Особенности организации образовательной деятельности с детьми с СДВГ
консультация

Гостевская Лариса Валерьевна

Дети с СДВГ — это дети со своими особенностями. К каждому такому ребенку можно подобрать ключик и дать ему возможность правильно развиваться. Педагоги и родители должны очень хорошо знать характеристики гиперактивных детей, знать что они могут делать относительно легко, а что дается им с большим трудом. Учитывая особенности мышления, интеллектуальной деятельности и эмоционального развития, вполне реально помочь гиперактивному ребенку реализовать заложенные в нем способности и дать почувствовать себя успешным

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_raboty_s_detmi_s_sdvg.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ  МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ОСОБЕННОСТИ    ОРГАНИЗАЦИИ    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С ДЕТЬМИ С СДВГ  

Дети с СДВГ — это дети со своими особенностями. К каждому такому ребенку можно подобрать ключик и дать ему возможность правильно развиваться. Педагоги и родители должны очень хорошо знать характеристики гиперактивных детей, знать что они могут делать относительно легко, а что дается им с большим трудом. Учитывая особенности мышления, интеллектуальной деятельности и эмоционального развития, вполне реально помочь гиперактивному ребенку реализовать заложенные в нем способности и дать почувствовать себя успешным.

        При организации  фронтальных, подгрупповых, индивидуальных  занятий рабочее место ребенка с СДВГ должно находиться в тихом месте, далеко от  открывающихся дверей. Все шумовые раздражители должны быть удалены. Ребенку с СДВГ не хватает психической энергии, так необходимой для конструктивной деятельности. Его бестолковая беготня является реакцией на всевозможные внештатные ситуации и внешние раздражители. Ребенку нужна тихая и спокойная обстановка для занятий.

Наилучшее время для работы

Педагогам и  родителям необходимо  помнить, что ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале  занятия, хуже всего он усваивает материал в конце дня или в конце урока. 10–15 минут работы, а потом на 5–7 минут ребенок как бы выключается, в эти минуты, чтобы активизировать сознание, ребенок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Поэтому целесообразно использовать методы переключения и перерывы. Сделав 2–3 задания, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, включать физкультминутки или гимнастику для пальцев.

Краткость инструкции

Все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими, не более 10 слов.

Инструкции должны быть короткими или разделенными на короткие части для того, чтобы хватало объема оперативной памяти, не происходило выпадения, замен, перестановки частей информации. В противном случае ребенок эту инструкцию не поймет, не запомнит, не будет ей следовать. Давая инструкцию, нужно также учитывать неумение ребенка выслушивать до конца, неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быструю утомляемость.

        Последовательность выполнения задания

        Неправильная последовательность выполнения заданий

Педагоги очень часто рекомендуют выполнять сначала самые сложные задание, а потом что-нибудь попроще и полегче. В этом, конечно же, есть своя логика. Вначале занятий голова хорошо соображает и ребенок еще не устал. Это абсолютно верно для любых других детей, но не для гиперактивных. Если ребенок сталкивается со сложным заданием в самом начале работы, он "опускает руки" и ничего не делает, потеряв полностью свою сосредоточенность.

        Начинаем с легкого задания, делаем разогрев

        Дети с СДВГ любят делать то, что у них хорошо получается. Они не стремятся к преодолению трудностей и сложные задания их не вдохновляют. По этой простой причине, в начале занятия необходимо дать самое легкое задание, такое, с которым ребенок может справиться без напряжения. Например, можно начать с повторения уже пройденного материала.

"Разогревшись", ребенок приобретает нужную сосредоточенность и уверенность в своих силах. После первого задания он может выполнить что-то более сложное или начать ознакомление с новым материалом. Ребенка нужно обязательно похвалить за выполнение задания. Дети с СДВГ нуждаются в похвале и поддержке взрослых гораздо больше, чем их здоровые сверстники.

        Заканчивать опять чем-то легким

Заканчивать нужно опять чем-то легким, потому - что гиперактивный ребенок быстро утомляется. Нужно давать такое задание, с которым даже уставший ребенок может справиться. Очень важно, чтобы у ребенка осталось общее ощущение успешности проведенного занятия.

        Особенности интеллектуальной деятельности

        Очень часто у детей с СДВГ возникают проблемы с закреплением материала, то есть переведением усвоенного из кратковременной рабочей памяти в долговременную память, с возможностью извлечения материала в любой нужный момент. Если занятие по новой теме было единичное, гиперактивный ребенок может продемонстрировать понимание материала и ответить на вопросы, но на следующий день ничего не помнить.

        Некоторым детям нужно меньшее количество повторений материала, повторения, подкрепленные визуально различными рисунками и схемами.

некоторым большее. Родители, незнакомые с этой особенностью своих гиперактивных детей, часто злятся и думают, что ребенок не хочет отвечать на вопросы, делает это намеренно. Такому ребенку просто нужны

повторения, подкрепленные визуально различными рисунками и схемами.

        Цикличность интеллектуальной активности

        Интеллектуальная деятельность гиперактивных детей отличается цикличностью. У детей с СДВГ есть интенсивные рабочие периоды, есть и периоды "выключения". По меньшей мере, домашняя работа должна быть подстроена под ритм работы мозга ребенка. Если он смотрит в пространство, перебирает ручки, перекладывает карандаши, надо его оставить в покое, хотя бы на 5-10 минут. После короткого периода восстановления сил, можно вернуться к занятиям.

        Гиперактивный ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале занятия, хуже всего он усваивает материал в конце дня или в конце занятия. Интеллектуальная деятельность гиперактивных детей отличается цикличностью:. Если вы видите, что ребенок не может продолжать работать можно переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, раздать пособия и так далее.

