Использование метафорического инструмента в развитии коммуникативных навыков дошкольников
презентация к уроку (старшая группа)
Метафорические карточки могут послужить вам помощником в развитии коммуникативных навыков дошкольников. Используя этот инструмент в своей работе вы сможете раскрыть потенциал каждого ребёнка, научитесь соблюдать личные границы и взаимодействовать в команде. Представляю вашему вниманию опыт работы с карточками Т.О. Ушаковой "Роботы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_metaforicheskiy_instrument_i_kounikatsiya._roboty.docx | 96.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Использование метафорического инструмента в развитии коммуникативных навыков дошкольников»
Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников.
Задачи:
- формировать диалогическую и монологическую речь;
- формировать способность к эмпатии, умения выслушать собеседника;
- развивать умение сотрудничать.
Материалы: набор метафорических карт «Роботы» (черно- белые изображения), листы формата А4, ватман, клей- карандаш (по количеству участников), изобразительные материалы (карандаши, фломастеры, мелки).
Введение
О метафорических картах
Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины.
Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картин создает игру смыслов, обогащающуюся при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для клиента в настоящее время.
Изначально метафорические ассоциативные карты являются ПРОЕКТИВНОЙ методикой: важен не заложенный изначально психотерапевтом в эту картинку смысл, а душевный отклик каждого клиента на попавшуюся ему картинку.
ХОЗЯИН КАРТЫ - ХОЗЯИН ИСТОРИИ, автор рассказа об этой картинке.
В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные образы, или феномены, и в ответ на этот стимул (визуальный образ) каждый вынесет свое внутреннее содержание актуальных переживаний.
Метафорические ассоциативные карты являются уникальной проективной методикой для работы с различной проблематикой как индивидуально, так и в групповом режиме с широчайшим спектром применения, от психотерапии до семейной игры, от бизнеса до театра. Карты стимулируют творческий потенциал и коммуникацию, а также могут использоваться в качестве игры. Процесс обучения использования карт прост и доступен не только квалифицированным специалистам.
Применение метафорических карт в работе с дошкольниками.
Не каждый ребёнок придя на занятие может рассказать о своих чувствах и своем настроении, а выбрать из предложенных картинок ту, на которую похоже настроение или чувство ему становится проще и интересней. Не стоит с первого занятия давать подобные задания детям. На первом занятии ребёнку предлагается просто посмотреть карточки, подержать их в руках, разложить в любом порядке и только потом, когда ребёнок будет заинтересован приступать к работе. Заданий и занятий с карточками можно придумать множество как для индивидуальных, так и для групповых форм работы.
В работе с детьми может быть использована любая колода, но при условии выборочного предъявления карт.
В своей работея применяю следующие колоды карт«Разбуди своё воображение»,«Дерево», « Saga», «ECCO», «Из сундука прошлого», набор «Она», «Гномс» игра для развития эмоционального интеллекта.
Приёмы и техники работы
1.Составление историй, рассказов
- Рассказ в группе по кругу. Каждый последующий участник добавляет что-то своё, исходя из изображения на его карте.
- Составление индивидуальных историй из 3-х карт, выбранных в открытую или в слепую.
- Внесение изменения в привычный сюжет- «как измениться история, если вдруг…»
2. Создание картин социальной ситуации ребёнка
Выбратькарту, которая напоминает маму, папу и других членов семьи (для диагностики детско-родительских и семейных отношений.
- Дорисовка
Карта воспринимается как сюжет большой картины, которую предлагается дорисовать.
- Сопровождение изменений
Принятие новой роли, сформированная мотивация к изменениям- задачи, которые можно решить с помощью метафорических карт.
- каким я был;
- какой я сейчас;
- каким я хочу стать.
5. Представление проблемы с разных точек зрения
Техника «Очки». Она предполагает выбор карточки, символизирующей трудность. На эту трудность предлагается посмотреть глазами разных персонажей.
Это небольшая часть способов работы с метафорическими картами, соприкоснувшись с ними вы можете найти и другие способы их использования.
Так же карты могут быть использованы не только в работе с детьми, но и с родителями и педагогическим коллективом.
Ход мастер- класса
Пригласить для участия 4 человека.
- Этап настроя. Знакомство.
Упражнение «Я подарок» (участникам предлагается познакомиться, рассказав о себе).
- Этап индивидуальной разработки темы.
Объяснение работы: «Сейчас мы с вами превратимся в мастеров и будем собирать своих роботов. Как вы видите, на столе разложены различные части для роботов: головы, туловища, ноги (представлены чёрно- белые варианты для раскрашивания). Соберите, пожалуйста, робота, который будет похож на вас.»
После того, как все части выбраны, их нужно собрать воедино и приклеить на лист формата А4(использовать клей- карандаш).
Когда роботы собраны, участникам нужно их раскрасить.
Предлагается рассказать историю про своего робота, используя следующие вопросы (можно вывести их на слайд):
- Как вам работалось? Как вы собирали робота?
- Каков пол, возраст и предназначение вашего робота?
- Кто создал вашего робота?
- Где живёт робот? С кем?
- От чего он работает?
- Ломается ли он? Кто обслуживает этого робота?
- Какое отношение этот робот имеет к вам? Чем он похож на вас?
После того как история рассказана, участникам предлагается заселить своих роботов на одну планету (чистый ватман), создать «Планету Роботов».
На планете нужно отразить личную территорию каждого робота, где будут учтены все его потребности, а так же общую территорию, где ваши роботы будут встречаться.
Выполняя данную работу, участникам предстоит договариваться о расположении, границах и заполнении территории (обратить внимание на свои потребности и потребности окружающих).
Рассказ о планете и её территориях (как вам работалось? Расскажите о своих территориях? Кто где живет? Что расположено на общей территории? Как эта работа похожа на вашу жизнь?).
- Этап обратной связи и рефлексивного анализа.
Подведение итогов, рефлексия
Какие у вас ощущения от работы?
С какой мыслью для себя вы уходите?).
Конспект подготовила:
педагог- психолог
Шуткова Анна Анатольевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование метафорического инструмента в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
Данный материал расскажет вам как использовать метафорические карты ва работе с дошкольниками....
Использование элементов театрального тренинга для развития коммуникативных навыков дошкольников.
Использование элементов театрального тренинга для развития коммуникативных навыков дошкольников.Искусство театра, как известно, строится на процессе общения, взаимодействия актёров друг с другом и с п...
Мастер-класс ««Развитие коммуникативных навыков дошкольников с использованием платковых кукол»
Платковые куклы - яркие и зрелищные. Они могут стать не только украшением любой театральной постановки, игры, но и ярким сюрпризом любого занятия....
Научная статья "Использование логоритмики с элементами нейрогимнастики в развитии коммуникативных навыков дошкольников"
С самого раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных формах и объединениях и с помощью коммуникативных с...
Карточки PECS – эффективный инструмент для развития коммуникативных навыков и социальной адаптации детей с аутизмом.
Дети с аутизмом нуждаются в постоянной поддержке для эффективной адаптации в обществе. Главная проблема ребенка с такой патологией состоит в том, что в отличии от здоровых детей ему очень сложно общат...
Игры и Игрушки как Инструменты для Развития Коммуникативных Навыков у Детей с ОВЗ
Совершенствование коммуникативных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является важной задачей для их социализации и успешной адаптации в обществе. Статья "Использование И...
Использование социоигровой технологии для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста и дошкольников с ОВЗ. Социоигровая технология.
Использование социоигровой технологии для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста и дошкольников с ОВЗ. Социоигровая технология.Описание технологииОсновная идея социо-игровой техно...