СДВГ: особенности и игры для детей
статья

В моей статье можно почитать про СДВГ: особенности данного диагноза, а так же есть игры для таких деток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sdvg._statya.docx58.92 КБ

Предварительный просмотр:

СДВГ: особенности и игры для детей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) –наиболее распространённое психоневрологическое расстройство среди детей и подростков, встречается примерно у 5 % детского населения, при этом у мальчиков диагностируется в 2 раза чаще, чем у девочек. В среднем у 50 % пациентов симптомы СДВГ, претерпевая определённую трансформацию, продолжают отмечаться, когда они становятся взрослыми.

СДВГ был впервые описан доктором Генрихом Хоффманом в 1845 году. Врач, автор книг по медицине и психиатрии, доктор Хоффман был к тому же поэтом. Он начал писать детские стихи, когда не смог найти подходящую книгу для чтения своему трёхлетнему сыну. Результатом этого стал иллюстрированный томик стихотворений о детях и их характерных чертах. В "История неугомонного Филиппа" точно описывался маленький мальчик с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. И только в 1902 году сэр Джордж Ф. Стилл опубликовал серию лекций, в которых описывалась группа импульсивных детей со значительными поведенческими проблемами, связанными с генетической дисфункцией, а не с плохим воспитанием ребёнка – детей, которым сегодня ставят диагноз СДВГ. С тех пор несколько тысяч научных статей, посвящённых этому расстройству, были опубликованы, обеспечивая нас информацией о его природе, течении, причинах, трудностях, связанных с ним, и методах его лечения.

Ребёнка с СДВГ ждут впереди трудные, но не непреодолимые задачи. Для того чтобы потенциал таких детей полностью реализовался, им нужны помощь, руководство и понимание родителей, школьных консультантов и системы народного образования.

Как проявляется СДВГ

Не каждый человек с чрезмерной гиперактивностью, невнимательностью или импульсивностью страдает СДВГ. Так как большинство людей иногда сбалтывают то, чего не хотели говорить, скачут от одного задания к другому, бывают дезорганизованными и забывчивыми, возникает вопрос: как специалисты определяют, имеет ли ребёнок СДВГ или нет.

В связи с тем, что у каждого ребёнка время от времени возникают такие проблемы, для постановки этого диагноза нужно, чтобы подобное поведение было неприемлемым для человека данного возраста. Диагностические стандарты также содержат специфические критерии, определяющие симптомы, которые указывают на СДВГ.

Проблемы с поведением должны появиться в раннем детском возрасте, до 12 лет, и длиться как минимум 6 месяцев. Важнее всего то, что такое поведение должно действительно создавать тяжёлые проблемы как минимум в двух областях жизни человека: в школе, на игровой площадке, дома, в группе людей, к которой он принадлежит, или в среде, где ему приходится общаться. Следовательно, если у человека есть такие симптомы, но они не разрушают его школьную жизнь и отношения с друзьями, то ему не будет поставлен диагноз СДВГ. Такой диагноз не поставят и ребёнку, чрезмерно активному на игровой площадке, но не имеющему затруднений в других социальных условиях.

Для детей с СДВГ характерны:

I.Невнимательность:

  • Часто неспособен сосредотачивать внимание на деталях и допускает ошибки из-за невнимательности, небрежности в школьных заданиях, на работе и других видах деятельности (например, пропускает или теряет детали, выполняет работу неаккуратно).
  • Часто с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр (например, испытывает трудности с концентрацией̆ внимания во время лекций, бесед, длительного чтения).
  • Часто складывается впечатление, что не слушает обращённую к нему речь (например, мысли где-то витают даже при отсутствии явного отвлекающего фактора).
  • Часто не придерживается предлагаемых инструкций и не может до конца выполнить уроки, домашнюю работу или обязанности на рабочем месте (например, начинает выполнять задание, но быстро теряет фокусирование на нем и легко отвлекается).
  • Часто испытывает сложности в организации выполнения заданий и своей̆ деятельности (например, сложно организовать выполнение задания из последовательных действий̆, трудно сохранять в порядке материалы и вещи, работа выполняется неаккуратно и неорганизованно, плохо распределяет время, не укладывается в назначенные сроки).
  • Часто избегает, высказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней̆ работы, для старших подростков и взрослых – подготовка отчётов, заполнение форм, изучение длинных текстов).
  • Часто теряет вещи, необходимые для выполнения заданий и дел (например, школьные принадлежности, карандаши, книги, инструменты, кошельки, ключи, рабочие бумаги, очки, мобильные телефоны).
  • Часто легко отвлекается на посторонние стимулы (для старших подростков и взрослых это могут быть посторонние мысли).
  • Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях (например, выполнение работы по дому, поручений, для старших подрост- ков и взрослых – ответные звонки по телефону, оплата счетов, приход на назначенные встречи).

