Методическая разработка: образовательный проект "Мир посуды"
проект (подготовительная группа)

Образовательный проект "Мир посуды" для детей подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000c4562-48d1f330.docx48.88 КБ

Предварительный просмотр:

Проект месяца: «Мир посуды»

Возраст - подготовительная к школе группа (6-8 лет)

Итоговый продукт проекта: выставка чашек, созданных детьми.

Задачи, решаемые по образовательным областям:

  1. Социально-коммуникативная область:
  • систематизировать знания детей о правильном обращении с горячими предметами.
  • Обеспечить развитие умения договариваться, распределять обязанности в небольшой группе, согласовывать свои действия со сверстниками.
  • Развивать коллективную мыследеятельность.

  1. Познавательное развитие:
  • уточнить представления детей о мире предметов;
  • Способствовать развитию творчества.
  • формировать умение различать и называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды;
  • развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы, классифицировать их;
  • закреплять знания детей о русском народном искусстве через передачу знаний о украшении предметов посуды
  • вызывать интерес детей к изучаемой теме посредством разучивания музыкальных произведений, игры на ложках;
  • закрепить умения ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений;
  1. Речевое развитие:
  • способствовать развитию активного словаря.
  • обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы посуды;
  • обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов посуды;
  • отработать умение образовывать прилагательные от существительных;
  • закреплять диалогическую речь;
  • стимулировать собственные высказывания детей;
  1. Художественно-эстетическое развитие:
  • Побудить чувства гордости, вызвать желание сохранять и познавать ценности народного искусства.
  • Обеспечить знакомство со своеобразием декоративно-оформительского искусства.
  1. Физическое развитие:
  • Обеспечить развитие умения самоконтроля, самооценки в движениях, контроля и оценки других детей.
  • Обеспечить развитие умения выполнять элементарное планирование двигательной деятельности.
  • Способствовать развитию творчества и инициативы, добиваясь вариативного выполнения движений.

Темы неделей месяца:

  1. Кто изготавливает посуду?
  • Зачем нужна посуда людям?
  • Всегда ли была посуда у людей?
  • Какая бывает посуда?
  • Кто такой гончар?
  • Кто украшает посуду?

  1. Где изготавливают посуду?
  • Где изготавливают посуду?
  • Как посуда попадает к нам в дом?
  • Как используют посуду люди?
  • Как звучат глиняная, фаянсовая и фарфоровая посуда?
  • Интересные факты о посуде

  1. Из чего делают посуду?
  • Из чего изготавливали посуду в древности?
  • Из каких материалов сейчас изготавливают посуду?
  • Что такое гончарный круг?
  • Для чего обжигают посуду в печи?
  • Как правильно ухаживать за посудой?

  1. «Я-творец!»
  • Создание эскиза «Какую чашку я хочу создать?»
  • Изготовление чашки из глины
  • Художественное оформление своей чашки каждым ребенком
  • Организация выставки работ детей
  • Презентация своей чашки каждым ребенком

Третья неделя: «Из чего делают посуду?»

Задачи, решаемые в образовательных областях:

  1. Социально-коммуникативное развитие: обеспечить развитие умения договариваться, распределять обязанности в небольшой группе, согласовывать свои действия со сверстниками.
  2. Познавательное развитие:  развивать умение определять материалы, из которых изготовлены предметы, классифицировать их; закреплять знания детей о русском народном искусстве; способствовать бережному отношению к посуде, как результату труда многих людей.
  3. Речевое развитие: обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов посуды; отработать умение образовывать прилагательные от существительных; закреплять диалогическую речь; закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
  4. Художественно-эстетическое развитие: побудить чувства гордости, вызвать желание сохранять и познавать ценности народного искусства. Обеспечить знакомство со своеобразием декоративно-оформительского искусства.
  5. Физическое развитие: обеспечить развитие умения самоконтроля, самооценки в движениях, контроля и оценки других детей.

Понедельник: Из чего изготавливали посуду в древности?

Вторник: Из каких материалов сейчас изготавливают посуду?

Среда: Что такое гончарный круг?

Четверг: Для чего обжигают посуду в печи?

Пятница: Как правильно ухаживать за посудой?

Понедельник: «Из чего изготавливали посуду в древности?»

