Консультация для педагогов дошкольного образования
консультация (младшая группа)
"ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ»
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития»
(С. Л. Новоселова) .
Предметно-развивающая среда является важным фактором развития детей раннего возраста. Чтобы ребенок развивался полноценно, необходимо создать такие условия, чтобы дети воспринимали яркий, насыщенный впечатлениями мир. В группе детей раннего возраста создание предметно-развивающей (игровой) среды является необходимым условием для полноценного развития ребенка, для реализации ведущих видов деятельности: предметной и сюжетно-отобразительной игры, познавательной и продуктивной деятельности.
Большое значение предметно-развивающей среде в развитии детей раннего возраста отмечается и в нормативно-правовых документах. В Концепции дошкольного образования сказано, что организация предметной среды в детском саду должна быть подчинена цели психологического благополучия ребенка.
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы .
Предметно-пространственная среда несёт в себе просто очень большие возможности педагогического воздействия на ребёнка- она воспитывает и развивает его.
При построении развивающей среды для детей от 1,5-3 лет , очень важно учитывать возрастные физиологические и психические особенности ребёнка, повышенную двигательную активность, которая проявляется в постоянном стремлении исследовать всё, что находится в поле зрения ребёнка. Воспитатель должен оформлять пространственную среду таким образом, чтобы обеспечить достаточный простор для всех видов деятельности детей, от активных, до требующих просто внимания, сосредоточенности и тишины.
Основные характеристики предметно-развивающей среды.
- Разнообразие.
- Оптимальная насыщенность материалом и оборудованием.
- Стабильность.
- Доступность.
- Эмоциогенность, то есть комфортность, среда должна быть яркой, красочной, привлекающей внимание ребёнка и вызывающей у него положительные эмоции.
- Зонирование.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. В группе среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. В этом случае, необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/23/picture-505374-1414066538.jpg)
Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста
Формирование представлений о содержании и методике подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-834765-1478600248.jpg)
Консультация для педагогов дошкольного образования
" Голосово-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/19/picture-596893-1424353349.jpg)
Консультация для педагогов дошкольного образования «Учим детей декоративному рисованию»
В рамках консультации педагогам предложен план работы по изобразительной деятельности с детьми старшего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/08/picture-1010229-1586358359.jpg)
Консультация для педагогов дошкольного образования "Современные технологии речевого развития дошкольников"
Консультация...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/19/picture-1190390-1574187102.jpg)
Консультация для педагогов дошкольного образования: "Вклад дошкольных работников и ученых в Победу и развитие дошкольной педагогики в годы Великой Отечественной войны"
Исторические эпохи сменяют одна другую, а с ними меняется государственное устройство, мировоззрение людей и их место в обществе. Развитие системы дошкольного образования непосредст...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/20/picture-987996-1584729305.jpg)
Консультация для педагогов дошкольного образования НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В консультции предстлены нормативные основы ноавственно -патриотического воспитания, задачи которые решаеи педагог в ходе достижения его целей....