Как развить у дошкольников умения планирования
учебно-методический материал (подготовительная группа)
В настоящее время умение планировать свою деятельность относят к регулятивным УУД, поэтому
мы будем рассматривать в контексте этих умений и навыков.
Название «универсальные учебные действия» допускается рассматривать в двух значениях: в
наиболее тесном смысле – такое объединение способов действий ребенка, которые гарантируют
независимое овладение новейших знаний. В широком смысле «универсальные учебные действия»
считаются возможностью мастерства обучаться, работоспособность обучающихся к саморазвитию
и самосовершенствованию посредством интенсивного присвоения новейшего социального опыта .
Функции универсальных учебных действий:
1.Обеспечение возможностей обучающегося без помощи других реализовывать деятельность
учения, устанавливать учебные цели, находить и применять требуемые ресурсы и методы их
достижения, осуществлять контроль и производить оценку ход и итоги работы;
2.Создание обстоятельств с целью слаженного формирования личности и её самореализации в
основании готовности к постоянному образованию; предоставление эффективного изучения
знаний, развития умений, способностей и компетентностей в каждой предметной сфере. Основные
виды универсальных учебных действий, в настоящее время делятся на четыре больших блока: это
личностный, познавательный, коммуникативный и регулятивный блок. Более подробно
рассмотрим понятие регулятивные универсальные учебные действия .
Регулятивные УУД – отвечают за планирование, целеполагание, прогнозирование личных
результатов, контроль собственной деятельности, коррекции и оценки работы, а также
алгоритмизация собственных действий .
Немаловажное место в создании умения обучаться занимают регулятивные универсальные
учебные действия.
Дошкольное образование подразумевает формирование основных навыков, которые будут
необходимы ребенку в дальнейшей жизни, а также возможности воспитанника к саморегуляции и
принятие ответственности вслед за собственные действия.
Для успешного существования в современном мире, обществе человек должен:
– обладать способностью устанавливать для себя определенную цель;
– проектировать собственную жизнедеятельность;
– прогнозировать возможные ситуации .
Регулятивные действия гарантируют воспитанникам организацию и планирование их
деятельности. К ним принадлежат:
– целеполагание;
– планирование;
– прогнозирование;
– контроль;
– коррекция;
– оценка;
– рефлексия .
Целеполагание – основной элемент учебной работы, что напрямую воздействует на развитие у
дошкольников умения обучаться и в формирование его самостоятельности.
В. В. Давыдов полагал, то, что учебное целеполагание обуславливает развитие познавательного
интереса у воспитанников в ходе познания.
Целеполагание в обучении - это установление детьми и воспитателями целей и проблем изучения
в конкретных его этапах. Целеполагание протекает сквозь целый ход образования, исполняя в нем
функции мотивации работы обучающихся, стабилизации учебного процесса и диагностики итогов
обучения .
Работа над целеполаганием подразумевает введение обучающихся в разные степени:
1 степень. Преимущество у дошкольников внешних целей, объединенных с получением
оптимальной оценки, хвалы со стороны воспитателя, либо отца с матерью, запоминанием
определенного использованного материала и т.д.
2 степень. Установка учащимися смысловых целей, соединенных с осмысленным восприятием
использованного материала учебного предмета.
3 степень. Присутствие креативных целей, допускающих осуществление креативных заданий в
процессе исследуемого объекта.
Новые навыки воспринимаются в таком случае, если обучающиеся хорошо понимают стоящие
пред ними проблемы и выражают заинтересованность к предстоящей работе.
Чтобы обучить ребенка целеполаганию, можно применять последующие способы:
– выбор цели упражнения из предложенных педагогом формулировок,
– обоснование подбора цели;
– постановка цели в варианте проблем.
Именно такого рода отношение к целеполаганию считается результативным и прогрессивным.
Планирование рассматривают, как определение очередности переходных целей, учитывая
конечный итог; составление плана с поочередностью действий; осуществление действия по
реализации плана, соотнесение своих действий с целью и исправление ошибок с помощью
учителя.
Прогнозирование связано с предвосхищением результата деятельности, уровнем усвоения его
временных характеристик.
Под контролем понимают правильность и полноту выполнения операций, которые входят в состав
действий. Именно в действии выполняются ориентировочные, исполнительные и контрольные
функции.
Контроль определяется в установлении соответствия различных учебных действий и требованиям
учебной задачи.
Коррекция - это внесение нужных дополнений и изменений в план работы и способ действия в
случае расхождения эталонов, реального действия и результата.
Саморегуляция выражается в способности к привлечению сил и энергии, к волевому усилию и к
преодолению препятствий.
