«Песочный город»
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс педагогического мастерства
«Воспитатель года – 2019»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СНЕЖИНКА»
План-конспект педагогического мероприятия
с использованием педагогической песочницы
«Песочный город»
по познавательному развитию для детей старшей группы
Шевелева Светлана Григорьевна,
педагог-психолог первой квалификационной категории
МБДОУ «ДС «Снежинка»
2019
Тема: «Песочный город»
Тип занятия: интегрированное педагогическое мероприятие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Задачи приоритетной образовательной области:
Познавательное развитие: совершенствовать умение ориентироваться на плоскости; учить «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху-внизу, впереди-сзади, слева-справа), закреплять знания о геометрических фигурах, учить выкладывать из геометрических фигур различные силуэты.
Задачи образовательных областей в интеграции:
Социально-коммуникативное развитие: совершенствовать навыки коммуникативного общения, поддерживать интерес детей к дружбе и сотрудничеству. Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на проблемные ситуации, желание прийти на помощь.
Речевое развитие: активизировать и обогащать словарный запас, развивать мелкую моторику рук, учить излагать мысли понятно для окружающих.
Предпосылки учебной деятельности: формировать умение слушать и слышать, развитие умение дослушать до конца задание.
Методы и приемы:
- словесные: вопросы, объяснения, указания, художественное слово, речевые ситуации, рассказ воспитателя, рассказ ребенка, анализ деятельности.
- наглядные: показ ребенком способов действия, рассматривание карты города
- практические: выполнение детьми заданий, упражнений, дидактические игры
Материалы и оборудование: педагогическая песочница, индивидуальные песочницы-планшеты, игрушка красивой птицы, карта города, контейнеры с игрушками (фигурки людей, домики, деревья, дорожные знаки), геометрические фигуры, шаблон «Дом с этажами».
Время проведения: 1 половина дня, совместная деятельность педагога с детьми
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Предполагаемые результаты |
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) | ||
На экране картинка красивой птицы. Рассказывает детям, что эта чудесная птица - Песчинка прилетела из далекого необычного города Пескограда. Дома, деревья, транспорт - все в этом городе сделано из песка. А человечки здесь живут очень маленькие. Воспитатель обращает внимание детей на то, что птица загрустила. Песчинка рассказывает, что она грустит потому, что в Пескограде был сильный ураган и город очень сильно разрушился, его надо восстановить, а так как человечки в этом городе живут очень маленькие, им одним не справиться. Они просят помощи у детей. Песчинка спрашивает детей, хотят ли они отправиться в город Пескоград, чтобы помочь жителям города восстановить его после урагана. Песчинка благодарит детей за то, что они согласились помочь жителям Пескограда. | Дети внимательно слушают, спрашивают птицу, почему она грустная. Дети соглашаются отправиться в путешествие. Дети берутся за руки и произносят слова: «Возьми мою ладошку и подержи немножко. Как хорошо, когда мы рядом В городе жить всем дружно надо!» | Мотивационная готовность. Развитие умения сопереживать, помогать. Формирование у детей готовности раскрепощаться, налаживать взаимоотношения с другими. |
Основная часть (содержательный, деятельностный этап) | ||
Песчинка говорит, что этот песок не простой, он волшебный. Он может чувствовать прикосновения, слышать. Песчинка говорит, что она очень любит свой город, и просит детей бережно относиться к песку и ее друзьям, так как песок предназначен для любви и дружбы. Песчинка просит детей стряхивать песок с ладоней, а игрушки ставить на место. Она говорит, что этот город мирный, поэтому дети не должны ссориться, залезать в чужие постройки. Каждый должен быть на своем месте. Игрушки можно брать только по одной и ставить на песок. Каждый может строить и творить: дома, мосты, горы, дороги, но при этом, надо всегда соблюдать порядок. В стране действует такое правило: ты сделал, ты и убери. Песчинка предлагает всем вместе повторить правила. Затем спрашивает каждого ребенка повторить правила, которые он запомнил. | Дети внимательно слушают и повторяют правила вместе и индивидуально. | Усваивают правила, готовность следовать определенным правилам. |
