адаптированная программа
методическая разработка
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД№14 «ОЛЕНЁНОК» Г.МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ
Принято : Утверждено:
решением педсовета приказом заведующей
МБДОУ детского садо №14 «Олененок» МБДОУ детским садом № 14 «Оленёнок»
Протокол № 1 от «06» сентября 2018г. От «06» сентября 2018г. № 228
___________Е.Н. Проданова
АДАПТИРОВАННАЯ
основная образовательная программа
коррекционно -развивающей работы
(задержка речевого развития)
Подготовила:
Атоян Ольга Владимировна
Разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.Пояснительная записка
На современном этапе в условиях внедрения ФГОС ДО концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Равномерному включению развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) личности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, ее достойный социальный статус и самореализацию в обществе является оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями на всех возрастных этапах их индивидуального развития.
Организация процесса воспитания и обучения должна предусматривать реализацию индивидуальной адаптированной программы для каждого ребенка инвалида.
Индивидуальная адаптированная программа МБДОУ детский сад №14 для ребенка инвалида (далее – Программа) разработана на основании нормативно-правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного и коррекционного образования в Российской Федерации:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Комментарии Минобрнауки России к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249
- Приказ Минобрнауки России от 30августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
- Приказ Минобрнауки России от 28.12.2010 г. № 2106 «Об утверждении и введении в действие федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
- Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.3049-13).
- Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида.
Программа разработана на основе базовых специальных коррекционных программ: Скрипник Т.В. Комплексная программа развития детей дошкольного возраста «Расцвет» (которая предусматривает учет современных тенденций инклюзивного образования детей с особыми потребностями, а также - новых подходов к обучению и развитию детей с расстройствами спектра); Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб. Издательство «СОЮЗ», 2003; Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. – М.: Просвещение, 2005;
1.2.Цели и задачи реализации индивидуальной адаптированной программы для ребенка
Цель реализации Программы:
- исправление или ослабление имеющихся проявлений вызванных им нарушений, стимуляцию дальнейшего продвижения ребенка посредством совершенствования приобретаемых в дошкольном возрасте умений и содействие всестороннему максимально возможному его развитию
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
-воспитывать интерес к окружающему миру, потребность в общении, расширять круг увлечений;
-развивать и обогащать эмоциональный опыт ребенка;
-формировать коммуникативные умения и сенсорное развитие;
-повышать двигательную активность ребенка;
-формировать эмоционально-волевые, личностные качества, навыки социально-адаптивного поведения;
-объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-взаимодействовать с родителями воспитанника (законных представителей) для обеспечения полноценного психофизического развития ребенка с аутизмом.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа построена на следующих принципах:
- онтогенетическом, основанном на учете последовательности возникновения и развития психических функций и новообразований в онтогенезе, его реализация позволяет учесть общие закономерности развития применительно к ребёнку с нарушением зрения, построить модель коррекционно-развивающего обучения, ориентированного на учет сензитивных периодов в развитии психических функций;
- развивающего обучения связан с необходимостью не только преодоления отставания и нормализации развития, но и его обогащения, то есть амплификации развития; определение индивидуальных возможностей ребенка с нарушением зрения возможно только при активном участии педагогов, которые «ведут» развитие ребенка, выявляют его потенциальные возможности, зону ближайшего развития»;
- коррекционной направленности воспитания и обучения, предполагающий индивидуально-дифференцированный подход к ребенку, построенный на учете структуры и выраженности нарушений ребенка, выявлении его потенциальных возможностей ребенка; является одним из ведущих в воспитании и обучении детей с ОВЗ; пронизывает все звенья воспитательно - образовательного процесса;
- учета ведущего вида деятельности, основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса;
- системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии, в связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, все стороны речевой функциональной системы;
- психологической комфортности, взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки и взаимопомощи;
- целостности, стратегия и тактика образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях;
- вариативности, детям предоставляются возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения, информации, способа действия;
- непрерывности, обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития;
- интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
1.4. Характеристики, значимые для разработки и реализациип программы
Характеристика ребенка инвалида
Прежде всего ребенок связан с нарушением адекватной эмоциональной связи с людьми. Ребенок как будто то не замечает никого вокруг. Он не откликается на вопрос, ничего не спрашивает и ни о чем не просит, избегает взгляда в глаза другого человека, часто даже матери. Эти трудности очень ярко выступают в контактах со сверстниками: игнорирование, активный уход, созерцание со стороны, игра «рядом». При настойчивой попытке вовлечь такого ребенка во взаимодействие у него возникают тревога и напряженность.
Поведение ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего, это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и туже одежду; иметь предметы обихода, постоянно находящиеся в одних и тех же местах; гулять по одному и тому же маршруту; повторять одни и те же движения, слова, фразы; получать одни и те же впечатления; сосредоточенная поглощенность на одних и тех же интересах; тенденция вступать в контакт со средой и взаимодействие с людьми одним и тем же привычным способом. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, агрессию либо самоагрессию.
Ребенок часами может совершать одни и те же действия, отдаленно напоминающие игру: наливать в посуду и выливать из нее воду, пересыпать что-либо, перебирать бумажки, спичечные коробки, банки, веревочки, перекладывать их с места на место, расставлять их в определенном порядке, не разрешая никому убирать или отодвигать их. Эти манипуляции, как и повышенный интерес к тем или иным предметам (веревки, провода, катушки, банки, косточки от фруктов, бумажки и т. п.), не имеющим обычно игрового назначения, являются выражением особой одержимости, в происхождении которой очевидна роль патологии влечений, близкой к нарушениям инстинктов, которые свойственны этим детям. Подобные игры и стремление к тем или иным предметам, безразличным для здоровых детей, можно рассматривать как эволютивный рудимент сверхценных образований. Ребенок с синдромом дауна активно стремится к одиночеству, чувствуя себя лучше, когда его оставляют одного. Вместе с тем характер контакта с матерью может быть различным: наряду с индифферентным отношением, при котором ребенок не реагирует на присутствие или отсутствие матери, наблюдается негативистическая форма, когда ребенок относится к матери недоброжелательно и активно гонит ее от себя. Существует также симбиотическая форма контакта, при которой ребенок отказывается оставаться без матери, выражает тревогу в ее отсутствие, хотя никогда не проявляет к ней ласки.
