Проект в средней группе "Дружба-это счастье"
проект (средняя группа)
Человек – существо социальное, его развитие зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому его формирование, как личности, происходит только при наличии общественных условий жизни. В процессе взаимодействия с другими людьми приобретается определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Развиваясь под воздействием других людей, личность приспосабливается к выполнению в обществе определенных обязанностей, несет ответственность за свое поведение, действия и поступки. Опыт межличностного взаимодействия со сверстниками является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prokt_druzhba.docx | 53.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Лесная сказка» №53 г.Новосибирск
Проект
«Дружба – это счастье!»
Автор:
Воспитатель Ковалёва Анна Юрьевна
г.Новосибирск 2019 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………....7
- Актуальность проекта……………………………………………………....8
- Цели и задачи проекта……………………………………………………... 9
- Этапы проекта……………………………………………………………....10
- Заключение. Результаты внедрения проекта…………………………......16
- Перспективы развития проекта…………………………………………....19
Источники информации и список литературы………………………………….20
Приложения:
Приложение № 1. Методика проведения социометрии «Секрет».
Приложение № 2. Анкета для родителей.
Приложение № 3. Результаты начальных диагностических исследований детей средней группы по методике «Секрет».
Приложение № 4. Результаты первоначального анкетирования родителей на тему «О детской дружбе».
Приложение № 5. Беседа «Дружба начинается с улыбки».
Приложение № 6. Дидактическое упражнение «А как бы поступил ты?»
Приложение № 7. Дидактическая игра «Да-да-да, нет-нет-нет».
Приложение №8. Сюжетно - ролевая игра «Магазин».
Приложение № 9. Беседа по сказке В. Сутеева «Кораблик».
Приложение № 10. Проблемная ситуация «Случай в малине».
Приложение № 11. Консультация для родителей «Семья — основа воспитания положительных черт характера ребенка».
Приложение № 12. Информация для родителей «Первые уроки дружбы. Целый мешок приятелей».
Приложение № 13. Игра «Назови соседа ласково».
Приложение № 14. Дидактическая игра «Задания Малыша».
Приложение № 15. Сюжетно-ролевая игра «Дом, семья».
Приложение № 16. Беседа «Учимся дружить».
Приложение № 17. Проблемная ситуация «Помощь Бельчонку».
Приложение № 18. Конспект занятия по лепке «Кружка для дедушки».
Приложение № 19. Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду».
Приложение № 20. Информация для родителей «Первые уроки дружбы. Знай меру!»
Приложение № 21. Развивающая игра «Фотографии друзей».
Приложение № 22. Подвижная игра «Звери на болоте».
Приложение № 23. Сюжетно - ролевая игра «Игрушки у врача».
Приложение № 24. Проблемная ситуация «Ириски».
Приложение № 25. Беседа «Секреты дружбы».
Приложение № 26. Конспект НОД по аппликации «Аквариум» (коллективная работа).
Приложение № 27. Консультация для родителей «Как научить детей дружить».
Приложение № 28. Информация для родителей «Первые уроки дружбы. Сказки спешат на помощь».
Приложение № 29. Развивающая игра «Радио».
Приложение № 30. Подвижная игра «Волшебные руки».
Приложение № 31. Сюжетно-ролевая игра «Путешествие с друзьями».
Приложение № 32. Альбом «Я рисую лучшего друга».
Приложение № 33. Консультация для родителей «Учите детей общаться».
Приложение № 34. Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье».
Приложение № 35. Развивающая игра «Угадай, кто это?»
Приложение № 36. Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк».
Приложение № 37. Музыкальная игра «Танец в парах».
Приложение № 38. Консультация для родителей «Давайте дружить!»
Приложение № 39. Памятка для родителей «Формирование межличностных отношений в семье».
Приложение № 40. Проблемная ситуация «Подруги».
Приложение № 41. Проблемная ситуация «Рассказ о мальчиках которые называли себя друзьями».
Приложение № 42. Конспект воспитательного мероприятия «На Острове Дружбы».
