"Организация работы педагогов с родителями младших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО".
учебно-методический материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
«Организация работы педагогов с родителями младших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО».
Центральными и определяющими фигурами в воспитании и развитии малыша являются, естественно, родители. Задача повышения психологической и педагогической информированности родителей тесно связана с формированием адекватной родительской позиции. Очевидно, что главной фигурой для маленького ребенка в большинстве случаев является мать. Именно характер общения матери с ребенком, адекватность ее воздействий возрастным и индивидуальным потребностям и возможностям малыша определяют как эмоциональное самочувствие ребенка, так и его психическое развитие. Поэтому развивающая и коррекционная работа с детьми раннего возраста может быть эффективной только при участии и активной включенности родителей. Давайте определим основные задачи и принципы работы педагогов с родителями.
Семья и детский сад начинают одновременно выступать для ребенка своеобразной школой социального поведения. Поэтому работа педагогов в детском учреждении обязательно должна строиться в тесном контакте с родителями. Работа педагогов будет эффективной только в том случае, если они поддерживают тесный контакт с семьей и если родители и воспитатели придерживаются единого подхода к воспитанию. Родители и педагоги должны стать партнерами и единомышленниками. Чтобы достичь этой цели, сотрудники детского учреждения должны создать необходимые условия. Прежде всего, детское образовательное учреждение должно быть полностью открыто для семьи как с точки зрения получения информации, так и с точки зрения непосредственного участия семьи в образовательном процессе. В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для себя время прийти в группу, понаблюдать, чем занимается ребенок, как он общается со сверстниками и т.д. К сожалению, педагоги не всегда приветствуют такие свободные, незапланированные визиты родителей, ошибочно принимая их за контроль, проверку своей деятельности. Но, как показывает практика, родители, наблюдая жизнь детского сада изнутри, начинают понимать объективность многих трудностей, и тогда вместо претензий к педагогу у них возникает желание помочь, а это — первые ростки сотрудничества. Наиболее важным результатом свободного посещения родителями дошкольного учреждения является возможность наблюдать своего ребенка в другой, не домашней, обстановке, увидеть, как он общается в коллективе, как занимается, как к нему относятся сверстники. Родители должны быть в курсе того, что происходит в детском саду: какие предоставляются образовательные услуги, каковы условия жизни детей, какие программ воспитания реализуются.
Педагогам необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активно вовлекая родителей в жизнь детского сада. Нужно помнить о том, что не передача научных психолого-педагогических знаний является целью воспитания родителей, а формирование у них «педагогической компетентности»: родителям нужно научиться понимать своего ребенка, правильно строить общение и совместную деятельность с ним. Дифференцированный подход при организации работы с родителями — необходимое звено в системе мер, направленных на повышение их педагогической компетентности. Для осуществления дифференцированного подхода воспитателям ДОУ и родителям необходимо соблюдение как общепедагогических, так и специфических условий. Таковыми являются:
•взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогом и родителями;
•соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям;
•учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, их подготовленности в вопросах воспитания;
•сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями группы;
•взаимосвязь разных форм работы с родителями;
•одновременное влияние на родителей и детей;
•обеспечение в работе с родителями определенной последовательной системы.
Также можно дифференцировать работу, разделив родителей на две большие группы: так называемые гармоничные семьи (семьи благополучные в психолого-педагогическом отношении) и проблемные семьи (требующие длительной помощи кризисные семьи, семьи группы риска).
Главная цель совместной работы педагогов и родителей — обеспечение преемственности между воспитанием ребенка в детском учреждении и в семье. Общение с родителями в детском саду должно строиться на основе диалога, главный принцип этого общения — партнерство, равенство психологических позиций. Главными особенностями общения педагога с родителями является понимание, умение быть самим собой, умение видеть проблему глазами собеседника, признать его точку зрения, эмоционально отзываться на нее, отказ от судейской позиции. Общение строится на основе отказа от критики собеседника, на умении не сводить общение к оцениванию «правильно - неправильно». Педагоги должны помнить, что родители — не ученики, а партнеры по общению. Мы помогаем родителям, а не учим их воспитывать собственных детей, и то, что мы предлагаем родителям, должно быть им интересно и полезно.
Задача педагогов — заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Перечислите формы взаимодействия с родителями детей раннего возраста.
Это традиционные формы, такие как – индивидуальные и групповые беседы, консультации, родительские собрания, посещения на дому;
нетрадиционные формы - встречи педагогов и родителей, совместные мероприятия педагогов, родителей и детей.
Под нетрадиционными формами подразумевается использование элементов развлечений, игровое моделирование, совместные с родителями практикумы и другие мероприятия, направленные на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.
Поговорим подробно об использовании нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.
Прежде всего, можно выделить формы участия родителей в жизни детского сада
Для налаживания взаимоотношений и сотрудничества педагогов и родителей в детском учреждении желательно проводить различные мероприятия: совместные праздники, семейные вечера, встречи по интересам. В неформальной обстановке легче познакомиться, наладить контакты, поделиться опытом, развлечься. При организации праздников не следует ограничиваться традиционной формой, когда дети выступают под руководством воспитателя и музыкального руководителя, а родители присутствуют в качестве зрителей. Гораздо важнее к участию в подготовке праздника и выступлениях привлечь членов семьи. В зависимости от талантов, желаний и возможностей родители могут помогать педагогам в изготовлении костюмов и атрибутов, исполнять некоторые роли в инсценировках, аккомпанировать на музыкальных инструментах, просто танцевать и играть вместе с детьми. Для праздника не обязательно ждать официального повода. Можно отмечать дни рождения и успехи детей, придумывать другие поводы. На семейных вечерах педагоги и родители вместе со своими детьми, а также с другими членами семьи могут выступать с концертными номерами, рассказывать интересные истории, организовывать веселые игры и аттракционы, делиться опытом в изготовлении игрушек и пособий для игр, соревноваться в приготовлении блюд и т.п.
