Проект "Островок дружбы"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Кузнецова Наталия Николаевна
От того,что мы заложим в душу ребенка сегодня, зависит наше будущее!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostrovok_druzhby_proekt.docx61.08 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Островок дружбы»

Тема:

«Игротерапия, как средство предупреждения и разрешения конфликтов у детей среднего дошкольного возраста».

 

   

   

 Разработан:

 Кузнецова Наталия Николаевна

 Воспитатель 1 квалификационной    категории

                                                       МБДОУ «Детский сад №116»

Чебоксары 2017

Содержание:

  1. Паспорт педагогического проекта………………………………………...3
  2. Актуальность проекта ……………………………………………………. 6
  3. Анализ внешней и внутренней среды ……………………………………8
  4. Цели и задачи проекта …………………………………………………...10
  5. Участники проекта ……………………………………………………….10
  6. Ресурсы …………………………………………………………….……...10
  7. Механизм реализации проектной деятельности………………………..11
  8. План реализации проектной  деятельности …………………………….12
  9. Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности реализации проекта ……………………………………………………………………17
  10.  Перспективы дальнейшего развития. .………………………………….17
  11.  Приложения……… ……………………………………………………...19
  12.  Список использованной  литературы …………………………………24

  1. Паспорт проекта

Название проекта

«Островок дружбы»

Тема проекта

«Игротерапия, как средство предупреждения и разрешения конфликтов у детей среднего дошкольного возраста»

Авторы проекта

Кузнецова Наталия Николаевна

Место реализации проектной деятельности

МБДОУ  «Детский сад № 116 «Родничок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей»  города Чебоксары Чувашской Республики, средняя группа №  6 «Вишенки»

Проблема, на решение которой направлен проект

Отсутствие навыков предупреждения и разрешения конфликтов у детей среднего дошкольного возраста.

Цель проекта

Предупреждение и разрешение конфликтов с помощью игротерапии у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи проекта

  1. Повышение самооценки детей, их уверенности в себе.
  2. Формирование у детей культурных норм поведения и общения с детьми.
  3. Формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу на основе понимания эмоционального состояния другого, чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей.
  4. Создание условий для содержательного общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
  5. Обогатить компетентность родителей в вопросах развития детей.
  6. Повысить компетентность педагогов по вопросам предупреждения и разрешения конфликтов при помощи игротерапии.

Сроки реализации проекта

с 01.12.2016 по 31.03.2017 (среднесрочный).

Ожидаемые результаты проекта

1. Повышена самооценка детей, их уверенность в себе.

2. Сформированы у детей культурные нормы поведения и общения с детьми.

  1. Сформированы у детей доброжелательные отношения друг к другу на основе понимания эмоционального состояния другого, чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей.
  2. Созданы условия для содержательного общения и совместной деятельности со сверстниками;
  3. Обогащена компетентность родителей в вопросах развития детей.
  4. Повышена компетентность педагогов по вопросам предупреждения и разрешения конфликтов при помощи игротерапии.

  1. Актуальность проекта.

Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребёнка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений. В последнее время активно развиваются исследования проблем возникновения, предупреждения и разрешения межличностных конфликтов.Изучение отклонений в развитии отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным, прежде всего потому, что конфликт в отношениях дошкольника со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.Опасность заключается и в том, что появившиеся у дошкольника отрицательные качества в связи с особенностью дошкольного возраста определять все дальнейшее формирование личности могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению. Над данной проблемой работали многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Я.Л. Коломинский, В.Н. Мясищев, В.С. Мухина, М.И. Лисина,  Ю.А. Афонькина,  Урунтаева и др.

Наша работа посвящена коррекции конфликтного поведения детей методом игротерапии, так как игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка-дошкольника. Игра является для детей средством коммуникации. Для детей «отыграть» свой опыт и чувства – наиболее естественная динамическая и оздоровляющая деятельность, которой они могут заниматься.

     Данная тема очень актуальна для нашей группы. Так как по результатам анкетирования родителей воспитанников в  группе № 6 «Вишенки» было выявлено, что в последнее время дети часто вступают друг с другом в конфликтные ситуации. Родители, беспокоясь о своихдетях, описали некоторые ситуации. Например: Мою дочь ударил мальчик В.; Мой сын Г. и его друг А. часто не могут поделить игрушки, поэтому ссорятся; Мальчик Д. постоянно всех обижает и дерется.

      На основании полученных наблюдений и анкетирования было принято решение реализовать педагогический проект на тему: «Игротерапия как средство предупреждения и разрешения конфликтов у детей среднего дошкольного возраста».

