Проект «Азбука юного гражданина»
проект
Актуальность проекта
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете.
Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. Как сказал польский педагог Януш Корчак,- «Дети не будущие личности – они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью». Тема правового воспитания детей является актуальной, так как на сегодняшний день во всем мире обострилась проблема защиты детей. Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на них. Увеличивается беспризорность, наркомания, насилие. Растет количество детей, оставшихся без родительского присмотра. И главной задачей нашего государства является защита прав ребенка, сохранение тем самым генофонда нации. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями. Важнейшие события и международные документы последних лет подтверждают необходимость правового воспитания детей в духе мира толерантности и взаимного уважения. Так как детям свойственно вырастать и становиться взрослыми, следовательно, усвоенные ими установки, идеи и правила поведения они будут впоследствии воплощать в практическую деятельность и передавать будущим поколениям. Поэтому мы считаем необходимым знакомить детей с их правами и обязанностями. И основой этого процесса является Конвенция о правах ребенка. Это возможно в дошкольном возрасте, так как дошкольное детство – не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых: родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав. Поэтому, всестороннее гармоничное развитие дошкольников в современных условиях требует единства и согласованности системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых. Роль семьи в воспитании, образовании трудно переоценить, она оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка, формирование нравственных начал, характера, умения жить в обществе, так как родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать правовое сознание, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Для этого необходимо раскрыть взрослым важность работы по правовому воспитанию детей, познакомить их с Конвенцией о правах ребенка и что сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка, вооружить их необходимыми правовыми знаниями, чтобы предупредить ассоциальное воспитание детей. Анализируя социальную ситуацию в нашей группе можно отметить следующее: только 65% детей воспитываются в полных семьях ,35% -неполные, что позволяет их считать семьями «группы риска»:из них 20%-родители в разводе,10%-матери-одиночки,5%-многодетные. Результаты тестирования родителей с целью выявления уровня знаний о правах ребенка показали недостаточные правовые знания, затруднения в выборе средств. Из 21 опрошенных 25%-высокий правовой уровень, 35% не могут назвать права ребенка и документы ,в которых установлены права; 40%-затрудняются в формулировке прав, имеющихся у ребенка. Исходя из полученных диагностических результатов мы наметили содержание работы
Проблема: Дети плохо ориентируются в своих правах. Предметно-развивающая среда бедная по этой теме. Родители не знают основных правовых документов.
Мотивация : В группу приходит письмо от Незнайки. Он благодарит детей за помощь, за альбом. Рассказывает о том, как стали дружить малыши и малышки. Незнайка снова обращается к ребятам за помощью. Он просит рассказать, что такое права и как ими пользуются дети. Цель: Формирование основ правового сознания дошкольников.
Задачи:
- Ознакомить детей с основными документами по защите прав ребенка;
- формировать чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности и обязанностей;
- формировать основы толерантности и уважения к достоинству и личным правам другого человека;
- пополнять копилку практического и наглядного материала по социально-правовому воспитанию детей;
- уточнить, закрепить и углубить знания родителей о нормативных документах в вопросах защиты прав ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Азбука юного гражданина»
МБДОУ детский сад №26
Участники проекта:
Демидова С.Ю, воспитатель
Дети-21 человек
Родители -21 человек
Продолжительность проекта:
8 месяцев
Актуальность проекта
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Рядом мама крепко за руку держала,
В путь-дорогу умницу свою сопровождала.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают их на свете.
Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества. Как сказал польский педагог Януш Корчак,- «Дети не будущие личности – они уже личности. Дети – существа, в душах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью».
Тема правового воспитания детей является актуальной, так как на сегодняшний день во всем мире обострилась проблема защиты детей. Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на них. Увеличивается беспризорность, наркомания, насилие. Растет количество детей, оставшихся без родительского присмотра. И главной задачей нашего государства является защита прав ребенка, сохранение тем самым генофонда нации.
Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями. Важнейшие события и международные документы последних лет подтверждают необходимость правового воспитания детей в духе мира толерантности и взаимного уважения. Так как детям свойственно вырастать и становиться взрослыми, следовательно, усвоенные ими установки, идеи и правила поведения они будут впоследствии воплощать в практическую деятельность и передавать будущим поколениям.
Поэтому мы считаем необходимым знакомить детей с их правами и обязанностями. И основой этого процесса является Конвенция о правах ребенка. Это возможно в дошкольном возрасте, так как дошкольное детство – не просто уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности, возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых: родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав. Поэтому, всестороннее гармоничное развитие дошкольников в современных условиях требует единства и согласованности системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых. Роль семьи в воспитании, образовании трудно переоценить, она оказывает огромное влияние на развитие личности ребенка, формирование нравственных начал, характера, умения жить в обществе, так как родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать правовое сознание, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Для этого необходимо раскрыть взрослым важность работы по правовому воспитанию детей, познакомить их с Конвенцией о правах ребенка и что сложнее, перестроить исходный взгляд на ребенка, вооружить их необходимыми правовыми знаниями, чтобы предупредить ассоциальное воспитание детей.
