Выступление на семинаре.
презентация
Проектирование индивидуального образовательного
маршрута дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на семинар | 51.5 КБ |
презентация | 726 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование индивидуального образовательного
маршрута дошкольника
Введение Федерального Государственного Образовательного Стандарта позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребёнка. Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"). Поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед педагогами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника.
! Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.
! Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.
! Индивидуально-образовательный маршрут определяется:
- государственным заказом;
- потребностями и запросами родителей;
- индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников;
- возможностями ДОУ;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются:
- для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
-для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления:
• развитие общей и мелкой моторики;
• развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков;
• формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно), к которой относятся - лепка, аппликация, рисование и другие виды продуктивно деятельности.
• развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
• формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
• формирование представлений о пространстве, времени
Методы, используемые в работе:
- беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
- игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
- • Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ;
- • Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ;
- • Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
Принципы при разработке индивидуального маршрута:
- принцип опоры на обучаемость ребенка,
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
- принцип соблюдения интересов ребенка (воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам, быть всегда на стороне ребенка),
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
- принцип непрерывности (ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы),
- принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
- принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Этапы конструирования индивидуального образовательного маршрута
1. Этап наблюдения.
2. Диагностический этап (мониторинг)
3. Этап конструирования.
4. Этап реализации
5. Этап итоговой диагностики (мониторинг).
Остановимся подробнее на каждом этапе
Первый этап: наблюдения (включает в себя адаптационный период с сентября по октябрь)
Цель этапа: выявить группу дошкольников, испытывающих трудности (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные).
По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины».
Второй этап - диагностический (мониторинг)- первая неделя ноября
Цель педагогического мониторинга — обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно — развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом-дефектологом, педагогом-логопедом и педагогом-психологом, музыкальным руководителем ДОУ. К составлению индивидуального образовательного маршрута дошкольника необходимо подключать и родителей. В семье должны придерживаться тому же критерию образования ребенка, что и в детском саду. Только последовательность и единство могут привести к желаемому результату. Мониторинг образовательного процесса – оценка степени ребенка в освоении основной образовательной программы, которая позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Мониторинг основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов по образовательным областям и включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Для начала изучаем особенности развития ребенка. После этого можно приступать к созданию индивидуального маршрута, который включает в себя следующие компоненты:
- Определение задач индивидуальной работы с дошкольником. Для этого педагогу сначала необходимо выявить уровень развития ребенка.
- Подбор материала на основе реализуемой в ДОУ программы. Здесь же необходимо поставить цели. Как краткосрочные, так и долгосрочные.
- Определение методов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Также нужно определить время, которое ребенок может затратить на освоение программы.
- Составить предполагаемые результаты и примерные сроки их достижения.
По результатам мониторинга планируется необходимая коррекционная работа на срок, определенный индивидуальными временными отрезками.
3. Этап конструирования ИОМ.
Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.
Индивидуальный образовательный маршрут строится на основании следующей информации:
1. Характеристики воспитанника ДОУ. Ходил ли он раньше в дошкольное учреждение. Если ходил, то насколько долгим был перерыв. Также нужно оценить степень его адаптации в группе.
2. Характеристики семьи ребенка. Полная семья или нет, сколько братьев и сестер, благополучная ли семья. Неблагополучной семьей можно назвать ту семью, в которой ведут аморальный образ жизни, где родители слишком раздражены и жестоки. Семья, в которой подавляют чувства собственного достоинства ребенка. Возможно, родители проявляют чрезмерную опеку, оберегая ребенка от трудностей и каких-либо усилий с его стороны.
3. Внешнего вида ребенка (походка, мимика, осанка и т.д.)
4. Группы здоровья. Есть ли у него хронические заболевания. Характеристика аппетита и дневного сна.
5. Необходимо также записать развитие общей и ручной моторики. Какая рука у ребенка ведущая.
6. Характеристики внимания, памяти и мышления ребенка.
7. Описаний знаний ребенка по различным разделам дошкольной программы. Отношение к образовательному процессу.
8. Характеристики речи дошкольника (словарный запас, звукопроизношение, грамматическая сформированность, связность и эмоциональность речи).
Также воспитатель должен постараться выявить склонность к определенному виду деятельности.
Выявление способностей ребенка происходят во время беседы, игры, чтения и т. д.