7.00-8.15.Приём детей, самостоятельная деятельность детей в центрах активности, отгадывание загадок вместе с воспитателем.

Определение темы дня:

Ребята, сегодня у нас необычный день. О чем сегодня пойдет речь, вы должны догадаться сами, отгадав загадки. 

Она бывает глубока, 
Она бывает и мелка 
Однако это не река. (Тарелка) 

Сама не ем, 
А всех кормлю. (Ложка) 

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, 
Больше греться не хочу. 
Крышка громко зазвенела: 
«Пейте чай, вода вскипела». (Чайник) 

Она всем очень нравится 
На блюдечке красавица, 
С одной рукой милашка, 
Красивенькая … (Чашка) 

Люблю я подбочинясь, 
Забраться на поднос; 
То кланяюсь учтиво, 
То задираю нос. (Заварник) 

Ребята, вы правильно отгадали загадки. 
Скажите, а как одним словом можно назвать перечисленные вами предметы? (Посуда) 

8.15-8.30. Утренняя гимнастика (двигательная деятельность – 10-15 минут).

8.30-8.50 Подготовка к завтраку. Завтрак. (трудовая деятельность – дежурство по столовой, формирование навыков культурной еды.)

Подготовка к завтраку включает:

  • Мытье рук: организация гигиенических процедур перед завтраком проводится постепенно, небольшими группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны открытыми. Необходимо обратить внимание и на действия детей — они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место. Данные процедуры должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке, что обеспечит хорошее настроение детям во время приема пищи.
  • Сервировка стола

Пока дежурные накрывают на стол, воспитатель с остальными детьми повторяет правила поведения за столом в стихотворной форме:

  1. УМЕЙ ЕСТЬ НЕ СПЕША И АККУРАТНО.

Медвежонок хлеб жевал -

Крошки хлебные ронял.

Говорил с набитым ртом -

Что? Не мог понять никто.

После взялся за компот -

Стол облил и свой живот!

Все над ним хохочут звонко,

Застыдили медвежонка:

- Ты не знаешь? За столом

Надо есть с закрытым ртом,

Не спешить, не говорить,

Крошки на пол не сорить.

После встать из-за стола

В шубке чистой, как была.

  1. НЕ БАЛУЙСЯ ЗА СТОЛОМ.

За столом сидела Белка,

Перед ней была тарелка,

В ней из хлеба, масла, сала

Белка дом сооружала.

Так, друзья, не поступают

И с едою не играют.

За столом едят, друзья,

Баловаться здесь нельзя!

А поели - вы свободны,

И играйте как угодно.

  1. ПОМОГАЙ НЯНЕЧКЕ НАКРЫВАТЬ НА СТОЛ.

В группе завтракать хотят,

Все вокруг помочь спешат

На столы носить посуду.

Только Ёж сказал: - Не буду!

Не пойду я, посижу,

И на вас я погляжу

Не желаю помогать,

Лучше просто подождать.

Неприятно это всем.

Все Ежа не уважают.

Сам он маленький совсем,

А какая лень большая!

Разместив детей за столами, воспитатель говорит о том, что предложено сегодня детям на завтрак, (меню на завтрак) желает им приятного аппетита.

Воспитатель обращает внимание на положение осанки детей во время приёма пищи, осуществляет индивидуальную работу по закреплению навыков пользования столовыми приборами.

Воспитатель напоминает о правильном пользовании столовыми приборами:

“Дети, не забывайте, что ложку мы держим в правой руке, а хлеб в левой. За столом сидим прямо, спина прямая, ноги стоят тоже прямо.

Во время приема пищи воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: хвалит детей за аккуратность, неторопливость, культурные навыки (пользование салфеткой после приема пищи).

Дети, которые закончили прием пищи, встают из-за стола, благодарят, задвигают за собой стул и идут в умывальную комнату принимать культурно-гигиенические процедуры.

8.50-9.00. Подготовка к непосредственно образовательной деятельности.

9.00- 10.30. Непосредственно организованная совместная деятельность воспитателя с детьми

«Эволюция посуды»

Цель:  формирование у детей познавательного интереса к окружающему их миру вещей, созданных людьми, через ознакомление с историей возникновения и усовершенствования посуды и организацию познавательной, продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

Обучающие:

— Познакомить детей с историей эволюции посуды, Урало — Сибирской росписи;

— Закрепить умение составлять узоры по мотивам Урало-Сибирской росписи: ягодки, цветы, листья (по готовому рисунку композиции);

— Познакомить со смысловым значением элементов и их связью с жизнью.

