Рабочая программа по коррекции речи воспитанников 6-7 лет офтальмологической подготовительной группы
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Курдина Елена Ивановна

Рабочая программа учителя-логопеда офтальмологической подготовительной группы включает в себя: целевые ориентиры, характеристику речевых расстройств, описание форм и средств непосредственно образовательной деятельности, модели взаимодействия логопеда с воспитателями и родителями детей. В программе представлена циклограмма учета рабочего времени учителя-логопеда, календарно-тематическое планирование занятий, календарный план подгрупповых занятий, содержание логопедической работы и инструментарий учителя-логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx101.55 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по коррекции речи воспитанников 6-7 лет офтальмологической подготовительной группы

учителя-логопеда

Курдиной Елены Ивановны

(2017 – 2018 уч. год)

С о д е р ж а н и е:

Пояснительная записка……………………………………………………………………………………3

1.Раздел I

    1.1 Целевые ориентиры. Старший дошкольный возраст (от 6 до 7 лет)…….4

    1.2 Характеристика речевых расстройств детей подготовительной офтальмологической  группы…………………………………………………………………………..5

    1.3 Характеристика воспитанников подготовительной офтальмологической группы №9 МДОУ №4 г. Можайска………………………………………………………………….6

2. Раздел II. Организация образовательной деятельности

    2.1 Формы и средства организации непосредственно образовательной деятельности………………………………………………………………………………………………………8

    2.2 Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса……………………………………………………………………………………………………………..9

    2.3 Взаимосвязь в работе логопеда и специалистов детского сада…………….10

    2.4 Преемственность в планировании НОД логопеда и воспитателя………….12

    2.5 План работы учителя-логопеда с родителями……………………………………….14

3. Раздел III. Проектирование образовательного процесса

    3.1 Циклограмма учета рабочего времени учителя-логопеда…………………….16

    3.2 Учебный план коррекционной работы учителя-логопеда…………………… 18

    3.3Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда в подготовительной группе ………………………………………………………………………………………….………..…………………….19

    3.4 Календарное планирование подгрупповых занятий логопеда в подготовительной офтальмологической группе……………………………………………………………………………………………………………….20

    3.5 Содержание логопедической работы …………………………………………………..26

    3.6 Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы ………………………………………………………………….31

    3.7 Методическое обеспечение…………………………………………………………………..32

   

Пояснительная записка.

 Коррекционная работа  проводится в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и нормами СанПиНа 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 года.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили новые направления в организации речевого развития детей дошкольного возраста. К семи годам речевое развитие воспитанника ДОУ должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случае затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования воспитанник ДОУ хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. А также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества и в другие целевые ориентиры. По сути, ни один из целевых ориентиров не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Для достижения целевых ориентиров ФГОС необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений. Нарушения речи часто сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

    В  МДОУ коррекция нарушений речи осуществляется в условиях логопедического кабинета. В связи с тем, что в последние годы  возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость разработки специализированной программы  по коррекции данных нарушений.

    Детей с речевыми нарушениями   рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности  затрудняют  успешное  овладение ими  учебным материалом в школе. Дети  с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям  детей.

  1. Раздел I

  1. Целевые ориентиры. Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет).

  1. Воспитание звуковой культуры речи (закреплять правильное произношение звуков, упражнять детей в дифференциации звуков на слух и в произношении: свистящих, шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких согласных; укреплять и развивать артикуляционный и голосовой аппарат; развивать звуковой анализ слова; работать над правильной артикуляцией звуков русского языка; развивать чувства ритма и рифмы).
  2. Словарная работа (развивать лексическую способность за счет пополнения словаря синонимами и антонимами; умение правильно употреблять слова; упражнять детей в использовании в речи обобщающих слов; упражнять детей в четком и внятном произнесении слов с соблюдением норм литературного языка; формировать умение выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово; работать с многозначными словами разных частей речи).
  3. Формирование грамматического строя речи (активизировать речь в разных формах общения; развивать стремление к овладению грамматическими нормами; упражнять детей в образовании существительных, прилагательных и глаголов; в специальных играх и упражнениях с грамматическим содержанием закреплять знания и умения, полученные в предыдущие годы, но на более сложном словарном материале с опорой на наглядность; учить детей образовывать новые слова).
  4. Развитие связной речи (развивать диалогическую и монологическую речь; учить пересказу литературного произведения).
  5. Обучение грамоте (обозначение звуков речи буквами; деление слов на схематическое и символическое обозначение слогов и звуков; закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов различной звуковой структуры; учить детей делить на слова предложения, состоящие из двух, трех, четырех слов; делить слова на слоги; закреплять умения проводить звукобуквенный анализ слов).

