Развитие представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников с помощью дидактических игр
статья (младшая группа)
Развитие представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников с помощью дидактических игр
Актуальность сенсорного развития обусловлена потребностью общества в полноценно развивающейся личности ребенка. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) на первый план выдвигается развивающая функция дошкольного образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. П. Усова, и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.
Сенсорное развитие ребенка представляет развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. С развитием сенсорики у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации должно создавать необходимые предпосылки для освоения детьми сенсорных эталонов. Все внимание педагогов должно быть направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Дидактические игры при грамотной их организации и умелом руководстве педагога являются эффективным средством формирования представлений о сенсорных эталонах.
Работая с младшими дошкольниками, заметили, что не все дети хорошо различают цвета основного спектра. Поэтому мной была поставлена цель развитию представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников с помощью дидактических игр
Мы осуществляли работу по развитию представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников посредством дидактических игр.
Мы проводили следующие игры.
Дидактическая игра «Умная коробочка»»
Цель: развивать у детей сенсорные способности: учить различать цвета, фигуры; развивать логическое мышление и мелкую моторику.
Анализ проведения дидактической игры показал, что практические все дети проявили интерес к игре, поняли дидактическую задачу, осуществляли нахождение необходимой фигуры такого же цвета, что и в образце.
Дидактическая игра «Ленточки заблудились».
Цель: учить сравнивать предметы цвету и обозначать результат сравнения словами «такая же», «другого цвета».
В этой игре дети по нашей просьбе отыскивали ленточки одинакового цвета. Эти ленточки мы завязывали на палочки. Получалось очень красиво. С этими ленточками мы устраивали подвижные игры под музыку.
Дидактическая игра «Разноцветный котенок».
Цель: учить детей отличать и называть цвета; самостоятельно выкладывать фигуры, называть их цвета.
Эту игру мы сопровождали сказочным сюжетом. Рассказали, что котенок вышел погулять и нашел красного жука (выкладывали кружок красного цвета). Потом котенок пошел гулять и нашел одуванчик. Мы просили детей найти среди фигур одуванчик. Спрашивали, какого он цвета.
Анализ проведения дидактической игры показал, что дети проявляют интерес к названиям цветов осуществляли нахождение необходимой фигуры нужного цвета.
Дидактическая игра «Не ошибись».
Цель: учить детей чередовать бусины по цвету в предложенном порядке; развивать мелкую моторику рук; воспитывать внимательность и усидчивость.
Анализ проведения этой дидактической игры показал, что детям сложно дается чередовать бусины по цвету, однако перебирать бусинки, складывать свои рисунки им понравилось.
Дидактическая игра «Весёлые прищепки».
Цель: формировать у детей цветовое восприятие; развивать мелкую моторику рук и щипковый хват, который позволяет поддерживать мышечный тонус пальцев; способствовать формированию образного мышления и воображения.
Эта игра очень понравилась детям. Сначала мы просто дали детям коробку с прищепками, чтобы они перебирали их, раскладывали. Потом мы взяли желтую прищепку и сказали: «Здравствуйте, я мама, желтая прищепка. А где мои дети?». Некоторые дети брали прищепку и говорили за нее: «Я твоя дочка, зеленая прищепка». После этого организовывали игру с прищепками. Называли прищепки по именам: «Где мой сынок, зеленый? Потерялся. Наверное, ушел гулять». В такой игре дети в непринужденной игровой обстановке осваивали цвета.
Анализ проведения этой дидактической игры показал, что практические все дети проявили интерес к игре, называли цвета у прищепок. Однако некоторые дети все еще путали названия цветов.
Важной задачей для нас явилось учить группировать предметы, которые различаются, например формой, но имеют один цвет.
Для этого мы использовали дидактическую игру «Кто быстрее».
Мы просили дошкольников отобрать и принести нам все игрушки, например, желтого цвета. Предварительно на полу мы рассыпали цветной крупный конструктор «Лего», купольную разноцветную посуду, цветные кубики и другие игрушки. Дети наперегонки собирали предметы и приносили нам.
Анализ проведения этой дидактической игры показал, что многие дети еще путали такие цвета, как красный, желтый, зеленый. Однако сама игра им понравилась.
В дидактической игре «Куколки» мы поставили цель: закреплять умение различать контрастные предметы по цвету, используя при этом слова «черная», «белая», учить находить сходства и различия признаков предмета.
Для этой игры мы изготовили силуэты из черного и белого картона куколок и рассказали детям примерно следующую сказку: «Жила была белая куколка. Она любила все белое. И жила была черная куколка. Она любила все черное. Вот пошли она как-то раз гулять. Видят на полянке два цветочка. Отгадайте, какой цветочек возьмет себе белая куколка? А какой черная?». Пошли они дальше, видят лужи. Одна черная, другая белая. Белая куколка прошла по белой луже. А черная по какой прошла? (ответы детей)».
Таким образом в этой игре мы учили детей закреплять названия черного и белого цвета, учили их различать.
Список литературы
- Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: кн. для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., дораб./ А.К Бондаренко. – М.: Просвещение, 2008. – 169 с.
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: кн. для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2008. – 144с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensorn_stat_m.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников с помощью дидактических игр
Актуальность сенсорного развития обусловлена потребностью общества в полноценно развивающейся личности ребенка. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) на первый план выдвигается развивающая функция дошкольного образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. П. Усова, и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.
Сенсорное развитие ребенка представляет развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. С развитием сенсорики у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации должно создавать необходимые предпосылки для освоения детьми сенсорных эталонов. Все внимание педагогов должно быть направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Дидактические игры при грамотной их организации и умелом руководстве педагога являются эффективным средством формирования представлений о сенсорных эталонах.