Песчинка предлагает поздороваться с городом, потрогать песок, спрашивает, какой песок? Предлагает детям поиграть с песком, проводит игру «Следы». Покажите, какие следы может оставить человек (двумя пальцами попеременно), как едет машина (ведут дорожку двумя пальцами), как бежит муравей (быстро перебирают пальчики) | Дети разными способами дотрагиваются до песка (кладут ладошки, гладят песок внутренней, затем тыльной стороной ладони). Дети отвечают (сухой, шершавый, мягкий) | Развитие мелкой моторики рук. Развитие эмоционально-волевой сферы. Способность детей к саморегуляции. |
Дидактическая игра «Найди знак». Ураганом занесло все дороги и чтобы попасть в город, нужно следовать особым указаниям, которые помогут найти дорожные знаки и восстановить дорожное движение в городе. Педагог приглашает детей подойти к песочницам-планшетам. На песке лежит сеточка, в ней в некоторых квадратах в песке спрятаны маленькие дорожные знаки. Воспитатель предлагает найти знаки, назвать их. Начинаем с первого нижнего квадрата – пять шагов вверх, три шага вправо и т.д. Назовите знак, который вы нашли? Куда его можно разместить? | Следуя указаниям, ребенок доходит до нужного квадрата, который задумал взрослый, отыскивает знак и называет его. | Ориентировка на плоскости; развитие умения дослушать до конца задание. Закрепление знаний о дорожных знаках |
Песчинка обращает внимание детей на то, что она принесла карту города Пескограда, просит рассмотреть ее, отметить, что надо восстановить после урагана и предлагает построить всем вместе город. | Дети рассматривают карту города, выясняют, что нужно восстановить после урагана. Дети обсуждают план будущего строительства: нужно построить мост, дома, расставить дорожные знаки. Между горами бежит дорога для машин. | Повышение уровня общей осведомленности детей об окружающем. Появление желаний к совместным действиям, развитие умений, возможностей. Развитие творческих способностей и фантазии. |
Песчинка предлагает сначала найти в песке предметы, которые остались после урагана. Проводит игру: «Что спрятано в песке?» | Дети на ощупь угадывают и вытаскивают игрушки (деревья, человечки, домики, дорожные знаки) | Высокий уровень развития мелкой моторики. |
Дидактическое упражнение «Вертикаль – горизонталь». Песчинка предлагает в городе Пескограде создать озеро, в котором разместить подводный мир, построить мост, посадить деревья, разместить дома. А в небо запустить птиц, самолеты. Для того, чтобы не ошибиться, мы должны провести горизонтальную линию – сдвигаем песок на нижнюю или верхнюю часть песочницы. Если песок наверху – это земля и там живут сухопутные животные, растут деревья (все эти игрушки ставим в песок), а на нижней части песочницы получилось море, где живут водоплавающие животные, на дне могут лежать камешки, ракушки и немного песка. Если песок на нижней части песочницы – это тоже земля, но верхняя часть – это небо и туда ставим игрушки, которые могут летать (птицы, самолёты и т.д.) В процессе игры закрепляем знания детей о месте обитания животных – лес, пустыня, джунгли; повторяем названия животных; считаем, сравниваем количество игрушек. Работа в группах. | Дети строят город - мосты, дороги, дома, горы, тоннель. Расставляют фигурки жителей, деревья. | Учить детей ориентироваться на плоскости, находить вертикаль, горизонталь и диагональ. Формировать умение работать в парах, договариваться, вести беседу |