Анализируя социальную ситуацию в нашей группе можно отметить следующее: только 65% детей воспитываются в полных семьях ,35% -неполные, что позволяет их считать семьями «группы риска»:из них 20%-родители в разводе,10%-матери-одиночки,5%-многодетные.
Результаты тестирования родителей с целью выявления уровня знаний о правах ребенка показали недостаточные правовые знания, затруднения в выборе средств. Из 21 опрошенных 25%-высокий правовой уровень, 35% не могут назвать права ребенка и документы ,в которых установлены права; 40%-затрудняются в формулировке прав, имеющихся у ребенка.
Исходя из полученных диагностических результатов мы наметили содержание работы
Проблема: Дети плохо ориентируются в своих правах. Предметно-развивающая среда бедная по этой теме. Родители не знают основных правовых документов.
Мотивация : В группу приходит письмо от Незнайки. Он благодарит детей за помощь, за альбом. Рассказывает о том, как стали дружить малыши и малышки. Незнайка снова обращается к ребятам за помощью. Он просит рассказать, что такое права и как ими пользуются дети.
Цель: Формирование основ правового сознания дошкольников.
Задачи:
- Ознакомить детей с основными документами по защите прав ребенка;
- формировать чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, ответственности и обязанностей;
- формировать основы толерантности и уважения к достоинству и личным правам другого человека;
- пополнять копилку практического и наглядного материала по социально-правовому воспитанию детей;
- уточнить, закрепить и углубить знания родителей о нормативных документах в вопросах защиты прав ребенка.
План проектной деятельности по достижению цели
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1этап 10.09-20.09 2012г | 1.Формулирует проблему: «Как мы сможем помочь Незнайке?» Цель: Познакомиться с Конвенцией о правах ребенка. Показать значимость документа для каждого ребенка Привлечь внимание каждого ребенка к своим правам и обязанностям. При постановке цели определяет продукт: создание книги законов «Азбука юного гражданина» 2.Вводит в игровую ситуацию: «Чтобы помочь Незнайке, нужно самим хорошо узнать свои права и обязанности, потом все зарисовать и отправить Незнайке 3.Формулирует задачи: -Что такое права и обязанности? -Где о них можно узнать? -Что нужно сделать, чтобы хорошо знать и правильно пользоваться своими правами? | Входят в проблему, обсуждают Дети вживаются в игровую ситуацию и решают сделать «Азбуку юного гражданина» Принимают задачу. Решают, что лучше всего у них получаются рисунки и они очень хорошо раскрашивают, можно с помощью родителей найти нужные сюжеты в интернете и их раскрасить |
2этап 20.09.12-10.04 2013г | Воспитатель проводит: НОД: «Будем знакомы – Конвенция» «Мое имя» «Я – гражданин России» Экскурсии: В школу Беседы: «Что такое права? Что такое обязанности?» «Грамоте учиться – всегда пригодится» «Зачем человеку трудиться?» «Какие обязанности у тебя есть дома?» «Как мы трудимся в детском саду?» «Что означают наши имена?» «Без семьи нет счастья» «Как улучшить настроение себе и своим родным?» «Что такое гражданин – Отечества достойный сын?» «Что можно сделать, когда тебя кто-то обижает?» «Что такое достаточное и качественное питание?» «Что мы знаем о питании?» «Кому какая нужна вода?» «Когда тебе хочется высказаться?» «С кем тебе приятно общаться?» «Что я знаю о своем здоровье?» Праздники Досуги Развлечения: «Капустник» «Потрудились мы на славу» Концерт для любимых мам «Угадай мелодию» «Неделя здоровья» Вечер загадок о полезных продуктах КВНы: «Мы –Россияне» «Права в сказках» Воспитатель организует: Выставки и конкурсы детского творчества и совместно с родителями : «Буду я учеником» «Как мы летом отдыхали, рисовали всей семьей» «Под крышей дома моего» «На что похожа любовь» «Моя визитная карточка» Сюжетно-ролевые игры: «Школа» «Путешествие» «Семья» «Журналист» «Как выжить на необитаемом острове» «Больница» «Скорая помощь» «Аптека» Дидактические игры: «Круговая беседа» «Назови свой адрес» «Назови ласково» «Разрешено-запрещено» «Назови право»(с мячом) «Я покажу модель – ты скажешь пословицу» Настольно-печатные игры: «Хорошо-плохо» «Цветик – семицветик» «Сказочное лото» «Подбери модель» Гусек «Знай права свои, ребенок» Помогает распределить, выучить роли для инсценировок Инсценировки: «Легкий хлеб» «Заюшкина избушка»(родители) «Три поросенка» «Волк и семеро козлят, но совсем на новый лад» Изготовление настольно-печатных игр: «Цветик – семицветик»-Я имею право «Подбери модель» «Сказочное лото» Гусек «Знай права свои ребенок» «Разрешено-запрещено» Изготовление альбомов: «Декларация в картинках, моделях и стихах» «Народная мудрость о правах»(пословицы, поговорки) «Картотека словесных игр» «Планы, карты и модели» Воспитатель создает проблемные ситуации: «Кто соберет игрушки» «Не хочу учиться» «А у нас во дворе» «В автобусе» «Имя по выбору» «Разбитое колено» «Кто придет к тебе на помощь?» Воспитатель читает и рекомендует родителям прочитать детям следующие произведения: 1.