II. Гиперактивность и импульсивность:

  • Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.
  • Часто покидает своё место в ситуациях, когда нужно сидеть (например, встаёт в классе во время уроков, в офисе или на работе, в других ситуациях, когда требуется оставаться на своём месте).
  • Часто бегает туда-сюда, куда-то забирается в ситуациях, когда это неприемлемо (примечание: у подростков и взрослых этот симптом может ограничиваться ощущением беспокойства, невозможности оставаться на месте).
  • Часто не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  • Часто находится в постоянном движении, ведёт себя так, как будто к нему «прикрепили мотор» (неспособен или ощущает дискомфорт, если требуется спокойно сидеть в течение продолжительного времени, например в ресторане, на встрече; окружающие могут расценивать его, как беспокойного человека, с которым трудно иметь дело).
  • Часто бывает болтливым.
  • Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца (например, завершает высказывания за других людей, не может ждать своей очереди во время разговора).
  • Часто с трудом дожидается своей очереди (например, когда стоит в очереди).
  • Часто прерывает других, мешает им (например, вмешивается в беседы, игры, дела; может начать пользоваться вещами других людей, не спросив их или не получив разрешения; у подростков и взрослых – может вмешаться или начать делать то, что делают другие).

В зависимости от выраженности тех или иных нарушений выделяют формы СДВГ:

  • с преобладанием невнимательности,
  • с преобладанием гиперактивности и импульсивности,
  • смешанную.

Уже в первые месяцы жизни у ребёнка с СДВГ может обнаруживаться синдром повышенной нервнорефлекторной возбудимости. Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, такие дети беспокойны, у них отмечается беспричинный крик, сопровождающийся повышенной двигательной активностью, покраснением или мраморностью кожных покровов, потливостью, тахикардией, учащённым дыханием. В 82% случаев наблюдаются различные нарушения сна. Часто возникают трудности с кормлением (плохо берёт грудь или вовсе отказывается, беспокоен во время кормления), беспокоят желудочно-кишечные расстройства (частое срыгивание, иногда рвота, частый жидкий стул и/или наоборот запоры.

Начиная с 3-4-летнего возрастаребёнка ведущими проявлениями СДВГ становятся гиперактивность и импульсивность, которые и заставляют родителей впервые обращаются к специалистам.

В школьные годы основной проблемой являются нарушения внимания. По сравнению с ровесниками, дети с СДВГ зачастую плохо себя ведут и слабо учатся.

К подростковому становятся очевидными отсутствие самостоятельности, неспособность работать без посторонней помощи, низкая успеваемость в школе, частые конфликты с окружающими, плохие взаимоотношениями со сверстниками, тревожность и низкая самооценка.

Нарушения внимания часто сохранияются и во взрослом возрасте.

Для детей с СДВГ характерны умеренная задержка развития речи, двигательного и социального развития, низкая устойчивость к стрессовым ситуациям, раздражительность и частые перепады настроения. В подростковом возрасте нередко формируется оппозиционно-вызывающее поведение, особенно у детей скомбинированной формой СДВГ или с формой, характеризующейся преимущественным нарушением внимания.

Частыми спутниками СДВГ являются вегетативные дисфункции, головные боли, тики, тревожные расстройства, энурез, нарушения сна.

Игры для детей с СДВГ:

Упражнения на развитие навыков концентрации внимания и произвольности движений.

Найди отличие (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котенка, домик и т.п.), передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Гвалт (Е.В. Коротаева)

Цель: развитие концентрации внимания.

Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику – по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.

Желательно, чтобы до того, как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.

Три движения

Цель: развитие концентрации внимания.

Играть лучше группой. Водящий показывает движения: руки согнуть в локтях, кисти на уровне плеч; руки вытянуть перед собой на уровне груди; поднять руки вверх. Нужно попросить детей их повторить и убедиться, что они запомнили не только сами движения, но и их порядок. Водящий показывает одно движение, называя при этом номер другого. Дети должны показывать только те, которые соответствуют их номеру.

Фотограф

Вариант 1. Выбирают фотографа. Участники изображают групповую фотографию. Фотограф запоминает расположение и позы участников, после чего выходит за дверь. Дети меняют позы (не более четырех). Вернувшись, фотограф должен расставить всех по местам так, как было.

Вариант 2. Педагог  просит несколько человек выйти за двери, а остальных детей - описать, во что был одет тот или иной ребёнок.

Считалочки-бормоталочки.

По просьбе воспитателя дети повторяют фразу: «Идет - бычок - качается». В первый раз произносят вслух все три слова, во второй раз вслух только «идет - бычок», а слово «качается» про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз вслух произносят только слово «идет», а слова «бычок - качается» про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз все три слова произносят про себя, заменяя их тремя хлопками. Итак, это будет выглядеть следующим образом:

Вариант 1

  1. Идет - бычок - качается.
  2. Идет - бычок - хлопок.
  3. Идет - хлопок - хлопок.
  4. Хлопок - хлопок - хлопок.