      Работа проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 116 «Родничок» города Чебоксары, в группе № 6 «Вишенки». В проекте учувствовали 29 дошкольника, из них 20 девочек и 9 мальчиков.

  

  

  1. Анализ внешней и внутренней среды

Внешняя среда

Благоприятные факторы:

  • Заинтересованность государства в гармоничном развитии детей, их физическом и психическом здоровье.
  • Одним из условий, необходимого для создания социальной ситуации развития детей является

- поддержка индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

- установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;

- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников.

  • В социальных сетях для педагогов происходит обсуждение проблемы. Имеется положительный передовой педагогический опыт по работе с детским дошкольным коллективом.
  • Разработаны авторские работы  по игротерапии.

Неблагоприятные факторы:

  • Недостаточное финансирование: отсутствие материальной поддержки в приобретении необходимых материалов и пособий для насыщения предметно-пространственной среды в ДОУ и группы.
  • Недостаточно разработанных технологий по игротерапии для данной возрастной группы.

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

  • В образовательном учреждении есть педагог-психолог, кабинет педагога-психолога, логопед, кабинет логопеда.
  • Проводятся тренинговые мероприятия по формированию доброжелательных отношений между детьми с использованием игротерапии, арттерапии, сказкотерапии и так далее. Мероприятия проводятся как в групповой так и в индивидуальной формах.
  •  Имеется методическая литература по работе с детьми в соответствии с ФГОС ДОУ.
  • Групповая предметно-пространственная среда соответствует требованиям ФГОС.
  • Большая заинтересованность этой проблемой со стороны родительской общественности и  педагогов.
  • Не в полном объеме развито взаимодействие «педагог-родитель-ребенок» по вопросам развития коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками.
  • Недостаточный опыт работы педагога .

  1. Цели и задачи проекта

Цель:

Предупреждение и разрешение конфликтов с помощью игротерапии у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Повышение самооценки детей, их уверенности в себе.
  2. Формирование у детей культурных норм поведения и общения с детьми.
  3. Формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу на основе понимания эмоционального состояния другого, чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей.
  4. Создание условий для содержательного общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
  5. Обогатить компетентность родителей в вопросах развития детей.
  6. Повысить компетентность педагогов по вопросам предупреждения и разрешения конфликтов при помощи игротерапии.
  1.  Участники проекта:

Воспитатели: Кузнецова Наталия Николаевна

Педагог-психолог: Карсакова Надежда Васильевна

Старший воспитатель: Щеглова Оксана Евгеньевна

Целевая группа:

Дети средней группы № 6 – 29 человек.

Родители воспитанников.

  1.  Ресурсы

Кадровые:

Педагог-психолог,  старший воспитатель, воспитатель группы.

Материально-технические:

Проектор, ноутбук, магнитофон с флеш-памятью, принтер, проекционный экран.

Информационные:

Презентация для родительского собрания на тему: «Ознакомление с результатами  мониторинга», методические издания, Интернет-ресурсы.

  1.  Механизм реализации проектной деятельности:

Подготовительный

этап

Основной

этап

Заключительный

этап

- выбор темы и обоснование ее актуальности.

- изучение нормативно-правовой, научно-методической литературы.

- сбор практического материала, его обработка и анализ.

-определение проблемы, целей, задач, результатов от внедрения проекта.

- разработка плана работы с детьми на определенный срок.

- Реализация плана работы с детьми.

- мониторинг успешности реализации проектной деятельности.

- Обработка результатов мониторинга. Выводы.

- определение перспективы дальнейшей работы.

  1.  Сроки реализации проекта:

с 01.12.2015 по 31.03.2016 (среднесрочный).

  1. План реализации проектной  деятельности

 Этап

Участники

Дата

Мероприятия

Место проведения

Ответственные

                                                    подготовительный

С детьми

1 и 2 неделя декабря

Диагностика:

  • Методика «Подели игрушки», с целью выявления уровня развития навыков общения
  • Методика «Неоконченные рассказы», с целью: изучения характера эмпатии.

Кабинет педагога-психолога

Карсакова Н.В.

С родителями

3 неделя декабря

Анкетирование «Мои друзья в детском саду»

Групповая комната

Кузнецова Н.Н.

4 неделя декабря

Ознакомление с результатами мониторинга

Групповая комната

Кузнецова Н.Н.

С педагогами

2 неделя января

Памятка для педагога о разрешении конфликта между детьми

Группы

Кузнецова Н.Н.

                                                    основной

С детьми

3 неделя

января

«Что мне нравится в тебе?», с целью повышения самооценки.

Групповая комната

Кузнецова Н.Н.

«Пожелания»,

с целью повышения самооценки

Групповая комната

Кузнецова Н.Н.

«Мой подарок для тебя!», с целью повышения самооценки.