Работая с младшими дошкольниками, заметили, что не все дети хорошо различают цвета основного спектра. Поэтому мной была поставлена цель развитию представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников с помощью дидактических игр
Мы осуществляли работу по развитию представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников посредством дидактических игр.
Мы проводили следующие игры.
Дидактическая игра «Умная коробочка»»
Цель: развивать у детей сенсорные способности: учить различать цвета, фигуры; развивать логическое мышление и мелкую моторику.
Анализ проведения дидактической игры показал, что практические все дети проявили интерес к игре, поняли дидактическую задачу, осуществляли нахождение необходимой фигуры такого же цвета, что и в образце.
Дидактическая игра «Ленточки заблудились».
Цель: учить сравнивать предметы цвету и обозначать результат сравнения словами «такая же», «другого цвета».
В этой игре дети по нашей просьбе отыскивали ленточки одинакового цвета. Эти ленточки мы завязывали на палочки. Получалось очень красиво. С этими ленточками мы устраивали подвижные игры под музыку.
Дидактическая игра «Разноцветный котенок».
Цель: учить детей отличать и называть цвета; самостоятельно выкладывать фигуры, называть их цвета.
Эту игру мы сопровождали сказочным сюжетом. Рассказали, что котенок вышел погулять и нашел красного жука (выкладывали кружок красного цвета). Потом котенок пошел гулять и нашел одуванчик. Мы просили детей найти среди фигур одуванчик. Спрашивали, какого он цвета.
Анализ проведения дидактической игры показал, что дети проявляют интерес к названиям цветов осуществляли нахождение необходимой фигуры нужного цвета.
Дидактическая игра «Не ошибись».
Цель: учить детей чередовать бусины по цвету в предложенном порядке; развивать мелкую моторику рук; воспитывать внимательность и усидчивость.
Анализ проведения этой дидактической игры показал, что детям сложно дается чередовать бусины по цвету, однако перебирать бусинки, складывать свои рисунки им понравилось.
Дидактическая игра «Весёлые прищепки».
Цель: формировать у детей цветовое восприятие; развивать мелкую моторику рук и щипковый хват, который позволяет поддерживать мышечный тонус пальцев; способствовать формированию образного мышления и воображения.
Эта игра очень понравилась детям. Сначала мы просто дали детям коробку с прищепками, чтобы они перебирали их, раскладывали. Потом мы взяли желтую прищепку и сказали: «Здравствуйте, я мама, желтая прищепка. А где мои дети?». Некоторые дети брали прищепку и говорили за нее: «Я твоя дочка, зеленая прищепка». После этого организовывали игру с прищепками. Называли прищепки по именам: «Где мой сынок, зеленый? Потерялся. Наверное, ушел гулять». В такой игре дети в непринужденной игровой обстановке осваивали цвета.
Анализ проведения этой дидактической игры показал, что практические все дети проявили интерес к игре, называли цвета у прищепок. Однако некоторые дети все еще путали названия цветов.
Важной задачей для нас явилось учить группировать предметы, которые различаются, например формой, но имеют один цвет.
Для этого мы использовали дидактическую игру «Кто быстрее».
Мы просили дошкольников отобрать и принести нам все игрушки, например, желтого цвета. Предварительно на полу мы рассыпали цветной крупный конструктор «Лего», купольную разноцветную посуду, цветные кубики и другие игрушки. Дети наперегонки собирали предметы и приносили нам.
Анализ проведения этой дидактической игры показал, что многие дети еще путали такие цвета, как красный, желтый, зеленый. Однако сама игра им понравилась.
В дидактической игре «Куколки» мы поставили цель: закреплять умение различать контрастные предметы по цвету, используя при этом слова «черная», «белая», учить находить сходства и различия признаков предмета.
Для этой игры мы изготовили силуэты из черного и белого картона куколок и рассказали детям примерно следующую сказку: «Жила была белая куколка. Она любила все белое. И жила была черная куколка. Она любила все черное. Вот пошли она как-то раз гулять. Видят на полянке два цветочка. Отгадайте, какой цветочек возьмет себе белая куколка? А какой черная?». Пошли они дальше, видят лужи. Одна черная, другая белая. Белая куколка прошла по белой луже. А черная по какой прошла? (ответы детей)».
Таким образом в этой игре мы учили детей закреплять названия черного и белого цвета, учили их различать.
Список литературы
- Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: кн. для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., дораб./ А.К Бондаренко. – М.: Просвещение, 2008. – 169 с.
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: кн. для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2008. – 144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА НА ТЕМУ: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста через дидактическую игру»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА НА ТЕМУ:«Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста через дидактическую игру»...
. «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста через дидактическую игру»
«Формирование представлений о сенсорных ...
«Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста через дидактическую игру»
*Процесс восприятия лежит в основе интеллектуальногоразвития ребёнка и создаёт прочный фундамент для развития его познавательной и личностной сферы, необходимость для успешного освоения школьной прогр...
Педагогическая поддержка формирования представлений о сенсорных эталонах у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. д.В дошкольной педаг...
Опыт работы по развитию представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников с помощью дидактических игр
Опыт работы по развитию представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников с помощью дидактических игрРаботая с младшими дошкольниками, я заметила, что не все дети хорошо различают цвета ...
Развитие представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников с помощью дидактических игр
Актуальность сенсорного развития обусловлена потребностью общества в полноценно развивающейся личности ребенка. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного обра...
Развитие представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников с помощью дидактических игр
Актуальность сенсорного развития обусловлена потребностью общества в полноценно развивающейся личности ребенка. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного обра...