Cоциальное партнерство детского сада как фактор повышения качества дошкольного образования
статья
Сетевая деятельность образовательных организаций признается сегодня важным фактором их инновационного развития. Она позволяет не только расширить возможности в области социализации детей, но и оптимизировать трудозатраты, получая при этом более качественные образовательные результаты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Социальное партнерство детского сада и других общественных институтов как фактор повышения качества дошкольного образования»
Современные требования, заданные ФГОС ДО, в качестве основополагающих принципов построения образовательной деятельности выдвигают условия открытости дошкольного образования, вариативности содержания, сотрудничества образовательной организации с семьей, разными общественными организациями.
В. Ф. Лопуга рассматривает сетевое взаимодействие как способ деятельности по совместному использованию информационных, инновационных, методических и кадровых ресурсов.
Сетевое взаимодействие – один из вариантов педагогического сотрудничества, в котором присутствует прямое или косвенное влияние субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимопреобразование на принципах доверия и творчества, паритетности и взаимной поддержки. Как отмечает Н. М. Коннова, результатом непосредственного и опосредованного взаимодействия в сети являются новые социально-педагогические структуры, обладающие новыми свойствами и особенностями общественных отношений.
Сетевая деятельность образовательных организаций признается сегодня важным фактором их инновационного развития. Она позволяет не только расширить возможности в области социализации детей, но и оптимизировать трудозатраты, получая при этом более качественные образовательные результаты.
Исходя из вышеизложенного, актуальным является вопрос о создании такой инновационной формы работы ДОУ, при которой, дети приобретают позитивный опыт совместной деятельности, в результате которого улучшается качество образования в дошкольном учреждении.
На наш взгляд, такой формой может являться волонтёрство.
Волонтёрство - это деятельность, совершаемая добровольно на благо общества или отдельных социальных групп, без расчета на вознаграждение.
Педагогами дошкольного учреждения был разработан проект: «Волонтерство как инновационная форма работы ДОУ», участниками которого являются дошкольники, родители (законные представители), педагоги, социальные партнеры.
Необходимость создания проекта была обусловлена незначительным снижением показателей социально-коммуникативного развития дошкольников старшего возраста, снижением социальной активности родителей (законных представителей) к деятельности детей в дошкольном учреждении.
Был проведен комплекс мероприятий по выявлению причин данной ситуации, определены направления по их устранению.
Благодаря анкетированию выявлены ожидания и предпочтения участников образовательных отношений. 76% педагогов, родителей (законных представителей) и старших дошкольников изъявили желание заниматься общественно-полезной деятельностью, отдавая предпочтение волонтерству.
Для нашего учреждения это новое направление работы. Проанализировав кадровые, материально-технические, информационные и др. ресурсы мы решили организовать проектную деятельность, целью которой является: создание условий для воспитания социально активной личности ребёнка через обретение им духовного опыта, основанного на традициях благотворительной и добровольческой деятельности.
Определили задачи:
- Формирование у детей позитивных установок на добровольческую деятельность;
- Приобщение к общечеловеческим, духовно-нравственным ценностям;
- Воспитание толерантного отношения к другим людям.
- Организация образовательного процесса в форме совместной деятельности детей, педагогов, родителей;
- Обеспечение преемственности с задачами развития личности, поставленными в образовательном стандарте на этапах дошкольного детства.
Ожидаемые результаты проекта:
- Благодаря волонтерству произойдет объединение всех участников образовательных отношений.
- Дошкольники почувствуют себя значимыми в процессе оказания помощи нуждающимся детям с особыми образовательными потребностями и ветеранам.
- Повысится компетентность родителей и педагогов по воспитанию ребенка дошкольного возраста.
- Произойдет приобщение всех участников проекта к социально-культурным ценностям и традициям.
- Повысится качество образования в дошкольном учреждении.
В процессе проектной деятельности была создана модель, включающая
концептуально-целевой, мотивационный, информационный, содержательно-процессуальный и критериально-оценочный блоки.
- Составляющими концептуально-целевого блока являются научно - методологические принципы (системности и целостности, социально значимой направленности, гуманности, безвозмездности, добровольности, законности деятельности волонтеров, рефлексивности). В концептуально-целевом блоке указывается также на целенаправленное обеспечение соответствующих организационных и психолого-педагогических условий качественной организации волонтерства.
К организационным условиям относится создание соответствующей структуры органов управления волонтёрской деятельности, её кадровое, информационное обеспечение, правовое регламентирование системы работы.
К психолого-педагогическим условиям относится методическое обеспечение, разработка подпроектов, целенаправленная подготовка творческой группы - лидеров и организаторов добровольческой деятельности.
- Мотивационный блок модели является одним из значимых. По мере развития добровольческой деятельности в учреждении выработаны различные формы мотивации волонтеров. Примером могут служить сладкие призы, игры на группу и просто слова благодарности активным участникам социальных акций.