Развивающие:

— Развивать эстетические чувства, эмоции, восприятие, интерес к народным промыслам Урала;

— Активизировать речь, развивать инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности.

Воспитательные:

— Воспитывать интерес к Уральской росписи, уважение к труду народных мастеров.

Ход НОД:

Здравствуйте дети! Я вам принесла волшебный сундучок, а вы хотите узнать, что в нем?

Я предлагаю отгадать загадку.

Если б не было ее

Было б кушать тяжело.

Некуда и суп налить

И котлетку положить.

Что это? (Посуда)

Как вы думаете, всегда ли посуда была такой как сейчас? (Нет)

А вы хотите узнать об истории появления посуды?

Скажите, а где об этом можно узнать?

А я, предлагаю отправиться в путешествие по Реке Времени. Время течёт так быстро, как вода в реке, и на пути нам будут встречаться острова, мы узнаем много интересного. Может, вы уже знаете, как называются острова по Реке Времени? (Древность, Старина и Современность). А помогут нам путешествовать вот эти часы, мы наденем их на руку, закроем глазки и поплывём по реке времени в древность.

Тик-так, тик-так,

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведём

В Древность с вами попадём.

Вот мы очутились в Древности, предлагаю сесть на ковёр.

Как вы думаете, из чего древние люди делали посуду?

Да, её делали из камня.

Такая посуда была большой, не красивой, неудобной и тяжёлой.

У древних людей ещё не было такого разнообразия материалов и приспособлений для изготовления красивой посуды.

А, вы хотите узнать, как изменилась посуда?

Давайте поплывём дальше по нашей Реке Времени на следующий остров — Старину.

Тик-так, тик-так,

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведём

В Старину мы попадём.

Это Великая Русь.

Скажите, может, вы знаете, из чего делали, посуду на Руси?

Посуду на Руси делали руками, из простой глины. Первая посуда, конечно, не была такой ровной, красивой и удобной, какую мы с вами можем видеть сегодня.

Может, вы знаете, как называется эта роспись?

Эта роспись края Урала и называется Урало — Сибирская роспись.

Предметы эти не простые,

А волшебно расписные,

Простой, казалось бы узор,

А отвести не в силах взор.

Там травка вьется, и цветы растут нездешней красоты.

Блестят они, переливаются, как будто солнцем наливаются.

Каждый элемент в росписи имел своё смысловое значение.

Птица была вестницей солнца и облаками дающими дождь.

Цветы на дереве — это родители, бутоны и ягодки-дети.

Обратите внимание, какими красками мастера расписывали изделия в старину? (тёмными и не яркими).

Как вы думаете, такая посуда была красивой? (Такая посуда была не очень красивой, не прочной, и не удобной).

Вы хотели бы посмотреть, как изменилась посуда и роспись, и какой она стала в Современное время? Тогда давайте наденем часы и поплывём по Реке Времени на другой остров.

Тик-так, тик-так,

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведём

В Современность попадём.

Современным художникам удалось восстановить приемы уральской росписи и передать их местным мастерам. Искусство росписи не стоит на месте, оно развивается, сохраняя свои традиции. Посмотрите, сохранились образы листьев, цветов, ягод, плодов и птиц.

Скажите, чем отличается современная посуда Урало-Сибирской росписи?

(Краски стали яркими, сочными, насыщенными и роспись обрела выразительный характер).

А сейчас я предлагаю отправиться в мастерскую и превратиться в уральских умельцев и попробовать выполнить роспись на тарелочке. Для каждого мастера приготовлено рабочее место, проходите, пожалуйста.

III. Практическая часть.

На столах находится весь материал для работы: гуашь, кисти, стаканчики с водой, салфетки и тарелочки на которых мы будем выполнять роспись.

Раньше мастера расписывали пальчиками. Особенность уральской росписи — разбел, когда рисуют одновременно двумя красками. Мастер, обмакнёт пальчик в основной цвет (красный, синий, зелёный), затем кончик пальца в белый цвет и выполняет роспись.

А в наше современное время, мастера роспись выполняют кистью.

