Использование элементов театрального тренинга для развития коммуникативных навыков дошкольников.
статья

Кочеткова Юлия Евгеньевна

Использование элементов театрального тренинга для развития коммуникативных навыков дошкольников.

Искусство театра, как известно, строится на процессе общения, взаимодействия актёров друг с другом и с публикой. Любой театральный тренинг – это, прежде всего, тренинг общения.  Тренинговые упражнения  являются для дошкольников игрой, где каждый ребёнок может проявить свою инициативу, представления, желания, фантазию, при этом, что очень важно, научиться согласовывать свои действия с действиями других участников тренинга, а также с определёнными правилами.

Обычно классический театральный тренинг состоит из комплекса упражнений по актёрскому мастерству: игры на развитие внимания, памяти, воображения, фантазии; этюды на развитие эмоций, действия с воображаемыми предметами, игры – пантомимы. А также – комплекса занятий по сценической речи: артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, работа над речью (чистоговорки, скороговорки).

Тренинг – это школа общения. А с чего оно начинается? Конечно, с внимания – к окружающему миру, к партнёру, к себе. Целесообразно, поэтому начинать занятия с упражнений на развитие внимания и наблюдательности.

Учить детей коммуникабельности и общению просто необходимо. Ведь жизнь в большом городе способствует сосредоточению на самом себе. Часто мы не видим и не чувствуем окружающих. Театр же – это всегда партнерство, существование в коллективе. Здесь можно  настроиться на другого человека, почувствовать его.

Занятия театральным тренингом способствуют гармоничному развитию ребенка. Ребёнок начинает прислушиваться к себе – чего ОН хочет, что ЕМУ нравится. Дети  учатся творчески мыслить, слушать и видеть себя, слушать и видеть другого. Другими словами, учатся сознательно относиться к жизни, к себе самому и к другим людям.

    В целом занятия способствуют гармонизации отношений ребёнка с окружающим миром, укреплению  здоровья воспитанников, развитию их творческого потенциала, эстетических способностей, сферы чувств, учат соучастию, сопереживанию, навыкам общения и коллективному творчеству, тренируют мыслительные процессы, а также помогают детям познать самих себя, преодолеть свои комплексы и страхи, зажатость и скованность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_teatralnogo_treninga.docx42.9 КБ

Предварительный просмотр:

Использование элементов театрального тренинга для развития коммуникативных навыков дошкольников.

Искусство театра, как известно, строится на процессе общения, взаимодействия актёров друг с другом и с публикой. Любой театральный тренинг – это, прежде всего, тренинг общения.  Тренинговые упражнения  являются для дошкольников игрой, где каждый ребёнок может проявить свою инициативу, представления, желания, фантазию, при этом, что очень важно, научиться согласовывать свои действия с действиями других участников тренинга, а также с определёнными правилами.

Обычно классический театральный тренинг состоит из комплекса упражнений по актёрскому мастерству: игры на развитие внимания, памяти, воображения, фантазии; этюды на развитие эмоций, действия с воображаемыми предметами, игры – пантомимы. А также – комплекса занятий по сценической речи: артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, работа над речью (чистоговорки, скороговорки).

Тренинг – это школа общения. А с чего оно начинается? Конечно, с внимания – к окружающему миру, к партнёру, к себе. Целесообразно, поэтому начинать занятия с упражнений на развитие внимания и наблюдательности.

Учить детей коммуникабельности и общению просто необходимо. Ведь жизнь в большом городе способствует сосредоточению на самом себе. Часто мы не видим и не чувствуем окружающих. Театр же – это всегда партнерство, существование в коллективе. Здесь можно  настроиться на другого человека, почувствовать его.

Занятия театральным тренингом способствуют гармоничному развитию ребенка. Ребёнок начинает прислушиваться к себе – чего ОН хочет, что ЕМУ нравится. Дети  учатся творчески мыслить, слушать и видеть себя, слушать и видеть другого. Другими словами, учатся сознательно относиться к жизни, к себе самому и к другим людям.

    В целом занятия способствуют гармонизации отношений ребёнка с окружающим миром, укреплению  здоровья воспитанников, развитию их творческого потенциала, эстетических способностей, сферы чувств, учат соучастию, сопереживанию, навыкам общения и коллективному творчеству, тренируют мыслительные процессы, а также помогают детям познать самих себя, преодолеть свои комплексы и страхи, зажатость и скованность.

