Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Звуки доброго мира. Когда звонят колокола".
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цыбулина Светлана Ивановна

Актуальность этого материала  в том, чтобы развивать у детей способность видеть прекрасное путем приобщения к традициям православной духовной культуры.Воспитывать благоговейное отношение к колокольному звону,умение чувствовать характер ( колокольной )музыки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по  духовно-нравственному воспитанию

«Звуки доброго мира. Когда звонят колокола»

Задачи приоритетной образовательной области: способствовать развитию самостоятельной  познавательной мотивации, развивать связную речь; мышление, внимание, развивать у детей способность видеть прекрасное путем приобщения к традициям православной духовной культуры.

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие.

Задачи образовательной области в интеграции: воспитывать благоговейное отношение к колокольному звону, воспитывать у детей умение чувствовать характер духовной (колокольной) музыки, привлечь внимание детей к разнообразию звука, звучанию его в природе, к разнообразию форм окружающего мира, творческих способностей - умению отражать в своих работах красоту мира; развивать слуховое внимание, речь, мышление; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; развивать двигательную активность при проведении игры- физминутки «Ищем  колокольчик», закреплять умение выполнять движения в соответствии со словами.

Предпосылки учебной деятельности: проявляют умение слушать; проявляют интерес к участию в совместных играх, участвуют в разговорах во время игр; отвечают на вопросы педагога; проявляют положительные эмоции при физической активности во время динамической паузы.

Оборудование для педагога: Книга "Добрый мир», картинки и слайды  с изображением колоколов и колоколен; 3 колокольчика; небольшая доска, палка. Аудиозапись (колокольный звон Благовест, Набат, Перезвон).

Место проведения Помещение группы.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Учить владеть устной речью, выражать свои мысли, строить речевое высказывание. Развивать у детей способность видеть прекрасное  путем приобщения к традициям православной духовной культуры.

Воспитатель с детьми закрепляют названия дней недели, вспоминают прогулки, наблюдения того, что существует вокруг нас, обсуждают, кто создал все, что находится вокруг нас.

Прослушивание аудиозаписи (колокольный звон) Познакомить детей с историей возникновения колоколов и их назначением; познакомить с основными колокольными звонами; обогащать духовный мир детей. Прививать любовь к родному краю и его традициям.Развивать слуховое внимание, умение различать звуки природы. Побуждать детей проявлять желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; проявлять уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде; эмоционально отзывается на красоту окружающего мира.

 Ход занятия:( звучит перезвон колоколов)

Воспитатель. Сегодня мы будем говорить с вами о колоколах. Ведь ко всему, что связано с колоколами, на Руси всегда относились с особой любовью и почитанием. Колокола появились не сразу. В древние времена на Руси не было радио и рупоров, ни тем более телевидения. Но случались разные беды, несчастья: приближались враги или возникал пожар, и нужно было срочно созвать народ. И для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии, использовались деревянные или металлические доски, по которым ударяли особой колотушкой.

Сначала появилось било – это деревянная доска. Священник ее держал в руках, ходил с нею по селу и бил по ней деревянной колотушкой (демонстрация картинки). Селяне слышали звук било и собирались возле церкви. Затем придумали клепало – это металлическая доска или дуга. Их вешали на башне или на столбах и так же били по ним колотушкой (демонстрация картинки). В российских селениях, где дома находились далеко друг от друга, звон клепало был слышен на большом расстоянии.

Практическая часть:

Предложить детям ударить по деревянной и металлической доске молоточком.

Воспитатель. Как же появились колокола? Существует легенда, что давным-давно одному Епископу приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки. Динь-дан-дон! Динь-дан-дон! Проснувшись, Епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Так появились колокола.

А сейчас мы с вами рассмотрим, из каких частей состоит колокол (демонстрация картинки). Строение колокола похоже на строение людей. У него есть «уши», «плечи», туловище, которое называют «тулово», «язык»; на туловище располагаются «верхний пояс», «нижний пояс» с орнаментом.

Воспитатель. Ребята, колокол – это ударный музыкальный инструмент.

А как вы думаете, когда и почему звонят колокола в наше время?