Наряду с отсутствием адекватного эмоционального реагирования на ситуацию, слабостью эмоционального резонанса, характерны гиперестезия к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям. Это приводит к тому, что окружающая среда для ребенка дауна становится источником эмоционального дискомфорта, ее восприятие сопровождается постоянным отрицательным фоном настроения. Человеческое лицо также нередко становится чрезмерным раздражителем, чем объясняется отсутствие прямого зрительного контакта.
Обращает на себя внимание недостаточность моторики, движения носят угловатый, неловкий характер, с трудом осваиваются простые навыки самообслуживания. На фоне моторной неловкости нередко наблюдаются двигательные стереотипии, вычурность и манерность движении, своеобразные жесты, трудно отличимые от навязчивых ритуалов.
Нарушение контакта с окружающими отчетливо проявляется и в нарушении коммуникативной функции речи. Развитие речи в одних случаях происходит в обычные или даже более ранние сроки, в других оно более или менее задержано. Однако независимо от сроков появления речи отмечаются нарушение формирования экспрессивной речи и главным образом недостаточность коммуникативной функции речи. В то же время может иметь место достаточно развитая «автономная речь», разговор с самим собой. Нередко встречается отставленное дословное воспроизведение ранее услышанного, так называемый фонографизм. Характерны патологические формы речи: непосредственные и отставленные во времени эхолалии, неологизмы, вычурное, например скандированное, произношение, необычная протяжная интонация, рифмование, применение в отношении самог себя местоимений и глаголов во 2-м и 3-м лице. Содержание речи отличается сочетанием примитивных форм (лепет, эхолалии) со сложными выражениями и оборотами, которые свойственны детям более старшего возраста и взрослым.
Характеристика воспитанника
Воспитанник 4года, Задержка психо- речевого развития, РДА. Контактен, настроение переменчивое от уравновешенного до вспышек агрессии сопровождающихся громким плачем. Очень возбудим и эмоционален.
Темп деятельности неравномерный. Объём устойчивой работоспособности кратковременный (5 -10мин). Внимание. Переключаемость характеризуется отвлекаемостью. Значительно снижены распределение внимания и его концентрация.
Мышление наглядно-действенное. Задания невербального характера выполняются ребёнком лучше, чем вербализированные задания. Тане не доступны простые классификации обобщения. Работа с простыми контурами затруднена. Задания на зрительно-двигательную координацию выполняет без учета величины, формы и цвета. Цвета не соотносит. Определение процессов памяти и восприятия затруднены из-за индивидуальных особенностей ребенка. Познавательная активность значительно снижена, истощаема, преобладает манипуляция с одними и теми же игрушками.
Общая координация движений снижена, мелкая моторика развита не достаточно. Понимание речи только на обиходно-бытовом уровне. Воспринимает простые побуждения и инструкции: сядь на стул, возьми мяч, пойдем в группу, мой руки. Объем воспринимаемых высказываний очень медленно расширяется, для этого необходимо многократное повторение. Пассивный словарь наполнен предметами ближайшего окружения и простейших действий. Активный словарь включает несколько слов и звукоподражаний: «мама», «ав-ав, «на», «ой». Голосовая активность при общении проявляется обычно в виде спонтанного повторения звукокоплексов: «ба-ба-ба», «бр».
1.5. Планируемые результаты как целевые ориентиры освоения воспитанником индивидуальной адаптированной программы
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров – характеристик возможных достижений ребенка, которые зависят от ряда факторов, в том числе: от характера, структуры и степени выраженности первичных нарушений; от наличия и степени выраженности вторичных нарушений: психофизических свойств ребенка с аутизмом.
Целевые ориентиры дошкольного образования для ребёнка
НАПРАВЛЕНИЯ | |
Коммуникативно – речевое | Познавательное |
Сформирована способность зрительного контакта во время общения. Способен к подражанию движений и звуков. Выполняет простую артикуляционную гимнастику с помощью взрослого: улыбается, вытягивает губы трубочкой. Подражает разным звукам и шумам, вызванным простыми движениями рук и губ взрослого, имитирует забавные звуков (буль-булъ, хлоп-хлоп). Не Повторяет действий взрослого со звуками и предметами во время занятий и игр. Не Понимает речевые инструкции (задания, требования) и выполняет их. Действует без предметов (сожми-разожми кулак) и с предметами {сжать-разжать губку или резиновый мяч). Действует с прищепками (закрепление прищепок на краях картонной коробки), укрепление мышц пальцев рук, закрепление «цангового» захвата, когда ребенок держит предмет с помощью большого и указательного пальцев. Понимает свое имя и соотносит с самим собой; не называет свое имя. Выражает свои действия и желания одним словом: «дай», «привет», «пока» и др. и соответствующим жестам. Не Соотносит предметы с их изображением на картинках (предметы, часто используемые ребенком в быту). Звукоподражает. Не Отвечает на короткие вопросы взрослого по поводу знакомых бытовых ситуаций и предметов одним словом («Это суп? — Да», «Это ложка? — Нет»). | Формирование элементарных математических представлений: не различает понятия «один-много»,не выделяет один и много предметов из группы предметов; различает 2 предмета разного размера - «большой - маленький»; не выделяет большой или маленький предмет из группы контрастных по размеру предметов; не различает две различные геометрические формы. Ознакомление с окружающим миром: имеет первичные представления о себе (узнает и показывает себя в зеркале), близких людей (узнает и показывает мать, отец), узнает и показывает 2-3 игрушки (мяч, кукла, пирамидка, машинка или др.), узнает и показывает кошку, собаку; Формирование сенсорного опыта: реагирует на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой-холодной поверхностями; выполняет скоординированные действия с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку и т.п.); не выделяет отдельный предмет среди других по просьбе взрослого; соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением; находит и приносит заданный хорошо знакомый предмет; знает и узнает среди других красный и желтый цвета; рисует круги; выполняет двойную просьбу. |
II. Содержательный раздел
2.1. Коррекционно-образовательная деятельность, осуществляемая учителем-дефектологом (логопедом), предусматривает речевое и познавательное развитие
Направление | Разделы, цели и задачи |