Формирование произвольности поведения напрямую связано с развитием регулятивных
универсальных учебных действий. Под произвольным поведением следует понимать сознательно
регулируемое целенаправленное поведение. Другими словами, поведение, которое осуществляется
в соответствии с конкретной целью или намерением, образованным самим человеком.
Для того, чтобы выделить критерии оценки сформированности регулятивных универсальных
действий, производится структурный анализ деятельности:
- принятие задачи (правильность принятия задачи как цели, которая дана в конкретных условиях,
сохранение задачи и отношение к ней);
- план выполнения, регламентирующий выполнение действия пооперационально, в соответствии с
заданными условиями;
- контроль и коррекция (ориентирование, которое направлено на соотнесение намеченного плана и
реального процесса, выявление ошибок и отклонений, внесение целесообразных корректив);
- оценка (установление достижения поставленной цели или степени приближения к ней, а также
причин неудачи, отношение к успеху и неудаче);
- мера разделенности действия (разделенное или совместное);
- темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности .
Вышеприведенные структурные и функциональные компоненты деятельности, представляют
собой показатели сформированности общей структуры регуляции деятельности. Также к ним
относится такой показатель как вид помощи, необходимый ученику с целью успешного
выполнения действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Как развить у дошкольников умения планирования
Федеральный государственный стандарт ставит перед воспитателями и педагогами задачу –
сформировать у нынешних детей, поступающих в школы, такие компетенции: быть
самостоятельным, уметь принимать решения, быть коммуникативным и мобильным. Деятельность
воспитателя должна быть направлена на развитие умений по применению знаний, создание
условий для самостоятельного открытия знаний, формирование умения делать собственные
выводы, оценки и способность применять знания в новых для учащегося условиях .
Развитие ребенка в системе образования должно быть не только полноценным и всесторонним, но
и самое главное через формирование универсальных учебных действий, на которые современное
образование опирается. Прежде всего, перед всеми воспитателями возникает следующая,
наиглавнейшая задача: научить ребенка учиться, а именно самостоятельности, которая пригодится
каждому в своей жизни. Научить современных детей учиться, это сформировать у них тягу к
новым знаниям, к самостоятельному и непрерывному саморазвитию и, конечно,
совершенствованию себя, как личности.
В настоящее время умение планировать свою деятельность относят к регулятивным УУД, поэтому
мы будем рассматривать в контексте этих умений и навыков.
Название «универсальные учебные действия» допускается рассматривать в двух значениях: в
наиболее тесном смысле – такое объединение способов действий ребенка, которые гарантируют
независимое овладение новейших знаний. В широком смысле «универсальные учебные действия»
считаются возможностью мастерства обучаться, работоспособность обучающихся к саморазвитию
и самосовершенствованию посредством интенсивного присвоения новейшего социального опыта .
Функции универсальных учебных действий:
1.Обеспечение возможностей обучающегося без помощи других реализовывать деятельность
учения, устанавливать учебные цели, находить и применять требуемые ресурсы и методы их
достижения, осуществлять контроль и производить оценку ход и итоги работы;
2.Создание обстоятельств с целью слаженного формирования личности и её самореализации в
основании готовности к постоянному образованию; предоставление эффективного изучения
знаний, развития умений, способностей и компетентностей в каждой предметной сфере. Основные
виды универсальных учебных действий, в настоящее время делятся на четыре больших блока: это
личностный, познавательный, коммуникативный и регулятивный блок. Более подробно
рассмотрим понятие регулятивные универсальные учебные действия .
Регулятивные УУД – отвечают за планирование, целеполагание, прогнозирование личных
результатов, контроль собственной деятельности, коррекции и оценки работы, а также
алгоритмизация собственных действий .
Немаловажное место в создании умения обучаться занимают регулятивные универсальные
учебные действия.
Дошкольное образование подразумевает формирование основных навыков, которые будут
необходимы ребенку в дальнейшей жизни, а также возможности воспитанника к саморегуляции и
принятие ответственности вслед за собственные действия.
Для успешного существования в современном мире, обществе человек должен:
– обладать способностью устанавливать для себя определенную цель;
– проектировать собственную жизнедеятельность;
– прогнозировать возможные ситуации .
Регулятивные действия гарантируют воспитанникам организацию и планирование их
деятельности. К ним принадлежат:
– целеполагание;
– планирование;
– прогнозирование;
– контроль;
– коррекция;
– оценка;
– рефлексия .
Целеполагание – основной элемент учебной работы, что напрямую воздействует на развитие у
дошкольников умения обучаться и в формирование его самостоятельности.
В. В. Давыдов полагал, то, что учебное целеполагание обуславливает развитие познавательного
интереса у воспитанников в ходе познания.