Приложение

Упражнения на развитие внимания

Упражнение  «Самый внимательный»

 Упражнение  на  развитие  зрительного  внимания, памяти.

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

Упражнение  «Съедобное – несъедобное»

Упражнение  на  развитие  переключения  внимания .

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.

Упражнение «Кто как одет».

Упражнение  на  развитие  зрительного  внимания, памяти.

Один из участников встает на стул, а всем остальным предлагается внимательно осмотреть его. После этого осматриваемый выходит, а руководитель просит что-то описать на нем., например, сколько пуговиц на одежде. Во что одет. И т.д.

Упражнение «Поменяйтесь местами»

Упражнение на развитие внимания, согласованности действий.

Все участники сидят в кругу. По хлопку педагога они должны взглядом найти контакт с любым партнёром и бесшумно поменяться с ним местами.

Топ-хлоп.

Игра на развитие слухового внимания, памяти.
Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.
Если выражение верное, дети
хлопают, если не правильное - топают.

Примеры: "Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.


Вариации на тему топ-хлоп.

Называйте детям различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Они внимательно слушают и хлопают в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное.

В другой раз предложите, чтобы дети вставали каждый раз, когда услышат слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. дети хлопают в ладоши, когда слышат слова, обозначающие животных, и встают при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение.

Игра «Узнай по носу» 

Цель. Развивать внимание, наблюдательность. Водящий уходит за занавес. Участники игры поочередно, чуть приоткрывая занавес, показывают ему руку, ногу, волосы, нос и т. д. Если водящий узнает товарища сразу, то получает фант. Игра повторяется несколько раз, водящие меняются.

Игра «И я тоже!» 

Цель. Совершенствовать внимание, наблюдательность.

Педагог говорит, что он делает, а дети по сигналу громко отвечают: «И я тоже!»: Утром я встаю... (И я тоже!) Умываюсь... Чищу зубы... Надеваю чистую одежду... Завтракаю... Выхожу на улицу... Сажусь в грязную лужу...» Педагог. Кто это у нас поросенок, кто любит поваляться в лужах? Можно только пожалеть его мамочку. Давайте попробуем еще раз! Я люблю смотреть спектакль. (И я тоже!) Я в зале не разговариваю... Я самый аккуратный... Я на улице гуляю... Всех ребят я обижаю... Педагог. Это кто же здесь у нас такой смелый —обижает ребят? Ребят обижать нехорошо! Но думаю, что сейчас никто не ошибется. Я люблю веселую музыку... (И я тоже!) Я танцую вместе с друзьями... (И я тоже!) А теперь покажите, как вы умеете танцевать. Звучит музыка. Дети танцуют.

Упражнения на развитие воображения и фантазии

«Он какой»
Учитель называет предмет живой или неживой, а дети должны подобрать к этому предмету прилагательное (какой?):

Цыпленок - желтый, теплый, жареный, писклявый ….

Мячик - круглый, холодный, резиновый, кожаный, футбольный, грязный, и т. п…

Обычно вместе со словом дети передают из рук в руки мячик. Назвал слово - передай мяч, не назвал - держи и думай. Иногда мяч проходит два, три, четыре круга.

«Что произойдет, если ?..»

Умение правильно и полно отвечать на вопросы, видеть причинно-следственные связи является важнейшим условием творческого воображения. 

Детям предлагается пофантазировать на тему: Что произойдет, если…?. Задача ребенка - дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы:

 - Что произойдет, если дождь будет лить, не переставая?
- Что произойдет, если все животные начнут говорить?
- Что произойдет, если все горы вдруг станут сахарными?
- Что произойдет, если у тебя вырастут крылья?
- Что произойдет, если солнце не зайдет за горизонт?
- Что произойдет, если оживут все сказочные герои?
- Что произойдет, если люди смогут читать мысли друг друга?

Игра «Перевоплощение».

Игра проводится в кругу, сидя на стульях. Один из детей получил задание превратиться в старую лампу. Ребенок должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи ребенок должен сочинить рассказ о себе. Закончив свой рассказ, ребенок дает задание своему соседу.

Музыкальное дополнение: по ходу рассказа ребенок должен изображать на подручных предметах звуки, которые мог бы издавать предмет, в который он превратился.