Познавательное развитие | Сенсорное развитие Количество: продолжать учить группировать предметы по общим признакам: по форме, размеру, имеющих одинаковый цвет (все мячи – круглые, эти – все красные, эти – все большие…). Величина: продолжать закреплять представления о предметах контрастных размеров (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи). Продолжать учить раскладывать однородные предметы разной величины на две группы по принципу «такой - не такой». Форма: продолжать учить различать предметы по форме: кубик, кирпичик, шар. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание. Цвет: продолжать знакомство с тремя основными цветами: красный, желтый, синий; знакомить с зеленым. Ориентировка в пространстве. Учить ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху – низу, впереди – сзади. Развитие продуктивной (конструктивной) деятельности В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом знакомить с деталями – кубик, кирпичик, шарик Ознакомление с окружающим миром Закреплять представление о предметах окружающей действительности (игрушки, посуда, одежда, мебель и т.д.). Продолжать учить узнавать предметы в ближайшем окружении и на картинках, показывать, личные вещи. Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость), со структурой поверхности (гладкая, шероховатая, с узелками). Учить способам обследования предметов, включая простейшее экспериментирование (тонет – не тонет, рвется – не рвется). Учить группировать и классифицировать хорошо знакомые предметы (посуда – мебель и т.п.) |
Речевое развитие | Развитие слухового внимания и восприятия. Продолжать развивать слуховое внимание и слуховое восприятие. Развитие понимания речи. Продолжать развивать понимания речи:
Формирование двигательных навыков и жестикуляции. Продолжать формировать направленность к собеседнику и речевую позу. Продолжать формировать целостное речевое движение. Формирование подвижности органов речи. Продолжать формировать голос. Продолжать формировать речевой выдох. Продолжать развивать подвижность органов речи. Развитие экспрессивной речи. Накопление пассивного словаря. Активизация предметного словаря, словаря признаков и словаря действий. Развитие навыков словообразования и словоизменения Формирование грамматического строя речи. |
2.2. Организация коррекционно-развивающей деятельности для ребенка инвалида
Основной формой организации коррекционно-развивающей деятельности для ребенка являются индивидуальные занятия с учителем-дефектологом (логопедом) продолжительностью 15-20 минут, на которых осуществляется формирование, коррекция и компенсация психических процессов и развитие языковой системы. Коррекционно-развивающая работа предполагает четкую организацию, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе учителя-дефектолога (логопеда), психолога, воспитателей, инструктора по адаптивной физкультуре.
Цель коррекционной работы – это максимальная коррекция и компенсация психических процессов и познавательных способностей ребенка с аутизмом; развитие социально-коммуникативных навыков и ориентировки в пространстве приближенными к возрастным нормативам.
В соответствии с поставленными целями в ходе реализации программы решаются следующие задачи:
- системное, комплексное изучение личностных психофизических особенностей ребенка, способствующее накоплению количественных и качественных показателей для определения содержания и основных направлений коррекционной работы;
- сочетание изучения развития ребенка с целенаправленным педагогическим воздействием, позволяющим программировать динамику перехода ребенка из зоны актуального развития в зону ближайшего развития;
- систематическая регистрация результатов обследования, позволяющая проследить эффективность коррекционно-педагогического воздействия, помогающая определить перспективу развития ребенка и выработать рекомендации по дальнейшему воспитанию и обучению;
- интеграция полученных в результате обследования данных в различные образовательные занятия;
- использование новейших методик и технологий для оказания комплексной дифференцированной помощи ребенку, испытывающих затруднения в различных видах деятельности
III. Организационный раздел
- Коррекционно-развивающая работа учителя –логопеда
- Корекционно-развивающая работа педагога –психолога
3.1.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Перечень программ и технологий | 1 Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д. Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. М., 1991. 2. Лебединская К. С, Никольская О. С, Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения: Ранний детский аутизм. М., 1989. 3. Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. М., 1991. |
Перечень пособий | 1. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики. Дефектология, 2002-№3. 2. Баенская Е. Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет //Дефектология. 1995. № 5. Веденина М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации (сообщение 1 и 2) //Дефектология. 1997. N° 2, 3. Громова О.Е. лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: метод. пособие / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатин, - М.: ТЦ Сфера, 2005, -128 с 3. Кириллова, Л. Советы офтальмолога для воспитателей, работающих с детьми, имеющими недостатки зрения / Юганова И. // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9. – С. 32-36. Материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru 4. Саломатина И.В. Программа сенсорного развития с грубыми множественными нарушениями. //Деффектология – №2, 1998. 5. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1. С.66-75 |
Коррекционная работа учителя-логопеда
Пояснительная записка
Уровень развития ребенка раннего возраста определяет путь его дальнейшего развития. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям в формировании той базы, на которой в дальнейшем строится вся его психическая деятельность. Чем раньше начата активная работа по стимуляции развития ребенка, тем выше обучающий эффект.
В основу положены следующие программы и методики работы:
1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Под. ред. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М, Туманова Т.В. М.: 2014г.
2. «Развивайся малыш!:система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста» О.В. Закревская.- М.:2009г.
3. «От слова к фразе» кн.1-3 Т.Н. Новикова- Иванцова.-М.: 2006, 2010, 2011гг.
4. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Под ред. Н.В. Серебряковой.-СПб.:2014г.
Цель: развитие речевых возможностей у ребенка 4 лет.
Задачи:
-развитие понимания речи;
-развитие активной подражательной речевой деятельности;
-развитие внимания, памяти и мышления у детей.
Принципы: системный; ведущей роли семьи в воспитании и развитии ребенка; постепенного усложнения заданий; комплексный; деятельностный; онтогенетический; общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Адресат программы: неговорящий ребенок-инвалид 4 лет., находящийся на домашнем обучении.
Направления реализации программы:
1.Логопедическая диагностика.
2. Логопедические занятия.
3. Работа с родителями.
Формы работы с родителями:
- индивидуальные консультации,
- показ логопедических занятий,
- объяснение особенностей выполнения заданий и рекомендаций логопеда.
Занятия проходят 1 раз в 2 недели. Длительность занятия 20 мин.
Форма логопедического воздействия индивидуальная.
Каждое занятие включает следующие разделы:
- логомассаж,
- артикуляционная гимнастика,
- выработка воздушной струи,
- развитие понимания и активной речи,
- развитие мелкой моторики.
Алгоритм логопедической работы.
Установление контакта с ребенком. В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым "скажи". На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Следует использовать различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа "Делай, как я" (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а впоследствии — на речевое подражание.
