Доклад: "Социально-коммуникативное развитие как фактор адаптации детей в ДОУ"
учебно-методический материал (младшая группа)

Сусликова Лилия Николаевна

"Социально-коммуникативное развитие как фактор адаптации детей в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovet_po_sots-kom._razv._2ml.gr_.2016g.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Поныровский детский сад «Ромашка»

Доклад

на тему:

«Социально-коммуникативное развитие как фактор адаптации детей в ДОУ»

Подготовила:

воспитатель

2 мл.гр. «Б»

Сусликова Л.Н.

п.Поныри  2016

      Стандарт дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально - коммуникативному развитию детей.

      Одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социальной и коммуникативной сфер деятельности.  

      Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях – физиологическом, психологическом, социальном.

      Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социально-коммуникативное развитие ребёнка происходит под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь детям в обретении собственного опыта.

      Адаптация к детскому саду – сложный период, как для ребенка, так и для родителей и воспитателей. И поэтому для воспитателя важно разобраться, как ребенок воспринимает себя и свое окружение в детском саду. Для этого необходимо наладить взаимодействие с первых дней его пребывания.          Поведение ребенка с проблемами адаптации чаще выражается в плаче, в нежелании реагировать на предложения воспитателя, бурно выражающий свой протест против новых условий криком, капризами, истериками. Такому ребенку необходимо уделять максимум внимания и заслужить его доверие и привязанность. Нужно дать ему почувствовать, что его понимают и принимают таким, какой он есть. Побольше одобрять его и хвалить, постепенно, направляя к игре. Проигрывать с ребенком в эмоциональные игры, игры с предметами, с сюжетными игрушками, стимулировать его инициативу в общении. Воспитателю следует больше проявлять терпения.      

      Трудности,  возникшие  у детей в период адаптации могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками и воспитателями. К сожалению, нередко процесс адаптации протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки. Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям.

      Ведущим ключевым моментом является знакомство с группой в игровой форме. В  организацию адаптационного  периода  можно включать элементы театрализованной деятельности:  

     - показы настольного театра,  

     - драматизации сказок,  

     - инсценировки  потешек.

      На протяжении всего адаптационного периода проводятся игровые занятия, основными задачами которых являются:

      - преодоление стрессовых состояний у детей, эмоционального и мышечного напряжения;

      - снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

      - развитие речевой активности, восприятия, внимания;

      - развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

      - развитие игровых умений и навыков. Такие как: «Уложим куклу спать», «Чаепитие», «Устроим кукле комнату», «Мы встречаем гостей», «Встреча с доктором Айболитом», «Рассмешим наши игрушки».

      Необходимо использование в работе приемов, которые позволяют затормаживать отрицательные эмоции малышей:

      - игры с песком и водой, пальчиковые игры, рисование фломастером, красками,

     - слушание спокойной музыки,

     - занятия смехотерапией.

      В основную часть занятия необходимо включать игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими. Завершать занятие играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению.

      Дети  хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочным – игровым сюжетом. С помощью игр можно быстро переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топанье, подражание, таким образом, объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой. В течение дня важно использовать потешки, пестушки, колыбельные песенки, детские песенки. С помощью них малыши приобретают необходимые знания, дающие уверенность в своих силах, тепло, ласку, любовь, радостное восприятие окружающего мира.

      Важную роль в облегчении адаптации играет предметно-развивающая среда в группе, которая способствует снижению стресса у детей, обеспечивает их комфортное состояние. Предметно - развивающая среда должна соответствовать таким характеристикам, как:

      - разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала);

      - оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);

      - стабильность (материалы и пособия имели постоянное место);

      - доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы);

      - эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции);

      - зонирование (не пересекаются игровые и учебные зоны).

      Также, в процессе адаптации, приветствуется, когда дети приносят с собой из дома любимые игрушки. Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие "комнатки", в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой "домик". Необходим в группе спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголки следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в них.

      Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Умиротворяющее действуют на детей игры с песком, с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

      В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п. Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке. Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться. Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких.

      Гибкий график посещения в период адаптации позволяет разработать индивидуальный режим дня для каждого ребенка. Так, дети с легкой адаптацией, как правило, приходят с утра, детей со средней или тяжелой адаптацией приглашают сначала на прогулку или во второй половине дня. Первые дни ребенок находится в группе с мамой, время его пребывания увеличивается постепенно, также постепенно новичка приучают к системе требований детского сада.

      В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку. Родителей необходимо сделать своими союзниками в вопросах адаптации. Основными формами работы детского сада и семьи являются:

      - консультации;

      - анкетирование;

      - родительские собрания;

      - беседы;

      - выставки;  

      - папки передвижки.

Адаптационный период считается законченным, если:

• Ребенок ест с аппетитом;

• Быстро засыпает, вовремя просыпается;

• Эмоционально общается с окружающими.  

• Играет.

      Любой воспитатель и родитель должны помнить, что основная ответственность за успешность адаптации лежит на них. Необходимо быть терпимым, не жалеть времени на эмоционально-личностное общение с ребенком.  Воспитателю следует больше проявлять терпения, понимания, заботы и любви к своим воспитанникам. И тогда результат не заставит долго ждать.

Литература:

  1. Венгер Л.А., Агаева Е.Л. , Бардина Р.И. и др. Психолог в детском саду. -http://dob.1september.ru/2003/05/11.htm
  2. Гринева И.А., Жомир М.Ю. Первый раз в детский сад. – Воронеж, 2007.
  3. Ильина И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие. – М, 2008.
  4. Костяк Т. В. «Психологическая адаптация ребенка в детском саду». – М, 2008. – 176 с.
  5. Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. — М.: Айрис-пресс, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»

Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп  раннего возраста и семьи:  взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...

Доклад "Социально коммуникативное развитие дошкольников в соответствии ФГОС ДО"

Социализация является важным условием гармоничного развития ребенка.Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми.  Через коммуникац...

Доклад "Социальное - коммуникативное развитие детей с ОВЗ" с элементами практикума

Данный материал поможет педагогам осознать важность психолого - педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей старшего дошкольного возраста при поступлении в ОУ

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в...

Презентация "Социально-коммуникативное развитие как фактор адаптации детей в ДОУ"

Презентация  "Социально-коммуникативное развитие как фактор адаптации детей в ДОУ"...

Доклад " Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с профессиями взрослых".

Сегодня процесс самоопределения и профориентации начинается очень рано - ещё в дошкольном возрасте - через игру, через хобби, через дополнительное образование....

Культурно-досуговая деятельность, как фактор адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Среди категорий населения, нуждающихся в особой общественно-государственной заботе, особое место занимают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Детский дом – это государственны...