Приложение № 43. Результаты итогового диагностического исследования детей средней группы по методике «Секрет».
Приложение № 44. Сравнительный анализ результатов начального и итогового диагностического исследования детей средней группы по методике «Секрет».
Приложение № 45. Сравнительный анализ результатов начального и итогового анкетирования родителей (законных представителей)
Введение
Человек – существо социальное, его развитие зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому его формирование, как личности, происходит только при наличии общественных условий жизни. В процессе взаимодействия с другими людьми приобретается определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности. Развиваясь под воздействием других людей, личность приспосабливается к выполнению в обществе определенных обязанностей, несет ответственность за свое поведение, действия и поступки. Опыт межличностного взаимодействия со сверстниками является фундаментом для развития личности ребенка, становления его самосознания.
Межличностные отношения формируются, проявляются и реализуются в общении. Роль общения в формировании личности ребенка исключительно велика. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать с людьми - это необходимые составляющие полноценно развитой личности.
Значительной особенностью дошкольного возраста является возникновение определенных взаимоотношений ребенка со сверстниками, образование «детского коллектива».
Коллектив играет достаточно важную роль в жизни каждого ребенка. В нем удовлетворяются потребности человека в общении, в принадлежности к группе себе подобных, где он может обрести поддержку и защиту, а также признание своих успехов и достижений. В коллективе ребенок способен измениться, поскольку ему приходится жить и общаться в окружении других людей, он вынужден приспосабливать свои желания, интересы и стремления. Ребенок в коллективе сверстников имеет возможность взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе.
Становление личности невозможно вне коллектива. Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, которая направлена на достижение общих целей. Коллектив является основной базой накопления детьми позитивного социального опыта, обеспечивает им возможности самовыражения и самоутверждения как личности. Только в коллективе формируется самооценка, самоуважение, уровень притязаний, формируются общественно значимые умения и навыки, нравственные ориентации ребенка.
- Актуальность проекта
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и задачами образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» основной образовательной программы дошкольного образования была проведена работа с воспитанниками по определению сформированности детского коллектива по методике «Секрет», разработанной Т.А. Репиной (Приложение 1). С родителями (законными представителями) воспитанников было проведено анкетирование на тему «О детской дружбе» (Приложение 2). На основании диагностических исследований детей (Приложение 3) сделан вывод, что в группе не сформированы устойчивые дружеские взаимоотношения детей со сверстниками, уровень благополучия взаимоотношений в группе на низком уровне. Результаты анкетирования родителей (Приложение 4) показали, что у большинства родителей недостаточно знаний в вопросах социально-коммуникативного развития детей. В связи с этим,я сделала вывод о том, в группе необходимо провести работу по урегулированию межличностных отношений среди воспитанников и по повышению психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) по социально-коммуникативному развитию детей.С этой целью был разработан проект «Дружба – это счастье!».
Новизна проекта «Дружба – это счастье!» заключается в том, что проект является долгосрочным (рассчитан на 5 месяцев) с активным применением информационно-коммуникативных технологий (авторами разработаны презентации с использованием программы Microsoft PowerPoint для каждого мероприятия и представляют собой сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду; созданы авторские игры с использованием программы PowerPoint), систематизирована работа с воспитанниками средней группы по формированию дружеских взаимоотношений, предусмотрено постепенное усложнение содержания материала.
- Цели и задачи проекта.
Тип проекта: психолого – педагогический.
Участники: воспитанники средней группы, их родители (законные представители), воспитатели группы, педагог – психолог.
Масштаб: долгосрочный (5 месяцев с января 2019г. по май 2019 г.).
Цель: формирование у дошкольников среднего дошкольного возраста навыков эффективного общения и повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах социально-коммуникативного развития детей.
Задачи:
- Создать условия для развития навыков эффективного общения у детей среднего дошкольного возраста.
- Формировать личное отношение к соблюдению (и нарушению) моральных норм;
- Формировать доброжелательные взаимоотношения между воспитанниками;
- Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола;
- Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми.
