Взаимодействие педагога с родителями по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников
статья
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста - одно из важных направлений развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_pedagoga_s_roditelyami_po_hudozhestvenno.docx | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагога с родителями по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников
Воспитатель МАДОУ города Нижневартовска
ДС №38 «Домовёнок»
Пятница Гюзель Рифовна
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста - одно из важных направлений развития личности. Оно предполагает введение его в мир искусства, воспитание средствами прекрасного. К сожалению, некоторые родители считают, что основной задачей воспитания в дошкольный период должна быть подготовка ребенка к обучению в школе, поэтому вопросам эстетического воспитания не обязательно отводить много времени. Вместе с тем, исследования современных ученых доказывают, что эстетическое развитие положительно влияет на уровень общей подготовки к школе. Возникает необходимость педагогического просвещения родителей в сфере художественно-эстетического воспитания, вовлечения их в педагогический процесс дошкольного учреждения.
Взаимодействие детского сада и семьи детей мы строим по следующим принципам:
- доверительность отношений;
- помощь родителям в самообразовании;
- личная заинтересованность родителей;
- организация продуктивного общения всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители).
Реализация обозначенных принципов способствуют формированию отношений к родителям как к партнерам по общению. Особое внимание уделяется педагогическому просвещению родителей.
Во взаимодействии с родителями с целью их просвещения условно выделен информационный блок. Он включает в себя ознакомление родителей с задачами художественно-эстетического воспитания, его значением в развитии ребенка, созданием необходимых условий в семье для решения задач художественно-эстетического воспитания.
С этой целью мы используем папки-передвижки, обсуждаем с родителями книги или публикации в периодической печати, организуем выставки новинок литературы с краткой аннотацией, на родительском собрании осуществляем обзор новинок литературы. В дошкольном учреждении проводятся родительские собрания, семинары-практикумы, Дни открытых дверей, консультации и др. В учреждении в 2017 году по заявкам родителей был организован «Клуб для родителей», цель которого - повышение их педагогической грамотности в сфере художественно-эстетического воспитания детей. Первая встреча была посвящена приобщению и расширению семейного мировоззрения на основе народного и декоративно-прикладного искусства. Встреча прошла в тёплой, дружественной обстановке в кабинете изостудии. Родители с удовольствием участвовали в семинаре-практикуме, где смогли поделиться своим опытом и возможностями. Совместные заседания, практикумы помогают родителям глубже понять вопросы воспитания своего ребенка, заинтересоваться деятельностью детского сада. На заседаниях Клуба обсуждаются вопросы развития детского творчества, приобщения детей к миру музыки и т.д.
Иногда возникает потребность в предварительной подготовке к мероприятию: предлагаем родителям прочитать статьи, выявить передовой опыт семейного воспитания, чтобы затем вынести на коллективное или групповое обсуждение.
Основной задачей просвещения родителей в этом блоке является создание в семье условий для художественно-эстетического развития ребенка. Мы даем родителям советы по созданию дома среды, стимулирующей детскую художественную деятельность.
Рекомендуем создать в доме уголок детского творчества с разнообразным материалами для рисования, лепки, ручного труда.
Совместная художественная деятельность детей и родителей в семье является важным условием развития детей.
Целесообразно организовывать в выходные дни совместно с детьми посещение театров, музеев, выставок, концертов, а также просмотр телепрограмм, чтение художественной литературы. Мы рекомендуем приобщать детей к различным видам художественной деятельности: посещать детскую библиотеку, кружки различного профиля. Важно при этом соблюдать режим, чередовать разные виды деятельности, учитывать потребности детей, их интересы, способности.
Успешное решение задач художественно-эстетического воспитания возможно при использовании метода поощрения. Напоминаем родителям, что нельзя смеяться над детскими рисунками, даже если они еще далеки от совершенства. В беседах с родителями отмечаем, что при создании у ребенка положительного отношения к художественной деятельности следует поощрять любые, даже самые незначительные «личные находки». Например, во время рисования говорить: «Как красиво ты нарисовал траву, она такая яркая и сочная!», или: «Ботинки у клоуна получились, как настоящие!» Поощряя инициативу ребенка, мы способствуем дальнейшему развитию его творчества и самостоятельности. Важно создание в семье атмосферы Радости и Понимания. Успех порождает интерес к деятельности, к процессу творчества, радости от возможности реализовать себя, свои замыслы и устремления. Прекрасным девизом здесь могут быть следующие слова: «Хочу! Знаю! Могу!» Наглядным выражением поощрения детского творчества в семье могут стать домашняя «Стена славы» или «Стена Побед».
