Проект "Знакомство детей средней группы с народной культурой и традициями"
методическая разработка (средняя группа)
В ходе реализации проекта стимулируем детей к определенным проблемам, предполагающих овладению знаниями. Дети самостотельно решают ряд проблем, и показывают практическое применение полученных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №39»
Познавательно - творческий проект
««Знакомство детей с народной культурой и традициями»
(средняя группа)
«Россия, Русь! Куда я не взгляну…
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.»
Н. Рубцов
Воспитатель:
Т.В. Черданцева
г. Усолье – Сибирское
2018г.
Информационная карта проекта
«Знакомство детей с народной культурой и традициями»
Вид проекта: | информационно-познавательный; групповой. |
Руководители проекта: | Черданцева Т.В., Коваленко И.А. |
Срок реализации проекта: | 3 недели, краткосрочный с 28.01.– 15.02. 2019 год. |
Участники проекта: | Дети 4-5 лет (средняя группа), воспитатели, родители. |
Проблема: | В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной культуре и ее традициям, а также к народной игрушке, к её истории, т.к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. И если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полного ознакомления с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. |
Актуальность | Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Культура русского народа способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Именно поэтому надо уделят особое внимание приобщению детей к истокам русской народной культуры: старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. |
Цель проекта: | Создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры, сформировать основы патриотического сознания посредством ознакомления с историей и культурой России, через потенциал русских народных произведений и художественных промыслов. |
Задачи проекта: | - вызвать у детей интерес, уважение к истории, культуре, языку русского народа; - познакомить детей с разными формами устного народного фольклора; - познакомить детей с особенностями народного быта; ¬ воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю; - расширять кругозор детей, словарный запас при знакомстве с русской избой и предметами быта, традициями русского народа; - развивать связную речь детей при описании предметов быта, составлении рассказов, загадок о праздниках, традициях, проведении экскурсии; - развивать выразительную сторону речи при рассказывании потешек, закличек, песен; - познакомить детей с разными видами народного творчества; - развивать художественно — творческие способности детей; - осуществлять комплексный подход к нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников. |
Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством | - заучивание потешек, прибауток, закличек; - использование пословиц, загадок, поговорок; - чтение художественной литературы; - использование русских народных песен и танцев; - проведение русских народных игр; - использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности; - применение игрушек и изделий народных промыслов; - разыгрывание сценок и эпизодов сказок; - рассказ о народных обычаях и традициях; - рассматривание иллюстраций, альбомов о русском быте; - беседы, вопросы, разъяснения. |
Прогнозируемый результат: | Для воспитанников: - знание детей о народных промыслах (дымковская игрушка), освоение техники рисования узоров; - обогащение и систематизирование знаний о старинных праздниках, традициях, фольклора; - формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы; - воспитание нравственного поведения у детей, что поможет сформировать у детей заботливое отношение к народной культуре и традициям русского народа. Для воспитателя: - создание предметно-развивающей среды по патриотическому воспитанию детей среднего возраста; - личностный профессиональный рост, самореализация педагога; Для родителей: - желание принимать участие в совместной деятельности по реализации проекта; - укрепление взаимоотношений между детьми, родителями и педагогами. |
Методическое обеспечение: | 1. О.Л. Князева, М.В. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре, 2016 г. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург. 2. А.Я. Ветохина «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, 2015г. «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 3. Л.С. Куприна «Знакомство детей с русским народным творчеством», 2001г. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург. 4. Л.А. Кондрыкинской «С чего начинается Родина?», 2003г. «ТЦ СФЕРА». 5. О.Е. Громова «Ознакомление дошкольников с социальным миром», 2012г. «ТЦ СФЕРА». 6. Г.П. Федотова «На золотом крыльце сидели», 2000г. «Детство-Пресс» Санкт-Петербург. |
