Доклад: "Социально-коммуникативное развитие как фактор адаптации детей в ДОУ"
учебно-методический материал (младшая группа)
"Социально-коммуникативное развитие как фактор адаптации детей в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet_po_sots-kom._razv._2ml.gr_.2016g.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Поныровский детский сад «Ромашка»
Доклад
на тему:
«Социально-коммуникативное развитие как фактор адаптации детей в ДОУ»
Подготовила:
воспитатель
2 мл.гр. «Б»
Сусликова Л.Н.
п.Поныри 2016
Стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально - коммуникативному развитию детей.
Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социальной и коммуникативной сфер деятельности.
Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном.
Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социально-коммуникативное развитие ребёнка происходит под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.
Адаптация к детскому саду – сложный период, как для ребенка, так и для родителей и воспитателей. И поэтому для воспитателя важно разобраться, как ребенок воспринимает себя и свое окружение в детском саду. Для этого необходимо наладить взаимодействие с первых дней его пребывания. Поведение ребенка с проблемами адаптации чаще выражается в плаче, в нежелании реагировать на предложения воспитателя, бурно выражающий свой протест против новых условий криком, капризами, истериками. Такому ребенку необходимо уделять максимум внимания и заслужить его доверие и привязанность. Нужно дать ему почувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Побольше одобрять его и хвалить, постепенно, направляя к игре. Проигрывать с ребенком в эмоциональные игры, игры с предметами, с сюжетными игрушками, стимулировать его инициативу в общении. Воспитателю следует больше проявлять терпения.
Трудности, возникшие у детей в период адаптации могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками и воспитателями. К сожалению, нередко процесс адаптации протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки. Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям.
Ведущим ключевым моментом является знакомство с группой в игровой форме. В организацию адаптационного периода можно включать элементы театрализованной деятельности:
- показы настольного театра,
- драматизации сказок,
- инсценировки потешек.
На протяжении всего адаптационного периода проводятся игровые занятия, основными задачами которых являются:
- преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие речевой активности, восприятия, внимания;
- развитие общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых умений и навыков. Такие как: «Уложим куклу спать», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки».
Необходимо использование в работе приемов, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции малышей:
- игры с песком и водой, пальчиковые игры, рисование фломастером, красками,
- слушание спокойной музыки,
- занятия смехотерапией.
В основную часть занятия необходимо включать игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими. Завершать занятие играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению.
Дети хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочным – игровым сюжетом. С помощью игр можно быстро переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топанье, подражание, таким образом, объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой. В течение дня важно использовать потешки, пестушки, колыбельные песенки, детские песенки. С помощью них малыши приобретают необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостное восприятие окружающего мира.
Важную роль в облегчении адаптации играет предметно-развивающая среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние. Предметно - развивающая среда должна соответствовать таким характеристикам, как:
- разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала);
- оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);
- стабильность (материалы и пособия имели постоянное место);
- доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы);
- эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции);
- зонирование (не пересекаются игровые и учебные зоны).
Также, в процессе адаптации, приветствуется, когда дети приносят с собой из дома любимые игрушки. Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие "комнатки", в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой "домик". Необходим в группе спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголки следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в них.
Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Умиротворяющее действуют на детей игры с песком, с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться. Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких.
Гибкий график посещения в период адаптации позволяет разработать индивидуальный режим дня для каждого ребенка. Так, дети с легкой адаптацией, как правило, приходят с утра, детей со средней или тяжелой адаптацией приглашают сначала на прогулку или во второй половине дня. Первые дни ребенок находится в группе с мамой, время его пребывания увеличивается постепенно, также постепенно новичка приучают к системе требований детского сада.
В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку. Родителей необходимо сделать своими союзниками в вопросах адаптации. Основными формами работы детского сада и семьи являются:
- консультации;
- анкетирование;
- родительские собрания;
- беседы;
- выставки;
- папки передвижки.
Адаптационный период считается законченным, если:
• Ребенок ест с аппетитом;
• Быстро засыпает, вовремя просыпается;
• Эмоционально общается с окружающими.
• Играет.
Любой воспитатель и родитель должны помнить, что основная ответственность за успешность адаптации лежит на них. Необходимо быть терпимым, не жалеть времени на эмоционально-личностное общение с ребенком. Воспитателю следует больше проявлять терпения, понимания, заботы и любви к своим воспитанникам. И тогда результат не заставит долго ждать.
Литература:
- Венгер Л.А., Агаева Е.Л. , Бардина Р.И. и др. Психолог в детском саду. -http://dob.1september.ru/2003/05/11.htm
- Гринева И.А., Жомир М.Ю. Первый раз в детский сад. – Воронеж, 2007.
- Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. – М, 2008.
- Костяк Т. В. «Психологическая адаптация ребенка в детском саду». – М, 2008. – 176 с.
- Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»
Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп раннего возраста и семьи: взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...
Доклад "Социально коммуникативное развитие дошкольников в соответствии ФГОС ДО"
Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка.Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникац...
Доклад "Социальное - коммуникативное развитие детей с ОВЗ" с элементами практикума
Данный материал поможет педагогам осознать важность психолого - педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья....
Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей старшего дошкольного возраста при поступлении в ОУ
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в...
Презентация "Социально-коммуникативное развитие как фактор адаптации детей в ДОУ"
Презентация "Социально-коммуникативное развитие как фактор адаптации детей в ДОУ"...
Доклад " Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых".
Сегодня процесс самоопределения и профориентации начинается очень рано - ещё в дошкольном возрасте - через игру, через хобби, через дополнительное образование....
Культурно-досуговая деятельность, как фактор адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Детский дом – это государственны...