Игры-пантомимы

Загадки – пантомимы:

              - в магазине (игрушек, овощном, мебельном) отгадать, какой товар нужен покупателю;

              - в зоопарке: отгадать, кто сидит в клетке;

              - отгадать профессию (по характерным движениям);

              - отгадать каким образом происходило путешествие (на лодке, самолетом, поездом);

              - отгадать настроение (по позе, выражению лица, походке);

              - отгадать какая на улице погода;

              - определить по походке прохожего (балерина, солдат, человек, которому жмут ботинки).

Показать как Коза (Баба Яга, Красная Шапочка и др.)

- смотрится в зеркало;

- пробует любимое блюдо;

- пробует нелюбимое блюдо;

- выслушивает комплимент;

- выслушивает замечание;

- садится на стул.

Показать (руками или пальцами):

             - Стой на месте!

             - До свидания.

             - Идем со мной!

             - Давай помиримся!

             - Я тебя люблю!

             - Я боюсь.

       5. Показать частями тела:

             - как твои плечи говорят: «Я горжусь»;

- как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»;

- как твой палец говорит: «Иди сюда!»

- как твои глаза говорят: «Нет!»;

- как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю печенье!»;

- как твое ухо говорит: «Я слышу птичку»;
- как твой нос говорит: «Мне не нравится».

Игра-пантомима «Мухи» 
Цель. Развивать пантомимические навыки и творческое воображение.
Детям предлагается внимательно прослушать стихотворение, затем педагог читает, а дети, не произнося ни слова, «показывают» стихотворение мимикой и жестами. Можно использовать музыкальное сопровождение.
На паркете в восемь пар мухи танцевали.
Увидали паука — в обморок упали. Ах!

Стихотворение разыгрывается несколько раз. (Можно менять музыку.)

Игра-пантомима «Жадный пес» 
Цель. Развивать пантомимические навыки. Педагог читает текст, дети имитируют движения по тексту:
Жадный пес —    Тесто замесил,
Дров принес.        Испек пирожок,
Печку затопил,   Сел в уголок
Воды наносил,     И съел его сам! AM!

 После каждой строки делайте паузу, чтобы дети успели импровизировать в движениях задания. Если есть затруднения, то вступайте в игру сами или наводящими вопросами помогите детям добиться более убедительной игры (Как тяжело нести дрова! Целая охапка в руках, под их тяжестью мы согнулись и т.д.)


Игра – пантомима «Если бы…….." 

Цель: Развивать пантомимические навыки 1. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это: — королевский трон, — аквариум с экзотическими рыбками, — костер, — куст цветущих роз. 2. Передать книгу друг другу так, как будто это: — кирпич, — кусок торта, — бомба, — фарфоровая статуэтка и т. д. 3. Взять со стола карандаш так, как будто это: — червяк, — горячая печёная картошка, — маленькая бусинка. 4. Пройти по линии, нарисованной мелом, как по канату. 5. Выполнять различные действия: — чистить картошку, — нанизывать бусы на нитку, — есть пирожное и т. д.


Игры с воображаемыми предметами

Задания на действия с воображаемыми предметами

Мыть руки, рисовать, намяты клубок, стирать платок, лепить пирожки, забивать гвоздь, нести ведро с водой или песком, подметать пол, есть яблоко,  вышивать, поливать цветы, играть на музыкальном инструменте, укачивать куклу и т.п. А также выполнять парные и коллективные упражнения: играть в мяч, тянуть канат, нести ведро, играть в снежки, бадминтон, передавать вазу с фруктами или поднос с посудой, искать иголку, бусинку или деталь маленькой машинки.

Игра с воображаемым объектом

Цель: формировать навыки работы с воображаемыми предметами;

• воспитывать гуманное отношение к животным.

Дети в кругу. Педагог складывает ладони перед собой: Ребята, посмотрите, у меня в руках маленький котенок. Он совсем слабый и беспомощный. Я каждому из вас дам его подержать, а вы его погладьте, приласкайте, только осторожно и скажите ему добрые слова.

Воспитатель передает воображаемого котенка. Наводящими вопросами помогает детям найти нужные слова и движения.

Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем

Цель. Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Ход игры. Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое—пятеро внучат», с другой стороны — остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где побывали? Что вы повидали?

Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!

Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумывают новую загадку. Если разгадка дана правильно, дети говорят верный ответ. После слов «Раз, два, три — догони!» бегут за черту, в свой дом. «Дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасительной линии. После двух загадок выбираются новые «дедушка» и «внучата».

В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол.

Превращение предмета

Цель: Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Ход игры:

Предмет кладется на стул в центре круга или передается по кругу от одного ребенка к другому. Каждый должен действовать с предметом по-своему, оправдывая его новое предназначение, чтобы была понятна суть превращения. Варианты превращения разных предметов:
а) карандаш или палочка — ключ, ложка, шприц, градусник, зубная щетка, кисточка для рисования, дудочка, расческа и т.д.;
б) маленький мячик — яблоко, ракушка, снежок, картошка, камень, ежик, цыпленок и т.д.;
в) записная книжка — зеркальце, фонарик, мыло, шоколадка.

Превращение комнаты

 Цель: Та же.

Ход игры:

 Дети распределяются на 2—3 группы, и каждая из них придумывает свой вариант превращения комнаты. Остальные дети по поведению участников превращения отгадывают, во что именно превращена комната.
Возможные варианты, предложенные детьми: магазин, театр, берег моря, поликлиника, зоопарк, замок Спящей красавицы, пещера дракона и т.д.

Превращения детей

Цель:  Та же.

Ход игры:

 По команде педагога дети превращаются в деревья, цветы, грибы, игрушки, бабочек, змей, лягушек, котят и т.д. Педагог может сам превратиться в злую волшебницу и превращать детей по своему желанию.

Упражнения для снятия мышечного напряжения

1. Дети стоят в кругу, закрыв глаза.

Задание: поздоровайтесь поочерёдно за обе руки, с одной и с другой стороны.

2. Дети ходят вокруг обруча.

Задание: на аккорд надо запрыгнуть в круг.

3. Дети стоят в кругу.

Задание: не перепутайте движение. На слово" земля" - руки вниз. На слово "вода"- руки перед собой. На слово" воздух"- руки вверх. На слово "огонь"- вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах.

4. Русская народная игра "Пень-колода".

Дети стоят в кругу, при помощи считалки выбирается ребёнок, которому завязывают глаза. Остальные идут под музыку вокруг него, при прекращении музыки все останавливаются. Ребёнок на ощупь должен узнать любого. Если не узнал, дети говорят: Пень- колода, пень - колода, Просидишь до нова года!

5. Русская народная игра "Капуста".

Дети стоят цепочкой, первый" накручивает "(закручивает)  эту цепочку детей. Потом последний закручивает всех на себя. При этом все говорят: "Ты завейся, ты завейся, золотой кочешок. Не женися, не женися, молодой женишок"

Игры на согласованность и координацию действий с партнёром

Хлопки по коленкам
 Цель: учить детей слаженно действовать в заданном ритме.
Дети сидят в кругу. Все кладут руки на свои коленки. Играющим предстоит хлопать ладонями по своим коленкам по очереди и в ритме, который задает ведущий, соблюдая при этом паузу между хлопками одного и другого игрока. Хлопки могут иметь разнообразный характер (по очереди: сначала правой, затем левой рукой; двумя руками одновременно; 2 хлопка правой рукой, один левой и т. д.)

«Встань на счет»
 Цель: учить детей согласовывать свои действия с действиями других детей, развивать внимание.

Педагог указывает рукой или глазами на одного из участников группы. Тот называет любую цифру от 1 до того числа, сколько участников присутствует на данной игре, включая взрослого. Предельное число определяют заранее, сосчитав всех членов группы. Каждый раз должно быстро встать, без всякой предварительной договоренности, ровно столько человек, какое число было названо.

«Тень»
Цель: развивать наблюдательность и умение согласовывать свои действия с действиями партнера.
Выбираются два участника. Остальные дети — зрители. Один ребенок—"путник", другой — его "тень". "Путник" идет, а за ним, на два шага сзади, идет второй ребенок, его "тень". "Путник" делает разные движения: поворачивается вправо, влево, наклоняется, приседает, останавливается и др. "Тень" старается точь в точь скопировать движения "путника".