Реализация проекта: | I этап - подготовительный Разработка проекта. 1. Подобрать литературу, иллюстрационный материал, материал для игровой деятельности детей для успешной реализации проекта. 2. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, ориентировать их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта 3. Создать необходимую базу для продуктивной и творческой деятельности детей. 4. Составить перспективный план мероприятий. II этап - основной Интеграция образовательных областей по проекту Социально-коммуникативное развитие: - сюжетно-ролевые игры; - коммуникативные игры; - ситуации; - беседы. «Познавательное развитие»: - беседы; -НОД; - экскурсия в городскую детскую библиотеку, краеведческий музей. «Развитие речи»: - составление описательных рассказов; - сочинение сказок, стихов и рассказов ; - речевые упражнения. «Игровая деятельность»: - дидактические игры; - игры-драматизации; - игровые упражнения; - развивающие игры; - строительные игры. «Художественно-эстетическое развитие»: - конструирование; - рисование; – лепка; - аппликация; - чтение художественной литературы; - слушание музыкальных произведений. «Физическая культура»: -физминутки; - народные игры; - подвижные игры. III этап - заключительный Анализ результатов проектной деятельности: |
Перспективное планирование познавательно – творческого проекта
«Знакомство детей с народной культурой и традициями»
Этапы работы | Содержание работы | Сроки |
I Подготовительный | - подбор наглядно-методической, познавательной и художественной литературы, иллюстрационного материала; - подбор материала для исследовательской и продуктивной деятельности, игрушек, мультфильмов и атрибутов для игровой деятельности; - разработка методических пособий, конспектов НОД; - ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта; - распределение заданий между участниками проекта; - опрос родителей «Что ваши дети знают о народной культуре и традициях?», «Посещаете ли Вы с детьми места, связанные с народным творчеством, русскими обычаями и промыслами?». | 21.01.-25.01. 2019 год |
II Практический (основной) с детьми Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие» | - просмотр видеоматериалов: «История возникновения русской народной культуры», «Что в имени твоем сказка?», «Панорама русских обычаев»; - НОД «Рассказ-беседа по ознакомлению с народными обычаями и традициями»; - НОД «При солнышке тепло, при матушки добро»; - НОД «Дымковские игрушки: откуда к нам пришли?» | 28.01.-15.02. 2019 год |
«Социально-коммуникативное» | - экскурсия в городскую детскую библиотеку «Знакомство с бытом русской избы»; - сюжетно-ролевые игры: «В гости к бабушки Арины»», «Уложим спать Катю в колыбельку», «Прокати нас лошадка на саночках»; - ситуации: «Как у бабушки Маруси…», «Вот Ванюшкина кроватка». Беседа: «Что такое сказка?», «Чудо-мастера Руси» - просмотр презентаций: - музей п. Мишелевка «Мастера и умельцы своего дела»; - «Хохлома»; - «Гжель». | |
«Речевое развитие» | - НОД «Прогулка по фольклорным дорожкам»; - составление описательного рассказа: «Эти мудрые сказки», «Русская народная игрушка»; - рассказы из личного опыта: «Как мы с мамой ездили в гости к бабушки в деревню»; - придумывание сказок и разных историй о сказочных героях (домашнее задание); - рассказы по открыткам; -пословицы, поговорки, загадки; - итоговое мероприятие «В гостях у сказки». | |
«Игровая деятельность» | - дидактические игры: «Нос, пол, потолок», «Быль или небылица», «Ждем гостей», «Узнай потешку», «Чудо узоры», «Угадай сказку»; - строительные игры: «Дом в деревни»; - игры-драматизации: русская народная сказка «Заюшкина избушка» на новый лад, потешки «Как петух в печи пироги печет», «Как у бабушки Варвары». | |
«Художественно- эстетическое развитие» | 1.Конструирование Разный вид конструктора, использование бросового материала (проволока, коробки и др.), «Лего»: - «Домик для собачки»; - «Строительство сказочных домов»; - «Наш деревенский дворик». 2.Рисование Использование различных технологий (штамп, наброс, кляксография): - «Дымковские игрушки»; - «Матрешек русский хоровод»; - «Волшебная ложка»; - «Ставеньки резные, окна расписные». 3.Лепка Составление узоров и изображений из пластилина и соленого теста): - «Угощение для матрешек»; - «Козленок»; - «Уточка» (дымковская игрушка); - «Домик». 4.Аппликация - «Фартук для бабушки»; - «Украшу я тарелочку цветами»; - заборчик для петушка «Солнышко и тучка»; - коллективная работа «Роспись кокошника». Чтение художественной литературы -Русские народные сказки: - «Лисичка сестричка и серый волк»; - «Заяц-хваста»; - «Три медведя»; - «Гуси-лебеди» и другие. Пословицы, поговорки, загадки, приметы, стихи и рассказы. 5.Музыка Слушание любимых мелодий «Гусельки»: - «На горе-то мак»; - «А я по лугу»; - «Светит месяц»; - «Во саду ли в огороде» и другие; Музыкально-литературный вечер «Во поле береза стояла»; Организация концерта для детей 2 младшей группы: чтение стихов, потешек, закличек, пение песен. | |
