Проектная деятельность с детьми - одна из форм систематизации знаний дошкольников и обобщение работы педагогов по патриотическому воспитанию
консультация (подготовительная группа)
О методах работы педагогов ДОО с дошкольниками по патриотическому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_s_detmi.docx | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
" Проектная деятельность с детьми –
одна из форм систематизации знаний дошкольников
и обобщение работы педагогов
по нравственно- патриотическому воспитанию "
«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»
В.А. Сухомлинский
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Ю.М. Новицкая и другие. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Изучив наследие педагогов-классиков (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.И. Вернадский) по проблемам патриотического воспитания, обратились к идеям американского педагога Д. Дьюи, которые отличаются целостью подхода к процессу воспитания человека, живущего в демократическом обществе.
Противоречия, сложившиеся в настоящее время, приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у дошкольников. Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания.
Выход из противоречия – приоритет комплексного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям малой родины. Д. Дьюри предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявления возможностей и прошлого опыта – к современному планированию и реализации намеченного.
Введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Цель патриотического проекта - формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи.
Образовательные: - сформировать представления детей о Российской армии; расширить представления о праздновании в нашей стране Дня Победы. Развивающие:
- вызывать желание больше узнать о защитниках Отечества. (Армия защищала Родину во все времена: в годы Отечественной войны от фашистов, и раньше, в глубине веков, и в современной жизни стоит на страже мира);
- развить познавательные интересы, эрудицию и интеллект;
- обогатить речь дошкольников и активизировать словарь, побуждать к произнесению реплик в игровых ситуациях.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны, к ветеранам, людям военных профессий, как к защитникам Родины, памяти павших бойцов.
- организация работы с родителями по привлечению их к патриотическому воспитанию детей в семье.
Работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организуют по принципу «от простого к сложному». Она может состоять из следующих тематических блоков:
Мой родной край
Моя малая Родина
Детский сад
Моя семья
Мой дом
Космос
Наша Армия
Родная страна
В тематический блок «Моя семья. Мой дом» можно включить следующие проекты: «Семья», «Выходной день с семьей», «Традиции моей семьи».
В блок «Детский сад»: «Мой любимый детский сад», «Вместе дружная семья детский сад, родителя и я», «Неделя игры и игрушки».
В блок «Моя малая Родина» входят такие проекты как «С чего начинается родина», «Моя малая Родина - поселок Малиновский»
Блок «Мой родной край» включает проект «Любимый край», экологический проект «Они должны жить».
Блок «Родная страна»: проекты «Любимая Россия», «Москва – столица России».Блок «наша Армия»: проекты «Защитники Отечества», «Будем Родине служить», «День победы»
Тематический блок «Космос» вводится со старшего дошкольного возраста, и использовались следующие проекты: «Веселая астрономия», «Я и открытый космос».
Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей, так с детьми средней группы проекты носят краткосрочный характер. К подготовительной к школе группе проекты становятся ли исследовательскими и носят уже долгосрочный характер, при реализации которых дети совместно с педагогами и родителями собирают исторические факты и события.
В нашей группе создана предметно – развивающая среда патриотической направленности:
- оборудован центр «Моя Родина - Россия»;
- имеются : дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России».;
- оформлены папки для рассматривания: «Моя семья», «Мой любимый город», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края».
- оформлены сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки» и др.
- подобрана методическая, художественная литература, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.
Для родителей подготовлены и проведены: собрание по теме «Воспитание любви к родному городу в детском саду и дома», наглядно-информационные консультации «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», разработала памятку для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников.
Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…» Патриотическое воспитание – основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с дошкольного детства. Здесь немаловажную роль играет влияние семьи и образования. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Важность патриотического воспитания огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом. А задача воспитателя, несмотря на трудности – воспитать достойного человека, гражданина Российской Федерации, любящего и гордящегося своей Родиной, городом в котором он живет. Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей. В результате реализации проекта «Растим патриотов России» мы смогли подобрать необходимый материал и расширить предметно-развивающую среду для патриотического воспитания детей. Мы не останавливаемся на достигнутом, планируется и дальше проводить систематическую, целенаправленную работу с дошкольниками, ведь так важно приобщать детей к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к истории родного края ,традициям, уважающими Отечество, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей. В подготовительной группе с детьми 6-7 лет планируем реализовать проект «Семья -начало всех начал» (о семье, семейных традициях, родословной).
Результат работы над проектами позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проектная деятельность с детьми - одно из средств реализации принципа интеграции и комплексно-тематического подхода
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ – ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ИНТЕГРAЦИИ И КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПОДХОДАДошкольный возрaст является периодом интенсивного рaзвития познaвaтельног...
проектная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста по нравственно - патриотическому воспитанию в рамках опорной площадки по духовно - нравственному развитию и воспитанию дошкольников.
Проектная деятельность в доу по нравственно - патриотическому развитию на тему "Моя семья"Слайд № 1Добрый день, уважаемые коллеги! Мы детского сада № 5 «Колокол...
«Взаимодействие с социумом, как одна из форм экологического образования дошкольников» ( из опыта работы)
В данной статье рассматривается проблема взаимодействия ДОУ с социумом по экологическому образованию детей старшего дошкольного возраста. Особое внимание уделяется использованию таких дида...
«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Ребятам о зверятах» (из опыта работы)
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста«Ребятам о зверятах»(из опыта работы)...
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...
Консультация для педагогов «Работа педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников»
quot;В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А....