Следующий этап — привлечение к занятиям. Работа ведется по нескольким направлениям: развитие понимания речи, простейших инструкций (дай ручку, покажи носик); побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребенка), рассматривание семейных фотографий; побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это?, Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное — привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ой, ай, уу), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетными обычных слов (ля-ля, сова);
работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением (но не постановкой) отдельных звуков раннего онтогенеза, развитием речевого слуха и внимания, формированием умения передавать простейшие ритмы, уточнением и расширением пассивного словаря по лексическим темам, объединенным общей ситуацией (Мы играем; Мы едим; Моя комната);развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер, количество);
стимуляция развития зрительного и слухового внимания, памяти, произвольной регуляции деятельности.
Когда уровень мотивации к речевому общению становится достаточным, начинается работа по развитию активного словаря, прежде всего номинативного и глагольного. Еще на уровне лепетных и звукоподражательных слов строится фраза: биби тпу (машина едет), ляля ааа (кукла спит).
Ожидаемые результаты: развитие понимания обращенной речи, развитие активной речи, развитие мелкой моторики, развитие внимания, памяти и мышления.
Литература:
- Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Под. ред. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М, Туманова Т.В. М.: 2014г.
- «Развивайся малыш!:система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста» О.В. Закревская.- М.:2009г.
- «От слова к фразе» кн.1-3 Т.Н. Новикова- Иванцова.-М.: 2006, 2010, 2011гг.
- «Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста». Под ред. Н.В. Серебряковой.-СПб.:2014г.
- «Система работы с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста». Практический материал учителя-логопеда МБДОУ д/с №156 г. Краснодара О.Б.Гранкиной.
Коррекционная работа педагога-психолога
Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа предназначена для работы с детьми инвалидами дошкольного возраста. Программа составлена в соответствии с Основной образовательной программой МБДОУ «Олененок».
• Цели, задачи и принципы коррекционного обучения.
Основная цель программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие речи, формирование элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.
Задачи:
1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.
2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.
3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.
Принципы:
1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.
2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.
3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов МБДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.
Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.
4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.
5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами МБДОУ. В результате использования единой темы на занятиях учителя-дефектолога, воспитателя, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строиться так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.
Характеристика воспитанника
Воспитанник 4лет. Контактен, настроение переменчивое от уравновешенного до вспышек агрессии сопровождающихся громким плачем. Очень возбудим и эмоционален.
Темп деятельности неравномерный. Объём устойчивой работоспособности кратковременный (5 -10мин). Внимание. Переключаемость характеризуется отвлекаемостью. Значительно снижены распределение внимания и его концентрация.
Мышление наглядно-действенное. Задания невербального характера выполняются ребёнком лучше, чем вербализированные задания. Диане не доступны простые классификации обобщения. Работа с простыми контурами затруднена. Задания на зрительно-двигательную координацию выполняет без учета величины, формы и цвета. Цвета не соотносит. Определение процессов памяти и восприятия затруднены из-за индивидуальных особенностей ребенка. Познавательная активность значительно снижена, истощаема, преобладает манипуляция с одними и теми же игрушками.
Общая координация движений снижена, мелкая моторика развита не достаточно. Понимание речи только на обиходно-бытовом уровне. Воспринимает простые побуждения и инструкции: возьми мяч. Объем воспринимаемых высказываний очень медленно расширяется, для этого необходимо многократное повторение. Пассивный словарь наполнен предметами ближайшего окружения и простейших действий. Активный словарь включает несколько слов и звукоподражаний: «мама», «ав-ав, «на», «ой». Голосовая активность при общении проявляется обычно в виде спонтанного повторения звукокоплексов: «ба-ба-ба», «бр».
•
Выбор программ, технологий, методических разработок и их комплексирование
№ | Раздел | Автор |
| Речевое развитие | Р.Д Тригер, Е.В Владимирова «Звуки речи , слова , предложения- что это?» 2000г Е.В Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» М;2001г Г.А. Тумакова «Ознакомление дошкольника со звучащим словом» М.1991г Т.А Ткаченко «Логопедическая тетрадь: «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа» Е.В Колесникова «От звука к букве» М;2001г. М.Ф Кузнецова, И.А Тихонова «Ступеньки к школе» М.Ф Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения»М;1997г. Р.Д Тригер «Подготовка к обучению грамоте» 2000г З.Е Агранович «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям»СПб;2002г. С.Н Сазонова «Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи»М;2003г. Т.А Ткаченко «Формирование лексико-грамматических представлений»М;2001г. Т.А Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит»СПб;2000г.. Н.В Нищева «Система коррекционной работы»СПб;2001г. Н.В Новотворцева «Развитие речи детей» Н.Н Ефименкова «Формирование речи у дошкольников»М;1981г. Р.И Лалаева, Н.В Серебрякова «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников»СПб;1999г. Г.С Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи» В.И Селивёрстов « Игры в логопедической работе с детьми»М;1981г.. В.В Волина « Занимательное азбуковедение»М;1991г. И.С Лопухина «Логопедия.550 занимательных упражнений для развития речи»М;1995г. А.В Ястребова, О.И Лазаренко «Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи»
|
| Познавательное развитие | • И.А. Морозова, М.А. Пушкарева «Развитие элементарных математических представлений» • Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников 6-7 лет» • В.П. Новикова «Математика в детском саду» • Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз – ступенька, два – ступенька…» • «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. • Л. С. Метлина «Математика в детском саду» • Л.А. Венгер «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию» О.А. Жукова «Цвет.Форма.Размер» |
| Психические процессы | • Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой • Е.А. Стребелева «Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии» • Н.Н. Васильева, Н.В. Новотворцева «Развивающие игры для дошкольников» • Н.Д. Шматко «Дети с отклонениями в развитии» Л.Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников» |
Форма организации занятий – индивидуальная на дому. с привлечением воспитателя и узких специалистов.(педагога-психолога и учителя –логопеда). Занятие проходят 1 раз в 2 недели. Длительность занятия 20 минут.
