Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей старшего дошкольного возраста при поступлении в ОУ
статья (подготовительная группа) на тему

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_roditelyami.docx34.83 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие с родителями

как успешный фактор адаптации

детей старшего дошкольного возраста при поступлении в ОУ»

В МБОУ «Прогимназия «51» г. Белгорода функционирует дошкольная группа уже давно, в которой пребывают дети в возрасте от 5,5 до 7 лет. И хотя дети приходят из других детских садов, которые привыкли к посещению и быту дошкольного учреждения, оказавшись в новых условиях, испытывают «стресс». Тот период, когда дети начинают посещать дошкольную группу, является для них адаптационным периодом – периодом знакомства с новыми помещениями и оборудованием, периодом выстраивания отношений со сверстниками и взрослыми, участвующими в педагогическом процессе. 

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.

От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие ребёнка и благополучное существование в учреждении и в семье. Всё это вместе взятое накладывает на нас, воспитателей и специалистов особую ответственность, чтобы этот период прошёл для ребёнка наименее безболезненно и закончился как можно быстрее. Поэтому вопрос адаптации детей для нас особенно актуален.

В подготовительной к школе группе работаю около 3 лет. С интересом наблюдаю за вновь поступившими ребятами и родителями в адаптационный период. Прихожу к выводу, что очень часто ни дети, ни родители (законные представители) не готовы к поступлению в учреждение такого типа. Ребенок переживает стрессовое состояние: у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции, напряженное состояние из-за комплекса воздействия, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. Если взрослые, как и педагоги, так и родители на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку, он гораздо быстрее адаптируется к новым условиям.

Работа с родителями в адаптационный период важная задача образовательной системы. В период адаптации детей к учреждению взаимодействие и преемственность между воспитателем и родителями актуальна. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие. Если в дошкольной группе и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, ребенку трудно в них сориентироваться, и он научится вести себя по-разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует.

Проблема адаптации детей насущна и актуальна, так как воспитатели испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей, считая своих детей взрослыми и «приученными к детскому саду». Считаю, что если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат ребенку защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в дошкольной группе и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей  и в будущем в школе. Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, определила выбор темы педагогического опыта.

Под адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды [1, с. 5]. Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности [1, с. 6].

По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме в старшем дошкольном возрасте составляет 1 месяц.

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:

а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;

б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.

Наиболее оптимальным является творческий стиль,  наименее оптимальным - избегающий [2, с. 187].

В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в общественные учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа), при вхождении в новый коллектив.

Изменения или нарушения в установленном порядке жизни человека незамедлительно сказываются на его поведении. Это объясняется тем, что жизненный опыт ребёнка невелик и приспособление к новым условиям представляет определённую трудность.

Резкое и значительное изменение в жизни ребёнка, например переход в детское учреждение, приводит к серьёзным нарушениям его поведения и развитию отрицательных реакций. У ребёнка может измениться целый ряд сложившихся привычек, перестроиться ранее сформированный стереотип в режиме сна, кормления, приёмах общения со взрослыми. Этот переход требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка данного возраста является трудной задачей. Процесс приспособления к новым условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро.

Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых.

Как видно из вышесказанного, главное для ребёнка - это взрослый. От того, как взрослые подойдут к ребенку в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.

На процесс адаптации ребенка влияют:

· достигнутый уровень психического и физического развития,

· состояние здоровья,

· степень закаленности,

· сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,

· личностные особенности самого малыша,

· уровень тревожности и личностные особенности родителей [3, с. 122].

Таким образом, под адаптацией понимают процесс приспособления. Период приспособления имеет важное значение для развития ребёнка.

Организуя процесс взаимодействия с родителями, исходим из следующего:

1. Взаимодействие организовано с учетом конституционных прав ребенка и интересов семьи (при условии неприкосновенности ее интимного мира).

2. Процесс взаимодействия целостный, управляемый, учитывающий в равной степени потребности семьи и МБОУ.

3.Методы взаимодействия носят личностно-ориентированный характер.

Цель работы по обеспечению успешной адаптации: повысить компетентность родителей, участвующих в процессе адаптации детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: помочь родителям подготовить ребёнка к посещению МБОУ; ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в МБОУ; активно вовлекать родителей в этот процесс, обучая их различным методам и приёмам работы с детьми; повысить уровень психологической культуры родителей; создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Безусловно, со временем ребёнок освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, будет ориентироваться в щколе. Кто-то с первого дня почувствует себя "как дома", а у кого-то неумение освоиться в новой ситуации приведет к нежеланию ходить в прогимназию, к конфликтам с детьми, воспитателями. Именно поэтому одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А уверенным малыш будет, если узнает и поймет, что за люди его окружают; в каком помещении он живет и т.д. Для формирования чувства уверенности в окружающем необходимо:

1) знакомство, сближение детей между собой;

2) знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;

3) знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);

4) знакомство с учреждением (кухня, медкабинет, библиотека, спортзал и др.);

5) знакомство с педагогами и персоналом школы [4, с. 95].