- Повышать уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста в т.ч. с использованием информационных технологий.
- Этапы проекта.
1 этап – подготовительный (технологический).
Длительность этапа – 2 недели (с 15 по 30 января).
Задачи:
- Изучить научную литературу по вопросам формирования социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
- Изучить методические разработки и проекты, из опыта работы других педагогов по вопросам формирования социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста на сайтах педагогических сообществ.
- Отобрать эффективные формы и методы работы с детьми и родителями для реализации проекта.
- Разработать мероприятия, направленные на решение поставленных задач.
В соответствии с поставленными задачами, мною была изучена научная литература по вопросам формирования дружеских взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста и отношения детей к сверстникам.
Исследуя работы Д.Б. Эльконина, Е.О. Смирновой, мы узнали о том, что в среднем дошкольном возрасте дети вступают во взаимоотношения со сверстниками и проявляют зачатки взаимной помощи, взаимопроверки и сознания ответственности за порученное дело. Однако все эти качества проявляются в условиях постоянного контроля деятельности со стороны взрослых. Как было показано в исследованиях М.И. Лисиной, в четыре-пять лет сверстник для ребенка рассматривается как равное существо, с которым можно себя сравнивать. По мнению М.И. Лисиной, общение ребенка со сверстниками приводит к возникновению образа другого человека и параллельно - образа самого себя.
На сайтах педагогических сообществ представлены методические материалы, из опыта работы педагогов по развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Анализ методических разработок педагогов и проектов рассчитаны на детей только старшего дошкольного возраста, и реализация этих проектов, как правило, рассчитана на непродолжительное время (от 1 дня до 3 недель). За такой короткий временной промежуток нельзя сформировать у детей устойчивых межличностных отношений. Так же вышеперечисленные методические разработки не предполагают взаимодействие с родителями.
Поэтому возникла необходимость создания нового проекта для детей среднего дошкольного возраста «Дружба – это счастье». Так как особый интерес детей вызывают мероприятия с применением информационных технологий, то они были положены в основу психолого-педагогической работы.
В содержании проекта «Дружба – это счастье!» были разработаны такие формы совместной деятельности воспитателя с детьми:
- Беседы с использованием презентаций, разработанных в программе Microsoft PowerPoint;
- Решение проблемных ситуаций с использованием презентаций, разработанных в программе Microsoft PowerPoint;
- Занятия с использованием презентаций, разработанных в программе Microsoft PowerPoint;
- Игры (дидактические, сюжетно - ролевые, подвижные) в том числе самостоятельно разработанные в программе Microsoft PowerPoint;
- Чтение и обсуждение литературных произведений;
- Продуктивная деятельность (рисование, аппликация) с использованием презентаций, разработанных в программе Microsoft PowerPoint;
- Итоговое воспитательное мероприятие с использованием презентаций, разработанных в программе Microsoft PowerPoint.
Формы работы с родителями:
- Анкетирование;
- Информация в уголке для родителей;
-Консультации с использованием презентаций, разработанных в программе Microsoft PowerPoint;
- Заседания родительского клуба с использованием презентаций, разработанных в программе Microsoft PowerPoint.
2 этап – внедренческий (основной):
Длительность этапа – с 1 февраля по 15 мая.
Задачи:
- Организовать психолого-педагогическую работу с воспитанниками, согласно плану.
- Создавать условия для формирования доброжелательных взаимоотношения между воспитанниками.
- Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.
- Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми.
- Повышать уровень психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах коммуникативного развития детей среднего дошкольного возраста в т.ч. с использованием информационно-коммуникативных технологий.
Для воплощения проекта «Дружба – это счастье!» в воспитательно-образовательный процесс был создан план психолого-педагогической работы на учебный год. Тематика запланированных мероприятий направлена на решение задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» основной образовательной программы дошкольного образования и органично вписывается в годовое комплексно-тематическое планирование образовательного процесса. В плане проекта предусмотрено постепенное усложнение содержания материала.
