«Применение Монтессори – материала для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».
методическая разработка (младшая группа)

Никула Алёна Сергеевна

 Актуальность выбора темы      

          Данные диагностики детей младшей группы на начало учебного года показали недостаточность развития у малышей сенсорного воспитания, мелкой моторики рук, а также зрительно-моторной координации.

           Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.

           Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Поэтому сенсорному уголку в группе отводится особое место.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon montessori_material.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»

Самообразование на тему:

«Применение Монтессори – материала для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

        

  Воспитатель: Никула А.С.

Г. Югорск, 2016 год

Введение

Чтобы воспитывать ребенка, - надо его знать, чтобы его знать, - надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать, - надо дать ему свободу".

Раннее дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего 3-4года. Но они имеют непреходящее значение, т.к. развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности детей. Этот период детства характеризуется интенсивным познавательным развитием. Малыш овладевает родным языком, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения. Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения и классификации.

Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

По данным исследований, проведённых Л. В. Антаковой - Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики пальцев. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Идея педагогики итальянки Марии Монтессори, заключалось в том, что дети с особенностями развития, которые лишены естественной инициативности, может быть им возвращена с помощью специального стимульного материала. Основой для моего самообразования была выбрана методика Марии Монтессори, а именно Монтессори - материалы и их влияние на всестороннее развитие личности дошкольника.

Индивидуальный план работы по самообразованию на текущий год можно разделить на следующие направления:

  1. Изготовление дидактического Монтессори – материала, соответствующему возрастным особенностям дошкольников;
  2. Занятия, игры с детьми 2-3 лет, используя Монтессори – материал, для развития моторики и сенсорики;
  3. Работа с родителями.
  4. Работа, взаимодействие с другими воспитателями и специалистами.

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Исходя из задач и направлений работы ДОУ, считаю выбранную мною тему для самообразования «Влияние Монтессори – материалов на всестороннее развитие личности дошкольника», актуальной, полезной и очень интересной для моей профессиональной деятельности. В процессе работы мне было необходимо установить благоприятную атмосферу для саморазвития детей и изготовить дидактический материал для развития мелкой моторики и сенсорики.

Мария Монтессори

Имя Марии Монтессори известно всем педагогам. Её нельзя назвать великим философом – известны имена и покрупнее. Но она была великим наблюдателем жизни младшего мира. Вот почему ее педагогика глубоко философична, психологична и технологична. Маленькие и большие педагогические открытия рождались у нее благодаря ежедневному живому наблюдению за поведением, настроением и состоянием детей.

Обращение ребенка к учителю: «Помоги мне это сделать самому» - стало символом педагогики Марии Монтессори. Мария М. как врач понимала, что для духовного развития ребенка важно научить его чувствовать. Она раскрыла свой талант педагога прежде всего в обучении детей моторике и сенсорике.

Монтессори – материал

Монтессори – материал является составной частью так называемой педагогической «подготовительной среды», которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.

У каждого материала Монтессори есть вполне определенная дидактическая задача, и, прежде чем дать ребенку работать с ним, взрослый должен донести эту задачу до малыша, то есть провести короткий урок. Монтессори исходит из того, что правильно и с пользой можно использовать только те предметы, о назначении которых ты знаешь.

М. – материал по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивости развития ребенка.

Дидактические материалы служат прежде всего тому, чтобы способствовать духовному становлению ребенка из соответствующее возрасту развитие его моторики и сенсорики. Ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождены, чтобы шаг за шагом он мог стать независимым от взрослых. Для ребенка М. – материал – это ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои хаотичные и необработанные впечатления о мире. Разнообразный сенсорный и моторный опыт превращается в «знание, ставшее плотью».

Классический М. – материал – это царство кубиков, бусинок, цилиндров, треугольников. Упражнения с ним используются в дальнейшем в практической жизни.

М. – материал предназначен также для развития чувств. Условно его можно разделить на следующие группы:

1) материалы для различения размеров;

2) материалы для различения цвета;

3) для различения формы;

4) для различения структуры поверхностей и материалов;

5) для различения веса;

6) для различения шумов и звуков;

7) для различения запахов;

8) для различения вкусовых качеств;

9) для восприятия температурных различий.

