Консультация для родителей "Как развить память дошкольника"
консультация (старшая группа) на тему

Присутствие у ребенка дошкольника крепкой слуховой памяти является основой успешного обучения в школе. Если в начальных классах педагоги отдают предпочтение наглядно-образным материалам, что учитывает особенности возраста малышей, то в следующие годы ребенок будет вынужден огромную часть информации воспринимать на слух. Поэтому родителям нужно уделить особое внимание развитию слуховой памяти и внимания малыша.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Как развить память дошкольника.

https://st.depositphotos.com/1007989/1717/i/950/depositphotos_17179347-stock-photo-mom-teaching-daughter.jpg

Особенности дошкольного возраста (пять — шесть лет) состоят в том, что память малыша непроизвольна, и ребенок еще не способен ставить цель запомнить что-либо. Запоминание происходит помимо его воли и сознания. Поэтому с большей вероятностью малыш – дошкольник запомнит что-то яркое и необычное, нежели то, что не представляет для него интереса.

Проблемы, с которыми сталкиваются родители – недостаток внимания дошкольника и слабость слуховой памяти. Без этих составляющих трудно представить качественное запоминание. Чтобы сформировать детям дошкольного возраста произвольную память добивайтесь от ребенка концентрации внимания и научите малыша слушать.

Почему важно развивать слуховую память

Присутствие у ребенка дошкольника крепкой слуховой памяти является основой успешного обучения в школе. Если в начальных классах педагоги отдают предпочтение наглядно-образным материалам, что учитывает особенности возраста малышей, то в следующие годы ребенок будет вынужден огромную часть информации воспринимать на слух. Поэтому родителям нужно уделить особое внимание развитию слуховой памяти и внимания малыша.

Что поможет развитию произвольной и слуховой памяти

Рабочая программа, развивающая память дошкольников, учит ребенка произвольному запоминанию. Для усвоения малышом большего объема информации упражнения рекомендуется подавать в увлекательной игровой форме.

Чтобы развивать память дошкольнику нужно уметь создавать образы, рассказывать, сочинять, пересказывать и заучивать. В обучении и тренировке памяти следует использовать наглядные пособия и эмоционально преподносить запоминаемый материал. Помощниками в непринужденной учебе станут упражнения и игры для развития памяти и внимания.

Нужно учитывать особенности дошкольного возраста: неусидчивость, отсутствие устойчивого внимания, сложность слухового восприятия информации.

Рекомендации по развитию памяти дошкольника

Специалисты дают рекомендации родителям о необходимости развивать у дошкольника следующие виды памяти:

  • зрительную;
  • двигательную;
  • слуховую;
  • образную;
  • словесную.

Все виды памяти взаимосвязаны и помогают друг другу в ходе обучения и роста личности. Рабочая программа родителей по развитию памяти дошкольника должна учитывать особенности возраста и включать в себя упражнения и игры, помогающие улучшению памяти ребенка. Важно развивать внимание и усидчивость, чтобы добиться эффективного запоминания.

Играя с ребенком и выполняя упражнения, не забывайте хвалить и поощрять дошкольника. Не ругайте малыша за промахи, не стоит нервничать. Тогда интерес ребенка к занятиям не пропадет.

Игры для развития памяти и внимания

Игра – это способ донести до ребенка дошкольника необходимую информацию. Учитывая особенности возраста с помощью игр можно увлечь ребенка и разбудить интерес к обучению.

  • Игра в слова

Запишите десять пар слов, которые связаны смыслом. Пары слов прочитайте ребенку вслух три раза. Слова говорите с интонацией и эмоционально. При произношении вами первых слов ребенок называет пару к каждому слову. Игра помогает развитию слуховой памяти и способствует концентрации внимания малыша.

  • «Магазин»

Создайте импровизированный магазин, роль покупателя отдайте ребенку. Называйте ему по 5–7 предметов, которые нужно купить в магазине. Такого рода игры помогают улучшению слуховой памяти.

  «Запомни фигуру»

Приготовьте для малыша карандаш и лист бумаги. Покажите поочередно 3–5 геометрических фигур. Ребенок должен запомнить фигуры и изобразить на бумаге. Чтобы усложнить задание попросите дошкольника изобразить предмет в том цвете, который он запомнил.

Игра развивает зрительную память и помогает решать проблемы, связанные с недостатком внимания у детей дошкольного возраста.

  • «Чего не хватает?»

Расставьте перед ребенком в один ряд от 5 до 8 предметов. Дайте малышу 1 минуту для запоминания. После того как ребенок отвернется, уберите из ряда 2–3 предмета и перемешайте оставшиеся вещи. Малышу нужно будет вспомнить, каких предметов не хватает.

Данные игры развивают зрительную память и внимание.

  • Игра в картинки

Возьмите картинку или фотографию. Например, картинку с изображенной на ней комнатой. Дайте ребенку посмотреть на нее в течение 1–2 минут. Затем попросите малыша рассказать о предметах в комнате и месторасположении вещей. Пусть он опишет внешний вид предметов.

Эти игры развивают кратковременную зрительную память и решают проблемы с концентрацией внимания.

  • «Расскажи историю»

Игра развивает образную, словесную память, речь и внимание.

Покажите ребенку историю без слов, используя игрушки или другие предметы. После того как закончите малышу предстоит кратко рассказать то, что он увидел.