«Физическая культура» | 1.Утренняя гимнастика: - «Как котик в гости ходил»; - «Матрешки». 2.Подвижные игры: - «У медведя во бору»; - «Гуси-лебеди»; - «Совушка сова»; - «Колпачок»; - «Мыши водят хоровод». 3.Хороводые игры: - «Галя по садочку шла»; - «Ходит Васька серенький». 4.Ходьба по массажным дорожкам: «Веселый ручеек», «Нарядная фантазия». | |
«Познавательно-исследовательская деятельность» | 1. Рассматривание альбомов и иллюстраций: - «Матрешка – символ страны»; - «Народные промыслы»; - «Дымковские чудо игрушки»; - «Предметы русской избы»; - «Русская национальная одежда». 2.О чем рассказали фотографии?: - «Старый портрет»; - «На память платочек». 3.Игры – эксперименты (сравнение по величине, форме, цвету, дизайну, по количеству предметов). | |
С родителями | 1.Беседы с родителями о важности данной проблемы. 2.Привлечение родителей к пополнению материалов для центра «Народное творчество» в группе разнообразными экспонатами. 3.Привлечение к созданию библиотеки: - приобретение книг, поиски информации о истории возникновения русской народной культуры; - создание альбома «Любимый рецепт моей бабушки»; - изготовление альбома – пословицы и поговорки, загадки и приметы, стихи и рассказы по данной теме. 4.Экскурсия выходного дня в историко-краеведческий музей (исторический зал); 5.Выполнение домашнего задания с детьми: - сочинение рассказов и сказок; - совместная творческая работа «Мастерство рук творения»; - изготовление масок для драматизации сказок. 6.Предложить консультацию «Народная мудрость гласит» (пословицы), «Сказки читаем – речь развиваем!», «Знакомьте детей с народным фольклором». 7.Создание презентаций: «Праздники народного календаря», «Знакомство детей с народным фольклором». | |
III Заключительный | - представление презентации проекта для педагогов ДОУ и родителей; - представление центра в группе «Народное творчество» для детей других групп; - представление творческих работ детей «Красота дымки»; - выставка детско-родительского творчества «Мастерское рук творенье»; - выставка художественной библиотеки «В гостях у русской народной сказки., потешки, пестушки и песенки» - фотовыставка «Художественно-творческие способности детей при ознакомлении с народной культурой и традициями»; - демонстрация методического продукта, созданного в процессе деятельности проекта. | 14.02-15.02 2019 год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/15/picture-349517-1700051462.jpg)
Ознакомление детей подготовительной группы с народной культурой в национальных традициях
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования наци...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/26/picture-1179378-1572094885.jpg)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) во второй младшей группе. Тема «Народная культура и традиции» «Путешествие в прошлое вместе с кукл
Задачи:1. Образовательные:...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/21/picture-1262868-1597993078.jpg)
Конспект спортивного развлечения для средней группы. Тема: «Народная культура и традиции»
Цель: Закрепление полученных представлений по знакомству о культуре и традициях русского народа....
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/12/picture-1248283-1589280889.jpg)
Проект «Знакомство детей первой младшей группы с народной культурой и традициями»
Дата проведения: ноябрь 2021 года.Актуальность.Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.Насл...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/04/picture-600295-1641267373.jpg)
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/21/picture-1013265-1579606681.jpg)
Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста «Народная культура и традиции»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе. Тема &laq...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/16/picture-1530245-1723775999.jpg)
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что н...
- Мне нравится (1)