Применение пробковой мозаики для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Воронкова Наталья Анатольевна

«Пробковая мозаика» - альтернативная мозаика, с ее всевозможными  деталями, из большого количества которых можно создавать целые рисунки. Кроме того, разнообразие этих предметов в одном рисунке сделают его только богаче, насыщенней, фактурней, а иной раз даже придаст определенный смысл.

Пробковая мозаика сделана из винных и пробок от шампанского. Пробки нарезаны в виде различных геометрических фигур, толщиной от 2-4 мм, для удобства хранятся в отдельных контейнерах. Из этих  деталей можно сконструировать огромное  множество изображений, придумать много интересных сюжетов! Например, по сюжетам любимых сказок или мультфильмов. Ведь дети, особенно 4-7 лет, которым адресована данная игра - такие выдумщики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл probkovaya_mozaika.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Применение пробковой мозаики для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Сегодня существует огромное количество различных видов мозаики, но ее возможности редко используются в полной мере. Это связано с ограниченностью поля, оно зачастую маленькое и ограничивает действия ребенка.

Показать детям, что рисование мозаикой возможно не только с помощью купленных наборов, но и с помощью подручных средств – это значит дать возможность почувствовать себя творцами, открыть им целый мир.

«Пробковая мозаика» - альтернативная мозаика, с ее всевозможными  деталями, из большого количества которых можно создавать целые рисунки. Кроме того, разнообразие этих предметов в одном рисунке сделают его только богаче, насыщенней, фактурней, а иной раз даже придаст определенный смысл.

Пробковая мозаика сделана из винных и пробок от шампанского (фото 1). Пробки нарезаны в виде различных геометрических фигур, толщиной от 2-4 мм, для удобства хранятся в отдельных контейнерах (фото 2,3). Из этих  деталей можно сконструировать огромное  множество изображений, придумать много интересных сюжетов! Например, по сюжетам любимых сказок или мультфильмов. Ведь дети, особенно 4-7 лет, которым адресована данная игра - такие выдумщики

Цель игры: Развитие мелкой  моторики рук и речи.

Задачи: 

-Развитие психических и интеллектуальных процессов: внимания, восприятия, мышления, воображения, фантазии;

-Развитие эмоциональности и волевой регуляции;

-Развитие  целеполагания и целенаправленной деятельности;

-Развитие творчества и самостоятельности.

-Воспитывать умение ориентироваться на листе бумаги.

-Закреплять знания геометрических фигур, речевой материал по лексическим темам (в соответствии с программой).

Мозаика- это игра, которая имеет развлекательный и обучающий характер. Она раскрывает способности детей в разных направлениях, помогает различать и строить различные формы, укрепляет память и мелкую моторику рук, влияет на общее развитие. Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития мелкой моторики. Пальцы должны быть готовы к овладению письмом. Мелкая моторика оказывает влияние на развитие речи, потому как ловкость пальцев стимулирует речевые зоны головного мозга. Существует мнение, что пространственное воображение, фантазия, логика формируются не на чьих-то пояснениях, а на личном опыте. Поэтому не нужно ограничивать фантазию детей шаблонами.  

По мнению психолога учебно-методического центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета Ирины Рябиковой «Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение. Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целеполагание и целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения (произвольность). В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира. Хочется отметить, что особую актуальность, все-таки эта мозаика приобретает в возрасте 4-6 лет. Это время расцвета всех продуктивных видов деятельности: рисования, лепки, конструирования и др. Мозаика в этом ряду не исключение. Более того, она занимает в нем особое положение в связи с упомянутыми особенностями: создание точечного рисунка – дело не простое, требующее и длительного удержания образа, как желаемой цели деятельности, и немалой произвольности, и представлений» И.Рябкова психолог Учебно-методического Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета

Построение изображения из мозаики требует времени, а, значит, нужно долго удерживать образ, как цель.  Мозаичные рисунки всегда впечатляют. Этот вид изобразительной деятельности очень красив, богат и требует творческого видения задачи, не зря он претерпел проверку временем. Поэтому важно показать малышу, что мозаика – один из способов изображения чего угодно, в том числе и сюжетов. Можно «нарисовать» какой-нибудь сюжет из знакомой сказки (например «Колобок») и рассказать ребенку, что изображено. Так для него расширятся возможности использования мозаики. Или, сделав из мозаики кораблик, придумать для малыша рассказ о том, как он плывет, качаясь на волнах, в поисках земли.