  1. Характеристика речевых расстройств детей офтальмологической подготовительной группы

    В офтальмологической подготовительной группе после обследования выявлены 9 детей с ФФНР.

    В соответствии с психолого –педагогической классификацией (по Р.Е.Левиной) нарушения речи подразделяются на две группы.

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и произношения фонем.

    Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

  1. Характеристика воспитанников офтальмологической подготовительной группы.

    Поскольку деятельность речевого общения при дефектах зрения принципиально не нарушается, овладение речью и ее функциями, а также ее структурой происходит в общих чертах так же, как и у нормально видящих, однако нарушение или отсутствие зрения накладывает на этот процесс определенный отпечаток, вносит специфику, проявляющуюся в динамике  развития и накопления языковых средств и выразительных движений, своеобразии соотношения слова и образа, содержании лексики, некотором отставании формирования речевых навыков и языкового чутья. Овладение фонетической стороной речи, с которого начинается усвоение родного языка, т.е. формирование фонетического слуха и механизма звукопроизношения (артикуляции), совершается на основе подражания. И если развитие фонетического слуха и формирование речеслуховых представлений, основанное на слуховом восприятии, протекает у детей с нарушением зрения и зрячих идентично, то формирование речедвигательных образов (артикуляции звуков речи), основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии нарушено. Это и есть следствие полного или частичного нарушения возможности визуально отражать артикуляторные движения вступающих в речевой контакт с ребенком, имеющим нарушение зрения, окружающих его людей.

    Основным дефектом речи при нарушении зрения является косноязычие.

    Среди разновидностей косноязычия наблюдаются:

     Сигматизм – неправильное произношение свистящих и шипящих звуков;

     Ламбдацизм  - неправильное произношение звука л;

    Ротацизм – недостатки произношения звука р.

     Имеют место недостатки произношения звуков д, т и др.

    Недостатки произношения отрицательно влияют на речевую деятельность, ограничивают и без того суженный круг общения ряда детей с дефектами зрения, что затрудняет формирование ряда качеств личности или ведет к появлению отрицательных свойств (замкнутость, аутизм, негативизм).

    Выпадение или серьезные нарушения функций зрения ограничивают количество воспринимаемых объектов, затрудняют выделение многих существительных и, что также весьма важно, оказывающих сильное эмоциональное воздействие свойств и качеств предметов.   Это       ведет       к

замедлению процесса познания действительности и, следовательно, сказывается на темпах речевого развития.

    Нарушение словарного запаса проявляется в его ограничении из-за невозможности чувственно познать значительное количество объектов и явлений. Наблюдается обеднение значения слов.

    Усвоение грамматического строя речи детей с нарушением зрения происходит в процессе общения со взрослыми на основе слухового восприятия и последующего подражания. При нормальном общении с окружающими дети с нарушением зрения имеют все условия для успешного овладения грамматическим строем родного языка. Но достаточно часто дети с нарушением зрения оказываются в условиях, резко ограничивающих возможность общения, что отрицательно сказывается на формировании у них речевых навыков и языкового чутья.

    Понимание и овладение связной речью, несмотря на ряд перечисленных особенностей, осуществляется у детей с нарушением зрения по тем же закономерностям, что и у нормально видящих.

    Чем лучше у ребенка развиты осязание, слух и другие сохранные анализаторы (включая и остаточное зрение), чем больше он знакомится с окружающей действительностью, тем богаче его чувственный опыт и тем меньше разрыв между запасом его слов и пониманием их значения.

