Тренинг детско-родительских отношений "Я понимаю своего ребенка"
план-конспект занятия по психологии
Материал для педагогов-психологов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_detsko-roditelskih_otnosheniy_ya_ponimayu_svoego_rebenka.docx | 35.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Одуванчик»
г. Балашова Саратовской области»
ТРЕНИНГ
детско-родительских отношений
«Я понимаю своего ребенка»
Разработала:
педагог-психолог
Баляева О.В.
2022 г.
Цель: обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
- Оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания
- Формирование у родителей навыков психологической поддержки детей.
- Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания дошкольников.
Методы и приёмы: игровые методы (игры и упр-я), беседа, лекция, групповые обсуждения, элементы арттерапии, коммуникативные игры, релаксационные техники, телесно-ориентированные игры, притча, игры на сплочение группы.
Материалы и оборудование: листы бумаги формата А4, карандаши, лента, пословицы, разрезной информационный материал «я говорю» - «я-чувствую», музыкальное релаксационное сопровождение, видеоролик «Что такое счастье», мультимедийная презентация.
Категория: родители
Время проведения тренинга: 1,5 – 2 часа
ХОД ТРЕНИНГА:
1. «Вводное слово».
Психолог приглашает родителей (12-16 участников) занять места на стульях, расположенных по кругу.
«Здравствуйте, дорогие родители! Искренне рада видеть вас. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Именно в семье мы учимся любви, заботе и уважению. Мы сегодня собрались с вами для интересной и познавательной работы, которая поможет нам лучше узнать и понять наших детей».
2. «Принятие правил работы в группе».
Для начала давайте примем правила работы в нашей группе. Психолог напоминает о групповых правилах (активность, открытость, доброжелательность, конфиденциальность, уважение к говорящему, правило «здесь» и «сейчас»).
3. Упражнение «Приветствие».
Участникам предлагается по очереди представиться: «Здравствуйте, меня зовут…В детстве я был(а)….» Это упражнение помогает участникам лучше познакомиться, кроме того, способствует активизации детского эго-состояния родителей, что создает базу для дальнейшей работы.
4. Упражнение «Перебежки».
Необходимо встать и поменяться местами тем, кто часто играет с ребенком;
- те, у кого дома есть кошка;
- те, кто любит ходить в кино;
- те, у кого один ребенок;
- те, кто любит танцевать;
- те, у кого в семье есть мальчик и девочка;
- те, кто любит синий цвет;
- у кого хорошие отношения с детьми.
5. Упражнение «Солнце любви».
Мы живем с вами в очень активное время. Мир вокруг кружится и изменяется. Нередко мы что-то не успеваем. Но, мне кажется, мы всегда должны успевать говорить теплые добрые слова своему ребенку, признавать его успехи, подбадривать и признавать его исключительность и индивидуальность. Каждый участник рисует на листе бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнышка родитель перечисляет самые прекрасные качества ребенка. Затем все участники демонстрируют свое «Солнце любви» и зачитывают то, что написали.
Психолог: «Видите, какие замечательные и добрые у вас дети, как «солнышки». Предлагаю вам взять это «солнышко» домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня атмосферу вашего дома теплом и счастьем».
6. Упражнение «Семейный герб и девиз» (выполняется под музыку «Мама, будь всегда со мною рядом»).
Психолог: «С давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают их жизненную философию и ценность семьи.
Каждому родителю предлагается нарисовать свой семейный герб и рассказать про него, что он символизирует. Рядом с гербом написать жизненный девиз семьи.
После завершения работы идет обсуждение. Вопросы для обсуждения: что нового узнали участники группы о себе и других, какие чувства они испытывают сейчас, чем бы хотели поделиться друг с другом.
7. Упражнение «Пословицы».
Объединение в 2 группы (родители рассчитываются на группы «мак» и «ромашка»). Каждая группа получает по 2 пословицы. Через 3 минуты обсуждений, каждая группа выдвигает парламентария, поясняя, что имели в виду наши предки в пословицах:
#1041;ез корня и трава не растет.
Не мы на детей походим, а они на нас.
#1055;осеянное вовремя жемчугом взойдет.
Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь.
8. Мозговой штурм «Объедини части народной мудрости».
Психолог: Трудно переоценить влияние матери на воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах.
Я хочу напомнить вам поговорки и крылатые фразы, в которых говорится о материнской любви. Я начну, а вам необходимо будет хором закончить фразу.