Работа по изготовлению Монтессори – материала

Помимо среды большое значение в развитии ребенка имеет материал, с которым он занимается. Разновидностей Монтессори материалов существует  великое множество. На первый взгляд они кажутся очень простыми (фарфоровые вазочки с водой, мешочки с различными крупами, пирамидка из цветных кубиков и т.д.). Но на самом деле каждый из них отражает особенности развития определенного возраста и сделан так, чтобы максимально эффективно содействовать психическому и физическому росту.

Известно, что «интеллект лежит на кончиках пальцев». Пособия, изготовленные из подручного и  «бросового материала» - это упражнения для кистей рук, направленных на активизацию тонких движений пальцев. В течение учебного года были изготовлены следующие дидактические материалы:

- «Прищепки» (игры «Сделаем солнышку лучики», «Сделаем ежику колючки», и др.);

- «Баночки с фасолью» (игры «Ищем маленькие игрушки и предметы в баночке с фасолью», «Разложи семена для курочки», «Создаем рисунки», «Разложи фасоль по контуру»);

- «Трубочки и платочки» (игра «Спрячь платочек»);

- настольная д/и «Найду нужную форму и цвет»;

- тканевые непрозрачные мешочки с крупами (фасоль, горох, семечки, гречка, ячка и др.);

- «Баночки с водой и подкрашенными крышечками»;

Проведение занятий

Работа по развитию мелкой моторики проводится в рамках игровых занятий, индивидуальной работы, в виде рекомендаций родителям. На игровых занятиях по развитию мелкой моторики соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, доступность, постепенное усложнение материала, наглядность и др. При организации игровых занятий по формированию навыков мелкой моторики используется интегративная форма, которая позволяет одновременно решать несколько дидактических задач: развитие мелкой моторики, речи и познавательных способностей.

Перед непосредственным проведением занятий с дидактическими материалами или отдельно от них, проводятся массаж кистей и пальцев рук, а также пальчиковые игры.

Цель массажа кистей и пальцев рук – снижение тонуса мышц рук, расширение объема мелких движений кистей и пальцев рук, формирование согласованных движений обеих рук. Он проводится с помощью различных массажеров («Каштан», «Су-Джок», «Ежик»), круглых расчесок-щеток для волос, шишек, грецких орехов, и конечно проводится самомассаж, со стихотворным сопровождением и без него.

Пальчиковые игры проводятся с целью увеличения амплитуды движений пальцев, формирования указательного жеста, обособления каждого пальца. В ходе проведения занятий у детей отрабатываются навыки удержания пальцевой позы, переключения с одной позы на другую, одновременного выполнения движения пальцами и кистями обеих рук. Вначале – по подражанию действиям взрослого, а затем – в сочетании с речевым сопровождением и с опорой на зрительные и тактильные образы – представления.

Работа с Монтессори – материалом проводится индивидуально. Ребенку предлагается необходимый на данном этапе материал или же он сам по желанию начинает заниматься с имеющимися в группе дидактическими играми.

Взаимодействие с родителями

Данный этап имеет под собой цель: обучение родителей приемам игрового взаимодействия с ребенком, способам переноса полученных во время общения с воспитателем навыков в предметно – игровую деятельность. Педагог на данном этапе, при необходимости, выступает консультантом для родителей.

Большой вклад в оснащение наших групп внесли родители воспитанников. Ими были изготовлены следующие М. – материалы и развивающие сенсорные игры:

- Коробочка с разноцветными яичками, разной фактуры, жесткости и разными наполнителями;

- «Куб с крышечками» (для закручивания);

- «Шнурок и бусины»;

- различные виды шнуровки.

Пальчиковый театр пополнился связанными героями сказки «Курочка Ряба». Папы изготовили подставки для пальчикового и кукольного театров.

Для родителей ежемесячно обновляется материал в папках – передвижках и на информационных стендах, например, «Игры с детьми по развитию мелкой моторики и сенсорики в домашних условиях», «Познаем мир – играя» и др. На родительских собраниях проводились мастер – классы по изготовлению и применению М. – материала. Регулярно проводятся беседы с родителями, обсуждаются достижения детей, а также то, над чем необходимо поработать более качественно.

Привлекаются также родители к участию в разнообразных творческих конкурсах и выставках. Например, в конкурсе «Одаренные дети – будущее России», ребенок совместно с родителями, выполняет различные поделки и рисунки, воплощает свои художественно – эстетические способности и умения.

Взаимодействие с педагогами и специалистами

Воспитательный и образовательный процесс в ДОУ невозможен без единства и налаженного общения между всеми его членами.