    Несмотря на многочисленные отклонения в развитии различных компонентов речевой деятельности при глубоких нарушениях зрения, следует отметить, что в целом речь при правильном формирующем воздействии со стороны родителей, воспитателей и логопеда достигает нормального уровня и служит мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности во всех видах деятельности.

  1. Раздел II. Организация образовательной деятельности

  1. Формы и средства организации образовательной деятельности

   

    К формам логопедической работы относятся:

    1 ) Первичное логопедическое обследование (результаты изучения ребенка фиксируются в соответствующей документации: речевая карта, журнал первичного обследования ребенка).

    2) Логопедические занятия (индивидуальные и подгрупповые). Индивидуальные занятия проводятся в виде дополнительных упражнений по воспитанию навыков правильной речи и поведения (коррекция неправильного произношения и др.). Подгрупповые занятия проводятся с подгруппой детей с однородными нарушениями не более 3-5 человек в каждой.

    3) Работа с родителями ( ежедневно в индивидуальные тетради вносятся задания для работы в выходные дни с целью закрепления усвоенных навыков, участие логопеда в родительских собраниях, консультативно-методическая работа с родителями).

    4) Совместная работа логопеда и воспитателей группы.

    5) Самообразование и повышение квалификации логопеда.

    Логопедическое воздействие – это педагогический процесс, осуществляемый с помощью следующих средств: обучения, воспитания, коррекции, компенсации, адаптации, профилактики речевых нарушений. Рассмотрим каждое из средств логопедического воздействия.

    Обучение – процесс усвоения определенных знаний, умений и навыков под руководством специального лица (учителя, логопеда, воспитателя), включающий активную познавательную деятельность детей.

    Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное  и физическое развитие личности в соответствии с потребностями общества.

    Коррекция нарушений речи – это исправление недостатков речи, преодоление речевых нарушений.

    Компенсация – это восстановление или замещение утраченных функций посредством их перестройки или использования сохранных функций.

    Адаптация – приспособление ребенка с патологией к условиям общества.

    Профилактика речевых нарушений – совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение речевой функции и предупреждение ее

нарушений.

  1. Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса.

    Успешность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, напрямую зависит от степени взаимодействия всех специалистов ДОУ как непосредственных участников процесса воспитания и обучения детей.

 

Модель взаимодействия субъектов коррекционно-развивающего процесса

 

http://log1.dou5.caduk.ru/images/bezyimyannyiy1.jpg

 

 

 

 

 

     Осуществляя педагогическую деятельность в рамках достижения основной цели воспитания и обучения детей в соответствии с Государственным стандартом – воспитания всесторонне развитой, гармоничной личности, каждый участник педагогического процесса занимается решением частных задач. Общая задача и логопеда, и воспитателя – формирование правильной речи (фонетически, лексически, грамматически) как средства общения и развития ребенка.

  1. Взаимосвязь в работе логопеда и специалистов детского сада

месяц

Содержание работы

сентябрь

В первые две недели специалисты и воспитатели проводят диагностику детей.

Помощь логопеда воспитателям в подборе речевого материала к занятиям.

октябрь

Заполнение журналов взаимодействия логопеда и воспитателей.

Помощь воспитателям в подборе речевого материала к занятиям.

Участие в проведении осеннего праздничного утренника.

ноябрь

Заполнение журналов взаимодействия логопеда и воспитателей.

Помощь воспитателям в подборе дидактических игр по развитию мышления, внимания и памяти.

Участие в подготовке к празднику новогодней елки. Работа с детьми над произношением стихотворений к утренникам.

декабрь

Заполнение журналов взаимодействия логопеда и воспитателей.

Помощь воспитателям  в подборе упражнений пальчиковой гимнастики к занятиям.

Праздничные новогодние утренники. Помощь в проведении.

январь

Заполнение журналов взаимодействия логопеда и воспитателей.

Помощь воспитателям в подборе материала по лексическим темам для занятий.

февраль

Заполнение журналов взаимодействия логопеда и воспитателей.

Подготовка и участие в празднике, посвященному «Дню Защитника Отечества». Работа с детьми над произношением стихотворений.

Подготовка к «Празднику мам и бабушек».

