Проект в средней группе "Дружба-это счастье"
проект (средняя группа)

Ковалёва Анна Юрьевна

Человек – существо социальное, его развитие зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому его формирование, как личности, происходит  только при наличии общественных условий жизни. В процессе взаимодействия с другими людьми приобретается определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Развиваясь  под воздействием других людей, личность приспосабливается к выполнению в обществе определенных обязанностей, несет ответственность за свое поведение, действия и поступки. Опыт межличностного взаимодействия со сверстниками  является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prokt_druzhba.docx53.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

  Детский сад «Лесная сказка» №53 г.Новосибирск

Проект
«Дружба – это счастье!»

Автор:

                                                                 Воспитатель Ковалёва Анна Юрьевна

 г.Новосибирск 2019 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………....7

  1. Актуальность проекта……………………………………………………....8
  2. Цели и задачи проекта……………………………………………………... 9
  3. Этапы проекта……………………………………………………………....10
  4. Заключение. Результаты внедрения проекта…………………………......16
  5. Перспективы развития проекта…………………………………………....19

Источники информации и список литературы………………………………….20

Приложения:

Приложение № 1. Методика проведения социометрии «Секрет».

Приложение № 2. Анкета для родителей.

Приложение № 3. Результаты начальных диагностических исследований  детей средней группы по методике «Секрет».

Приложение № 4. Результаты первоначального анкетирования родителей на тему «О детской дружбе».

Приложение № 5. Беседа «Дружба начинается с улыбки».

Приложение № 6. Дидактическое упражнение «А как бы поступил ты?»

Приложение № 7. Дидактическая игра «Да-да-да, нет-нет-нет».

Приложение №8. Сюжетно - ролевая игра «Магазин».

Приложение № 9. Беседа по сказке В. Сутеева «Кораблик».

Приложение № 10. Проблемная ситуация  «Случай в малине».

Приложение № 11. Консультация для родителей «Семья — основа воспитания положительных черт характера ребенка».

Приложение № 12. Информация для родителей «Первые уроки дружбы. Целый мешок приятелей».

Приложение № 13. Игра «Назови соседа ласково».

Приложение № 14. Дидактическая игра «Задания Малыша».

Приложение № 15. Сюжетно-ролевая игра «Дом, семья».

Приложение № 16. Беседа «Учимся дружить».

Приложение № 17. Проблемная ситуация  «Помощь Бельчонку».

Приложение № 18. Конспект занятия по лепке «Кружка для дедушки».

Приложение № 19. Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду».

Приложение № 20. Информация для родителей «Первые уроки дружбы. Знай меру!»

Приложение № 21. Развивающая игра «Фотографии друзей».

Приложение № 22. Подвижная игра «Звери на болоте».

Приложение № 23. Сюжетно - ролевая игра «Игрушки у врача».

Приложение № 24. Проблемная ситуация  «Ириски».

Приложение № 25. Беседа «Секреты дружбы».

Приложение № 26. Конспект НОД по аппликации «Аквариум» (коллективная работа).

Приложение № 27. Консультация для родителей «Как научить детей дружить».

Приложение № 28. Информация для родителей «Первые уроки дружбы. Сказки спешат на помощь».

Приложение № 29. Развивающая игра «Радио».

Приложение № 30. Подвижная игра «Волшебные руки».

Приложение № 31. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие с друзьями».

Приложение № 32. Альбом «Я рисую лучшего друга».

Приложение № 33. Консультация для родителей «Учите детей общаться».

Приложение № 34. Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье».

Приложение № 35. Развивающая игра  «Угадай, кто это?»

Приложение № 36. Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк».

Приложение № 37. Музыкальная игра «Танец в парах».

Приложение № 38. Консультация для родителей «Давайте дружить!»

Приложение № 39. Памятка для родителей «Формирование межличностных отношений в семье».

Приложение № 40. Проблемная  ситуация «Подруги».

Приложение № 41. Проблемная ситуация «Рассказ о мальчиках которые называли себя друзьями».

Приложение № 42. Конспект воспитательного мероприятия «На Острове Дружбы».

Приложение № 43. Результаты итогового диагностического исследования  детей средней группы по методике «Секрет».

Приложение № 44. Сравнительный анализ результатов начального и итогового диагностического исследования  детей средней группы по методике «Секрет».

Приложение № 45. Сравнительный анализ результатов начального и итогового анкетирования родителей (законных представителей)

Введение

Человек – существо социальное, его развитие зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому его формирование, как личности, происходит  только при наличии общественных условий жизни. В процессе взаимодействия с другими людьми приобретается определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Развиваясь  под воздействием других людей, личность приспосабливается к выполнению в обществе определенных обязанностей, несет ответственность за свое поведение, действия и поступки. Опыт межличностного взаимодействия со сверстниками  является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания.