Согласованные действия 

Цель: упражнять в согласовании своих действий с действиями партнера.
Дети разбиваются на пары. Им предлагается выполнять парные действия (например: перебрасывание воображаемого мяча, пилка дров, гребля, перемотка ниток, перетягивание каната, прыжки через скакалку) и при этом хором читать считалку, потешку, стихотворение. Побеждает та пара, которая не сбивается, делает движения смело и согласованно. Усложнение. В игре может участвовать и большее количество детей, например, при перетягивании каната, гребле на байдарке, игре в воображаемый мяч и др.

«Иголка и нитка»
Цель: совершенствовать навыки группового взаимодействия, ощутить свою принадлежность к группе.

Дети становятся друг за другом и берут за талию впереди стоящего. Ведущий (первый ребенок) — "иголка". Он бегает, меняя направление. Остальные двигаются за ним, стараясь не порвать "нитку".

 «Паровозики» 

Цель: развивать у детей навыки группового взаимодействия, вызвать положительное эмоциональное состояние.
Дети разбиваются на небольшие подгруппы по 2—3 человека. В каждой подгруппе дети становятся друг за другом, взявшись руками за талию впереди стоящего. Первый участник выполняет роль "паровозика" (у него завязаны глаза и руки вытянуты вперед). Второй или третий участник — "машинист". Задача "машиниста" — управлять паровозиком, избегать столкновений. Педагог выполняет роль "диспетчера", он задает ритм движения составов хлопками, убыстряя или замедляя их движение. Через определенное время по команде "диспетчера" паровозики останавливаются, и дети меняются местами.

«Дракон кусает свой хвост»

Цель: развивать навыки группового взаимодействия.

Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи (или за талию). Первый ребенок — "голова Дракона", последний — "хвост Дракона". "Голова Дракона" пытается поймать "хвост", а тот уворачивается от нее. В ходе игры ведущие меняются. В следующий раз "головой" становится тот ребенок, который изображал "хвост" и не дал себя поймать. Если же "Дракон" все таки его поймал, этот ребенок становится в середину. При проведении игры можно использовать музыкальное сопровождение.

Туристическая тропа

Цель: учить детей согласовывать свои движения с движениями других детей.

Дети становятся в затылок друг другу на небольшом расстоянии. Они идут змейкой по воображаемой тропинке: перешагивают воображаемые препятствия, перепрыгивают рвы; идут на носочках или на пяточках, чтобы не замочить ноги; идут медленным или быстрым шагом; идут высоко поднимая колени; наклоняются, подбирая камушек на дороге; подставляют лицо солнышку и т. д. Движения задает ведущий. По хлопку педагога ведущий становится последним, а его роль выполняет второй ребенок. В игре с малышами роль ведущего выполняет воспитатель. Можно использовать музыкальное сопровождение.

 «Мы ходим, ходим, ходим...» 
Цель: упражнять детей в согласованности действий, развивать внимание.

Дети врассыпную передвигаются по группе, произнося: "Мы ходим, ходим, ходим. Мы бродим, бродим, бродим." Через определенные отрезки времени педагог дает команды: "Копна" — все дети должны соединить руки над головой в центре круга. По команде "Кочка" — дети приседают, положив руки на голову. При команде "Тропинка" — выстраиваются по ходу движения друг за другом, опустив голову и положив руки на плечи впереди стоящего. Игра повторяется несколько раз. Последовательность команд меняется.

«Сделаем фигуру» 

Цель: развивать умение согласовывать свои действия с действиями членов группы, учить ориентироваться в пространстве.
Первый вариант. Дети врассыпную передвигаются по группе. По команде воспитателя ("Круг", "Квадрат", "Овал", "Прямоугольник", "Треугольник") игроки выстраиваются в виде заданной фигуры. После этого педагог исправляет ошибки. Можно ограничить время на построение фигуры, каждый раз сокращая его.
Второй вариант. Дети держат в руках стулья. По команде ведущего участники выстраивают стулья в виде фигуры.

«Сиамские близнецы»
Цель: совершенствовать навыки парного взаимодействия, развивать способность чувствовать и понимать намерения и действия партнера.

Дети делятся на пары (по желанию или с помощью игры). Педагог просит представить себе, что они приросли друг к другу боками, как сиамские близнецы. Для этого необходимо крепко обнять партнера за талию и вообразить, что у них только по одной руке на каждого и три ноги. Необходимо привыкнуть к такому положению. Например: походить, делая сначала шаг двумя "сросшимися" ногами, а потом единый шаг двумя "боковыми" ногами. Затем воспитатель просит "близнецов" сделать какое-либо действие, например, помыть руки, позавтракать и т. д.