4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.
Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра, педагогу в реализации индивидуальных маршрутов можно использовать педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.
ИОМ разрабатывается на детей с проблемами в развитии и на детей, с опережающим развитием и представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.
На 5 этапе проводится завершающая диагностика (мониторинг).
(Вторая неделя апреля)
Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась, наметить дальнейшие методы работы).
По истечению определённого времени необходимо проводить корректировку индивидуального образовательного маршрута, которая связана с изменениями результатов итогового мониторинга. Способ построения индивидуального образовательного маршрута ребенка должен характеризовать особенности его обучения и развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу, задав его направления, например, в первой младшей группе на все 5 лет дошкольного образования, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
Предполагаемый результат:
• развитие социальной компетентности;
• развитие коммуникативных навыков;
• коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной) ;
• развитие чувства самоценности;
• коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Таким образом, благодаря выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий развития детей, мы обеспечиваем нашим воспитанникам равные стартовые возможности при поступлении в школу.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении: • Интеллектуального; • Эмоционально-волевого; • Деятельностного; • Нравственно-духовного.
Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка .
Индивидуально-образовательный маршрут определяется: - государственным заказом; -потребностями и запросами родителей; -индивидуальными функциональными возможностями и уровнем развития воспитанников; - возможностями ДОУ;
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются: - для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; - для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. -для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Индивидуальный образовательный маршрут включает основные направления: • развитие общей и мелкой моторики; • развитие культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных навыков; • формирование деятельности ребенка (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивно), к которой относятся - лепка, аппликация, рисование и другие виды продуктивно деятельности. • развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций); • формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях); • формирование представлений о пространстве, времени
Методы, используемые в работе: беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания; игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций) Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения) ; Приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия) ; Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т. д.)
Принципы при разработке индивидуального маршрута: - принцип опоры на обучаемость ребенка, - принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. - принцип соблюдения интересов ребенка (воспитатели должны объективно относится к ребенку и его проблемам, быть всегда на стороне ребенка), - принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации); - принцип непрерывности (ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы), - принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка. - принцип опоры на детскую субкультуру. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Этапы конструирования индивидуального образовательного маршрута 1. Этап наблюдения. 2.Диагностический этап (мониторинг) 3. Этап конструирования. 4. Этап реализации 5.Этап итоговой диагностики (мониторинг).
Предполагаемый результат: • развитие социальной компетентности; • развитие коммуникативных навыков; • коррекция тревожности, самооценки (приближение к адекватной) ; • развитие чувства самоценности; • коррекция имеющихся у ребенка социально-личностных проблем.
Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника: Образовательные области. ( проблема) Цели-результаты Задачи образовательного взаимодействия в детском саду. Задачи образовательного взаимодействия в семье. Используемые педагогические технологии и методики, методы, приемы. Возможность работы с другими специалистами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Интегрированные методы обучения в раннем развитии детей" ( Выступление на семинаре воспитателей групп раннего возраста ДОУ)
Выступление на семинаре воспитателей групп раннего возраста ДОУ ....
Выступление на семинаре по теме "Ручной труд"
Выступление состоит из презентации и конспекта, в котором рассматриваются основные этапы работы для каждой возрастной группы детского сада по ручному труду, созданное на основе нового ФГТ. Освещенны о...
выступление на семинаре ДОУ по теме: Информационная безопасность детей
представлен текст выступления по теме с соответствующими слайдами, которые демонстрировались в ходе выступления...
Выступление на семинаре "Роль предметно - развивающей среды в оздоровлении детей", 2012 год
Выступление на семинаре "Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада". Качество педагогического процесса определяется сегодня не только деятельностью педагогов, но и под...
Организация непосредственно-образовательной деятельности в условиях реализации ФГТ (материалы выступления на семинаре)
Новые фогрмы организации НОД (а все новое - это незаслуженно забытое старое)...
Выступление на семинаре-практикуме: «Игры, готовящие ребенка к школе»
В материале представлен список игр и упражнений для подготовки детей к школе...
Презентация к выступлению на семинаре "Интегрированные занятия, как одна из эффективных форм работы учителя-логопеда"
В презентации рассмотрено, что такое педагогическая инноватика, раскрыт понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании. Рассмотрены формы и условия взаи...