Межличностные отношения формируются, проявляются и реализуются в общении. Роль общения в формировании личности ребенка исключительно велика. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать с людьми - это необходимые составляющие полноценно развитой личности.

Значительной особенностью дошкольного возраста является возникновение определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского коллектива».

Коллектив играет достаточно важную роль в жизни каждого ребенка. В нем удовлетворяются потребности человека в общении, в принадлежности к группе себе подобных, где он может обрести поддержку и защиту, а также признание своих успехов и достижений. В коллективе ребенок способен измениться, поскольку ему приходится жить и общаться в окружении других людей, он вынужден приспосабливать свои желания, интересы и стремления. Ребенок в коллективе сверстников имеет возможность взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе.

Становление личности невозможно вне коллектива. Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, которая направлена на  достижение общих целей. Коллектив является основной базой накопления детьми позитивного социального опыта, обеспечивает им возможности самовыражения и самоутверждения как личности. Только в коллективе формируется самооценка, самоуважение, уровень притязаний, формируются общественно значимые умения и навыки, нравственные ориентации ребенка. 

  1. Актуальность проекта

В соответствии  с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и задачами образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» основной образовательной программы дошкольного образования была проведена работа с воспитанниками по определению сформированности детского коллектива по методике «Секрет», разработанной Т.А. Репиной (Приложение 1).  С родителями (законными представителями) воспитанников было проведено анкетирование на тему «О детской дружбе» (Приложение 2).  На основании диагностических исследований детей (Приложение 3) сделан вывод, что в группе не сформированы устойчивые дружеские взаимоотношения детей со сверстниками, уровень благополучия  взаимоотношений в группе на низком уровне. Результаты анкетирования родителей (Приложение 4) показали, что у большинства родителей недостаточно знаний в вопросах социально-коммуникативного развития детей. В связи с этим,я сделала вывод о том, в группе необходимо провести работу по урегулированию межличностных отношений среди воспитанников и по повышению психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) по социально-коммуникативному развитию детей.С этой целью был разработан проект «Дружба – это счастье!».

Новизна проекта  «Дружба – это счастье!» заключается в том, что проект является долгосрочным (рассчитан на 5 месяцев) с активным применением информационно-коммуникативных технологий (авторами разработаны презентации с использованием программы Microsoft PowerPoint для каждого мероприятия и представляют собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду; созданы авторские игры с использованием программы PowerPoint), систематизирована работа с воспитанниками средней группы по формированию дружеских взаимоотношений, предусмотрено  постепенное усложнение содержания материала.

  1. Цели и задачи проекта.

Тип проекта: психолого – педагогический.

Участники: воспитанники средней группы, их  родители (законные представители), воспитатели группы, педагог – психолог.

Масштаб: долгосрочный (5 месяцев с января 2019г. по май 2019 г.).

Цель: формирование у дошкольников среднего дошкольного возраста навыков эффективного общения и повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах социально-коммуникативного развития детей.

Задачи:

  1. Создать условия для развития навыков эффективного общения у детей среднего дошкольного возраста.
  2. Формировать личное отношение к соблюдению (и нарушению) моральных норм;
  3. Формировать доброжелательные взаимоотношения между воспитанниками;
  4. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола;
  5. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми.
  6. Повышать уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста в т.ч. с использованием информационных технологий.

  1. Этапы проекта.

1 этап – подготовительный (технологический).

 Длительность этапа  – 2 недели (с 15 по 30 января).

Задачи:

  1. Изучить научную литературу по вопросам формирования социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
  2. Изучить методические разработки и проекты, из опыта работы других педагогов по вопросам формирования социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста на сайтах педагогических сообществ.  
  3. Отобрать эффективные формы и методы работы с детьми и родителями для реализации проекта.
  4. Разработать мероприятия, направленные на решение поставленных задач.

В соответствии с поставленными задачами, мною была изучена научная литература по вопросам формирования дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста и отношения детей  к сверстникам.

Исследуя работы Д.Б. Эльконина, Е.О. Смирновой, мы узнали о том, что в среднем дошкольном возрасте дети вступают во взаимоотношения со сверстниками и проявляют зачатки взаимной помощи, взаимопроверки и сознания ответственности за порученное дело. Однако все эти качества проявляются в условиях постоянного контроля деятельности со стороны взрослых. Как было показано в исследованиях М.И. Лисиной, в четыре-пять лет сверстник для ребенка  рассматривается как равное существо, с которым можно себя сравнивать. По мнению М.И. Лисиной, общение ребенка со сверстниками приводит к возникновению образа другого человека и параллельно - образа самого себя.