        Особенности мышления

        Развитие мышления. Особенности мышления

        Чтобы нормально развивалось произвольное внимание, память и самоуправление, необходимо тренировать мышление. Мышление ребенка с СДВГ долгое время остается "линейным", т.е. интеллектуальный анализ оказывается возможным по одному параметру и в одном направлении. Это характерная особенность мышления дошкольников 5-7 лет, хорошо описанная Пиаже. У детей с СДВГ эта характеристика мыслительных процессов присутствует более длительное время. Положительным моментом здесь является то, что в отличие от ситуации с маленькими детьми, опора на наглядность и вынесение вовне промежуточных результатов мышления может оказать существенную помощь.

        Визуальное мышление

        При развитом визуальном мышлении ребенок быстро обучается пользоваться различными рисунками, чертежами, таблицами, т. е. различными опорными схемами. Этим он снимает нагрузку на оперативную память и мышление, значительно повышая общую эффективность собственной мыслительной деятельности. Визуальное мышление хорошо развивается в играх, связанных с моделированием, конструированием, выкладыванием узоров, картинок по образцам (конструкторы, мозаики, кубики и пр.). Визуальное мышление, по всей вероятности, является сильной стороной ребенка с СДВГ. Это нужно обязательно использовать в работе с ним.

        Развитие слабых функций

        Развитие и тренировка слабых функций

        Организация коррекционно-педагогической работы должна соответствовать 2 основным условиям:

        Занятия с ребенком должны проходить в эмоционально-привлекательной форме, тем самым повышая переносимость предъявляемой нагрузки, улучшая качество усвоения материала и самоконтроля.

Подбор таких игр, которые обеспечивают тренировку одной функциональной особенности, и не возлагали бы нагрузку на все остальные дефицитарные особенности.

        Параллельное соблюдение двух или трех условий одновременно вызывает у ребенка с СДВГ существенные затруднения. Даже при всем желании, ребенок не может одновременно быть внимательным, спокойным и сдержанным. Отсюда основное правило развития необходимых качеств у этих детей — предъявляя ребенку игру, требующую напряжения, сосредоточения, удержания и произвольного распределения внимания, следует до минимума снизить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность.

        Плохие дни и плохие часы

        У ребенка с СДВГ могут быть исключительно плохие дни, когда он ничего не удерживает в голове и забывает уже усвоенный материал. Не надо его за это ругать и стыдить. Лучше дать время отдохнуть или вообще отложить все на следующий день, сказав ребенку, что сейчас не получается, в следующий раз он обязательно все сделает хорошо. Ребенок будет только благодарен родителям за такое понимание.

        Нужно обязательно определить периоды наибольшей работоспособности гиперактивного ребенка. У него бывают не только плохие дни, но и плохие часы или плохое время суток для работы и усвоения нового материала. Заставлять ребенка в такие часы делать что-то сложное для него, например писать, значит губить нервные клетки и ему и себе. К тому же, это практически пустая трата времени. Хорошо, если ребенок сам научиться чувствовать и контролировать такие свои состояния. Это полезно в любом возрасте. В год поступления в школу, когда ребенок идет в первый класс, это может оказать существенную помощь в адаптации к новым условиям и режиму дня.

        Обучение математике

        Как правило, математика нравится гиперактивным детям гораздо больше, чем чтение и письмо. Если математический материал дается алгоритмично, структурировано, выделяется сущность, то он очень быстро усваивается. Здесь могут помочь графические изображения алгоритма каждой темы, нанесенные на карточки. В младших классах используются проигрывания алгоритмов. Дети строят "змейку" или "паровозик", чтобы проиграть последовательность действий или событий, которые надо усвоить.

        У гиперактивных детей до 6–8 лет ведущим остается наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы что-то понять, им необходимо все потрогать и подвигать (обычно это свойственно младшим детям). Только в практическом действии они могут представить себе результат. Словесно-логическое мышление, у этих детей, начинает развиваться гораздо позже.

В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы можно понизить требовательность к аккуратности.

Все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими, не более 10 слов. В противном случае ребенок эту инструкцию не поймет, не запомнит, не будет ей следовать.

        Использовать тактильный контакт. Проходя по классу, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий “включить” внимание.

        Обстановка на  занятии

        Нельзя требовать от гиперактивных детей невозможных вещей. Самоконтроль и соблюдение дисципины исключительно сложны для детей с СДВГ. Если ребенок личностно созрел и пытается сидеть спокойно, не вертеться, слушать внимательно, при этом переживает, что у него не слишком хорошо получается, то это значит, что он расходует слишком много своей энергии, переутомляется и теряет работоспособность. Если педагог не слишком заостряет внимание на строгом соблюдении дисциплины, а занятия проходят в игровой форме, гиперактивные дети ведут себя более спокойно и работают более продуктивно. В любом случае, обстановка на  занятии должна быть легкая и непринужденная.

        Также замечено, что чем драматичнее и эмоциональнее подается педагогом материал, тем легче гиперактивному ребенку его усваивать. Гиперактивного ребенка привлекает все новое, неожиданное, эмоциональное, поэтому, когда  воспитатель добавляет в свои объяснения больше экспрессии, это привлекает ребенка и помогает лучше усвоить материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)

План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...

конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Познавательная деятельность с детьми на тему: "Учимся быть здоровыми»

Конспект составлен для детей подготовительной группы. На занятии дети учатся оберегать природу, учатся выбирать здоровый обрз жизни, зниматься физкультурой, помогать другим....

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие с Кроликом»

Математика, особенно для детей младшего возраста должна быть занимательной. Игра это основная деятельность ребёнка, особенно младшего возраста. Поэтому я стараюсь проводить ее в игравой форме....