Ежемесячно с детьми проводились игры (дидактические, сюжетно - ролевые, подвижные), беседы, решения проблемных ситуаций, чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, продуктивная деятельность по данной тематике. Дети решали не только запланированные педагогом проблемные ситуации, но и возникающие в течение дня проблемы внутри своего детского коллектива. Родители воспитанников ежемесячно получали консультации, в уголке для родителей вывешивались информация. Благодаря постоянному «погружению» в проблему взаимоотношений в коллективе, дошкольники учились взаимодействовать в парах, в подгруппах и группе. На протяжении всего времени реализации основного этапа проекта, у воспитанников была возможность взаимодействовать с разными детьми группы по принципу социально-игровой технологии: выбирать партнеров самостоятельно и случайным выбором с целью развития коммуникативных навыков.
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
ТРЕТИЙ ЭТАП - заключительный (итоговый)
Длительность этапа – с 15 мая по 30 мая.
Задача: провести оценку эффективности проекта.
Проведение оценки эффективности включает следующие мероприятия:
- Решение проблемной ситуации «Подруги» (Приложение 40) и «Рассказ о мальчиках, которые называли себя друзьями» (Приложение 41).
- Воспитательное мероприятие «На Острове Дружбы» (Приложение 42).
- Наблюдения за детьми в их совместной деятельности в разные режимные моменты (прогулка, занятия, игры и т.д.).
- Проведение диагностического исследования «Секрет» (Приложение 43).
- Повторное анкетирование родителей (Приложение 44).
Список литературы:
- Григорьева А. А., Сметанина В. И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада / Якут. гос. Ун-т им. М. К. Аммосова; Под общ. ред. Г.Н. Волкова.— М.: Academia,2003.— 155 с.— Библиогр.: с.136—147.
- Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группа детского сада. – М.: Педагогика, 1988. – С. 220 – 221.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”..
- «Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков в процессе социально-личностного развития» / учебно-методическое пособие под ред. Н. Ю. Майданкиной. – Ульяновск, 2012.
- Яковлева Н. И. Организация и содержание социально—педагогической работы с семьей в условиях дошкольного образовательного учреждения / Метод. рекомендации для работников дошкол. учреждений / Шадр. фил. Моск. гос. открытого пед. ун—та им. М.А. Шолохова.— Шадринск,2003.— 53 с.
Использованные ресурсы Интернет-сети:
- Возрастная психология http://ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/8.html
- Виктория Белобородова «Первые уроки дружбы. Как научить детей знакомиться и дружить?» сайт Дошколенок http://www.kindereducation.com/psychology35.html
- Марковская И.М. Социометрические методы в психологии http://www.ahmerov.com/book_653.html.
- Сайт «Инновации детям» http://playstand.ru/zanyatiya-dlya-interaktivnoy-doski
- Сайт «Современный детский сад» http://sdetsad.ucoz.com/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ взаимодействия с родителями "От счастья ключи в семье ищи"
Семья стоит у истоков воспитания, является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания...
Проект "День рождение-повод для счастья!" методическая разработка
Этот проект можно и нужно назвать творческим. Мы любим дарить подарки но не задумываемся над тем насколько сильно мы любим их дарить. Когда ты его создаешь своими руками, вкладываешь частичку души и п...
Педагогический проект клумбы детского сада "Птица счастья".
Благоустройство и озеленение территории детского сада....
Проект ко Дню матери "Мама - счастье мое"
Проект ко Дню матери во второй младшей группе "Мама - счастье мое"...
Инновационный проект по работе с родителями. "Счастье родителей в здоровье детей!"
В России сложилась, крайне отрицательная, демографическая ситуация, когда каждое поколение родившихся меньше поколения своих родителей и не может по численности восполнить убыли населения....
Проект по работе с родителями "Счастье родителей в здоровье детей!"
Предлагаемый проект представляет собой систему работы с родителями в области сохранения и сбережения здоровья детей на современном этапе. В проекте представлены традиционные и интерактивные методы мет...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...