Знакомство с окружающим (помещением детского сада, персоналом, детьми из других групп) организуется в форме развивающих игр. Проведение таких игр требует от взрослого знания и четкого выполнения определенных правил. Познакомимся с этими правилами.

1. Первое, и самое важное, правило - добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызывать в ребёнке чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру. Для того чтобы игра действительно увлекала детей и лично затронула каждого из них, необходимо выполнять

2. Взрослый должен стать непосредственным участником игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает их в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой. В то же время взрослый организовывает и направляет игру. Таким образом, второе правило заключается в том, что взрослый совмещает две роли - участника и организатора. Причем совмещать эти роли взрослый должен и в дальнейшем.

3. Многократное повторение игр, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта. А чтобы при повторении игра не надоела, необходимо выполнять

4. Наглядный материал (определенные игрушки, различные предметы и т.д.) надо беречь, нельзя его превращать в обычный, всегда доступный. Во-первых, так он дольше сохранится, а во-вторых, этот материал долго останется для детей необычным. И последнее, но отнюдь не маловажное

5. Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа "Неверно, не так" или "Молодец, правильно" в данном случае не используются. Дайте ребенку возможность проявить, выразить себя, не загоняйте его в свои, даже самые лучшие, рамки. Он по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, помогите ему выразить все это! [5, с. 85-87]

Эти основные принципы организации и проведения игр-занятий определились в ходе практической работы и показали свою обоснованность и необходимость выполнения.

Необходимым условием для благоприятного протекания процесса адаптации детей старшего дошкольного возраста является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. Общение должно носить добровольный и доброжелательный характер. С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, работал, играл, делил радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче. [6, с. 42]. В своей работе я использую несколько форм общения:

1) Деловое общение (сотрудничество со взрослыми; поведение в обществе, способность принять общую цель; обсуждение результатов).

2) Познавательное общение с взрослыми (общение по поводу интересующих вопросов ребёнка). Если взрослый интересно, а главное доступно сможет обогатить представления ребёнка по интересующей его теме, он сможет стать для него не просто “источником знаний”, но и другом, что впоследствии сделает образовательный процесс для ребёнка желанным.

3) Личностное общение, в которое вступает ребёнок, чтобы обсудить свои проблемы, поделиться впечатлениями.

Поддерживая инициативу ребёнка в общении, мы создаем, прежде всего, условия для развития детской самостоятельности, побуждаем детей активно применять свои знания и умения, нацеливаем на поиск новых решений.

Психика ребенка устроена таким образом, что невозможно заставить его выполнять самые полезные упражнения, однако реализовать задачи физического развития можно через такие игры, ведь именно радость и эмоциональный подъем способствуют тому, что дети быстрее привыкают к новым для них условиям и помогает сосредоточить их внимание на активной двигательной деятельности. Кроме того, появляется возможность привлечь к игре замкнутых и застенчивых детей, помочь узнать их характер. В игре ребенок начинает доверять взрослым и детям, включается в решение все более и более трудных проблем и задач.

В дошкольном возрасте характер ведущей деятельности приобретает сюжетно-ролевая игра, в которой необходимо взаимодействие со сверстниками. В условиях семейного воспитания возможности общения со сверстниками у ребёнка довольно ограничены. В детском саду ребёнок постоянно находится в коллективе сверстников, общается и играет с ними, и это позитивно сказывается на его развитии. Кроме того, в детском саду регулярно проводятся развивающие занятия, формирующие у детей готовность к школьному обучению. Роль этих занятий особенно важна в связи с тем, что далеко не все родители уделяют достаточно внимания познавательному развитию ребёнка.

Итак, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, детский сад и ближайшее окружение. При переходе от другой социальной среды ребенок переживает кризис вхождения в новую социальную общность, процесс адаптации, растворение в ней детерминируется процессом индивидуализации и завершается интегрированием в социальную среду. Реализация игровых техник в работе с детьми облегчит адаптацию детей к новым социальным условиям, поможет им адекватно воспринимать себя и других людей.

Таким образом, можно выделить два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная уверенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода. Основными факторами поведенческой адаптации являются: эмоциональное состояние, коммуникабельность, дневной сон, аппетит.

Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

Содержание, цели и формы взаимодействия с семьёй находятся в зависимости от склонностей и интересов семьи и ребёнка и определяются характером участников взаимодействия. Сотрудничество предполагает:

• психологическую адаптацию родителей к учреждению, установление контакта родителей с педагогами данного учреждения,

• презентацию программы воспитания и обучения, раскрытие содержания, форм, способов работы с ребёнком данного возраста,

• роль родителей в процессе коррекции, обучения и воспитания, подчёркивание их значимости в данном процессе,

• изучение психологической атмосферы в семье, выявление причин, которые могут вызвать сложности при адаптации ребёнка,

• изучение интересов семьи,

• выяснение состояния здоровья малыша, изучение особенностей его развития,

• помощь родителям в понимании своего ребёнка,

• формирование коллектива родителей с учётом возраста их детей,

• коррекционную работу [7, с. 30-31].

Большое значение имеет контакт родителей с воспитателями и педагогическими работниками. Родители должны рассказать воспитателю об особенностях развития ребенка, о вредных привычках, о его сне, аппетите, любимом кушанье, любимой игрушке и т.д. Воспитатель ребенка должен стать другом и советчиком в семье. В период адаптации ребенок особенно нуждается в теплом, ласковом обращении с ним и дома и в школе.

Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты, где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники МБОУ анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям. Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста.

До приема детей в группу необходимо проводить родительское собрание, в котором принимают участие директор учреждения, психолог, логопед, педагогические работники, и конечно, воспитатели подготовительной к школе группы. Специалисты раскрывают особенности работы данного учреждения, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.

Для организации успешной адаптации детей старшего дошкольного возраста, воспитатели составляют план воспитательно-образовательной деятельности. При этом выбирают разнообразные направления работы:

 - для детей: развлечения, интересные дидактические игры, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества, КВНы, виктрины;

- для родителей: анкерование, консультации, памятки, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды), беседы с родителями, родительские собрания.

Анкетирование, беседы с воспитанниками констатируют уровень осведомленности и отношения детей к миру, который проявляется в широких познавательных интересах к окружающему, желании пробовать себя в различных видах деятельности, снижении тревожности и т.д.

Таким образом, следует считать, что выбранные направления работы по адаптации детей к посещению новой дошкольной группы с детьми, родителями являются успешными, а условия создаваемые – благополучными. Только при взаимодействии с родителями дети старшего дошкольного возраста успешно прошли период адаптации.

Формирование социально адаптированной личности имеет особое значение в современных условиях. Стремительные изменения во всех сферах жизнедеятельности требуют от современного человека широких познавательных возможностей, инициативности, самостоятельности, умения конструктивно действовать в разнообразных ситуациях, готовности к межкультурному взаимодействию.

Значительно влияет на успешность адаптации старших дошкольников положительное отношение родителей на происходящие мероприятия в дошкольной группе, стили воспитания детей в семье, а также профессионально-личностные качества педагогов.

За время работы в прогимназии рада видеть семьи, которые приводят своих младших детей. Это говорит о том, что деятельность учреждения высоко оценена со стороны родителей.

Переход детей в подготовительную группу – это ещё один период адаптации уже к своему новому статусу «самого старшего»  в детском саду и «самого младшего» в прогимназии. Мы помогаем детям понять это новое положение и на его основе вызываем у них стремление к решению новых более сложных задач – познания, общения, деятельности.

Этот учебный год для моих воспитанников последний в детском саду – их ждёт школа. Поэтому я теперь придерживаюсь следующего правила сотрудничества, если ребёнку трудно – не спешу на помощь, решая за него ту или иную задачу, а представляю ему возможность принять самостоятельное решение. Только в случае возникновения у ребёнка непреодолимых трудностей помогаю наводящим вопросом или советом. Так как развитие самостоятельности способствует освоению детьми умения ставить перед собой задачу, искать пути её решения в разных видах деятельности (создавать проект), то именно самостоятельность будет залогом успешного обучения в школе.

Безусловно, период адаптации у детей к новым условиям, которые периодически возникают на их жизненном пути, протекает у них по разному, но мы пытаемся сделать его лёгким и незаметным. Для этого у нас есть знания, опыт и любовь к «маленьким людям».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»

Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп  раннего возраста и семьи:  взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...

Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации

Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание...

Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.( презентация)

Взаимодействие с  родителями как успешный фактор  адаптации детей раннего возраста к условиям  дошкольной образовательной  организации.( презентация)...

СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня - в разрушении личности.Основой д...

План взаимодействия с родителями по теме «Развитие инициативности детей старшего дошкольного возраста» (2019-2020г.г.)

Педагоги и родители несут одинаковую ответственность в воспитании и обучении детей. Доверие и уважение между воспитателем и семьями воспитанников – основа полноценного развития личности каждого ...

План взаимодействия с родителями по теме «Развитие инициативности детей старшего дошкольного возраста» на 2022 – 2023 учебный год старшая группа (5-6 лет)

Направления работы:- распространение полезных педагогических знаний среди родителей;- оказание практической помощи семье в воспитании ребёнка;- активизация интереса семьи к вопросам развития инициатив...