Перед вами находится алгоритм последовательности выполнения этой росписи, давайте рассмотрим его:

Цветы, ягодки и листья расписывали пальцами, а листья и травку кистью.

ЦВЕТОК — выполняется из элемента ягодки и бутона. С начало прописывают середину — ягодку, затем лепестки — бутона.

Листок выполняем таким образом. Раскрашивают его зелёным цветом в виде змейки, затем в центре прописывают пальчиком змейку белого цвета.

Сейчас я предлагаю взять тарелочку.

Если вы затрудняетесь выполнить рисунок росписи, я предлагаю взять тарелочку с готовым эскизом.

Можно приступать к выполнению росписи:

Вот мы взяли краски в руки,

И не стало у нас скуки.

(звучит спокойная музыка)

Педагог……….(помогает).

Какие чудесные у вас получились тарелочки с росписью! Вы настоящие мастера. Оставьте работы на столах и пройдите на ковёр.

Скажите, а мы с вами кушаем из такой посуды? Нет.

А для чего тогда, она нам нужна?

Такая посуда считается сувениром нашей Страны — России, узоры рассказывают нам о жизни людей того времени и их традициях. Такая посуда украшает наш дом, мы смотрим на неё, любуемся и аккуратно с ней обращаемся.

А что ещё можно с ней делать? (коллекционировать, подарить, как сувенир на память).

Сегодня, так много материалов и красок, и посуда, из которой мы кушаем, тоже стала очень разнообразной (красивой, яркой и удобной).

Ну, вот наше путешествие заканчивайся.

Предлагаю вам разделиться на пары по любым признаками (одинаковый цвет волос и др.) Сейчас я предлагаю достать из шкатулки картинки с изображением посуды, и разместим их на островах Реки Времени.

Давайте вспомним, как называются острова: Древность, Старина, Современность.

Молодцы! Вам понравилось наше путешествие.

А что бы вы ещё хотели узнать о посуде?

Я вам предлагаю, рассказать о посуде и о Урало-Сибирской росписи дома. Показать, в группе другим ребятам и дома родителям как она выполняется, а для этого мы вам приготовили подарок, который вы посмотрите в группе.

Давайте попрощаемся и скажем друг другу — До свидания.

10.30-10.50 Второй завтрак

11.00-12.35Прогулка, двигательная активность детей.

Содержание деятельности детей на прогулке.

Напомнить детям о том, что на Руси посуду изготавливали из дерева: изготавливают как из лиственной, так и из хвойной древесины, осины, березы или других лиственных пород дерева. На нашем участке растет береза, пойдемте, рассмотрим ее.

Как выглядит береза? По каким внешним признакам можно узнать это дерево? (Ствол белый, ветки свисающие, гибкие, листья маленькие, треугольной формы). Где растет (В лесах, в городах, в деревнях нашей России).

О каком дереве говорится в загадке?

Русская красавица,

Стоит на поляне.

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

(Берёзка)

Береза — самое красивое дерево наших лесов. Хороша она в смешанном лесу, где ее белый ствол и ажурная листва выделяются на фоне темнохвойных деревьев. Но особенно красив лес, состоящий из одних берез – березовая роща

В ясную погоду их кружевные кроны пронизаны солнечным светом. Цвет березовой коры не случаен: белизна предохраняет стволы и ветви от обжигающего действия весеннего солнца. В любой день белые стволы остаются прохладными на ощупь.

Сейчас я хочу поведать вам секреты мастеров, как правильно заготавливать бересту.

1. Заготавливают бересту летом, с середины июня в течение 2-3 недель, в период сокодвижения.

2. Собирают её с берез, растущих в тенистом смешенном лесу. Не рекомендуется заготавливать бересту с деревьев, растущих на болотистых местах. Такая береста имеет шероховатую поверхность с множеством крупных и мелких трещин.

3. Для плетения бересту заготавливают лентами и хранят в теплом помещении. При хороших условиях береста может храниться годами.

4. У бересты есть полезные свойства. Посуда из бересты сохраняет продукты от сырости и плесени. Молоко в берестяной посуде не киснет. Рыба зимой не замерзает, а летом не портится.

Далее педагог читает стихотворение собственного сочинения:

Как красивы и прочны изделия из бересты!

Материал пригоден этот для любых вещей на свете!

Все предметы так прочны, легки, надежны и нужны.