«Поем песню вслух и про себя» 

Цель: учить детей синхронности действий (звучания). Участники договариваются, какую песню спеть хором. Выбирается песня, слова которой знают все игроки. По команде воспитателя (хлопку) все поют ее вслух. На следующий сигнал — все поют про себя. Звучит хлопок — и опять все поют вслух. Задача игроков добиться синхронности звучания хора.

«Удержи предмет» 

Цель: развивать способность к согласованности действий с партнером. Дети разбиваются на пары. Пары соревнуются друг с другом. Педагог предлагает удерживать листок бумаги лбами (надувной шар—животом и т. д.) без помощи рук, передвигаясь по групповой комнате. Побеждает та пара, которая более длительное время удерживает предмет.

«Истории из чудо-мешочка»

Цель: учить детей взаимодействовать, развивать навыки совместной творческой деятельности.

В руках у воспитателя мешочек. В нем находятся предметные картинки (или предметы повседневного пользования, мелкие игрушки). Дети, предварительно разбившись на пары, достают для себя предмет или картинку. Пара игроков находит укромное местечко и совместно придумывает небольшой рассказ, в котором были бы задействованы оба, порой не связанных между собой, предмета. Через определенное время дети собираются в круг, и каждая пара рассказывает свою историю. Отмечаются самые интересные истории.

Этюды на развитие эмоций

 

У каждого человека есть эмоции, которые проявляются в разных жизненных ситуациях по-разному. Дети не всегда адекватно выражают свои эмоции. Они могут научиться показывать их с помощью мимики или жестов. При этом достигается цель привлечения к себе внимания, а так же снижаются импульсивные эмоциональные реакции ребенка.

«Бабушка приехала»

Ваня живет в городе с мамой и папой. Каждое лето он ездит отдыхать в деревню к бабушке. Зимой, когда Ваня ходит в детский сад, он сильно скучает по бабушке и ждет, когда наступит лето.

Однажды вечером в квартире раздался звонок. «Кто бы это мог быть?» — подумал Ваня и побежал открывать дверь. Он распахнул ее и увидел свою бабушку, которая приехала из деревни. Это был настоящий сюрприз!

Ребенку предлагается изобразить лицо Вани в тот момент, когда он увидел бабушку: брови подняты вверх, глаза широко открыты.

«Игрушка-сюрприз»

Наверное, многие из вас видели игрушки-сюрпризы, которые сейчас очень популярны. Открываешь шкатулку, а из нее выпрыгивает веселый клоун; берешь в руки мороженое (ну совсем как настоящее!), а откусить не получается; распечатываешь пакет с орешками, а из него вылетает серпантин. Попробуйте вместе с ребенком изобразить лицо человека, впервые увидевшего такую игрушку.

Мимика: рот широко открыт, брови приподняты, руки подняты вверх.

 «Битва». Автор Чистякова М. И.

Ребенок играет роль Ивана-царевича, который борется с трехглавым Змеем Горынычем и побеждает его. Очень горд и рад Иван-царевич своей победе.

Выразительные движения: у исполнителя роли Змея Горыныча голова и кисти рук — это головы Змея. Они качаются, делают выпады в сторону Ивана-царевича, «нападают» и никнут по очереди (срубленные), поднимаются (вырастают новые), а Иван-царевич с большим усилием машет воображаемым мечом.

Поза и мимика: у победителя ноги слегка расставлены, голова чуть откинута, плечи расправлены, брови приподняты, на лице улыбка.

«Усталость»

Мальчик Петя весь день помогал своей бабушке поливать огород. И вот, когда все было полито, Петя почувствовал, как же он все-таки устал.

Выразительные движения: руки висят вдоль тела, плечи опущены, голова чуть-чуть опущена.

«Соленый чай». Автор Чистякова М.

Колина бабушка потеряла очки и потому не заметила, что в сахарницу вместо сахара насыпала соль. Коля захотел пить. Он налил себе в чашку чай и, «не гладя», положил в него две ложки сахару, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Выразительные движения: голова наклонена назад, глаза сощурены, брови нахмурены, нос сморщен, верхняя губа подтягивается к носу.