- Информационный блок находит свое отражение на сайте дошкольного учреждения. Любое заинтересованное лицо может узнать о достижениях организации в данном направлении. Материалы по результатам работы волонтеров печатаются в педагогических изданиях: «Педагогическое обозрение», «Дошкольник».
4. Содержательно-процессуальный блок модели отражает поэтапную организацию волонтерства и представлен в виде дорожных карт для всех участников проекта.
5. Критериально-оценочный блок модели ориентирован на системный анализ результатов в начале и по завершению проектной деятельности. Личностные результаты дошкольников находят свое отражение в педагогической диагностики, грамотах, дипломах и благодарственных писем от социальных партнеров.
Развитие организаторских и коммуникативных способностей, приобретение навыков делового общения, обретение опыта коллективного общественно-полезного дела, развитие лидерских и творческих способностей зависят от степени участия ребенка в данной добровольческой деятельности.
Организационная модель реализации волонтёрства в ДОУ выглядит следующим образом.
Данная модель, обеспечивает вовлечение всех участников образовательных отношений в проектную деятельность.
Волонтёрство в нашем учреждении организуется не только с образовательными, но и другими общественными организациями. Оно выстраивается на основе договорных отношений и планов совместной деятельности.
Социальными партнерами МКДОУ д/с № 423 на 2018-2019 учебный год являются: МБУДО ЦДО «Алые паруса», ГБОУ НСО «СКК», совет ветеранов отдела полиции № 3 УМВД по г. Новосибирску, МБОУ СОШ №137, МКОУ С(К) НШ № 60, МКУК им. К. Маркса.
Благодаря взаимодействию ДОУ с МКУК им. К. Маркса у детей расширился кругозор и знания об окружающем мире.
Участие в культурно-массовых, спортивных мероприятиях с МБУДО ЦДО «Алые паруса» способствует улучшению показателей старших дошкольников в художественно-эстетическом, речевом, физическом развитии.
Оказание шефской помощи ветеранам Государственного автономного учреждения Новосибирской области стационарного социального обслуживания «Новосибирский дом ветеранов» и ветеранам МВД отдела полиции "Заельцовский" развивает качества социально активной личности, способной прийти на помощь нуждающимся. С данными социальными партнерами мы сотрудничаем совместно с ГБОУ НСО «СКК». Кадеты обучают дошкольников навыкам посильной помощи ветеранам в домашних условиях, организуют обучающие мастер-классы по изготовлению поделок для людей элегантного возраста.
Социальные акции: «Рука помощи» (в помощь бездомным животным), «Полезные крышечки» (оказание помощи детям с особыми образовательными потребностями), «Столовая для пернатых» (забота о птицах в зимний период) способствуют развитию социально-коммуникативных компетенций дошкольника.
Сотрудничество ДОУ с Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением города Новосибирска «Специальная (коррекционная) начальная школа № 60 «Сибирский лучик», Государственным автономным учреждением Новосибирской области стационарного социального обслуживания «Новосибирский дом ветеранов» способствует развитию толерантности.
Мы считаем, что взаимодействие всех участников образовательной деятельности, объединенных единой идеей, позволяет качественно осваивать основную образовательную программу дошкольного образования в соответствии с современными требованиями.
Согласно данным педагогической диагностики 2018-2019г. наблюдается положительная динамика в развитии дошкольников по всем образовательным областям.
Наше дошкольное учреждение продолжает свою деятельность в данном направлении и готово к сотрудничеству с другими общественными организациями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное партнерство, как фактор повышения качества дошкольного образования.
Работа с дошкольниками – дело очень серьезное и интересное. Ведь именно в этом нежном возрасте пробуждается интерес к книге. Но в области доступа к библиотечному обслуживанию ребенок всецело зав...
Проект УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В ДОУ - ВАЖНЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проект реализуется в течение 4 лет и имеет результаты. Цель проекта: Совершенствование системы управления дошкольным образовательным учреждением путем внедрения инновационных технологий. Реализация пр...
«Совершенствование методических инноваций в ДОУ – важный фактор повышения качества дошкольного образования и профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС»
Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям. В условиях перехода на ФГОС ДОО ключевой вопрос модернизации – организация и внедрение в п...
Семинар "Взаимодействие с социальными партнерами как фактор повышения качества дошкольного образования"
Статья о семинаре...
УСТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК АКЦЕНТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО САДА И СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье дано описание целей и задач организации социального партнерства в ДОУ и возможности его практического применения в контексте воспитательно - образовательного пространства....
«Социальное партнерство детского сада и других общественных институтов как фактор повышения качества дошкольного образования»
Социальное партнерство в ДОУ – современная форма взаимодействия педагогов, детей, родителей, представителей других организаций, которая способствует открытости, доступности и продуктивности дошк...
Взаимодействие дошкольной организации с семьями воспитанников, школой, социумом как фактор повышения качества дошкольного образования
Описание системы взаимоотношений дошкольной образовательно организации с социальными партнерами для повышения эффективности работы с семьями воспитанников....
- Мне нравится (1)