Тематическое планирование занятий с ребенком - инвалидом Туробян Дианой
на 2018-2019 учебный год
№ | Тема и цель коррекционной работы | Кол-во занятий | Дата Виды деятельности. Конструирование или изобразительная деятельность. | Подготовка артикуляционной базы. | |
1. | Игры с мячом, машинами. Цели: - развивать слуховое внимание, память, логическое мышление детей; - развивать мелкую и общую моторику, координацию движений; - учить выполнять простую одноступенчатую инструкцию.
| 2 | Развитие высших психических функций (внимания (в том числе слухового), памяти, логического мышления). Д/и «Сделай как я», «Отгадай, что звучит», «Передвижной зоопарк», игры с вкладышами. | Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. | |
2 | Фрукты. Цели: - уточнить названия фруктов, цвет, форму, вкусовые качества; - познакомить с названием цвета красный; - познакомить с геометрической формой круг; - ввести понятия большой-маленький, познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слова (пассивно); - воспитывать слуховое внимание; - развивать мелкую и артикуляционную моторику. | 2 | Развитие слухового внимания (научить вслушиваться в речь взрослого). Д/и «Чудесный мешочек», «Соберем фрукты в саду», «Магазин». Формирование навыков раскатывания пластилина круговыми движениями. Лепка «Яблоко». Закрепление формы и цвета яблока. Уточнение понятия один-много. Обучение навыкам наклеивания предметов. Обучение вслушиваться в речь взрослого, сопровождающую действия ребенка. Аппликация «Яблоки». | Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. | |
3 | Овощи. Цели: - уточнить названия овощей, цвет, форму, вкусовые качества; - познакомить с названием цвета желтый; - закрепить (пассивно) название геометрической формы круг; - закрепить понятия большой-маленький, продолжать знакомить с уменьшительно-ласкательной формой слова (пассивно); - познакомить с понятиями середина, верх, низ листа (бумаги); - воспитывать слуховое внимание; - развивать мелкую и артикуляционную моторику | 2 | Развитие слухового внимания (научить вслушиваться в речь взрослого). Д/и «Чудесный мешочек», «Соберем овощи в огороде», «Магазин». Формирование навыков рисования длинных горизонтальных линий, не отрывая кисть от бумаги. Рисование красками «Грядки на огороде». Расширение пассивного словаря. Знакомство с формой и цветом репки. Знакомство со сказкой «Репка». Закрепление навыков раскатывания пластилина круговыми движениями. Лепка «Репка». | Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. | |
4 | Одежда. Цели: - познакомить с одеждой для девочки и мальчика, ее названием, деталями; - ввести понятия короткий-длинный (пассивно), закрепить понятия большой и маленький; - познакомить с цветом и рисунком ткани; - познакомить с названием цветов синий и зеленый; - познакомить с геометрической формой квадрат; - воспитывать слуховое внимание; - развивать мелкую и артикуляционную моторику. | 2 | Развитие слухового внимания (научить вслушиваться в речь взрослого). Знакомство с предметами одежды для девочки и мальчика. Рассматривание предметов одежды, уточнение их назначения. Д/и «»Уложим куклу спать», «Кукла проснулась», «Большая стирка», «Разбери и собери матрешку». Обучение навыку последовательно раскладывать и наклеивать в определенном порядке квадраты (синего цвета) на полоску бумаги. Аппликация «Узор на шарфике». Воспитание умения во время рисования вникать в содержание речи логопеда и действовать в соответствии с его инструкцией. Закрепление умения рисовать прямые горизонтальные линии (зеленого цвета), не отрывая кисть от бумаги. Рисование узора «Юбка в полоску». | Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. | |
5 | Игрушки (машина, шары, кукла). Цели: - расширить словарь по теме «Игрушки»: познакомить с шарами, куклой и машиной; - обобщить предметы, ввести в пассив обобщение «Игрушки»; - закрепить (пассивно) название геометрической формы круг; - закрепить понятия большой-маленький; - развивать слуховое внимание, память, логическое мышление детей; - развивать мелкую и общую моторику, координацию движений. | 2 | Знакомство с названием игрушек. Обобщение. Д/и «Поиграем», «Магазин игрушек». Обучение во время рисования вслушиваться в речь логопеда, сопровождающую действия ребенка. Обучение рисованию предметов округлой формы, не отрывая карандаш от бумаги. Уточнение понимания основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый). Рисование карандашами «Разноцветные шарики с ниточками». Воспитание умения слушать литературную речь и понимать ее содержание. Чтение стихов А.Барто из цикла «Игрушки». Обучение составлять целое из двух частей, разрезанных по вертикали. Складывание разрезных картинок из 2-х частей «Машинка», «Шарик». | Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере неречевых звуков (Комп. игра «Учимся говорить правильно»). Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере неречевых звуков (Комп. игра «Учимся говорить правильно»). | |
6 | Чайная посуда. Цели: - познакомить с названием посуды, ее цветом, формой, назначением; - закрепить понятие большой-маленький, один-много, посуда; - познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слова: ложка-ложечка, чашка-чашечка, такрелка-тарелочка; - совершенствовать ориентировку в окружающем, понимание названий предметов и действий с ними (положи, поставь); - активизировать речь; - развивать слуховое внимание, память, логическое мышление детей; - развивать мелкую и общую моторику, координацию движений. | 2 | Знакомство с чайной посудой. Д/и «К кукле пришли гости», «Приготовим столы к чаю», «Угостим медведей чаем». Совершенствование навыка раскатывания куска пластилина ладонями в длину и свертывания его в кольцо. Обучение вслушиваться в речь логопеда, сопровождающую действия. Лепка «Баранка к чаю». Закрепление навыков работы с клеем. Закрепление названий цветов (белая чашка, красный и желтый кружчки). Уточнение понимания назначения чашки: из чашки пьют чай, молоко, компот, сок и т.д. Аппликация «Украсим чашку кружочками». Обучение вслушиваться в речь логопеда при выполнении задания: полоска вверху, полоска внизу. Закрепление умения рисовать линии всей кистью без отрыва. Усвоение обобщения: что можно пить из чашки. Рисование «Узор на чашке» (полоски желтая, красная). Обучение складыванию пирамидки. Закрепление названий цветов, словосочетаний одно кольцо, много колец, на столе нет ни одного). | Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере неречевых звуков (Комп. игра «Учимся говорить правильно»). Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере неречевых звуков (Комп. игра «Учимся говорить правильно»). Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере неречевых звуков (Комп. игра «Учимся говорить правильно»). | |