Жизнь человеку облегчают, пусть те же лапти,

ведь они - от хвори всех людей спасают!

Кучина Л. А.

Подвижная игра «1, 2, 3 к дереву беги»

Цель: Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве; развивать двигательную активность, воспитывать интерес к подвижным играм.

Ход игры: По команде воспитателя: «Раз, два, три — к березе беги», ребенок бежит к березе и встает рядом с ним. На сигнал: «Раз, два, три — ко мне беги! » — возвращается к воспитателю. Так же называются другие деревья, которые растут на участке (ель, лиственница, осина)

Хороводная игра «Во поле береза стояла»

А мы с вами ребята, встанем дружно в хоровод, как любили наши бабушки и дедушки и споем русскую народную песню.

Эстафета: «Принеси не расплескав воду»

Дети делятся на две команды. На противоположном конце зала ведерки с водой. Задача команд: добежать с деревянной ложкой, зачерпнуть ложку о нести стараясь не расплескать ее и вылить в в прозрачный сосуд своей команды. Кто больше принесет воды.

 «Опиши и угадай»

Цель: развивать связную речь, учить выделять главное

Ход игры: Дети по желанию, описывают различные предметы посуды не называя их, при этом используя опорную схему (из какого материала сделана, к какому виду посуды относиться (кухонная, столовая, чайная, и характерные отличия, другие выслушав рассказ – загадку, отгадывают какая посуда была описана.

Самостоятельная деятельность.

Подвижные игры, которые дети выберут самостоятельно, любимые игры.

Организуется сюжетно-ролевая игра, в которую захотят играть дети. Если с выбором игры возникнут трудности, можно предложить игру «Кафе» (использование различной посуды для приготовления пищи, сервировка стола и др.)

Трудовая деятельность

Сбор мусора на участке, погрузка листьев на носилки. Цели: приучать поддерживать порядок на участке, воспитывать желание помогать другим.

12.35-13.00.Воспитание культурно-гигиенических навыков и культуры еды, обед.

Проведение опыта: «Какой ложкой есть удобнее: деревянной или металлической? »

Задачи: определить опытным путем, нагреваются ли металлическая и деревянная ложки от горячей пищи; форма какой ложки удобнее для еды.

Опыт: каждому ребенку во время обеду было предложено поесть суп сначала деревянной ложкой, а потом металлической.

Вывод: деревянная ложка, в отличие от металлической, не обжигает губ, так как не нагревается. По поводу удобства принятия пищи мнения детей разделились: некоторые дети отложили деревянную ложку и продолжили есть металлической, так как форма деревянной ложки – круглая и она не лезла в рот; другие дети с удовольствием доедали суп деревянной ложкой, сказав, что если повернуть ложку ко рту боком, то есть из нее удобно.

13.00-15.00.        Подготовка ко сну, сон.

15.00-15.15.        Бодрящая гимнастика после сна, гигиенические процедуры.

Слушание народной музыки в исполнении ансамбля «Ложкари».

Задачи: учить детей узнавать на слух, как звучат деревянные ложки; вызывать эмоциональный отклик на русские народные мелодии.

15:15-15.30.        Полдник: воспитание культуры еды.

15.35-16.40.        Непосредственно организованная совместная деятельность.

Совместная деятельность с детьми по теме «Посуда»

Цель занятия: учить составлять описательный  рассказ по схеме.

Задачи занятия:

- активировать словарь по теме «Посуда»;

- совершенствовать умение составлять описательный рассказ по схеме;

 - совершенствовать умение  согласовывать существительные с прилагательными в роде, падеже;

- совершенствовать умение  употреблять в речи прилагательные;

-  закрепить умение классифицировать посуду;

-  закрепить умение  использовать в речи существительные в родительном падеже;

-  формировать пространственные представления;

- формировать умение правильно сервировать стол;

- развивать творческие способности;

-  развивать интонационную выразительность речи;

-  развивать внимание;

- воспитывать желание помогать людям в трудную минуту; 

Оборудование: предметные картинки по теме, карточка-наложение, посуда, схема рассказа, вода, свеча.

Проведение:

- Ребята, Кастрюля – хитруля принесла нам письмо от Федоры. Она просит помочь ей вернуть то, что от нее сбежало. 

- Ребята, помогите разобраться, что сбежало. Я что-то ничего не пойму.