  • «Мультфильм»

У каждого малыша есть любимый мультфильм, который он видел не единожды. Пусть ребенок посмотрит фильм еще раз. После просмотра включите мультик без звука и попросите озвучить. Для эффективности занятия пусть малыш кратко перескажет сюжет. Такие игры формируют долговременную память и речь дошкольников.

  • «Вспоминай и показывай»

Игры такого плана формируют двигательную и образную память. Предложите дошкольнику вспомнить и показать движения знакомых людей, животных. Сделайте вид, что не догадываетесь, кого изображает малыш, побуждая ребенка к новым идеям.

  • «Делай как я»

Данные игры развивают зрительную и двигательную память. Покажите малышу 3–5 движений, которые он повторит в точной последовательности. Со временем усложняйте задачу, добавляя новые движения.

Упражнения, развивающие память и внимание дошкольников

Следующие упражнения помогают решать проблемы с неустойчивостью внимания дошкольника. Формируют осознанное восприятие и ускоряют развитие слуховой, словесной, зрительной и образной памяти. Программа упражнений составлена с учетом особенности дошкольного возраста.

  • Описание предмета

Назовите ребенку знакомое слово и попросите малыша описать внешний вид, вкус и цвет предмета. По ходу занятия задавайте дополнительные вопросы, которые заставят ребенка искать новые слова для описания.

  • Запоминание букв

Приготовьте лист бумаги, на котором написаны в один ряд 5–7 букв. Дайте малышу время для запоминания (30 секунд) и попросите нарисовать запомнившиеся буквы на другом листке бумаги.

  • «Рисуй и запоминай»

Назовите ребенку 5–6 словосочетаний и дайте малышу время к каждому из них сделать рисунок, который потом поможет ему вспомнить сказанное.

  • Поиск слов

Такого рода упражнения подходят только для детей, умеющих читать. На одном листке бумаги напишите в столбик 8–10 слов и на втором листке 8–10 слов. Во втором столбике 2–3 слова из первого столбца повторятся вразброс, а остальные слова будут другими. Дайте малышу лист с первым столбиком слов на 1–2 минуты. По истечении времени пусть малыш найдет запомненные слова в листке со вторым столбиком.

Пример:

дом                                                   зима

кот                                                    дверь

окно                                                  сад

сад                                                    змея

стол                                                  лето

собака                                              вилка

лето                                                  река

кружка                                             вода

  • Аудиокнига

Упражнения с использованием аудиокниг помогают формированию слуховой и образной способности запоминать. Пополняют словарный запас и учат правильно выражать мысли.

Включите ребенку интересную, учитывающую особенности возраста, аудиокнигу. Время прослушивания не должно превышать 10–15 минут. Пусть малыш кратко перескажет суть услышанного текста. Затем продолжите прослушивание аудиокниги.

  • Повторение сказанного

Упражнение подходит для развития слуховой памяти и внимания. Продиктуйте малышу цифры или буквы в любом порядке. Пусть ребенок повторит сказанное вами и нарисует на листке бумаги то, что поможет ему вспомнить полученную информацию. Спустя день пусть малыш припомнит, глядя на рисунки, названные вами буквы или цифры.

  • Прохождение лабиринтов

Разгадывание лабиринта формирует у малыша усидчивость и устойчивое внимание. Для начала предложите дошкольнику пройти лабиринт на бумаге при помощи карандаша. Затем усложните задание, попросив найти верную дорожку зрительно.

  • «Посчитай количество»

Возьмите картинки, на которых изображены предметы. Как только малыш правильно посчитал количество на одной картинке, предлагайте следующую карточку. Такое упражнение учит дошкольника распределять внимание, и вырабатывает усидчивость.

Упражняясь и играя с ребенком, не забывайте учитывать личностные особенности малыша. Некоторые дети способны запомнить и воспроизвести гораздо больший объем информации, чем указано в программе.

http://laoblogger.com/images/child-hugging-father-clipart-6.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "ТРЕНИРУЕМ ПАМЯТЬ (Игры, которые помогут развить память и внимание)"

ТРЕНИРУЕМ ПАМЯТЬ (Игры, которые помогут развить память и внимание)...

Консультация на тему: «Развиваем память дошкольников»

Основная цель: дать представление взрослым о роли памяти в психическом развитии ребенка на этапе подготовки к школе, расширить знания родителей по данному вопросу; предложить советы и рекомендаци...

Консультация для родителей "Развиваем память дошкольников"

Консультация для родителей «Развиваем память дошкольника»...

Консультация «Как можно развить память у детей»

Родители часто недоумевают, почему их малыши с трудом разучивают стихи, которые задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и может повторять их бесконечно? От чего зависят с...

Консультация для родителей «Развиваем память дошкольников»

Память позволяет нам сохранять то, что мы приобретаем из практического жизненного опыта и в ходе обучения. Тот, кто быстрее запоминает, дольше помнит, легче припоминает, оказывается более приспособлен...

Консультация для родителей "Как развить память и внимание у дошкольника"

                      Консультация для родителей     "Как развить память и внимание у дошкольника"...

Зачем ребёнку память и как её развить у дошкольника?

Статья для родителей "Зачем ребёнку память и как её развить у дошкольника?"...