Вариант 2

  1. Ехал - грека - через - реку.
  2. Ехал - грека - через - хлопок.
  3. Ехал - грека - хлопок - хлопок.
  4. Ехал - хлопок - хлопок - хлопок.

Хлопок - хлопок - хлопок - хлопок. Вариант 3

  1. Подарил - утенку - ежик - пару - кожаных - сапожек.
  2. Подарил - утенку - ежик - пару - кожаных - хлопок.
  3. Подарил - утенку - ежик - пару - хлопок - хлопок.
  4. Подарил - утенку - ежик - хлопок - хлопок - хлопок.
  5. Подарил - утенку - хлопок - хлопок - хлопок - хлопок.
  6. Подарил - хлопок - хлопок - хлопок - хлопок - хлопок.
  7. Хлопок - хлопок - хлопок - хлопок - хлопок - хлопок.

Что исчезло?

Перед каждым ребенком разложены предметы. Нужно внимательно посмотреть на них и запомнить. Закрыть глаза (в это время педагог убирает один предмет). Задача - назвать исчезнувший предмет.

Нос — ухо — глаз.

Ведущий называет слово, а дети должны показать его.

При этом ведущий может «обманывать»: говорить «нос», а показывать «ухо» и т.д.

Дети должны быть очень внимательными, чтобы показать слово верно.

Летает — не летает

В игре взрослый называет слова и поднимает или опускает руки в зависимости от названного предмета.

Ребенок должен поднимать руки, если предмет летает, или опускает — если не летает.

Перед началом игры можно предупредить ребенка, что надо быть очень внимательным, т.к. вы можете его специально «обмануть».

Где чей домик?

Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками.

Ребенок должен определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям.

Если задание для ребенка покажется сложным, разрешите ему сначала несколько раз выполнить задание, проводя карандашом по линиям, а затем попросите его справиться с заданием без «рисования».

Найди героев передачи

На картинках с умело «спрятанными» в них изображениями героев детской передачи (Хрюша, Степашка, Филя) ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной карандаша каждого из «спрятанных» героев.

Выполнение задания предваряется такой инструкцией: «Посмотри внимательно на этот рисунок. В нем спрятаны фигурки знакомых героев детской передачи: Хрюши, Степашки, Фили, Кар- куши. Необходимо найти и обвести пальцем или обратной стороной карандаша каждого из героев».

Найди отличия

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку.

Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке.

Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске или на листе какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

«ЗДРАВСТВУЙ» Игра помогает снять мышечное напряжение, переключить внимание. Она развивает слухо-моторную координацию и способствует доверительным отношениям в группе. Правила: Взрослый подает звуковые сигналы, во время которых детям нужно поздороваться с как можно большим количеством людей. При хлопке в ладоши необходимо пожать руки партнерам. Если звонит колокольчик, следует погладить играющих по спине. По свистку дети здороваются спинками – становятся спиной друг к другу и прижимаются. Разговаривать в процессе запрещается.

«ДОЖДИК» Игра развивает координацию движений, внимание. Она учит подчиняться правилам игры и помогает ребенку эмоционально разрядиться. Правила: Взрослый рисует мелом на асфальте или палочкой на песке домик для себя и ребенка (детей). Это могут быть обычные кружки. По сигналу «солнышко» все гуляют вокруг своего домика, бегают и прыгают. По команде «дождик» нужно спрятаться в домик и скрестить руки над головой, сделав подобие крыши. Кто зазевается – выбывает из игры.

«СКУЧНО ТАК СИДЕТЬ» Игра развивает координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, внимание. Правила: Дети садятся на стулья у противоположных стен. Звучит стишок-команда: «Скучно, скучно так сидеть, Друг на друга все глядеть. Не пора ли пробежаться, И местами поменяться?» Дети устремляются на противоположную сторону. Пока они бегут, ведущий убирает один стул. Тот, кто не успел занять место, выбывает. Стулья убираются поочередно с каждой стороны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для детей с СДВГ

Такой ребенок сразу заметен в группе других детей. Он, словно юла, не сидит на месте ни минуты, вертит головой во все стороны, откликается на любой шум. Он не доводит ни одно дело до конца и уже прини...

"Особенности развивающей игры для детей дошкольного возраста"

В статье рассказывается о том, что игра- важнейший вид деятельности дошкольника....

Особенности развития игры у детей 2-3 года жизни

Самообразование на тему "Особенности развития игры у детей 2-3 года жизни....

Развивающие игры для детей раннего возраста с СДВГ

Виды игр для детей раннего возраста с СДВГ...

"Ребенок с СДВГ: особенности поведения, отличительные черты и правила взаимодействия с ним в условиях ДОУ."

Материал содержит общее описание поведения дошкольника с СДВГ,  его отличие от тревожных детей, анкеты-наблюдения для выяления детей с СДВГ, рекомендации по работе с таким ребенком....

Презентация "Особенности развития игры у детей 2 - 4 года жизни".

Презентация "Особенности развития игры у детей 2 - 4 года жизни"...