На сайтах педагогических сообществ представлены методические материалы, из опыта работы педагогов по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Анализ методических  разработок педагогов и проектов рассчитаны на детей только старшего дошкольного возраста, и реализация этих проектов, как правило, рассчитана на непродолжительное время  (от 1 дня до 3 недель). За такой короткий временной промежуток нельзя сформировать у детей устойчивых межличностных  отношений. Так же вышеперечисленные методические разработки не предполагают взаимодействие с родителями.

Поэтому возникла необходимость создания нового проекта для детей среднего дошкольного возраста «Дружба – это счастье». Так как особый интерес детей вызывают мероприятия с применением информационных технологий, то они были положены в основу психолого-педагогической работы.  

В содержании проекта «Дружба – это счастье!» были разработаны такие формы совместной деятельности воспитателя с детьми:

- Беседы с использованием презентаций, разработанных в программе Microsoft PowerPoint;

- Решение проблемных ситуаций с использованием презентаций, разработанных в программе Microsoft PowerPoint;

- Занятия с использованием презентаций, разработанных в программе Microsoft PowerPoint;

- Игры (дидактические, сюжетно - ролевые, подвижные) в том числе самостоятельно разработанные в программе Microsoft PowerPoint;

- Чтение и обсуждение литературных произведений;

- Продуктивная деятельность (рисование, аппликация) с использованием презентаций, разработанных в программе Microsoft PowerPoint;

- Итоговое воспитательное мероприятие с использованием презентаций, разработанных в программе Microsoft PowerPoint.

Формы работы с родителями:

- Анкетирование;

- Информация в уголке для родителей;

-Консультации с использованием презентаций, разработанных в программе Microsoft PowerPoint;

- Заседания родительского клуба с использованием презентаций, разработанных в программе Microsoft PowerPoint.

2 этап – внедренческий (основной):

Длительность этапа  – с 1 февраля по  15 мая.

Задачи:

  1. Организовать психолого-педагогическую работу с воспитанниками, согласно плану.
  2. Создавать условия для формирования доброжелательных взаимоотношения между воспитанниками.
  3. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.
  4. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми.
  5. Повышать уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста в т.ч. с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Для воплощения проекта «Дружба – это счастье!» в воспитательно-образовательный процесс был создан план психолого-педагогической работы на учебный год. Тематика запланированных мероприятий направлена на решение задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» основной образовательной программы дошкольного образования  и органично вписывается в годовое комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. В плане проекта предусмотрено  постепенное усложнение содержания материала.

Ежемесячно с детьми проводились игры (дидактические, сюжетно - ролевые, подвижные), беседы, решения проблемных ситуаций, чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, продуктивная деятельность по данной тематике. Дети решали не только запланированные педагогом проблемные ситуации, но и возникающие в течение дня проблемы внутри своего детского коллектива. Родители воспитанников ежемесячно получали консультации, в уголке для родителей вывешивались информация. Благодаря постоянному «погружению» в проблему взаимоотношений  в коллективе, дошкольники учились взаимодействовать  в парах, в подгруппах и группе.  На протяжении всего времени реализации основного этапа проекта, у воспитанников была возможность взаимодействовать с разными детьми группы по принципу социально-игровой технологии:  выбирать партнеров  самостоятельно и случайным выбором с целью развития коммуникативных навыков.

Январь

  1. Беседа  «Дружба начинается с улыбки...» (Приложение 5)
  2. Дидактическое упражнение «А как бы поступил ты?» (Приложение 6) 
  3. Анкетирование родителей на тему «О детской дружбе» (Приложение 2)
  4. Дидактическая игра «Да-да-да, нет-нет-нет» (Приложение 7)
  5. Сюжетно - ролевая игра "Магазин"(Приложение 8)
  6. Чтение  художественной литературы сказка В. Сутеева  «Кораблик» (Приложение 9)
  7. Проблемная ситуация «Случай в малине» (Приложение 10)
  8. Консультация для родителей «Семья — основа воспитания положительных черт характера ребенка» (Приложение 11)

  9. Информация в уголке для родителей «Первые уроки дружбы. Целый мешок приятелей» (Приложение 12)

Февраль

  1. Развивающая игра «Назови соседа ласково» (Приложение 13)

  2. Дидактическая игра «Задания Малыша» (Приложение 14)

  3. Сюжетно-ролевая игра «Дом, семья» (Приложение 15)

  4. Беседа «Учимся дружить» (Приложение 16 )

  5. Проблемная ситуация «Помощь бельчонку» (Приложение 17)

  6. НОД по лепке «Кружка для дедушки» (Приложение 18)

  7. Консультация для родителей  "Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду"(Приложение 19)

  8. Информация в уголке для родителей «Первые уроки дружбы. Знай меру!» (Приложение 20)