В зоне особого внимания - помощь родителям в самообразовании. С этой целью мы создали в библиотеку для родителей, подобрали для них литературу по вопросам семейного и художественно-эстетического воспитания, включая и журнальные статьи. Материалы подбираются сотрудниками детского сада - логопедом, психологом, воспитателем по физическому и музыкальному воспитанию. К комплектованию библиотеки мы привлекаем самих родителей, которые охотно передают в общественное пользование прочитанные книги, журналы и даже подписные издания энциклопедий. Пропаганда литературы по педагогической тематике входит в обязанности педагогов дошкольного учреждения.
Нами выделен условно практический блок взаимодействия с целью организации продуктивного общения всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители). В него входит демонстрация достижений детей в различных видах художественной деятельности (музыкальная, речевая, изобразительное творчество, ручной труд); совместные мероприятия родителей, педагогов и детей. Например, проводятся музыкальные праздники и развлечения, театральные постановки с участием родителей. Организуются тематические и персональные выставки детского творчества, выставки родителей. Это могут быть фотовыставки, различные хобби. Например, была организована фотовыставка «Как мы отдыхали в Новогодние каникулы»; выставка «Игрушки - своими руками». Популярностью пользуются совместные выставки детей и родителей, например, «Семейное древо», «Сочиняем и рисуем сказку» и т.д., конкурсы семейных талантов, вернисажи детских рисунков. Родители оказывают помощь в организации мини-музея в группе детского сада. Были созданы при участии родителей «Музей настенных тарелок», экспозиция «Дамы эпохи», групповая коллекция игрушки своими руками, старые вещи и др.
Правила, которых мы придерживаемся во взаимодействии с родителями:
- проявлять искренне уважение;
- общение должно быть не во вред, а во благо;
- изучение семей воспитанников должно быть тактичным и предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Между взрослыми и детьми много разного и в то же время общего. И это общее ярко проявляется в совместной деятельности, особенно если она носит творческий характер. Поделки, картины, коллажи, которые взрослый создаёт в сотворчестве с ребёнком, имеют эмоциональную силу, несут в себе заряд радости и красоты. В таких работах удивительным образом сочетаются детская непосредственность и опыт взрослого. Созданная общими усилиями картина, как правило, получается более впечатляющая, она эмоционально затрагивает детей. На совместных праздниках, выставках, конкурсах, вернисажах родители и мы, педагоги, имеют возможность не только увидеть художественные успехи детей, но и, что особенно важно, можем вместе с ними порадоваться их «творениям».
Активное участие родителей в различных мероприятиях дошкольного образовательного учреждения повышает их интерес к творчеству детей, способствует развитию у ребят чувства уверенности в своих силах и стремления к самореализации, а также сближает родителей и педагогов в решении задач воспитания и обучения, делая их союзниками и друзьями.
Как результат проведенной работы можно отметить повышение процента посещаемости родителями собраний и совместных мероприятий. Родители стали полноправными участниками педагогического процесса в детском саду, повысилось количество семей, участвующих в различных конкурсах.
Таким образом, организация разного рода совместных дел родителей и педагогов приближает семью к детскому саду и стимулирует эффективное взаимодействие семьи и ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Взаимодействие педагогов и родителей в процессе физического воспитания дошкольника»
С каждым годом возрастает актуальность вопросов, связанных со здоровьем подрастающего поколения. Особую обеспокоенность вызывают дети дошкольного возраста. Как известно, развитие и воспитани...
Взаимодействие воспитателя и родителей по художественно-эстетическому воспитанию детей
Эстетически воспитанный человек – это человек, который умеет воспринимать красоту окружающей природы, который способен с радостью и нежностью смотреть на цветы, птиц, животных; человек, которого...
Презентация «Взаимодействие педагогов и родителей по вопросам физического воспитания детей с ОВЗ (ДЦП) в рамках реализации ФГОС ДО»
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значите...
Рекомендации для родителей по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников
Рекомендации для родителей «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях» Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы о...
Преодоление сложных педагогических ситуаций в процессе взаимодействия педагога и родителей при обучении и воспитании детей раннего возраста
Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками....
Дипломная работа "Руководство взаимодействием педагога и родителей с учетом стиля воспитания детей"
В настоящее время актуальной проблемой является руководство взаимодействием педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, он...
формы взаимодействие педагогов и родителей по художественно эстетическому развитию дошкольников
Для успешного художественно-эстетического развития дошкольников необходимо повышать ответственность родителей, постоянно совершенствовать их педагогические знания. Работа должна быть направлена ...