1. При солнышке тепло, а при матери (добро).
2. У ребенка заболит пальчик, а у мамы (сердце).
3. Где сын молодец, там и хороший (отец).
4. Птица рада солнышку, а младенец (матери).
5. Каково дерево, таков и клин, каков батька, таков и (сын).
6. Материнский гнев, что весенний (снег).
7. Нет такого дружка, как родная (матушка).
8. Отец наказывает, отец и (хвалит).
9. Игровое упражнение «Родительские установки».
Психолог приглашает родителей объединиться в пары и преодолеть короткую дистанцию по ленте. Предлагает им карточки с высказываниями, которыми они будут сопровождать движения своего напарника - «ребенка».
Условия прохождения: один участник проходит по ленте (ребенок), а другой в это время (родитель) сопровождает его движения словами:
1) «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю».
2) «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься».
3) «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».
Вывод: Нужно взвешенно выбирать установки, слова-ободрения о деятельности ребенка, не обижать его, объяснять последствия его поступков. На данном примере вы видели негативные и позитивные установки в общении родителя с ребенком. Ведь словом можно как «уничтожить» ребенка, так и «раскрыть» крылья у него за спиной.
10. Упражнение «Воспоминания».
Известный американский психолог, детский врач Бенджамин Спок, по книгам которого выросло целое поколение американцев 60-х годов, писал: «В детстве я боялся родителей. Да и не только в детстве, но и в юности. Научившись бояться их, я боялся всех: учителей, полицейских, собак. Я рос ханжой, моралистом и снобом. Со всем этим мне пришлось потом бороться всю жизнь». Став педиатром, Спок занялся изучением детской психологии. В ту пору самой популярной книгой на эту тему была книга «Психологический уход за ребенком» Джона Уотсона.
Ознакомившись с доктриной Уотсона, Спок пришел в ужас:
«Ни в коем случае не целуйте ребенка. Никогда не берите его на руки. Никогда не качайте колыбель», – наставлял родителей самый знаменитый психолог Америки Уотсон. Сыновья Уотсона, воспитанные таким образом, выросли психологически очень ранимыми людьми, а один и вовсе покончил с собой.
Поэтому, чтобы разорвать порочный круг, в 1946 году вышла в свет знаменитая книга Бенджамина Спока об уходе за детьми. Главное, что сказал автор родителям: «Не бойтесь любить своих детей. Каждый ребенок нуждается в том, чтобы его ласкали, обнимали, брали на руки, улыбались ему, играли с ним. Когда вы показываете своему ребенку, что он самый чудесный на свете, это питает его дух так же, как молоко – его тело».
11. Упражнение «Пойми меня».
Объединяемся в 2 команды («мак» и «ромашка»).
Команда 1:
Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора! | Гордость. Удовлетворение. |
Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. | Скука, поставлен в тупик. |
Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? | Разочарование, желание бросить. |
Команда 2:
Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам. | Уверенность, самостоятельность. |
Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
Все дети играют, а мне не с кем. | Одиночество, ощущение покинутости. |
Ребенок говорит | Ребенок чувствует |
Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. | Одобрение, благодарность, радость. |
Как можно исправить негативные высказывания, подбодрить ребенка?
12. Мини-лекция психолога «Принцип безусловного принятия»
Выполняя упражнения вы, наверное, убедились в том, что поведение ребёнка – это отзеркаливание вашего с ним общения и ваших действий. Поэтому нам необходимо научиться принимать ребёнка таким, какой он есть. Безусловно, принимать ребёнка – значит, любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т.д., а просто за то, что он есть! Нередко можно слышать от родителей: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь лениться (драться, грубить), не начнёшь помогать по дому, (слушаться)».
Прислушиваемся: в этих фразах ребёнку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если…». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей.
Удовлетворение потребность в любви, в принадлежности, т.е. нужности другого – одна из фундаментальных потребностей у ребенка. Она удовлетворяется, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, прямых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился!», «Я рада тебя видеть», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома», «Мне хорошо, когда мы вместе…».
Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день, говоря, что 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребёнку, но и взрослому.
Конечно, ребёнку подобные знаки безусловного принятия особенно нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков – появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении – появляются эмоциональные проблемы, а то и нервно-психические заболевания.
Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом. Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства, какими бы они ни были нежелательными или «непозволительными».
13. Упражнение «Моечная машина».
Все участники становятся в 2 шеренги лицом друг к другу. Первый участник становится «машиной», «последний» - «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно протирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становится «сушилкой», а сначала шеренги идет следующая «машина».
14. Упражнение «Письмо о счастье» (3-5 минут).
Наша цель воспитать счастливого ребенка. Кто такой счастливый ребенок? Кто такой эффективный родитель? На эти вопросы мы ответим, поработав в группах.
Инструкция: группа родителей объединяется в 2 команды.
1 команда – «ДЕТИ»: «Представьте, что вы дети. Вам предлагается написать письмо родителям о том, что нужно для счастья детей».
2 команда – «РОДИТЕЛИ»: «А вам предстоит написать письмо детям, о том, что нужно для счастья родителей».
Обсуждение:
Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что ребенок будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».
Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Что такое счастье».
Рефлексия.
• Что вы чувствуете сейчас?
• Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?
• Захотелось что-нибудь сделать?
• Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?
15. «Психологическая зарядка» (методика энергопластики).
- Стоя, свести лопатки, улыбнуться и, подмигивая левым, а потом правым глазом повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!»
- Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче!»
- Руки в стороны, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится, так, как надо!»
- Руки на поясе, делая наклоны вправо-влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!»
- Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и всё у меня получается!»
16. Упражнение «Я хороший родитель, потому что…».
Родителям в кругу предлагается произнести фразу «Я хороший родитель, потому что…» и выделить положительное в процессе воспитания своего ребенка.
Наша встреча показала, какие вы умелые, находчивые, активные и заботливые родители. В любой ситуации находите правильное решение, никогда не теряетесь и всегда остаетесь любящими, улыбающимися и терпеливыми.
Я хочу рассказать притчу о вас - мамах, о самых дорогих людях для ваших деток.
17. Рефлексия.
Психолог: Вот и подошло к концу наше тренинговое занятие.
Возможные вопросы для рефлексии:
- Что вы приобрели нового?
- Что хотелось бы себе пожелать?
- Что больше всего понравилось?
- Что не получилось, оказалось трудным? Как вы думаете, почему?
- Как вы собираетесь претворить в жизнь свои достижения?
18. Упражнение «Аплодисменты».
Мы с вами хорошо поработали. И в завершение, я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А для того, чтобы они встретились, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
19. Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей».
В заключение хочется сказать слова благодарности всем родителям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку. Мы желаем вам успеха в выстраивании отношений с детьми и надеемся на дальнейшее сотрудничество в деле воспитания наших деток в детском саду и дома.
Спасибо вам за участие! Любви, здоровья, счастья, взаимопонимания в ваших семьях! Любите и берегите своих родных и близких!
До новых встреч!
Список литературы:
#1041;енилова С.Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми. М., 2002.
#1052;арковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: Речь, 2005.
#1057;инягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Владос, 2001.
#1058;урлыгина Д.Л., Матвеева М.В. Практические рекомендации для специалистов по проведению совместных занятий родителей с детьми. – М., 2011.
#1061;ухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 – 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2006.
#1061;ухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. «Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников». – М.: Генезис, 2005.
#1063;ерняева С.А. «Психотерапевтические сказки и игры». Серия: «Арт-терапия», СПб., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школа семьи «Учимся понимать своего ребенка» Тема: «Основные психологические особенности ребенка третьего года жизни»
К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности. Феномен "Я сам" означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от ...
Родительское собрание "Всегда ли мы понимаем своего ребенка".
Всегда ли мы понимаем своего ребенка....
ОСОБЫЕ ДЕТИ - ОСОБОЕ ОБЩЕНИЕ «Любить, знать и понимать своего ребенка»
«Любить, знать и понимать своего ребенка»...
детско-родительский тренинг "Я понимаю своего ребенка"
Целью этого тренинга является обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми и гармонизация детско-родительских отношений....
Тренинг гармонизации детско-родительских отношений «Я понимаю своего ребенка»
Цель данного тренинга- Обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, гармонизация детско-родительских отношений...
Тренинг с родителями "Я понимаю своего ребёнка"
Тренинг с родителями "Я понимаю своего ребёнка"...
Тренинг с родителями "Я понимаю своего ребёнка"
Тренинг с родителями "Я понимаю своего ребёнка"...