Е.С.Шабельник и Е.Г. Камирцева «Ваши права» 2.Л.Н.Толстой «Филлипок» 3.Б.Заходер «Песенка-азбука», «Птичья школа» 4.В.Берестов «Как хорошо уметь читать» 5.С.Маршак «Школьнику на память» 6.О.Высоцкая «В нашем детском саду» 7.О.В.Никитина «Загадки наших имен» 8.О.Кириллов «Книга ласковых имен» 9.А.Успенская «Я не заноза» 10.Э.Форджен «Имена девочек», «Имена мальчиков» 11.Э.Успенский «Рыжий» 12.В.Осеева «Сыновья», «Печенье» 13.Л.Толстой «Старый дед и внучок» 14.А.Майков «Мать и дети» 15.Д.Габе «Моя семья» 16.Н.Артюхова «Трудный вечер» 17.С.Маршак «Двенадцать месяцев» 18.Ш.Перро «Золушка» 19.Л.Васильева-Гангнус «Дом в котором ты живешь»(из книги «Азбука вежливости») 20.Ю.Коринец «Таинственный дом» 21.Н.Носов «Бобик в гостях у Барбоса» 22.С.Маршак «Кошкин дом» 23.Сказка «Три поросенка» 24.Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» 25.И.Турчин «Человек заболел» 26.Г.Юдин «Главное чудо света» 27.К.Чуковский «Айболит» | Принимают активное участие. Обращаются за помощью к родителям(интернет),чтобы найти ответы на возникающие вопросы, подготовить сообщения к беседам Разучивают песни, стихи, народные игры, пальчиковые гимнастики. Изготавливают подарки Вместе с родителями готовятся к конкурсу «домашнее задание» Самостоятельно и совместно с родителями рисуют рисунки, оформляют визитные карточки Дети и родители разучивают роли, репетируют инсценировки, рисуют декорации и изготовляют элементы костюмов Совместно с родителями принимают активное участие в сборе материала для игр и их изготовлении Помогают вместе с родителями в оформлении альбомов Высказывают свое мнение, выслушивают товарищей, вместе находят выход из проблемных ситуаций Слушают и обсуждают, высказывают свое мнение |
3 этап 10.04.-17.04. 2013г | Осуществление организации собственно-проектной деятельности 1.Проводит НОД «Азбука юного гражданина» 2.Оказывает практическую помощь: -готовит обложку, папку для азбуки; -помогает подобрать сюжет картинки по выбранному ребенком праву ; -дает рекомендации по выбору цветовой гаммы 3.Участвует в оформлении «Азбуки» | Вспоминают все права, которые изучили, подбирают к ним модели; -решают проблемные ситуации; -играют в игру «Разрешено-запрещено»; -раскрашивают ,подготовленные с помощью родителей сюжетные картинки |
4 этап | Презентация Принимает активное участие в путешествии на планету «Права»,в котором дети ,выполняя задания, находят свою «Азбуку» и пересылают ее Незнайке(см.Приложение №2) | Выполняют полученные задания, находят «Азбуку» и отправляют ее Незнайке |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Воспитание юного гражданина Кубани"
Формировать элементарное представление о символике нашей страны, ее значении, развивать познавательный интерес к истории государства.Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважительное отношение к ...
Проект «Юный гражданин»
Цели проекта: - расширить представление о Родине в целом и малой родине....
Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании юного гражданина
презентация" Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитании юного гражданина "...
Детско-родительский проект "Азбука безопасности юного пешехода"
Долгосрочный проект работы с детьми и родителями по формированию у детей безопасного поведения на дорогах.Работа выстроена через семейный клуб "Светофорик"...
Проект "Азбука юного финансиста"
Финансовая грамотность - это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомлённости в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами. Обучение основам финансов...
Проект "Азбука юного пешехода"
Проект по ОБЖ...
Дорожная карта по реализации инновационного проекта «Азбука юного финансиста» на период 2021 – 2024 годов
Дорожная карта по реализации инновационного проекта «Азбука юного финансиста» на период 2021 – 2024 годов...