Дети перечисляют предметы на картинке и обобщают:

ложка, вилка, кастрюля, кувшин, чашка, бокал, тарелка, чайник.

- Сбежала посуда, - отвечают дети.

- Все понятно.

Снова горе у Федоры:

Не пошел ей в прок урок;

Чистоты, порядка нету

И опять переполох!

Разбежалась вся посуда,

Обувь, мебель и белье,

И рыдает вновь Федора;

- Это ж было все мое!

Сковородок нет и блюдец,

Нет тарелок, а еда –

Фрукты, овощи, продукты,

Разбежались кто куда!

- Поможем Федоре, ребята?

-Да, поможем, - отвечают дети.

  1. Сообщение темы.

- Помочь-то мы ей поможем, а вдруг посуда снова сбежит. Надо что-то придумать, чтобы такого больше не случалось. В чем же проблема?

- Вся проблема в том, что она плохо обращается с посудой, - отвечают дети.

- Что же делать?

- Надо научить ее обращаться с посудой (ответ детей).

- Верно! Мы расскажем Федоре о посуде. Кастрюля – хитруля, ты поможешь нам? Мы выполним твои задания, а ты поможешь и подскажет нам, что мы должны рассказать Федоре о посуде.

  1. Игра «Расставь посуду».

На двух подносах стоит посуда: чайник, тарелка, кастрюля, ложка, нож, вилка, чашка, сахарница, кофейная чашка, кофейник, сковорода, одноразовая бумажная тарелка и одноразовый пластмассовый  стакан.

- Ребята, задание такое: надо расставить посуду, с учетом того, какая бывает посуда. Начальник у посуды – чайник. Его поставим в центр стола.

Ставят чайник в центр стола.

- Какая посуда бывает?

Дети перечисляют: столовая, кухонная, чайная, кофейная, одноразовая.

- Поставьте столовую посуду в правом нижнем углу стола.

Дети выполняют инструкцию логопеда - берут по одному предмету и произносят:

- В правом нижнем углу я поставлю (тарелку, ложку, нож, вилку).

- В левом верхнем углу поставьте чайную посуду.

- В левом верхнем углу я поставлю (чашку и сахарницу).

- Поставьте кофейную посуду в правом верхнем углу стола.

- В правом верхнем углу стола я поставлю (кофейник и кофейную чашку).

- Поставьте одноразовую посуду в левом нижнем углу стола.

- В левом нижнем углу я поставлю (одноразовую тарелку и одноразовый стакан).

- Кухонную посуду поставьте под чайной.

- Под чайной посудой я поставил (кастрюлю и сковороду).

- Вы, ребята, молодцы! Быстро справились с первым заданием. А вот и наша первая подсказка.

 - О чем мы должны здесь рассказать?

- Верно, что посуда бывает: столовая, кухонная, чайная, кофейная, одноразовая.

  1. Игра «Чайник-ворчун» (логоритмика).

- Ребята, второе задание, надо спеть песню о чайнике. Готовы?

Я чайник-ворчун, хлопотун, сумасброд.

Я всем на показ выставляю живот,

Я чай кипячу, хлопочу и кричу:

«Эй, люди, я с вами чай пить хочу!»

Под музыкальное сопровождение.

- Вот и еще подсказка. 

 - Да это же самая первая посуда, которой пользовались люди. Из чего они ее делали?

Дети называют, что раньше посуду делали из дерева, бересты, глины, чугуна и железа.

  1. Игра «Лаборатория».

- А вот наше следующие задание: нам надо объяснить, почему эту посуду называют одноразовой и доказать, что это так.

Дети высказывают свои предположения.

- Вы, ребята правы, но как это доказать Кастрюле – хитруле?

- Давайте пройдем в нашу лабораторию и проведем опыт с посудой. Как доказать, что бумажная посуда одноразовая?

- Ее нельзя мыть. Моем обычную тарелку и бумажную.

- А как докажем, что одноразовая пластмассовая посуда не выдержит и расплавится, если в нее положить горячее? Ответы детей: надо нагреть ее. Для сравнения нагреваем обычную тарелку и пластмассовую.

- А  чем можно объяснить, что она плавится и легко ломается? Ответы детей: она слишком тонкая.

- Мы справились, и получаем четвертую подсказку. 