Март

  1. Развивающая игра «Фотографии друзей» (Приложение 21)
  2. Подвижная игра «Звери на болоте» (Приложение 22)
  3. Сюжетно - ролевая игра "Игрушки у врача"(Приложение 23)
  4. Проблемная ситуация «Ириски» (Приложение 24)
  5. Беседа «Секреты Дружбы» (Приложение 25)
  6. Коллективная работа аппликация «Аквариум» (Приложение 26)
  7. Консультация для родителей «Как научить детей дружить» (Приложение 27)
  8. Информация в уголке для родителей «Первые уроки дружбы. Сказки спешат на помощь» (Приложение 28)
  9. Развлечение для детей и родителей «День дружбы»

Апрель

  1. Развивающая игра «Радио» (Приложение 29)
  2. Подвижная игра « Волшебные руки» (Приложение 30)
  3. Сюжетно-ролевая игра « Путешествие с друзьями» (Приложение 31)
  4. Изготовление альбома «Я рисую своего лучшего друга» (Приложение 32)
  5. Консультация для родителей «Учите детей общаться» (Приложение 33)
  6. Информация в уголке для родителей. Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье» (Приложение 34)

Май

  1. Развивающая игра  «Угадай, кто это?» (Приложение 35)
  2. Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» (Приложение 36)
  3. Музыкальная игра «Танец в парах» (Приложение 37)
  4. Консультация для родителей «Давайте дружить!» (Приложение 38)
  5. Информация в уголке для родителей. Памятка для родителей «Формирование межличностных отношений в семье» (Приложение 39)

ТРЕТИЙ ЭТАП - заключительный (итоговый)

Длительность этапа  – с 15 мая по  30 мая.

Задача: провести оценку эффективности проекта.

Проведение оценки эффективности включает следующие мероприятия:

  1. Решение проблемной  ситуации «Подруги» (Приложение 40) и «Рассказ о мальчиках, которые называли себя друзьями» (Приложение 41).
  2. Воспитательное мероприятие  «На Острове Дружбы» (Приложение 42).
  3. Наблюдения за детьми в их совместной деятельности в разные режимные моменты (прогулка, занятия, игры и т.д.).
  4. Проведение диагностического исследования «Секрет» (Приложение 43).
  5. Повторное анкетирование родителей (Приложение 44).

Список литературы:

  1. Григорьева А. А., Сметанина В. И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада / Якут. гос. Ун-т им. М. К. Аммосова; Под общ. ред. Г.Н. Волкова.— М.: Academia,2003.— 155 с.— Библиогр.: с.136—147.
  2. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группа детского сада. – М.: Педагогика, 1988. – С. 220 – 221.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”.. 
  4. «Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков в процессе социально-личностного развития» / учебно-методическое пособие под ред. Н. Ю. Майданкиной. – Ульяновск, 2012.
  5. Яковлева Н. И. Организация и содержание социально—педагогической работы с семьей в условиях дошкольного образовательного учреждения / Метод. рекомендации для работников дошкол. учреждений / Шадр. фил. Моск. гос. открытого пед. ун—та им. М.А. Шолохова.— Шадринск,2003.— 53 с.

Использованные ресурсы Интернет-сети:

  1. Возрастная психология http://ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/8.html 
  2. Виктория Белобородова  «Первые уроки дружбы. Как научить детей знакомиться и дружить?»  сайт Дошколенок  http://www.kindereducation.com/psychology35.html
  3. Марковская И.М. Социометрические методы  в психологии http://www.ahmerov.com/book_653.html.
  4. Сайт «Инновации детям» http://playstand.ru/zanyatiya-dlya-interaktivnoy-doski
  5. Сайт «Современный детский сад» http://sdetsad.ucoz.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ взаимодействия с родителями "От счастья ключи в семье ищи"

Семья стоит у истоков воспитания, является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания...

Проект "День рождение-повод для счастья!" методическая разработка

Этот проект можно и нужно назвать творческим. Мы любим дарить подарки но не задумываемся над тем насколько сильно мы любим их дарить. Когда ты его создаешь своими руками, вкладываешь частичку души и п...

Педагогический проект клумбы детского сада "Птица счастья".

Благоустройство и озеленение территории детского сада....

Проект ко Дню матери "Мама - счастье мое"

Проект ко Дню матери во второй младшей группе "Мама - счастье мое"...

Инновационный проект по работе с родителями. "Счастье родителей в здоровье детей!"

В России сложилась, крайне  отрицательная, демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся меньше поколения своих родителей и не может по численности восполнить убыли  населения....

Проект по работе с родителями "Счастье родителей в здоровье детей!"

Предлагаемый проект представляет собой систему работы с родителями в области сохранения и сбережения здоровья детей на современном этапе. В проекте представлены традиционные и интерактивные методы мет...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...