март

Заполнение журналов взаимодействия логопеда и воспитателей.

Участие в «Празднике мам и бабушек».

Совместная работа с воспитателем по подбору дидактических игр, направленных на автоматизацию звуков.

апрель

Заполнение журналов взаимодействия логопеда и воспитателей.

Помощь воспитателям по подбору материала по лексическим темам к занятиям.

Взаимодействие по отработке дикции и артикуляции текстов песен у детей.

май

Заполнение журналов взаимодействия логопеда и воспитателей.

Участие в родительских собраниях.

Помощь воспитателям в подборе речевого материала к занятиям.

Подготовка и участие в празднике «Выпускной бал». Отработка с детьми произношения звуков в стихах к празднику.

   

   

 2.4 Преемственность в планировании НОД логопеда и воспитателя

   

     Частные задачи учителя-логопеда:

1.Обследование воспитанников офтальмологических групп (подготовительная, старшая, средняя группы) с целью выявления детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.

2. Изучение уровня развития (речевого, познавательного, социально-личностного, физического) и индивидуальных особенностей детей с нарушением зрения.

3. Определение направлений и содержания коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком.

4. Систематическое проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих логопедических занятий в соответствии с планом.

5. Оценка результатов коррекционной помощи детям.

6. Формирование информационной готовности к логопедической работе у родителей и педагогического коллектива, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.

7. Координация усилий педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений у детей.

     Частные задачи родителей.

1. Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей.

2. Проведение целенаправленной и систематической работы по общему и речевому развитию детей.

     Частные задачи педагогического коллектива

1.  Обеспечение эффективной общей подготовки ребенка к школе.

2. Обеспечение комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка.

3. Повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему развитию ребенка дошкольного возраста в семье.

4. Проведение необходимой работы по профилактике и исправлению недостатков речевого развития у детей (в рамках своей компетенции).

  Не менее важным является создание воспитательной развивающей и поддерживающей среды, которая способствует максимально полному

раскрытию потенциальных речевых возможностей детей.

    Работа любого педагога с детьми, имеющими нарушения речи, строится с учетом следующих позиций:

1) Речь педагога – образец для ребенка, поэтому педагогу необходимо следить за грамотностью и выразительностью собственной речи;

2) Словарь, используемый педагогом, должен соответствовать уровню развития ребенка (в том числе и речевого);

3) Многоступенчатую инструкцию необходимо делить на более простые для облегчения понимания детьми;

4) Вопросы, задаваемые детям, должны формулироваться четко, доступно, с использованием необходимой глагольной лексики;

5) Необходимо учить детей отвечать полным ответом, предложением на поставленный вопрос и неукоснительно этого требовать;

6) Все выполняемые действия и позиции следует вербализировать (оречевлять);

7) Во время занятий рекомендуется использовать дополнительные опоры, например, зрительные (прослеживание указкой, пальчиком, закладкой);

8) Педагогу следует чаще использовать опору на собственный сенсорный опыт ребенка, чему в настоящее время специалистами уделяется недостаточно внимания:

одновременно развивать моторный компонент и объем представлений об окружающем мире, (в том числе, с помощью невербальных методик) с опорой на личный эмоциональный опыт с раннего возраста;

-  при развитии моторной сферы через собственный опыт ребенка параллельно формировать пространственные и временные представления и актуализировать, расширять абстрактный словарь, обозначающий пространственные и временные взаимоотношения.

     В группах заведены журналы взаимосвязи учителя-логопеда с педагогом, в которых содержатся сведения о развитии речи детей группы и рекомендованные упражнения и игры, которые воспитатель может проводить во время режимных моментов, во второй половине дня. 

  1. План работы учителя-логопеда с родителями

месяц

Содержание работы

сентябрь

  1. Сбор анамнестических данных.
  2. Ознакомление родителей с результатами обследования.
  3. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
  4. Направление нуждающихся детей к специалистам (ортодонт, невролог, психолог).

октябрь

  1. Ведение индивидуальных тетрадей для занятий родителей с детьми.
  2. Участие логопеда в родительских собраниях.
  3. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
  4. Консультации родителей детей, не посещающих МДОУ.