7 | Домашние птицы. Петушок с семьей. Цели: - познакомить с внешним видом, повадками птиц (клюют зерно, пищат, кукарекают, ходят, зовут); - уточнить и расширить представления об отдельных частях тела, их названиях; - активизировать речь; - уточнить понятия большой-маленький, один-много, желтый, круглый; - воспитывать умение слушать сказку; - сформировать умение действовать с предметами в соответствии со словами текста; - развивать слуховое внимание, память, логическое мышление детей; - развивать мелкую и общую моторику, координацию движений. | 2 | Знакомство с семьей петушка. Вызывание звукоподражаний «ко-ко-ко, пи-пи-пи, цып-цып-цып, ку-ка-ре-ку, клюю-клю» (тихо-громко). Д/и «Вышла купрочка гулять». Обучение ритмично прижимать ворс кисти к бумаге в разных направлениях вместе со словами «приложили –отняли». Рисование «Нарисуем курочке пёрышки». Настольный театр по сказке «Курочка Ряба». Побуждение ребенка показывать действия к сказке, опираясь на рассказ логопеда. Обучение скатывать шарики круговыми движениями пальцев. Лепка «Зернышки». Чтение стихотворения «Вышла курочка гулять». Обучение вслушиваться в речь взрослого, вызывание звукоподражания. Обучение строить забор из кирпичиков, плотно присоединяя одну деталь к другой (одни стоя, один лёжа). Конструирование «Птичий двор». | Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере неречевых звуков (Комп. игра «Учимся говорить правильно»). Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере неречевых звуков (Комп. игра «Учимся говорить правильно»). Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере неречевых звуков (Комп. игра «Учимся говорить правильно»). | |
8 | Кошка с котятами. Цели: - обратить внимание на внешний вид кошки, уточнить названия частей тела, познакомить с кличками; - познакомить с новыми словосочетаниями: шерсть пушистая, мягкая, теплая, серая (рыжая), хвост длинный, в лапках цап-царапки; - активизировать речь (тихо-громко); - развить ориентировку в окружающем; сформировать понимание предлогов на, за, под, около; - развивать слуховое внимание, память, логическое мышление детей; - развивать мелкую и общую моторику, координацию движений. | 2 | Знакомство с кошкой (игрушка), названием ее детеныша, действиями, которые может делать кошка. Звукоподражания: «мяу-мяу, кис-кис» (тихо-громко). Лепка «Зеленый мяч» (Расширение пассивного словаря по теме «Кошка любит играть с мячом»). Рисование красками «Коврик». Закрепление навыка рисования прямых линий в горизонтальном направлении. Обучение пониманию и точному выполнению словесной инструкции. Обучение складыванию картинки из двух частей. Складывание разрезной картинки «Мяч». Конструирование «Диван». Обучение постройке дивана из кубиков или кирпичиков. Закрепление названия строительного материала. Расширение пассивного словаря: диван, диванчик, что делает кошка на диване (лежит, сидит, спит). | Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере звукоподражаний (Комп. игра «Учимся говорить правильно»). Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере неречевых звуков (Комп. игра «Учимся говорить правильно»). Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере неречевых звуков (Комп. игра «Учимся говорить правильно»). | |
9 | Собака со щенятами. Цели: - познакомить с характерными признаками собаки, уточнить знания о некоторых частях тела, повадках, окраске, величине; назвать клички; - уточнить значение слов пушистая, мягкая шерсть; - расширить пассивный словарь (собака, собачка, дом, конура, будка, крыша и т.д.); - закрепить понятия большой-маленький, один- много; представления об уменьшительно-ласкательной форме слова; - активизировать речь; - развивать слуховое внимание, память, логическое мышление детей; - развивать мелкую и общую моторику, координацию движений. | Рассматривание игрушечной собаки, ее частей тела, обсуждение действий, которые может выполнять собака. Обучение строить из кубиков дом для собаки (конуру, будку). Закрепление названия строительных деталей и частей постройки (крыша, стена). Конструирование «Конура для собаки» Рассматривание картины «Собака со щенятами». Логопед рассказывает о собаке, затем о щенках, будке, миске. Затем ребенку задаются вопросы, привлекая к ответу (либо словами, либо действиями). Закрепление умения ритмично касаться бумаги ворсом кисти. Рисование «Коврик в клетку». | Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере звукоподражаний (Комп. игра «Учимся говорить правильно»). Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере звукоподражаний (Комп. игра «Учимся говорить правильно»). | ||
10 | Дикие животные. Заяц. Цели: - познакомить с характерными внешними признаками зайцев; рассказать о том, чем питается заяц летом, зимой; - уточнить понятия один-много зайцев, пушистый, длинный, короткий; - расширить словарь по теме: грызет кору, холодно зимой, теплая шубка, боится лисы, прыгает быстро; - упражнять в активной речи (ответы одним словом и словосочетанием, договаривание слов в стихотворении); - развивать слуховое внимание, память, логическое мышление детей; - развивать мелкую и общую моторику, координацию движений. | Рассматривание трех-четырех игрушечных зайцев, выполненных из разных материалов: резины, пластмассы, меха и др. При рассматривании каждого зайца следует подчеркивать, что это игрушка и с нею можно играть: катать, кормить, гулять, купать и т.д. Рассматривая внешний вид, больше всего уделить внимание длинным ушам, короткому хвосту, окраске. Чтение стихотворения А.Барто «Зайка». Лепка «Морковка». Совершенствование навыка раскатыванию пластилина в длину ладонями. Игра «Зайки белые сидят». Выполнение движений вместе со словами текста. Рассматривание картины «Зайцы». Рассматривание зайцев на картине, обсуждение того, как передвигаются зайцы, чем питаются. Аппликация «Заяц». Обучение наклеиванию предметов круглой формы, соединяя их в одну фигуру. Игра «Зайки белые сидят». Выполнение движений вместе со словами текста. | Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере звукоподражаний (Комп. игра «Учимся говорить правильно»). Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере звукоподражаний (Комп. игра «Учимся говорить правильно»). | ||