Такие организационные формы, как родительские клубы и кружки, более всего подходят для просвещения родителей, повышения их культурного уровня, обучения приемам практической работы с детьми, играм, изготовлению игрушек и пособий. Важно с самого начала на основе выявленных родительских интересов пробудить у них желание посещать эти мероприятия. Например, в родительский клуб можно приглашать специалистов с лекциями и беседами на темы, более всего интересующие родителей. Это могут быть представители разных профессий: медики, психологи, юристы, экономисты, парикмахеры, повара, специалисты по этикету и др. После лекции родители и педагоги могут задать вопросы, поговорить друг с другом, поспорить. Можно так- же организовывать встречи с известными людьми района, города: писателями, художниками, артистами. Заседания родительского клуба планируются совместно педагогами и родителями. Их следует планировать так, чтобы одни из них предполагали посещение всех членов семьи (с детьми в это время занимаются дежурные педагоги или родители), другие — только для мам (с детьми остаются папы) или для пап (с детьми остаются мамы), а какие-то — совместно с детьми. На таких заседаниях хорошо разучивать совместно с детьми новые игры, песни, танцы. В рамках работы родительского клуба можно организовывать экскурсии в музеи, галереи, театры, выезды на природу. Так родители знакомятся ближе с педагогами и между собой, начинают чувствовать себя членами общего коллектива, постепенно вовлекаются в сотрудничество. Занятия в кружках направлены на то, чтобы родители овладели навыками разнообразных видов деятельности, полезных для детей и соответствующих их интересам. Занятия для взрослых и занятия вместе с детьми могут чередоваться. Родители и педагоги могут учиться шить одежду для кукол, лепить, рисовать, петь, танцевать, показывать кукольные спектакли, готовить различные блюда, сервировать стол, знакомиться с историей и культурой родного края, города и т.д. Подготовленные таким образом родители станут полноценными помощниками и партнерами педагогов в повседневной жизни детей в яслях и при проведении различных мероприятий.
Еще одной из наиболее эффективных форм совместной работы сотрудников детского учреждения и членов семьи являются тренинги. Их работа направлена на выявление разногласий в ценностных ориентациях и подходах к воспитанию детей, на достижение взаимопонимания и сотрудничества. Полученные знания помогут родителям лучше осознать причины трудностей, возникающих при взаимодействии с ребенком, и выбрать наиболее подходящую стратегию поведения. Чаще всего родители сталкиваются с такими трудностями, как адаптация ребенка к детскому учреждению, организация детской деятельности, налаживание общения ребенка со сверстниками, детские конфликты. Темы тренингов выбираются на родительском собрании. Примерные темы тренингов по наиболее часто встречающимся проблемам:
•«Ценности воспитания детей раннего возраста»;
•«Адаптация ребенка к детскому учреждению»;
•«Трудности режимных моментов»;
•«Детские конфликты»,
•«Похвала и порицания».
Тренинги могут проводить психолог, заведующий, методист, прошедшие специальную подготовку, или приглашенный специалист. Организаторы тренинга подбирают соответствующую литературу и предлагают педагогам и родителям заранее познакомиться с ней.
В детском учреждении желательно оборудовать гостиную для родителей — специальное помещение, где педагоги, родители и дети могут встречаться в уютной непринужденной обстановке для бесед, консультаций, отдыха, игр, проведения семейных вечеров и других мероприятий. Желательно, чтобы в этой комнате были удобная мебель, посуда для чаепитий, видеомагнитофон, музыкальный центр. Такая обстановка в гостиной располагает к доверительному общению родителей с педагогами и между собой. В ней можно посмотреть видеофильмы о жизни детей в яслях, учебные и научно- популярные фильмы о воспитании детей и на другие темы; потанцевать и поиграть вместе с детьми под музыку, послушать детские песни, записи сказок, спектаклей. В этом же или другом помещении следует оборудовать библиотеку, аудио- и видеотеку, а также игротеку для родителей и детей. Родители должны иметь возможность пользоваться пособиями, которые могут помочь им овладеть знаниями, необходимыми для успешного воспитания ребенка, приемами личностно- ориентированного общения, научиться играть с детьми, подбирать игры, игрушки, художественную литературу, видео- и аудио - записи для своих малышей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Основы музыкальной культуры детей развиваются не только в НОД , но и в других разнообразных формах организации музыкальной деятельности....
Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.
Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО....
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО».
Сеинар-практикум будет полезен в работе педагога-психолога, старшего воспитателя...
Организация образовательной деятельности по направлениям развития дошкольника в соответствии с ФГОС ДО
Характеристика образовательных областей и особенности организации детской деятельности по ним рассматривается в материале....
Проектная работа «Создание современной музыкальной развивающей среды группы для организации совместной и самостоятельной игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие всех сфер личности дошкольника. Чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься интересным и любимым делом, в группе должна быть организована соот...
«Формы работы педагога с родителями в ДОО в соответствии с ФГОС»
laquo;Формы работы педагога с родителями в ДОО в соответствии с ФГОС»...
Педагогический совет «Профессиональное мастерство педагогов при организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Педагогический совет «Профессиональное мастерство педагогов при организацииработы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Цель: системати...