ноябрь

  1. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
  2. Ведение индивидуальных тетрадей для занятий родителей с детьми.
  3. Ознакомление родителей с динамикой развития речи детей.

декабрь

  1. Ведение индивидуальных тетрадей для занятий родителей с детьми.
  2. Индивидуальные консультации по запросам родителей.
  3. Согласование с родителями требований к речи детей.

январь

  1. Обсуждение с родителями эффективных приемов развития мелкой моторики.
  2. Ведение индивидуальных тетрадей для занятий родителей с детьми.
  3. Проведение индивидуальных консультаций по запросам родителей.

февраль

  1. Ознакомление родителей с упражнениями дыхательной гимнастики.
  2. Ведение тетрадей для занятий родителей с детьми.
  3. Проведение консультаций по запросам родителей.

март

  1. Ведение тетрадей для занятий родителей с детьми.
  2. Проведение индивидуальных консультаций, направление нуждающихся к специалистам.
  3. Выступления на родительских собраниях.

апрель

  1. Ведение тетрадей для занятий родителей с детьми.
  2. Индивидуальное консультирование родителей.
  3. Подготовка с родителями документации на ПМПК.
  4. Подготовка детей к выступлениям на выпускной комиссии.

май

  1. Участие в подготовке и проведении выпускного вечера.
  2. Обсуждение с родителями итогов коррекции речи.

Раздел III. Проектирование образовательного процесса.

  1. Циклограмма учета рабочего времени учителя-логопеда.

День недели

  Время

Содержание работы

Понедельник

9.00 –

11.00

11.00-

11.20

11.20 –

11.40

11.40 –

12. 00

12.00 – 12.40

12.40 –

13.00

Индивидуальная работа с детьми группы № 9

Занятие с подгруппой № 3 (группа №10)

Занятие с подгруппой № 4 (группа № 10)

Занятие с подгруппой № 5 (группа № 10)

Работа с документацией (подготовка и оформление дидактических пособий, подготовка к индивидуальным и подгрупповым занятиям)

Офлайн (онлайн) консультации родителей

Вторник

9.00 –

11.00

11.00 –

11.20

11.20 –

11.40

11.40 –

11.55

11.55 –

12.20

12.20 –

12.35

12.35 –

12.45

12.45 –

13.00

Индивидуальная работа с детьми группы № 10

Занятие с подгруппой № 1 (группа №9)

Занятие с подгруппой №2 (группа №9)

Индивидуальная работа с детьми (группа №10)

Работа с логопедической документацией (оформление тетрадей для каждого ребенка для работы в выходные дни)

Индивидуальная работа с детьми (группа №10)

Работа с документацией

Офлайн (онлайн) консультации родителей

Среда

9.00 –

11.00

11.00 –

11.20

11.20 –

11.40

11.40 –

12.00

12.00 –

12.40

12.40 –

13.00

Индивидуальная работа с детьми группы № 9

Занятие с подгруппой № 3 (группа № 10)

Занятие с подгруппой № 4 (группа № 10)

Занятие с подгруппой № 5 (группа № 10)

Работа с логопедической документацией (оформление дидактических пособий, подготовка к занятиям, оформление индивидуальных тетрадей на каждого ребенка для работы в выходные дни)

Офлайн (онлайн) консультации родителей

Четверг

9.00 –

11.00

11.00 –

11.20

11.20 –

11.40

11.40 –

11.55

11.55 –

12.20

12.20 –

12.35

12.35 –

12.45

12.45 –

13.00

Индивидуальная работа с детьми группы № 10

Занятие с подгруппой № 1 (группа № 9)

Занятие с подгруппой №2 (группа №9)

Индивидуальная работа с детьми группы №10

Работа с логопедической документацией

Индивидуальная работа с детьми группы № 10

Работа с логопедической документацией

Офлайн (онлайн) консультации родителей

Пятница

9.00-

9.20

9.20 –

9.40

9.40 –

10.00

10.00 –

10.20

10.20 –

10.40

10.40 –

12.20

12.20 –

13.00

Занятие с подгруппой №1 (группа №9)

Занятие с подгруппой №2 (группа №9)

Занятие с подгруппой №3 (группа №10)

Занятие с подгруппой №4 (группа №10)

Занятие с подгруппой №5 (группа №10)

Индивидуальные занятия с группой №9

Оформление индивидуальных тетрадей для домашней работы родителей с детьми

Итого 20 часов:

Работа с участниками образовательного процесса – 16 часов

Методическая работа – 3 часа

Офлайн (онлайн) консультации родителей – 1 час

График работы – 9.00 – 13.00

  1. Учебный план коррекционной работы учителя-логопеда .

