« Организация работы с творчески одаренными детьми»
методическая разработка

« Организация работы с творчески одаренными детьми»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_rabota_s_tvorcheski_odarennymi_detmi.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        МБДОУ д/с № 23 « Колокольчик»

                                                  общеразвивающего вида

                                          Моршанский район

                                                               Тамбовской области

       « Организация работы с творчески                                      одаренными детьми».

                                                   

                                                          Воспитатель: Минина Валентина

                                                          Владимировна            

                           

                                                 2016  

Организация работы с творчески одаренными детьми.

В последнее время термин « одаренность» получил вновь общественное признание, так же как и социальная значимость проблемы обучения и воспитания одаренных детей, что является важным шагом к её  решению. Детская одаренность как интегральная возможность достижения ребенком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми.

 Природа щедро наделила каждого ребенка возможностями развиваться, и каждый малыш может поднять её на самые большие высоты творческой деятельности.

Когда именно начинать развитие творческих способностей? И как это делать?  Если окружить ребенка творческой средой и творческой системой отношений, которые бы стимулировали разнообразную деятельность, то это поможет развитию творческих способностей, что в конечном итоге приведет к повышению качества знаний. Повышение качества знаний обеспечит выполнение социального заклада общества - воспитание творческой личности.

Обязательное условие развития творческих способностей - это создание ситуации успеха для каждого воспитанника. Радость - великая воспитательница. Её можно сравнить с солнечным светом; как он необходим для роста и развития всего живого, так и радость необходима для роста и развития ребенка. Ситуации успеха ребенка в разных видах деятельности это, прежде всего успех воспитателя. Вот она точка опоры, та психологическая готовность идти к себе через трудности, перерастающаяся в устойчивый интерес и осознанную мотивацию.  Главное не уничтожить творческую личность, способствовать ее творческому развитию. Одаренность ребенка, как и отдельные способности, не бывает от природы в готовом виде. Выраженные задатки способностей – только одно из условий очень сложного процесса формирования индивидуально – психологических особенностей, в огромной степени зависящих от окружающей среды, от характера деятельности. О признаках одаренности нельзя судить лишь на основании результатов стандартизированных испытаний. Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Выявлению и развитию одаренности у детей содействуют разнообразные кружки и студии, проведение конкурсов и выставок и т. д.

 Проблема одаренности и таланта тесно связана с проблемой развития креативности личности как общей универсальной способности к творчеству. И решение одной из них неизбежно будет означать один из путей решения другой.  

Креативность личности развивается в творческой деятельности. Такая деятельность и является познание в рамках развернутой исследовательской деятельности. Исследовательские проекты становятся креативными, если взрослые вводят в них элементы творчества через предоставление детям полной самостоятельности в выборе темы, подходов к ее реализации. Элементы креативности можно развивать через вовлечение детей, например, в подготовку какого- нибудь праздника, это может быть любая самостоятельная деятельность, где присутствуют элементы творчества: сочинение стихов, участие в постановке спектакля, сочинение сценария, изготовление декораций и костюмов. Даже разработать чью-то идею, внести в нее что-то свое - в этом тоже есть элемент креативности, была бы потребность в творчестве. Любая творческая деятельность детей – первый шаг к развитию креативности. А эти шаги могут быть самые разные, возможностей много. Было бы желание и силы.

 Образовательный и воспитательный процесс необходимо строить так, чтобы ребенок мог максимально реализоваться, чтобы были востребованы самостоятельность мысли и действие ребенка. Когда деятельность имеет смысл, то развитие способностей приобретает новую мотивацию, у ребенка появляются возможности свободно выражать свои творческие ресурсы. Особое значение приобретает внедрение в общеобразовательный процесс форм и методов обучения, при которых активны воспитатель и дети. Когда педагог умеет активизировать все способности ребенка. При этом очень важен креативный принцип обучения. Разрабатывая содержание и методику занятий, необходимо учитывать ряд условий:

- развитию одаренности способствует такая организация воспитания и обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска;

- интеллектуальная деятельность должна быть разнообразной;

- следует менять формы вопросов, заданий, стимулировать поисковую и исследовательскую деятельность.

 В практической работе необходимо использовать следующие приемы:

- проблемно-игровых ситуаций;

- дидактических игр;

- моделирование;

- осуществление обучения на высоком уровне трудности;

- оценивание деятельности ребенка с точки зрения его субъективных возможностей.

 Решение задачи одаренности детей обеспечивает и дифференциация по индивидуально- психологическим особенностям, по содержанию работы обучения задания: разной степени трудности, разные по содержанию, гибкие варианты.

Главное, чтобы ребенок хотел заниматься сложной творческой, умственной и другой деятельностью. Поэтому надо развивать, поддерживать потребности ребенка познавательной,  творческой деятельности, в развитии, реализации себя.  Это самое главное для одаренного ребенка. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.

                                       Литература:

  1. Шльбух Ю. З. Внимание одаренные дети./ Ю. З. Шльбух. – М.:Знание, 1991.
  2. Психология одаренности детей и подростков./ Под ред. Н. С. Лейтеса. – М.: 1996.
  3. Малахова И. А. Развитие личности: Способность к творчеству, одаренность, талант./ И. А. Малахова. – М.: 2002.
  4. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и в школе. / А. И. Савенков. – М.: Академия развития, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современная модель организации педагогической деятельности с одаренными детьми в условиях системы дошкольного образования

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Различные аспекты ее развития рассматривались на протяжении многих столетий, в...

Дистанционное обучение.Индивидуальная работа с одаренными детьми. Дисциплина 6. Модуль 3. Формы организации работы с музыкально одаренными детьми

1. Педагогическая поддержка одаренного ребенка.2. Содержание индивидуальной работы с одаренными детьми.3. Диагностика музыкальных способностей и одаренности.Практическое задание: Р...

2 Протокол Методического объединения музыкальных руководителей от24 апреля 2017г. Сообщение из опыта "Организация образовательной работы с музыкально-одаренными детьми в ДОУ "

Протокол  Методического объединения музыкальных  руководителей от24 апреля 2017г  Сообщение из опыта "Организация образовательной работы с музыкально-одаренными детьми в ДОУ "...

Работа с музыкально одаренными детьми Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Работа с музыкально одаренными детьмиВоспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех облас...

ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА И ЕГО РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

Организация работы с одаренными детьми это сложный педагогический процесс. В первую очередь педагог должен быть готов к работе с такими детьми, осознавая их особенности и трудности, с которыми он може...

Организация работы с музыкально одаренными детьми

Одно из приоритетных направлений развития современного образования – создание условий для развития одарённых детей. Как известно, приобщение детей к музыке с ранних лет способствует раскрытию у ...