 - Ребята, как вы думаете, о чем мы должны здесь сказать?

- Конечно, какая бывает посуда.

  1. Игра «Что где?».

- Теперь с нами играет тарелка. Нам надо выполнить и ее просьбу.

Вы послушайте меня:

Для вас центром буду я.

Место справа дам ножу,

Рядом ложку положу.

Вилку положу я слева,

Чтоб зубцами вверх смотрела.

- Давайте выполним ее указания. Дети раскладывают столовые приборы по местам.

- Тарелка показала нам, как надо правильно сервировать стол в обед. Спасибо тебе. Ребята, вы запомнили, где должна лежать ложка (нож, вилка)? Дети называют.

- Давай нам следующею подсказку Хитруля. 

 - Да здесь сразу две подсказки! О чем они? Ответы детей: где должна храниться посуда, что можно с ней делать.

  1. Игра «Посуда».

- Посуда предлагает нам поиграть. Выполнить физкультминутку «Посуда».

Вот большой стеклянный чайник,       Дети «надувают» живот, одна

Очень важный, как начальник.          рука на поясе, другая изогнута,                     как  носик.

Вот фарфоровые чашки,                              Приседают, одна  рука на поясе.

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,                            Кружатся, рисуя руками круг.

Только стукни — разобьются.             «Стучат» кулачками.

Вот серебряные ложки,                       Потягиваются, руки вверх,

                                                                сомкнуть над головой,

Вот пластмассовый поднос -               делают большой круг.     

Он посуду нам принес.                              Хлопают в ладоши.

- Вот еще две следующих подсказки. Одна о том, что люди мечтали иметь волшебную посуду, как в сказке, а вторая. Что сейчас придумали посуду, которая что умеет делать? Ответы детей: варить сама кофе, делать сок, кипятить быстро воду и сразу варить много продуктов.

- Какую посуду мы могли бы придумать для Федоры?

  1. Составление рассказа по картинкам.

- Послушай Кастрюля – хитруля наши рассказы и передай их Федоре. Если она их запомнит, то посуда к ней вернется.

Дети составляют рассказы по картинкам (два-три ребенка).

План:

  1. Что это?
  2. Какая посуда бывает (классификация предметов посуды: чайная, кофейная, столовая, кухонная, одноразовая)?
  3. История посуды (из чего раньше делали посуду).
  4. Какая посуда сейчас бывает?
  5. Где хранится посуда?
  6. Что можно делать с посудой?
  7. О какой посуде мечтали люди издавна (в сказках)?
  8. Какую посуду придумали люди теперь?
  9. Какую посуду ты придумал бы для Федоры?
  1. Игра «Мечта».

- Ребята, а давайте простым карандашом нарисовать посуду, которую вы бы создали для Федоры. Сейчас нарисуем, а чуть позже раскрасим.

Звучит музыка и дети рисуют.

  1.  Итог занятия.

- Сегодня вы отлично потрудились – помогли Федоре. Чем мы сумели ей помочь?

- Верно, мы рассказали Федоре о посуде и выполнили много сложных заданий! Сегодня были все молодцы и Чайник-начальник награждает вас медалями «Знатоки».

16.40 - 17.40.        Подготовка к прогулке, прогулка

Сюжетно-ролевые игры детей по самостоятельному выбору, если возникнет трудность с выбором игры, то можно предложить игру «Посудная лавка».

Поисково- исследовательская деятельность сравнение свойств глины и песка (что лучше для изготовления посуды?)

Подвижная игра «Море волнуется» (предметы посуды изобрази)

18.00 – 19.00.        Самостоятельная деятельность детей, уход детей домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Какая разная посуда"

Образовательные области: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»Образовательные технологии: личностно-ориентированные, игровые, здоровьесберегающие....

Методическая разработка "От чайной посуды до чайных традиций в разных странах

Предназначена для детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка по теме "Посуда"

В конспекте НОД обобщаем знания детей по теме "Посуда" с использованием сказок К.И.Чуковского. Продолжаем знакомить с автором известных детских сказок К.И.Чуковским. Закрепляем умение...

Методическая разработка по теме: "Посуда".

Материал для составления описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.Подобраны стихи и картинки,так же есть дидактическая игра на развитие речи....

Методическая разработка сценарий НОД «Посуда»

Методическая разработка сценарий НОД «Посуда»...