Работа посвящена стойкости и мужеству города - героя Ленинграда.
презентация
Птицы смерти в зените стоят, кто идет выручать Ленинград...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
my_pomnim_o_tebe_leningrad.pptx | 2.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Птицы смерти в зените стоят. Кто идет выручать Ленинград? Не шумите вокруг – он дышит, Он живой еще, он все слышит: Как на влажном балтийском дне Сыновья его стонут во сне, Как из недр его вопли: «Хлеба!» – До седьмого доходят неба… Но безжалостна эта твердь, И глядит из всех окон смерть. Анна Ахматова
Ошеломляющим, смертоносным вихрем ворвалась в жизнь советских людей война. Ворвалась и перевернула все. Отсветы военных пожарищ осветили необозримые просторы нашей Родины, но в их свете ярче предстали мужество и непоколебимость нашего народа. Именно город – герой Ленинград и его жители явили миру пример могучего и несгибаемого духа и готовность к испытаниям того трагического и героического времени.
К блокадному периоду Ленинграда имеет прямое отношение и моя семья. Наверно, можно было бы промолчать, пусть скорбь остается во мне, но во имя мира, во имя будущего нашего поколения я просто обязана поделиться великой скорбью со всеми, кто не желает, не имеет права это забывать… Моя бабушка, Селиванова Серафима Ивановна, родившаяся 5 июня 1927 года, была четырнадцатилетней девочкой, когда Ленинград был окружен огненным кольцом блокады. Отец, мать, маленькая сестренка и она сама даже и не думали, что 900 дней и ночей им придется бороться за свою жизнь и за свой город.
Отец Иван Васильевич был первоклассным токарем, работал на ленинградском заводе, вместе с другими рабочими делал снаряды и комплектующие для военной техники, чтобы защищать город, а после трудовой смены шел рыть окопы и сооружать защитные укрепления. Просился на фронт, но его не брали, так как он был лучше востребован как специалист. Бабушка вспоминала, как от радости плакала мать, Анна Максимовна, оттого, что отец, хоть почти и не появлялся дома, все-таки не попал на фронт. Она так боялась его потерять, своего любимого человека, а вместе с ним потерять и надежду, что они выживут, выстоят и победят.
Маленькая Сима как- то сразу повзрослела, от некогда былой девчушки – хохотушки не осталось и следа. Ей пришлось взвалить на себя заботу о пятилетней сестренке Валюше, так как мать работала наборщицей в типографии. Вы спросите, зачем блокадному городу газеты? Именно газеты, листовки, радио и даже музыка помогали поднять дух ленинградцев, каждый миг осознавать, что ты не сдашься, не покоришься злой силе врага.
Сколько я помню бабушку, она с особым трепетом относилась к хлебу, именно к простому пшеничному или черному, резала его на большом блюде, а крошки складывала в маленькую чашечку, потом как бы слепляла их и отправляла в рот себе или мне, приговаривая «…человек хлебом жив…». Она редко позволяла себе купить булочку, не говоря уже о разного рода кренделях, пышках и тортах, чтобы не сглазить, не разгневать бога и не накликать беду… Ленинградский хлеб… Даже его небольшая пайка в 125 грамм ценилась дороже золота и позволяла человеку выжить хотя бы еще один день, а 400 грамм – стоять у станка и делать для фронта двойную норму орудий. Из - за хлеба и страшного голода люди шли на воровство, унижение и даже преступление…Поэтому в блокадном городе действовали военные патрули, один из которых помог и моей бабушке.