Дидактическое упражнение «Дорисуй фигуру» Ребята, в нашем городе живут необычные жители: Умный треугольник, Строгий квадрат, Упрямый прямоугольник, Загадочный ромб, Веселый овал. Они любят перевоплощаться. Давайте им поможем. Положите на песок фигуры, подумайте и пальчиком или палочкой дорисуйте ваши фигуры. Расскажите, что у вас получилось? Работа в индивидуальных песочницах-планшетах | Дети, проявляя фантазию, создают рисунки, добавляя детали геометрическим фигурам | Закреплять названия геометрических фигур; развивать воображение ребёнка; развивать мелкую моторику рук. |
Песчинка предлагает построить в городе Пескоград дома, расставить в них фигурки жителей. Дидактическая игра «Домик для друзей» Воспитатель предлагает детям разместить свои игрушки по квартирам в домике. У каждой игрушки свой адрес – в синем квадрате жёлтый круг, в коричневом квадрате жёлтый прямоугольник и т.д. | Дети следуют указаниям, обсуждают вербально свои действия. | Ориентировка на плоскости, умение найти или описать где живёт житель города, используя в речи понятия этаж и квартира. |
Заключительная часть (рефлексивный этап) | ||
Песчинка благодарит детей. Пескоград ожил! Спасибо, дети, вы - волшебники! Теперь я спокойно могу летать по городу. Прощается с детьми и улетает. Воспитатель говорит, что сегодня дети познакомились с городом Пескоградом, помогли жителям оживить его. Воспитатель спрашивает детей, что они узнали про песок? Что больше всего им понравилось в путешествии? Выясняет с детьми, какие хорошие поступки они совершили, отмечает каждого ребенка. А главное вы были очень дружными, не оставили в беде жителей Пескограда и помогли им. | Дети прощаются с Песчинкой, благодарят ее за интересное путешествие. Дети отвечают на вопросы, рассуждают, что им понравилось. | Самостоятельное формулирование мыслей. Развитие умений анализировать. |
Включается легкая музыка. Воспитатель предлагает детям подумать, что можно оставить на память городу. | Дети делятся впечатлениями. | Снятие психоэмоционального напряжения. |
Воспитатель предлагает детям оставить на память городу Пескограду ромашку Дружбы. А теперь нам пора возвращаться домой. | Каждый ребенок рисует лепесток и говорит доброе слово! | Появление желаний, развитие умений, возможностей. |
Вывод: Актуальность использования игр с песком обусловлена тем, что они развивают интеллект ребенка, тактильную чувствительность, более гармонично происходит развитие познавательных интересов, улучшается психоэмоциональное состояние ребенка.
Педагогическая песочница – это прекрасная естественная среда для развития индивидуальных способностей ребенка и развития познавательных и творческих склонностей в ребенке.
Это прекрасная развивающая среда для индивидуальной и групповой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО, где на первое место ставится индивидуальный подход к детям, направленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Песочный город» Игровая НОД в песке детей средней и старшей группы
Задачи: учить детей сооружать различные постройки в песке — дома, здания, мосты, учить планировать процесс возведения постройки; учить работать в соответствии общим замыслом, не мешая друг...
НОД – познавательно-исследовательская деятельность для детей 4-5 лет «Путешествие в песочный город»
Данный материал поможет педагогу сформировать представление детей среднего возраста о песке,как о материале, используемом человеком в разных видах деятельности....
Проект "Песочный город"
Проект "Песочный город2" способствует развитию речи ребенка...
Конспект ОИС по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Путешествие в песочный город».
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениецентр развития ребёнка №7 г. Курганинска Краснодарского края КонспектОИС по познавательно-исследовательской деятельностиТема: "Путеше...
"Волшебный патруль в песочном городе"
Сказка про песочный город, которую сочинили дети коллективно...
"Песочный город"
Конспект ООД "Песочный город"...
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группы по теме: «Волшебное путешествие в песочный город»
Образовательная область: «Познавательное развитие»;Педагогическая цель: формировать представление о свойствах песка через опытно-исследовательскую деятельность в старше...