С воспитателями, с которыми я работала на группах, мы вместе обдумывали, какие еще необходимы дидактические игры для развития наших воспитанников. Необходимо было организовать «Развивающий центр», расположить в нем М. – материал. Мы решали, в какое время дня лучше всего проводить занятия с развивающим материалом.

Регулярно я обменивалась опытом с другими педагогами, у которых темой самообразования было выбрано развитие мелкой моторики детей ДОУ.

Для того чтобы корректно подобрать для детей 2 – 3 лет развивающий материал, соответствующий их психологическим и физическим особенностям, необходимо было проконсультироваться с педагогом – психологом и логопедом. С некоторыми детьми, имеющими особенности в психо – эмоциональном развитии, проводилась индивидуальная работа и занятия.

Затруднения в работе

Небольшие затруднения неизбежно возникают в процессе педагогической работы. С Монтессори – материалом предполагается работать индивидуально, одно пособие дается в одни руки. Но в группах ежедневно присутствует от 10 до 23 человек, поэтому иногда физически не возможно было одновременно обеспечить каждого ребенка дидактическим материалом, и провести с ним работу. Поэтому, я проводила индивидуальные занятия в начале дня, утром, когда детей еще не так много и ближе к вечеру. В течение дня я раздавала детям необходимый М. – материал.

Некоторые развивающие игры находятся в группах в «Развивающем центре» или в «Сенсорном центре», где каждый малыш может самостоятельно и под моим наблюдением позаниматься, например с «Пирамидкой с кольцами», с «Набором ведерок», «Тактильными ладошками», «Лабиринтом «Бабочка» и «Мишка» и т.п.

Сам процесс наблюдения за детьми, когда они стараются выполнить задание или изучают тот или иной предмет, проявляют логику, фантазию, очень интересен и полезен для воспитателя. Я сразу же замечаю, где и на каком этапе занятия с М. – материалом у малыша возникли затруднения, в дальнейшем, можно показать еще раз правильное выполнение действий или же подождать пока ребенок сам не исправит ошибку.

Постановка новых задач и план работы на предстоящий учебный год

Тема моего самообразования будет актуальна на всех этапах дошкольного детства и даже позднее. В следующем учебном году я планирую разрабатывать методику занятий и Монтессори – материала для детей 3-4 лет по развитию моторики рук и сенсорики, соответствующих возрастным и психо-физиологическим особенностям детей.

В этом учебном году для первой младшей группы были изготовлены д/и и материалы для различения размеров, для различения цвета, для различения формы, и структуры поверхностей и материалов. На следующий учебный год планируется подготовка материала для различения веса, для различения шумов и звуков, для различения запахов, вкусовых качеств, температурных различий.

Хотелось бы больше проводить занятий на свежем воздухе, наблюдая и изучая природные явления. В каждое время года есть возможность проводить опыты и эксперименты, изучая, например свойства снега (холодный, колючий), воды (мокрый, лед, перетекание), песка (сыпучий, твердый) и т.п. Данные занятия очень хорошо развивают моторику рук и сенсорное восприятие, а также имеется элемент закаливания.

Список литературы:

  1. Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста. Автореферат.- М.,1975;
  2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. - М.,1992;
  3. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М., 2000;
  4. Бирюков А. А. Самомассаж для всех и для каждого, - М., 1978;
  5.  Бирюков А. А. Массаж в борьбе с недугами. - М., 1991;
  6. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. – М.: «Просвещение», 1977;
  7. Журнал «Дошкольное воспитание», №11, статья О. Жуковой «Развитие руки: просто, интересно, эффективно», 2006;
  8. Журнал «Обруч»,№2,2005;
  9. Монтессори - материал. Школа для малышей. Изд. «Мастер», - М., 1992;
  10. Развивающие игры с дидактическим материалом под ред. Л.М. Шипициной, С. – Пб., 2004.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.

Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...

Мастер-класс "Изготовление поделок из природного материала, как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Для педагогов и родителей представлен фотоматериал по изготовлению работ из кварцевого песка,раскрашивание камней. Используется для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы

Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...

Выступление на районном семинаре воспитателей (МБОУ ДО «Новодеревеньковский центр развития и поддержки детей») по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Проблема развития мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка....

Применение пробковой мозаики для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

laquo;Пробковая мозаика» - альтернативная мозаика, с ее всевозможными  деталями, из большого количества которых можно создавать целые рисунки. Кроме того, разнообразие этих предметов в одн...