Групповая комната

Кузнецова Н.Н.

«Мой хороший поступок», с целью повышения самооценки.

Групповая комната

Кузнецова Н.Н.

4 неделя января

«Волшебники»,  с целью формирования дружелюбного отношения друг к другу.

Групповая комната

Кузнецова Н.Н.

«Паутина», с целью учить детей замечать положительные качества других и выражать словами свое отношение к ним, воспитывать доброжелательность.

Групповая комната

Кузнецова Н.Н.

«Островок», с целью воспитывать положительное отношение друг к другу.

Групповая комната

Кузнецова Н.Н.

«Лабиринт», с целью сплочения коллектива.

Групповая комната

Кузнецова Н.Н.

1 неделя февраля

«Волшебные очки», с целью воспитывать положительное отношение друг к другу.

Групповая комната

Кузнецова Н.Н.

«Снег», с целью повышения самооценки.

Групповая комната

Кузнецова Н.Н.

«Волшебные конфеты», с целью воспитывать положительное отношение друг к другу.

Групповая комната

Кузнецова Н.Н.

«Поводырь», с целью формирования доверия к окружающим.

Групповая комната

Кузнецова Н.Н.

С родителями

2 неделя февраля

Памятка для родителей «Поговорим о конфликтах», целью которой является обогащение компетентности родителей.

Групповая комната

Кузнецова Н.Н.

3 неделя февраля

Картотека игр для игротерапии

Групповая комната

Кузнецова Н.Н.

С педагогами

4 неделя февраля

Семинар-практикум

на тему: «Игротерапия. Необычные игры с детьми»

Методический кабинет

Кузнецова Н.Н.

                      Заключительный


С детьми

1 - 2 неделя марта

Диагностика:

  • Методика «Подели игрушки», с целью выявления уровня развития навыков общения
  • Методика «Неоконченные рассказы», с целью: изучения характера эмпатии.

Кабинет педагога-психолога

Карсакова Н.В.

С родителями

3 неделя марта

Анкетирование «Мои друзья в детском саду»  

Групповая комната

Кузнецова Н.Н.

4 неделя марта

Презентация на тему: «Результаты педагогического проекта»

Музыкальный зал

Кузнецова Н.Н.

С педагогами

5 неделя марта

Выступление на педагогическом совете с результатами реализации проектной деятельности

Методический кабинет

Кузнецова Н.Н.

10. Ожидаемые результаты проекта:

1. Повышена самооценка детей, их уверенность в себе.

2. Сформированы у детей культурные нормы поведения и общения с детьми.

3. Сформированы у детей доброжелательные отношения друг к другу на основе понимания эмоционального состояния другого, чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей.

4. Созданы условия для содержательного  общения и совместной деятельности со сверстниками;

5. Обогащена компетентность родителей в вопросах развития детей.

6. Повышена компетентность педагогов по вопросам предупреждения и разрешения конфликтов при помощи игротерапии.

11. Перспективы дальнейшего развития:

Данный проект планирую развивать в последующие годы. Опыт реализации проекта может быть использован другими учреждениями.

Приложения

Памятка для педагога о разрешении конфликта между детьми:


Правило 1.Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт.

Правило 2. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Ведь для ребенка, ведущего себя неправильно, это совсем не так просто. Поэтому ваш скорый суд он воспримет как несправедливость и пристрастность, а значит, не станет продолжать общение, в котором вы выступаете арбитром.

Правило 3. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Лучше не делать из личных конфликтов аналог юридического разбирательства. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. .Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?". Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора.

Правило 4. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки.

Правило 5. Если вы стараетесь помочь урегулировать конфликт между двумя своими собственными детьми, то приложите усилия, чтобы у ребят не возникло ощущения, что одного из них (кто оказался не виноват или чья вина меньше) вы любите больше. Не забудьте вслух объяснить своим детям, что вы очень любите их обоих, что бы они ни сделали, и поэтому их ссоры очень вас огорчают. Даже когда вы считаете нужным наказать одного из ребят, все равно напомните ему, что вам это неприятно, вы его очень любите и надеетесь, что он поймет пользу наказания и исправится.

Картотека игр на развитие коммуникативных навыков дошкольников

(4 – 5 лет):

  • «Вежливые слова»

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

  • «Радость и грусть»

Цель: развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции и чувства других людей.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: рисунки.

Описание игры: дети внимательно рассматривают рисунки, а потом раскладывают их в два ряда — радость и грусть — в зависимости от цветовой гаммы.

Комментарий: основная задача взрослого — помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок они считают веселым, а другой — грустным.

  • «Дотронься...»

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Количество играющих: 6-8 человек.

Необходимые приспособления: игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до ... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.

Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.

  • «Поварята» 

Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: все дети встают в круг — это «кастрюля» или «миска». Затем дети договариваются, что они будут «готовить» — суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он выкрикивает названия ингредиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».

Комментарий: хорошо, если ведущий будет выполнять какие-либо действия с «продуктами»: резать, крошить, солить, поливать и т. д. Можно имитировать закипание, перемешивание.

Эта игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.

  • «Обзывалки»

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Количество играющих: не менее двух человек.

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко» и т. д

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

  • «Интервью»

Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог.

Количество играющих: 3 и более человек.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч.

  • «Сотворение чуда»

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.

Количество играющих: любое четное.

Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.

Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)» или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им несвойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.

  • «Мы - разные»

Материал: картины птиц, зверей.

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные особенности других детей.

Содержание: дети вместе с педагогом встают в круг. По желанию вызывается один из детей. Педагог, выступающий в роли ведущего, задает вопросы:

- Кто из нас самый высокий?

- У кого на голове есть бант?

- У кого на одежде есть пуговицы?

Педагог, подводя итоги, говорит детям о том, что они смогли убедиться в наличии у каждого из них чего-то такого, чего нет у других. Он говорит, что все люди и животные отличаются друг от друга разными признаками. Педагог показывает детям картинки птиц, рыб и зверей, предлагает сказать, чем они отличаются.


                                               

                                       Список литературы:

  1. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. 3-е изд. - СПб. : Питер, 2008. – 272 с.
  2. Воробьёва, М. В. Воспитание положительного отношения к сверстникам  // Дошкольное воспитание. - 1998. - №7. –  54- 61 с.
  3. Галигузова, Л. Н. Как помочь наладить общение со сверстниками / Л. Н. Галигузова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - 111-113 с.; 118-120 с.
  4. Лисина, М. И. Формирование личности ребёнка в общении / М. И. Лисина. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2009. – 410 с.
  5. Захаров, А. И. «Предупреждение отклонений в поведении ребенка»    / А. И. Захаров, СПб. : Союз, 1997.  –  224 с.
  6. Арушанова, А. Г. Формы организации совместной игровой деятельности и общения младших дошкольников  / А. Г. Арушанова, В. В. Коннова, Е. С. Рычагова  // Детский сад от А до Я. - 2014. - № 5. - 22 с.
  7. Клюева, Н. В. "Учим детей общению" / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. -  Ярославль:  Академия развития, 1997. – 240 с.
  8. Мухина, В. С. "Психология дошкольника" / В. С. Мухина,  Москва : Просвещение, 1975. – 239 с.
  9. Шумилин, А. П. Межличностные конфликты в дошкольном возрасте  /  А.П. Шумилин – М. : МГУ, 2006. – 121 с.
  10.  Самоукина, Н. В. Игры в детском саду и дома / Н. В. Самоукина – М. : Новая школа, 2005 – 256 с. 
  11.  Рыбакова, М. М. Межличностные конфликты и взаимодействие в педагогическом процессе. / М. М. Рыбакова – М. : Просвещение, 2001. – 128 с.
  12.  Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С. В. Петерина – М. : 2001 – 196 с.
  13. Панфилова, М. Ф. Игротерапия общения / М. Ф. Панфилова – М. : ТОО «ИнтелТех», 2005 – 89 с.
  14. Основина, М.  Установление дружеских отношений между детьми дошкольного возраста /  М. Основина  // Дошкольное воспитание 2013. - № 6 – 153 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дружба,дружба...

Всё о дружбе...

Фестиваль народов Сибири "Дом Дружбы"(приложение к проекту "Дом Дружбы")

Для педагогов работающих в среденй группе по поликультурному воспитанию дошкольников....

Конспект занятия №1 "Начало дружбы. Встречаем гостей". Из проекта "Маршруты детской дружбы".

Тема занятия говорит о её цели, три группы встречаются и воспитатели знакомят детей друг с другом для дальнешего плодотворного сотрудничества с группами, всё это выражается в конечном совместном творч...

«Дружба – это хорошо, дружба – это весело!»

«Дружба – это хорошо, дружба – это весело!»...

Журнал для родителей "Творческая студия "Серпантин дружбы" в рамках проекта "Детский сад - территория дружбы"

Руководители творческой студии "Серпантин дружбы" предлагают  фотоотчет и познавательный материал для родителей и педагогического сообщества в рамках проекта "Детский сад - территория дружбы",...

Дружба не от дружбы близко живёт

Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы соответствующим нормам поведе...

Конспект ООД "«Дружба – наука, дружба – искусство, дружба – прекрасное доброе чувство»

Конспект данного занятия содержит в себе материалы духовно-нравственного содержания....