Целеполагание в обучении - это установление детьми и воспитателями целей и проблем изучения
в конкретных его этапах. Целеполагание протекает сквозь целый ход образования, исполняя в нем
функции мотивации работы обучающихся, стабилизации учебного процесса и диагностики итогов
обучения .
Работа над целеполаганием подразумевает введение обучающихся в разные степени:
1 степень. Преимущество у дошкольников внешних целей, объединенных с получением
оптимальной оценки, хвалы со стороны воспитателя, либо отца с матерью, запоминанием
определенного использованного материала и т.д.
2 степень. Установка учащимися смысловых целей, соединенных с осмысленным восприятием
использованного материала учебного предмета.
3 степень. Присутствие креативных целей, допускающих осуществление креативных заданий в
процессе исследуемого объекта.
Новые навыки воспринимаются в таком случае, если обучающиеся хорошо понимают стоящие
пред ними проблемы и выражают заинтересованность к предстоящей работе.
Чтобы обучить ребенка целеполаганию, можно применять последующие способы:
– выбор цели упражнения из предложенных педагогом формулировок,
– обоснование подбора цели;
– постановка цели в варианте проблем.
Именно такого рода отношение к целеполаганию считается результативным и прогрессивным.
Планирование рассматривают, как определение очередности переходных целей, учитывая
конечный итог; составление плана с поочередностью действий; осуществление действия по
реализации плана, соотнесение своих действий с целью и исправление ошибок с помощью
учителя.
Прогнозирование связано с предвосхищением результата деятельности, уровнем усвоения его
временных характеристик.
Под контролем понимают правильность и полноту выполнения операций, которые входят в состав
действий. Именно в действии выполняются ориентировочные, исполнительные и контрольные
функции.
Контроль определяется в установлении соответствия различных учебных действий и требованиям
учебной задачи.
Коррекция - это внесение нужных дополнений и изменений в план работы и способ действия в
случае расхождения эталонов, реального действия и результата.
Саморегуляция выражается в способности к привлечению сил и энергии, к волевому усилию и к
преодолению препятствий.
Формирование произвольности поведения напрямую связано с развитием регулятивных
универсальных учебных действий. Под произвольным поведением следует понимать сознательно
регулируемое целенаправленное поведение. Другими словами, поведение, которое осуществляется
в соответствии с конкретной целью или намерением, образованным самим человеком.
Для того, чтобы выделить критерии оценки сформированности регулятивных универсальных
действий, производится структурный анализ деятельности:
- принятие задачи (правильность принятия задачи как цели, которая дана в конкретных условиях,
сохранение задачи и отношение к ней);
- план выполнения, регламентирующий выполнение действия пооперационально, в соответствии с
заданными условиями;
- контроль и коррекция (ориентирование, которое направлено на соотнесение намеченного плана и
реального процесса, выявление ошибок и отклонений, внесение целесообразных корректив);
- оценка (установление достижения поставленной цели или степени приближения к ней, а также
причин неудачи, отношение к успеху и неудаче);
- мера разделенности действия (разделенное или совместное);
- темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности .
Вышеприведенные структурные и функциональные компоненты деятельности, представляют
собой показатели сформированности общей структуры регуляции деятельности. Также к ним
относится такой показатель как вид помощи, необходимый ученику с целью успешного
выполнения действия.
Таким образом, можно сделать вывод, что успешность процесса формирования регулятивных
универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в детском саду будет
зависеть от учета воспитателем возрастных особенностей развития воспитанников и
сформированности каждого из составляющих компонентов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развить интерес дошкольника к книге
Проблема снижения интереса дошкольников к чтению в современном мире стаит очень остро......
Консультация для родителей "Как развить память дошкольника"
Присутствие у ребенка дошкольника крепкой слуховой памяти является основой успешного обучения в школе. Если в начальных классах педагоги отдают предпочтение наглядно-образным материалам, что учитывает...

Как сказками развить любознательность дошкольника?
Самое главное — отвечайте на вопросы и не игнорируйте любознательность ребенка. Помните, чем больше он осознает, что его жажда знаний поощряется, тем охотнее будет осваивать новые знания в будущ...
"Роль художественной литературы в воспитании чувств и развиии речи дошкольников"
Выступление на тему: "Роль художественной литератупы в воспитании чувств и развитии речи дошкольников"...
Каким образом рисование может помочь развить речь дошкольника
Данный материал поможет родителям освоить новые техники рисования и понять их значение не только для развития творчества, но и для их речевого развития....

Как театрализованная деятельность помогает развить речь дошкольников
Консультация для воспитателей детского сада....

Формирование умения у старших дошкольников умения планировать свою деятельность.
На примере логогруппы....