Однажды Серафима с соседкой тетей Полиной пошли занимать очередь за хлебом. Засунув хлебную карточку в карман, они отправились вдоль по длинной улице, свернув в темный переулок. Неожиданно перед ними появился высокий мужик, тень от которого заслонила их от желанного просвета. Оттолкнув тетку Полину, он схватил Симу за воротник, и она почувствовала, что что-то острое и холодное воткнулось ей в грудь. Хриплый голос потребовал отдать ему карточку, иначе смерть. Девочка оцепенела и от испуга еще сильнее сжала карточку в руке. На громкий крик соседки откликнулся милицейский свисток, и трое мужчин уже скрутили бандита. Сима продолжала стоять и долго не могла разжать пальцы… «Что ж ты, карточку - то не отдала, - причитала тетя Поля, - ведь зарезал бы, ей богу, зарезал. «А как же мама, Валюшка, они же умрут без хлеба» - твердила Сима. Эта твердость духа, внутренняя сила бабушки и способность к самопожертвованию передалась и мне. Иногда я ее очень сильно ощущаю…
Еще мучительнее были непрекращающиеся бомбежки, звуки сирен и людская паника. На фоне всего этого у маленькой пятилетней Вали появились приступы эпилепсии, которые учащались с каждым авиационным налетом. Сначала мать и Сима по очереди несли сестренку в бомбоубежище, потом ее стало опасно переносить, и они стали оставаться дома, надеясь на судьбу…
Суровые испытания выпали на долю моей бабушки. В феврале 1942 года отец все – таки ушел на фронт, защищать Ленинград и погиб в первом же бою. Маленькая Валя умерла от болезни и дистрофии, а у самой Серафимы от голода отнялись ноги… Нужно было эвакуироваться, но единственное спасение было через Ладожское озеро. «Дорогой жизни» назвали этот путь ленинградцы.
Среди многих женщин, стариков и детей, разместившихся в кузовах военных полуторок, были Сима и ее мама. Полуживые, исхудавшие и осунувшиеся «живые трупы» молча ехали и желали, чтобы моторы машин работали потише, не привлекая фашистские самолеты, а лед озера не проломился бы под их тяжестью. «Прощай, мой родной Ленинград! – думала девочка – я верю, что еще вернусь к тебе, мирному и цветущему, полному счастливых людей и знающему цену каждой человеческой жизни.
Моих родных вывезли в Костромскую область, село Судай Чухломского района, где подселили в крестьянскую семью. Бабушку выходили добрые люди, а в январе 1944 года по радио сообщили о прорыве блокады, но впереди еще ждали трудные времена и испытания…
Это самая ранняя сохранившаяся у меня фотография моей бабушки, 1951 года, здесь ей 24 года. Молодая девушка с надеждой смотрящая в будущее, на себе испытавшая ужасы войны и твердо уверенная в том, что страшнее пережитого ей, уже не будет. Нужно строить новый мир во имя всех недоживших до Победы, во имя подвига города - героя Ленинграда!
Мне кажется: Когда гремит салют, Погибшие блокадники встают. Они к Неве По улицам идут, Как все живые. Только не поют: Не потому, Что с нами не хотят А потому, что мертвые Молчат. Мы их не слышим, Мы не видим их, Но мертвые Всегда среди живых. Идут и смотрят, Будто ждут ответ: Ты этой жизни Стоишь или нет?
Источники: https://xn--80acgga2aurlbcpcr1i.xn--p1ai/15-o-blokade.html https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2014/03/11/stsenariy-blokada-leningrada Л.С. Третьякова Героика в русской и советской музыке. «Знание» 1985 год. с. 101.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал "Вечер памяти, посвященный Дню полного снятия блокады города-героя Ленинграда"
Сценарий вечера памяти содержит исторический материал. Знакомит детей с историей родного города. Воспитывает любовь к Родине и патриотические чувства....
Презентация "Конспект занятия в старшей группе "Блокада" (ко дню снятия блокады города-героя Ленинграда)
Нравственно-патриотическое воспитание детей....
Урок мужества Пионеры-герои
Я думаю, что детей надо учить патриотизму с малых лет рассказывая о разных героях, в том числе и детях....
Урок мужества - День героев России
В календаре России есть праздник - памятная дата - День героев России. Дети должны знать исторических героев, прославивших свою Родину....
Информационная карта проекта «Воспитание мужеством. Города – герои» подготовительная группа
Формирование у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников отечества в Великой Отечественной войне....
Конспект итогового занятия по проекту "Воспитание мужеством. Города - герои"
Сценарий итогового занятия по проекту...
Проект для подготовительной группы "Воспитание мужеством. Города Герои"
Проект для подготовительной группы...