Презентация "Социально-коммуникативное развитие как фактор адаптации детей в ДОУ"
презентация к уроку (младшая группа)

Сусликова Лилия Николаевна

Презентация  "Социально-коммуникативное развитие как фактор адаптации детей в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_po_adaptatsii.ppt1.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ Поныровский детский сад «Ромашка» «Социально-коммуникативное развитие как фактор адаптации детей в ДОУ» Подготовила: воспитатель Сусликова Л.Н

Слайд 2

Стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально - коммуникативному развитию его воспитанников. Социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка. Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка через развитие социальной и коммуникативной сфер деятельности.

Слайд 3

Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном. Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социально-коммуникативное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

Слайд 4

Адаптация к детскому саду – сложный период, как для ребенка, так и для родителей и воспитателей. И поэтому для воспитателя важно разобраться, как ребенок воспринимает себя и свое окружение в детском саду. Для этого необходимо наладить взаимодействие с первых дней его пребывания. Поведение ребенка с проблемами адаптации чаще выражается в плаче, в нежелании реагировать на предложения воспитателя, бурно выражающий свой протест против новых условий криком, капризами, истериками. Такому ребенку необходимо будет уделить максимум внимания и заслужить его доверие и привязанность. Нужно дать ему почувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Побольше одобрять его и хвалить, постепенно, направляя к игре. Проигрывать с ребенком в эмоциональные игры, игры с предметами, с сюжетными игрушками, стимулировать его инициативу в общении. Воспитателю следует больше проявлять терпения.

Слайд 5

Трудности, возникшие у детей в период адаптации могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками и воспитателями. К сожалению, нередко процесс адаптации протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки. Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Слайд 6

Ведущим ключевым моментом является знакомство с группой в игровой форме. В организацию адаптационного периода можно включать элементы театрализованной деятельности: - показы настольного театра, - драматизации сказок, - инсценировки потешек.

Слайд 7

На протяжении всего адаптационного периода проводятся игровые занятия, основными задачами которых являются: преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; развитие речевой активности, восприятия, внимания; развитие общей и мелкой моторики, координации движений; развитие игровых умений и навыков. Такие как: «Уложим куклу спать», «Ох, красивый теремок – очень-очень он высок», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Купание куклы Кати», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки».

Слайд 8

Необходимо использование в работе приемов, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции малышей: - игры с песком и водой, - пальчиковые игры, - рисование фломастером, красками, - слушание спокойной музыки, - занятия смехотерапией.

Слайд 9

В основную часть занятия необходимо включать игры и упражнения, которые позволяют детям двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими. Завершать занятие играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению.

Слайд 10

Дети хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочным – игровым сюжетом. С помощью игр можно быстро переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топанье, подражание, таким образом, объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой. В течение дня важно использовать потешки, пестушки, колыбельные песенки, детские песенки. С помощью них малыши приобретают необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостное восприятие окружающего мира.

Слайд 11

Важную роль в облегчении адаптации играет предметно-развивающая среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние. Предметно - развивающая среда должна соответствовать таким характеристикам, как: - разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала); - оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка); - стабильность (материалы и пособия имели постоянное место); - доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы); - эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции); - зонирование (не пересекаются игровые и учебные зоны).

Слайд 12

Также, в процессе адаптации, приветствуется, когда дети приносят с собой из дома любимые игрушки. Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие "комнатки", в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой "домик". Необходим в группе спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголки следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в них.

Слайд 13

Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно- эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами - маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги. Умиротворяющее действуют на детей игры с песком, с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Слайд 14

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

Слайд 15

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться. Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких.

Слайд 16

Гибкий график посещения в период адаптации позволяет разработать индивидуальный режим дня для каждого ребенка. Так, дети с легкой адаптацией, как правило, приходят с утра, детей со средней или тяжелой адаптацией приглашают сначала на прогулку или во второй половине дня. Первые дни ребенок находится в группе с мамой, время его пребывания увеличивается постепенно, также постепенно новичка приучают к системе требований детского сада.

Слайд 17

В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку. При общении с семьями воспитанников должны учитываться типы семейных отношений. Родителей необходимо сделать своими союзниками в вопросах адаптации. Основными формами работы детского сада и семьи являются: - консультации; - анкетирование; - родительские собрания; - беседы; - выставки; - папки передвижки.

Слайд 18

Адаптационный период считается законченным, если: • Ребенок ест с аппетитом; • Быстро засыпает, вовремя просыпается; • Эмоционально общается с окружающими. • Играет.

Слайд 19

Любой воспитатель и родитель должны помнить, что основная ответственность за успешность адаптации лежит на них. Необходимо быть терпимым, не жалеть времени на эмоционально-личностное общение с ребенком. Воспитателю следует больше проявлять терпения, понимания, заботы и любви к своим воспитанникам. И тогда результат не заставит долго ждать.

Слайд 20

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»

Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп  раннего возраста и семьи:  взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...

Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей старшего дошкольного возраста при поступлении в ОУ

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в...

«Факторы адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению».

laquo;Факторы адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению»....

Доклад: "Социально-коммуникативное развитие как фактор адаптации детей в ДОУ"

quot;Социально-коммуникативное развитие как фактор адаптации детей в ДОУ"...

Культурно-досуговая деятельность, как фактор адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Детский дом – это государственны...

Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание...

Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.( презентация)

Взаимодействие с  родителями как успешный фактор  адаптации детей раннего возраста к условиям  дошкольной образовательной  организации.( презентация)...