Мастер класс "Гиперактивный ребенок"
учебно-методический материал
Одной из важных задач работы с гиперактивными детьми является создание комфортной психологической атмосферы, в которой ребенок не только ощущает себя в безопасности, но и успешно реализует свой потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_giperaktivnymi_detmi.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
РМО воспитателей младшего дошкольного возраста
Мастер-класс
«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с гиперактивныи детьми»
Воспитатель Моршнева Н.А.
Одной из важных задач работы с гиперактивными детьми является создание комфортной психологической атмосферы, в которой ребенок не только ощущает себя в безопасности, но и успешно реализует свой потенциал. Для коррекции поведении, как гиперактивных детей, так и для сплоченности группы и ее слаженной работы, я предлагаю: игры – приветствия для хорошего настроения; Игра – приветствие с колокольчиком
Цель игры: настраивать детей на доброжелательный лад.
Дети стоят или сидят в кругу. Взрослый подходит к одному из них, звонит в колокольчик и говорит приветственные слова: «Здравствуй , Кирилл, мой дружок!» После этого Кирилл дерет колокольчик и идет приветствовать другого ребенка. Игра продолжается до тех пор, пока колокольчик не «пропоет» приветствие каждому ребенку
Игры и упражнения помогут ребенку ощутить себя успешным, повысят самооценку и мотивацию достижений. Для работы с гиперактивными детьми необходимо использовать следующие игры:
- Растяжки - для нормализации тонуса мышц( “ Лучики”, “ Травинка на ветру”, “ Кошечка”, “Половинка”;
- Дыхательные упражнения – для улучшения ритмирования организма, развития самоконтроля и произвольности ;
- Глазодвигательные упражнения - для расширения поля зрения и улучшения восприятия ;
- Функциональные упражнения- для развитие внимания, произвольности и самоконтроля ( “ Черепаха”, “ Руки-ноги”. “ Считалочки - бормоталочки”, “ Буратино” . “ Шалуны”);
- Упражнения для развития мелкой моторики рук ( “ Колечки”, “ Кулак-ребро-ладонь”, “Лезгинка”, “ Ухо-нос”, “ Зайцы”) Упражнение «Ладошки». И.П. встаньте прямо, согните руки в локтях и «покажите ладони зрителю». Делайте шумные, короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки
Подбирая подвижные игры для гиперактивных детей, необходимо учитывать такие их особенности, как дефицит внимания, импульсивность, неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции, быстрая утомляемость, неспособность дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать таких детей в коллективную деятельность целесообразно поэтапно: начинать - с индивидуальной работы, затем привлекать к участию в деятельности в подгруппах и только после этого переходить к фронтальным видам работы, прежде всего к играм с четкими правилами, способствующим развитию внимания. На первых порах надо подбирать такие упражнения и игры, которые способствуют развитию одной особенности, например, только внимания или только умения контролировать свои импульсивные действия и двигательную активность. Поработав с одной особенностью и получив результаты, можно подбирать игры на выработку двух функций
Тренировка усидчивости. “Скамья запасных”.
Выбывший из игры должен сидеть на стуле до ее окончания, если он встанет, то команда получает штрафное очко.“Замри - отомри”“Море волнуется раз”.
Тренировка выдержки. Контроль импульсивности.“Съедобное - несъедобное”.“Летает – не летает”.“Черно с белым не носить, да и нет, не говорить”.«Кричалки—шепталки—молчалки»
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции. Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это - сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь – «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» —синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.
Сказкотерапия. Это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, либо театрализованное представление детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
По ходу сказки дети учатся расслабляться, правильно дышать, преодолеваются барьеры общения, развивается речь, внимание, мышление, воображение. Под влиянием сказкотерапии ребенок корректирует своё поведение мягко и без потрясений.
Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком:
поддерживать дома четкий распорядок дня;
выслушивать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас);
автоматически одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном);
отвлекать ребенка в случае капризов: предложить на выбор другую возможную в данный момент деятельность; задать неожиданный вопрос; отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить его действия);
сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает;
оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья);
не запрещать действие ребенка в категоричной форме;
не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит);
не приказывать, а просить (но не заискивать);
не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения
Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми
Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
Предоставлять ребенку возможность выбора.
Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!
Свой мастер-класс я хочу закончить притчей. Я буду рассказывать вам притчу, а вы по ходу рассказа будете выполнять некоторые движения.
В далекой стране жил-был один садовник. Садовник боготворил деревья, и каждый год высаживал в своём саду несколько новых аллей. Однажды друзья подарили ему семена разных деревьев. Это были желуди старого дуба, несколько орехов, лёгкие невесомые «вертолётики» – семена клёна, семена яблони, груши, семена сладкой оранжевой хурмы, семена кедра… (Сядьте, пожалуйста, поудобнее; прикройте голову руками; представьте, что вы - семена).Садовник очень нежно отнесся к своим семенам. Он регулярно поливал их, рыхлил землю, даже разговаривал с семенами. Вот наступила весна, и с первыми теплыми лучами солнца начали прорастать маленькие ростки. (Участники понемногу поднимают руки вверх).
У ростков раскрываются листочки (руки над головой, ладонями вперёд), появляются веточки с бутонами (сжать кулачки), наконец, бутоны лопаются (кулачки резко разжать) и маленький росток превращается в крепкое молодое деревце (руки не опускать). Весна сменяется жарким летом. Садовник по-прежнему ухаживает за своим садом, защищает от вредителей, укрывает от палящих лучей. Молодые питомцы садовника растут, улыбаются и кланяются соседним деревьям, приветствуя их по утрам (участники мастер-класса выполняют соответствующие движения). Наступает осень, и каждое растение щедро благодарит садовника своими плодами и новыми семенами. Спасибо, вы прекрасно справились!
Дорогие коллеги! Мы с вами и есть садовники в своём саду. И от нашего мастерства, желания и любви зависит, будут ли будущие урожаи щедрыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Формирование правильной осанки - путь к здоровью ребенка"
Как совершенствовать навыки правильной осанки у детей....
МАСТЕР – КЛАСС «Чем занять ребенка маме».
«Мамина неделя»Эколог Сомова И. В. старшая группа «Красная шапочка»ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Творческий альбом на ёлке»...
Мастер-класс "Экспериментальная деятельность как средство активации взаимодействия "Родитель - ребенок"
"Экспериментальная деятельность как средство активации взаимодействия "Родитель - ребенок"...
Мастер класс: «Ребенок на пороге школьной жизни – деловая игра с родителями».
Мастер класс: «Ребенок на пороге школьной жизни – деловая игра с родителями».Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.ЗАДАЧИ:- Познак...
Мастер-класс на родительском собрании "Дидактическая игра как средство по сенсорному воспитанию ребенка дошкольника"мастер клас
Обаготить опыт в семье знаниями дидактических игр, способствующих сенсорному воспитанию ребенка....
Консультация "Мастерим с ребенком".
Быть оцом или матерью - одно из самых важных занятий в мире....
Мастер - класс «Ребенок в мире профессий. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру медицинских профессий»
Повышение компетентности педагогов в вопросах использования современных технологий по ранней профориентации дошкольников....