11 | Времена года. Зима. Цели: - познакомить со свойствами снега и льда (снего холодный, белый, тает в руке, в тепле превращается в воду; лед крепкий, прозрачный, тает в тепле); - уточнить понятия одна-много сосулек; - активизировать речь, усвоить слова и словосочетания большой-маленький, шар-шарик, мягкий-твердый, снеговик-снежная баба, вверху-внизу. | 2 | Рассматривание зимнего леса из компьютерной программы «Учимся говорить правильно». Прослушивание звуков зимнего леса. Рассказ логопеда о зимнем лесе. Лепка «Снежный ком». Закрепление умения рисовать предметы округлой формы. Рисование красками «Снеговик». Обучение умению скатывания пластилина в шары разной величины и соединять их. Лепка «Снеговик». Обучение правильно располагать готовые формы, наклеивать близко одну к другой. Аппликация «Снеговик» из двух готовый форм. | Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере звукоподражаний (Комп. Игра «Учимся говорить правильно»). Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере звукоподражаний (Комп. Игра «Учимся говорить правильно»). | |
12 | Деревья. Праздник ёлки. Цели: - познакомить с елкой, свойствами ее иголок: острые, колючие; - уточнить понятия одно-много (елок, иголок, веток); - закрепить понятия об уменьшительно-ласкательной форме слова; - усвоить понятие елка – дерево; - актуализировать умение отвечать на вопросы словом или словосочетанием. | 2 | Рассматривание натуральной елки или еловой ветки Вопросы для активизации речи ребенка: Где растет елка? Как назвать ласково елку? Сколько у елок веток? Чего много? Как называется это? И др. Аппликация «Ёлка».из двух треугольников. Закрепление навыков рисования кругов в сочетании с прямыми линиями на некотором расстоянии друг от друга. Рисование «Шары для елки». Обучение делать кольца из пластилина и соединять их друг с другом; вслушиваться в речь логопеда по ходу действия. Лепка «Цепочка из колечек (для елки)». Закрепление знаний о ёлке. Обучение правильно выкладывать елку из треугольников, ориентируясь на их величину: большой-поменьше-еще меньше, самый маленький треугольник. Выкладывание елки из треугольников. Складывание разрезной картинки «Ёлка». | Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере звукоподражаний и гласных звуково (Комп. Игра «Учимся говорить правильно»). Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере звукоподражаний и гласных звуков (Комп. Игра «Учимся говорить правильно»). | |
13 | Дикие животные. Лиса. Цели: - познакомить с характерными внешними признаками лисы; уточнить представления о частях тела; - уточнить понятия один-много; - обобщить: лиса – игрушка, с нею можно играть; - упражнять в активной речи (ответы одним словом и словосочетанием, договаривание слов в стихотворении); - развивать слуховое внимание, память, логическое мышление детей; - развивать мелкую и общую моторику, координацию движений. | 2 | Игра с игрушечной пушистой оранжевой лисой. Рассматривание и называние частей тела лисы. Показ настольного театра по сказке «Колобок». Побуждение к действиям с фигурками – персонажами сказки, рассказыванию сказки. | Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере звукоподражаний и гласных звуков (Комп. Игра «Учимся говорить правильно»). | |
14 | Кораблик. Цели: - познакомить с внешним видом кораблика, названием его частей (парус, палуба); - развивать слуховое внимание, память, логическое мышление детей; - развивать мелкую и общую моторику, координацию движений; - учить вслушиваться в речь взрослого и производить определенные действия в соответствии со словами. | 1 | Конструирование кораблика из бумаги. Рассматривание кораблика и называние его частей. Рисование «Волны». Д/и «Кораблик плывет» (используются нарисованные волны и сконструированный кораблик). | Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере звукоподражаний и гласных звуков (Комп. Игра «Учимся говорить правильно»). | |
15 | Промежуточная диагностика. | 1 | |||
16 | Одежда. Цели: - познакомить с одеждой для девочки и мальчика, ее названием, деталями; - ввести понятия короткий-длинный (пассивно), закрепить понятия большой и маленький; - познакомить с цветом и рисунком ткани; - закрепить названия цветов синий и зеленый; - познакомить с геометрической формой квадрат; - воспитывать слуховое внимание; - развивать мелкую и артикуляционную моторику. | 2 | Обучение собирать и разбирать матрешку в определенной последовательности. Уточнение названия одежды матрешки: платок, сарафан, кофта, фартук. Расширение пассивного словаря: большая, поменьше, еще меньше, маленькая, самая маленькая. Аппликация «Матрешка». | Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере звукоподражаний и гласных звуков (Комп. Игра «Учимся говорить правильно»). | |
17 | Повторение темы «Фрукты». Цели: - вспомнить и закрепить названия фруктов, цвет, форму, вкусовые качества; - закрепить название цвета красный; - закрепить название геометрической формы круг; - закрепить понятия большой-маленький; - уточнить и закрепить названия строительного материала (кирпич, кубик); - воспитывать слуховое внимание; - развивать мелкую и артикуляционную моторику. | 2 | Развитие слухового внимания (научить вслушиваться в речь взрослого). Д/и «Чудесный мешочек», «Соберем фрукты в саду», «Магазин». Рисование «Забор в саду». Лепка «Фрукты: яблоко, слива, лимон». Конструирование «Ворота и забор для сада». Складывание разрезной картинки «Яблоко». Обучение составлять целое из двух частей (горизонтальный разрез). | Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере звукоподражаний и гласных звуков (Комп. Игра «Учимся говорить правильно»). | |
18 | Дикие животные. Медведь. Цели: - познакомить с внешними признаками медведя; - ввести новые слова косолапый, неуклюжий, толстые лапы, ходит-переваливается; - активизировать речь; - сформировать представление об игрушечном медведе: с ним можно играть, катать его, кормить, укладывать в кровать, сажать на стул; - уточнить понятия один-много, три медведя, коричневый; название действии: мну, катаю, нажимаю; - познакомить с названием детеныша животного – медвежонок. | 2 | Слушание сказки «Три медведя». Развитие мышления: «Почему у мишутки маленькие стул, кровать, миска?» Лепка «Лепёшка для медвежонка». Закрепление умения в лепке предметов округлой формы и лепешек. Аппликация «Миска для медвежонка». Обучение умению располагать рисунок по краю круга. | Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере звукоподражаний и гласных звуков (Комп. Игра «Учимся говорить правильно»). | |
19 | Наша мама. Мамин праздник. Цели: - сформировать понятие о Празднике для мам; - активизировать речь. | 2 | Обведение рисунка «Цветы в вазе». Формирование графо-моторных навыков. Аппликация «Тюльпан». Обучение умению располагать аппликацию в центре листа. Закрепление названий цветов. | Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере звукоподражаний и гласных звуков (Комп. Игра «Учимся говорить правильно»). | |