Физминутка  «Ищем  колокольчик».
Выходите погулять, будем колокольчик мы искать.
(дети идут за воспитателем по кругу)
На носочки поднимитесь, хорошенько осмотритесь.
(встать на носочки, приложить руку ко лбу, смотрим вокруг)
Вправо, влево повернемся, может колокольчик наш   найдется.
(руки на поясе, повороты вправо, влево)
Сели, встали, сели, встали, ничего не увидали. (приседания)
Мы подпрыгнем высоко и посмотрим далеко. (прыжки на месте)
Ой, ребята, я их вижу, подойдите-ка поближе, вот же наш колокольчик !

Воспитатель. В современной жизни звон колоколов призывает православных христиан в церковь на утреннюю или вечернюю службу, провожает умерших  людей в последний путь; звонят колокола на большие праздники.

Сейчас мы с вами послушаем различные звоны колоколов. А вы возьмите колокольчики и тоже будете звонить.

 Сейчас мы услышим Благовест – это праздничный церковный колокольный звон, совершается одним колоколом. Он звонит так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары (звучит в записи Благовест, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания).

Теперь послушаем Набат. Этот звон является символом тревоги, извещает о приближении бедствия – совершаются частые удары в большой колокол (звучит в записи Набат, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания).

И последним послушаем Красный звон – он звучит по поводу радостных и торжественных событий и производится во все колокола (звучит в записи Красный звон, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания). Пальчиковая гимнастика  «Колокольчики»

Пальцы поочередно ударяют по большому пальцу:

                Динь-динь-динь-динь,

                Колокольчик, поскорей,

                Динь-динь-динь-динь,

                Ты зови моих друзей.

                Динь-динь-динь-динь,

                Будет вместе веселей.

Воспитатель: Ребята, колокола отличались особым мастерством, изяществом орнамента, благозвучием. Орнамент и надписи – неизменный атрибут колоколов. Традиционными мотивами орнамента были: виноградная лоза, деревья, звери и волнообразный жгут с фантастическими зверями. Орнаменты на колоколах придумывались и создавались мастерами (демонстрация и рассматривание картинок).

Вступление заранее  подготовленных детей.

1 –ребёнок.В нашем городе есть  Храмовый комплекс  Четырехэтажная, восьмигранная колокольня с  позолоченным  крестом на 60-метровой высоте. На первом этаже колокольни был освящен храм в честь благоверного князя Александра Невского. Звонница состоит из 10 колоколов, самый большой из которых весит более800 кг. Теперь одна из красивейших колоколен в Воронежской области украшает и всю округу мелодичным колокольным перезвоном.

2- ребёнок.И  Храм Пророка  Ильи  на звоннице которого  – 10 колоколов весом от 4 до1200 кг. Завораживающий колокольный звон – это святыня, которую нужно чтить и оберегать всегда. Звон-это украшение храма и пусть он будет всегда благолепным!

Заключительная часть (рефлексивный этап)

-Понравилось вам сегодня наше занятие?

-Какое у вас настроение? Давайте передадим наше хорошее, светлое настроение друг-  другу, позвоним для всех в колокольчики.

Хоровое повторение.

Дили-дили-дили-дон!

Дили-дили-дили-дон!

Слышится со всех сторон.

Весело играем мы -

Звонче колокол звени.

Звучит фонограмма колокольного звона, дети звонят в колокольчики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию"Путешествие в город добра"

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию"Путешествие в город добра"...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)

Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ "ГОРОД ДОБРА"

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Город Добра"...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дари добро!"

НОД направлено на углубление  представления детей  о доброте, как о ценном и важном качестве человека....

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра»

Ход занятияДети под музыку входят в зал, обходят по кругу и выстраиваются полукругом перед зрителями.- Добрый день, дорогие ребята, я очень рада вас видеть. Но в этом замечательном зале мы не одни. По...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе Тема: «Когда семья вместе, так и душа на месте»

Реализация проекта «Моя семья»; разучивание пословиц, физминутки, слов песни «Радость моя»; создание коллажа «Дружная семья»....