенка.
- Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
- Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
- Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
- Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
- Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Предоставлять ребенку возможность выбора.
- Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!
Игры на тренировку одной функции
Функция, на тренировку которой направлены игры | Индивидуальные | Групповые |
Внимание | «Найди отличие» «Запрещенное движение» | «Запрещенное движение» «Передай мяч» «Броуновское движение» |
Контроль двигательной активности | «Разговор с руками» | «Море волнуется» |
Контроль импульсивности | «Говори!» «Съедобное - несъедобное» | «Съедобное - несъедобное» «Говори!» «Слепой и поводырь» «Сиамские близнецы» |
Игры на тренировку двух и трех функций
Тренируемые функции | Игры |
Внимание и контроль импульсивности | «Кричалки – шепталки – молчалки» «Гвалт» |
Внимание и контроль двигательной активности | «Колпак мой треугольный» «Расставь посты» «Замри» |
Контроль импульсивности и контроль двигательной активности | «Час тишины и час «можно» |
Внимание, контроль импульсивности и контроль двигательной активности | «Слушай команду» «Слушай хлопки» «Морские волны» |
Агрессивные дети
Слово «агрессия произошло от латинского, что означает нападение, приступ. Агрессивная реакция ребенка – это прежде всего отражение его внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным.
Критерии агрессивности
Ребенок:
- Часто теряет контроль над собой.
- Часто спорит, ругается мо взрослыми и со сверстниками.
- Часто отказывается выполнять правила.
- Часто винит других в своих ошибках.
- Часто специально раздражает людей.
- Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
- Часто завистлив, мстителен.
- Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (Детей и взрослых), которые нередко раздражают его.
Критерии агрессивности у ребенка (анкета)
- Временами кажется, что в него вселился злой дух.
- Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
- Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
- Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
- Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
- Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
- Он не прочь подразнить животных.
- Переспорить его трудно.
- Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
- Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
- В ответ на обычные распоряжения стремится сделать наоборот.
- Часто не по возрасту ворчлив.
- Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
- Любит первым, командовать, подчинять себе других.
- Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
- легко ссорится, вступает в драку.
- Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
- У него нередки приступы мрачной раздражительности.
- Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
- Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Положительный ответ на каждое утверждение оценивается 1 баллом.
Высокая агрессивность – 15-20 баллов.
Средняя агрессивность - 7-14 баллов.
Низкая агрессивность - 1-6 баллов.
Работа воспитателей и учителей с данной категорией детей должна проводиться трех направлениях:
- Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способом выражения гнева.
- Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
- Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.
Позитивные и негативные способы выражения гнева
(рекомендации доктора Р. Кэмбелла)
Способы выражения гнева | |
Позитивные | Негативные |
Вежливость | Выражение гнева в громкой и невежливой форме |
Стремление найти решение | Использование ругательств и угроз |
Выражение основной жалобы без уклонения в сторону | Использование словесных оскорблений |
Правила работы с агрессивными детьми
- Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
- Демонстрировать модель не агрессивного поведения.
- Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
- Наказания не должны унижать ребенка.
- Обучать приемлемым способам выражения гнева.
- Давать ребенку возможность проявлять гнев после фрустрирующего события.
- Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
- Развивать способность к эмпатии.
- Расширять поведенческий репертуар ребенка.
- Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
- Учить брать ответственность на себя.
Игры с агрессивными детьми
На первых этапах работы с агрессивными детьми рекомендуется подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев.
Игры, способствующие снижению вербальной и невербальной агрессии (легальный выплеск гнева): «Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужжа», «Рубка дров», «Да и нет», «Тух – тиби - дух», «Ворвись в круг».
Тревожные дети
Тревожность это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различный жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают.
Критерии определения тревожности у ребенка
- Постоянное беспокойство.
- Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
- Мышечное напряжение (например, в области лица, шеи).
- Раздражительность.
- нарушение сна.
Можно предположить, что ребенок тревожен, если хотя бы один из перечисленных выше критериев, постоянно повторяется в его поведении.
Признаки тревожности
Тревожный ребенок
- Не может долго работать, не уставая.
- Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
- Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
- Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
- Смущается чаще других.
- Часто говорит о напряженных ситуациях.
- как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
- Жалуется, что ему снятся страшные сны.
- Руки у него обычно холодные и влажные.
- У него не редко бывает расстройство стула.
- Сильно потеет, когда волнуется.
- Не обладает хорошим аппетитом.
- Спит беспокойно, засыпает с трудом.
- Пуглив, многое вызывает у него страх.
- Обычно беспокоен, легко расстраивается.
- Часто не может сдержать слезы.
- Плохо переносит ожидание.
- Не любит браться за новое дело.
- Не уверен в себе, в своих силах.
- Боится сталкиваться с трудностями.
Работать с тревожными детьми рекомендуется трех направлениях:
- Повышение самооценки.
- Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
- снятие мышечного напряжения.
Правила работы с тревожными детьми
- Избегайте состояний и каких- либо видов работ, учитывающих скорость.
- Не сравнивайте ребенка с окружающими.
- Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
- Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, что бы он знал за что.
- Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
- Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
- Не предъявляйте ребенку завышенных требований.
- Будьте последовательны в воспитании ребенка.
- Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
- Используйте наказания лишь в крайних случаях.
- Не унижайте ребенка, наказывая его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушение зрения в условиях инклюзии в дошкольных учреждениях.
Очень важной задачей, стоящей перед специалистами, является научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, так, чтобы ребенок с нарушением зрения не считал себя лишним, а стал полноценным чл...
Особенности агрессивности детей дошкольного возраста. Методы взаимодействия с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра.
Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики з...
Психолого - педагогическое сопровождение ребенка с СДВГ в условиях разновозрастной группы дошкольного учреждения.
Выявление и описание клинико-психологической характеристики детей дошкольного возраста с СДВГ и возможностей психолого-педагогического сопровождения исследуемой категории детей в условиях дошкольного ...
Как взаимодействовать с ребенком с СДВГ
Консультация для воспитателей ....
Особенности и правила взаимодействия педагогов с воспитаниками в ДОО-основа успешного решения целей воспитания
Семейный досуг – это уникальный шанс для родителей узнать своего ребенка, услышать, а главное понять его. Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования л...
Проектная деятельность: особенности и правила взаимодействия педагогов с воспитанниками в ДОО
Роль взрослых в совместной проектной деятельности детей, родителей, воспитателей В настоящее время основная задача ДОУ и семьи - развитие познавательной инициативы ребенка, мотивационной готовности к ...
СДВГ: особенности и игры для детей
В моей статье можно почитать про СДВГ: особенности данного диагноза, а так же есть игры для таких деток....