20 | Весна. Потекла вода. Кораблик. Цели: - обратить внимание на характерные признаки весны: тает снег, бегут ручьи, лед плывет, проталины, дети пускают кораблики; - уточнить понятия много-мало снега, воды; - ввести уменьшительно-ласкательные слова снежок, лужок, водичка; - побудить к самостоятельным высказываниям. | 2 | Рассматривание картины «Весна». Обучение показыванию характерных признаков весны на картинке. Конструирование «Корабль». Обучение строительству корабля из строительного материала. Аппликация «Лодочка с парусом». Обучение правильно располагать на бумаге готовые детали, присоединяя их одну к другой: лодка-внизу, парус – вверху. Рисование «Солнышко». Закрепление умения рисовать округлые формы в сочетании с прямыми линиями. | Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере звукоподражаний и гласных звуков (Комп. Игра «Учимся говорить правильно»). | |
21 | Повторение темы «Домашние животные». Корова с теленком. Цели: - рассмотреть признаки коровы; - познакомить с новыми словами рога, бодаться, копыта; - уточнить знание частей тела животного; - познакомить с обобщением: корова дает молоко; - упражнять в односложных ответах. | 2 | Рассматривание игрушечной коровы. Ознакомление с частями тела коровы и ее окраской. Знакомство с потешкой «Рано-рано поутру…». Конструирование «Загон для коров». Обучение строить забор из кирпичиков, располагая их «стоя» на равном расстоянии друг от друга. | Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере звукоподражаний и гласных звуков (Комп. Игра «Учимся говорить правильно»). | |
22 | Повторение темы «Домашние животные». Лошадь с жеребенком. Цели: - рассмотреть признаки лошади; - познакомить с новыми словами грива, морда, копыта, гладкая, блестящая шерсть; - уточнить знание частей тела животного; - познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слова лошадь (лошадка); - активизировать речь, звукоподражания; - упражнять в односложных ответах. | 2 | Рассматривание игрушечной коровы. Ознакомление с частями тела коровы и ее окраской. Рассматривание картины «Лошадь с жеребенком». Сравнение размеров частей тела лошади и жеребенка. Конструирование «Забор-загон». Закрепление умения строить забор. Уточнение, чем питается лошадь, как кричит, как цокает копытами, как стучит. | Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере звукоподражаний и гласных звуков (Комп. Игра «Учимся говорить правильно»). | |
23 | Повторение темы «Дикие животные». Цели: - закрепить названия диких животных – заяц, медведь , лиса; - повторить признаки знакомых диких животных; - активизировать речь. | 2 | Рисование «Лес». Рисование елового леса прямыми линиями. Обобщение: все дикие животные живут в лесу. Знакомство со сказкой «Теремок». Привлечение ребенка к действиям с игрушками по сюжету сказки и рассказыванию. Лепка «Угощение для зверей». Лепка моркови для зайца и шишки для белки. Закрепление умения лепить овальные формы. Аппликация «Зайчик». Закрепление умения наклеивать готовые круглые и овальные формы в определенной последовательности. | Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере звукоподражаний и гласных звуков (Комп. Игра «Учимся говорить правильно»). | |
24 | Транспорт. Легковые и грузовые машины. Цели: - познакомить с внешним видом и назначением легковых и грузовых автомашин; - уточнить название частей машин, их окраску, форму; - уточнить понятие один-много (машин, колес); - максимально активизировать речь (звукоподражания, ответы одним словом, словосочетанием, предложением); - закрепить умение вслушиваться в речь логопеда и производить определенные действия в соответствии со словами. | 2 | Конструирование «Машина грузовая». Обучение строительству грузовой машины из настольного материала. Д/и «Кого ты хочешь покатать» (использовать постройку). Рисование красками «Прицеп». Обучение умению риствать предмет , состоящий из нескольких знакомых фигур. Расширение словаря: прицеп, груз, песок, земля. Составление или сложение из геометрических фигур разрезной картинки «Машина», | Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере гласных и согласных звуков (Комп. Игра «Учимся говорить правильно»). | |
25 | Насекомые. Цели: - познакомить с внешним видом насекомых (муха, жук, пчела, комар, бабочка); - уточнить название частей тела насекомых, их окраску; - дать понятие о времени года (лето), когда водятся насекомые; - максимально активизировать речь (звукоподражания, ответы одним словом, словосочетанием, предложением); - закрепить умение вслушиваться в речь логопеда и производить определенные действия в соответствии со словами. | 2 | Рисование «Луг.Цветы.». Обучение расположению на листе нескольких изображений. Знакомство со сказкой К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха». Активизация речи ребенка. Составление разрезной картинки «Бабочка». Аппликация «Бабочка». Закрепление умения раскладывать и наклеивать детали. | Дыхательная гимнастика. Элементы артикуляционной гимнастики. Логомассаж. Развитие ФВ на примере гласных и согласных звуков (Комп. Игра «Учимся говорить правильно»). | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная программа дошкольного образования по реализации основной образовательной программы ДОУ в средней "А" группе компенсирующей направленности для детей от 3 до 5 лет на 2014-2015 у.г.
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в средней группе....
Адаптированная программа по реализации основной образовательной программы ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС на 2015-2016 учебный год
Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учрежденияна 2015-2016 учебный год в группах компенсирующей направленности детей от 3 до 7 л...
адаптированная программа обучения по программе "Радуга" для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата средняя группа
адаптированная программа обучения по программе "Радуга" для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата...
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Методологической основой адаптированной программы (далее по тексту – Программа) является развернутое комплексно – тематическое планирование, составленное по примерной основной общеобразовательной прог...
Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР 2017 – 2018 учебный год
Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР2017 – 2018 учебный ...
Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающихся по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы в условиях общеобразовательной школы.
В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллекту...
Рабочая программа по реализации адаптированной программы дошкольного образования (задержка психического развития) группы комбинированной направленности для детей от 4 до 5 лет.
laquo;Программа» обеспечивает образовательную деятельность в группах комбинированной направленности для детей с ЗПР с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных воз...