Мозаика по образцу

Действие по образцу - это, безусловно, важное умение, которое, однако, доступно для детей не младше 5 лет. А сложные рисунки, создаваемые с помощью графических образцов, особенно представленных в виде схем вообще поддаются ребятам с 6-7 лет. Ведь понять, что обозначение крестиком – это и есть фишка и сколько зеленых крестиков, столько нужно и зеленых фишек – это задача не из легких, требующая участия знаково-символического мышления. Не меньшую трудность представляют мозаики, состоящие из маленьких фишек, например, тетрис-мозаики. Такая работа требует высокого уровня произвольности, действия ребенка должны быть целенаправленными, часто малыш уже должен уметь считать (иначе легко ошибиться с количеством фишек), на высоком уровне должен быть развит

самоконтроль, умение проверять правильность сделанной работы и исправлять ошибки. Старший дошкольный возраст (5-7 лет) – это время, когда правило, образец начинают играть в жизни ребенка особую роль. Именно в этом возрасте мы можем слышать от детей, как бывает, а как не бывает, что можно, а что нельзя, что такое хорошо и что такое плохо. Мозаики – тот вид деятельности, который позволяет сверить свою работу с правилом именно благодаря наличию образца. Таким образом, этот вид деятельности дает возможность ребенку, с одной стороны, проявить творческое начало, актуализировать собственный образ, а с другой стороны, действовать в соответствии с образцом. Эти две, вроде бы противоположные по сути, деятельности замечательным образом сочетающиеся в мозаике, являются необходимыми для наилучшей подготовки к школе.

Содержание и правила игры:

 Необходимо подготовить разнообразные пробковые детали в большом количестве. Можно сделать карточки с нарисованными шаблонами рисунков. Все приготовления закончены. Можно играть! Играют с мозаикой вдвоем, втроем и более человек. Можно одному, как индивидуальное задание. Вначале детям дают простые картинки (узоры), а по мере освоения  картинки усложняются.  Дети составляют не просто узоры, они начинают фантазировать, придумывать различные истории, сказки.

Возможные темы для шаблонов (или самостоятельных заданий):

«Деревья», «Овощи и фрукты», «Грибы», «Игрушки», «Одежда», «Обувь» «Мебель», «Посуда», «Птицы», «Животные»,

«Транспорт», «Цветы», «Насекомые», «Постройки» (дома, здания) и т.д.

Задание «Собери картинку»  

 по готовым рисункам для мозаики (силуэтам). Силуэты воспитатель может нарисовать на отдельных листах карандашом или цветными фломастерами. Картинки заготавливают по лексическим темам.

Задание «Придумай сам», стимулирует проявлять фантазию,  создавать что-то индивидуальное. Воспитатель просит сложить какую-либо фигуру по памяти, можно дать изображение книжное. Ребенок, вспомнив, как выглядит данный предмет, сам конструирует. Далее ребенка просят рассказать про  животное, назвать части, чем питается, где живет, в каких сказках встречается и т.п.

Примерные образцы шаблонов по темам «Транспорт», «Дикие животные» и т.д.

 

  Придумывайте, ищите, творите – и вы удивитесь, какой творческой личностью вырастет ваш ребенок!

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников»

Речь является важнейшей психической функцией человека.  Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Б...

Проект «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»

Дошкольное воспитание ставит перед педагогами задачу всестороннего развития личности ребенка и его подготовку к обучению в школе. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченны...

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, че...

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Развитие мелкой моторики у детейстаршего дошкольного возраста с ОНР ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ...

«Применение Монтессори – материала для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».

Актуальность выбора темы                Данные диагностики детей младшей группы на начало учебного года показали недост...