Упражнения на развитие речи

Упражнения со звуками

«Треугольник».

С предельно точной артикуляцией произносятся гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и».

«Я»

Участники становятся полукругом, одновременно прикладывают руку к груди, а затем, выбрасывают её вверх  с разворотом ладони к верху, произносят «я». Задача – послать звук вместе с рукой как можно дальше.

«Соединение гласной и согласной».

В этом упражнении важно чётко и одновременно быстро произнесение однотипных слогов. Сначала к одной согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т.д. Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы – бы»; буквосочетание с «и» произносится один раз и длинно.

 «Эхо».

Ученики разбиваются на две команды, становятся в разные концы комнаты. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у», первая повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука.

«Звуки».

БАП-БОП-БУП-БЭП-БЫП-БИП

ТАТ-ТОТ-ТУТ-ТЭТ-ТЫТ-ТИТ

МАМ-МОМ-МУМ-МЭМ-МЫМ-МИМ

ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКЫ-ПТКИ

ПДГА-ПДГО-ПДГУ-ДПГЭ-ПДГЫ-ПДГИ

В сценической речи используются чистоговорки. В них внимание обращается не на скорость произношения, а на чистоту и чёткость проговаривания.

«Переброс».

 Участники стоят в кругу. Ведущий, у которого в руках мячик, произносит первое слово чистоговорки и перебрасывает мячик другому игроку. Тот, в свою очередь произносит следующее слово, и перебрасывает мячик дальше.

Игры со скороговорками :

«испорченный телефон» -

играют две команды. Капитан каждой получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и последний представитель которой лучше и точнее произнесёт её в слух;

«змейка с воротцами» -

дети двигаются цепочкой за ведущим и проходят через воротики, образованные двумя последними детьми. Тот ребёнок, перед которым воротики захлопнулись, должен произнести любую скороговорку. Если он сделает это хорошо, воротики открываются, и игра продолжается, в противном случае ребёнок повторяет скороговорку;

«фраза по кругу» -

дети, сидя по кругу произносят одну и туже фразу или скороговорку с различной интонацией; цель – отработка интонации;

«главное слово» -

дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу (упражнение на развитие логики речи)

Источники:

1.Чурилова Э.Т., Методика и организация театральной деятельности

дошкольников и младших школьников. – М., 2001

2.http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=5020322

Актерский тренинг для детей: АСТ, Астрель; Москва; 2012

ISBN 978-5-17-069912-4, 978-5-271-30599-3

3.https://infourok.ru/sbornik-zanyatiy-po-scenicheskoy-rechi-i-akterskomu-masterstvu-1620199.html

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект-занятия тренинга развития коммуникативных навыков дошкольников (старше-подготовительная группа)

Цель: Формирование навыков позитивного, созидательного общения. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе общения. Учить употреблять в речи вежливые слова: “спасибо”, “пожалуйста”, “здрав...

Консультация для педагогов "Использование театрализованных игр, как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников".

В данной консультации раскрывается эффективность развития коммуникативных навыков старших дошкольников посредством театрализованных игр, а также рекомендации по включению театрализованных игр в учебны...

Использование метафорического инструмента в развитии коммуникативных навыков дошкольников

Метафорические карточки могут послужить вам помощником в развитии коммуникативных навыков дошкольников. Используя этот инструмент в своей работе вы сможете раскрыть потенциал каждого ребёнка, научитес...

Статья " Использование сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных навыков у старших дошкольников"

Статья " Использование сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных навыков у старших дошкольников"...

Мастер-класс ««Развитие коммуникативных навыков дошкольников с использованием платковых кукол»

Платковые куклы - яркие и зрелищные. Они могут стать не только украшением любой театральной постановки, игры, но и ярким сюрпризом любого занятия....

Научная статья "Использование логоритмики с элементами нейрогимнастики в развитии коммуникативных навыков дошкольников"

С самого раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных формах и объединениях  и с помощью коммуникативных с...

Театральная деятельность как средство развития коммуникативных навыков дошкольников

В статье рассматривается роль театрализованных игр в жизни ребенка, их влияние на развитие речи ребенка, приводится ряд игровых упражнений, направленных на выработку мимики и жестов, что является нача...