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Месяц

Количество индивидуальных занятий

Количество подгрупповых занятий

сентябрь

86

30

октябрь

190

65

ноябрь

190

65

Всего за период

458

157

2-ой период (декабрь, январь, февраль)

декабрь

179

65

январь

147

50

февраль

172

60

Всего за период

498

175

3-й период (март, апрель, май)

март

172

60

апрель

180

63

май

155

53

Всего за период

507

176

Всего за год

1463

508

  1. Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда в подготовительной группе

месяц

Лексическая тема

Сентябрь

Диагностика

Сентябрь

Диагностика

Сентябрь

Осень

Сентябрь

Деревья и кустарники

Октябрь

Фрукты

Октябрь

Овощи

Октябрь

Труд взрослых в городе и в саду

Октябрь

Садовые и лесные ягоды

Октябрь

Грибы

Ноябрь

Одежда и головные уборы

Ноябрь

Обувь

Ноябрь

Дикие животные леса

Ноябрь

Домашние животные

Декабрь

Животные севера

Декабрь

Зима

Декабрь

Зимующие и перелетные птицы

Декабрь

Новогодние праздники

Январь

Домашние птицы

Январь

Инструменты

Январь

Профессии

Февраль

Транспорт

Февраль

Продукты питания

Февраль

Праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества»

Февраль

Проводы зимы

Март

Праздник мам

Март

Дом. Семья.

Март

Весна

Март

Мебель

Апрель

Посуда

Апрель

Освоение космоса

Апрель

Электроприборы

Апрель

Рыбы

Апрель

Насекомые

Май

День Победы

Май

Цветы

Май

Лето

Май

Школьные принадлежности

  1.  Календарное планирование подгрупповых занятий логопеда в подготовительной группе

    Дети в подготовительной офтальмологической группе №9 разделены на две подгруппы.

    В подготовительной офтальмологической группе №9 подгрупповые занятия проводятся учителем-логопедом три раза в неделю.

Дата

сентябрь

Подгрупповые занятия

19.09.2017

Подгруппа №1

19.09.2017

Подгруппа №2

21.09.2017

Подгруппа №1

21.09.2017

Подгруппа №2

22.09.2017

Подгруппа №1

22.09.2017

Подгруппа №2

26.09.2017

Подгруппа №1

26.09.2017

Подгруппа №2

28.09.2017

Подгруппа №1

28.09.2017

Подгруппа №2

29.09.2017

Подгруппа №1

29.09.2017

Подгруппа №2

октябрь

3.10.2017

Подгруппа №1

3.10.2017

Подгруппа №2

5.10.2017

Подгруппа №1

5.10.2017

Подгруппа №2

6.10.2017

Подгруппа №1

6.10.2017

Подгруппа №2

10.10.2017

Подгруппа №1

10.10.2017

Подгруппа №2

12.10.2017

Подгруппа №1

12.10.2017

Подгруппа №2

13.10.2017

Подгруппа №1

13.10.2017

Подгруппа №2

17.10.2017

Подгруппа №1

17.10.2017

Подгруппа №2

19.10.2017

Подгруппа №1

19.10.2017

Подгруппа №2

20.10.2017

Подгруппа №1

20.10.2017

Подгруппа №2

24.10.2017

Подгруппа №1

24.10.2017

Подгруппа №2

26.10.2017

Подгруппа №1

26.10.2017

Подгруппа №2

27.10.2017

Подгруппа №1

27.10.2017

Подгруппа №2

31.10.2017

Подгруппа №1

31.10.2017

Подгруппа №2

ноябрь

2.11.2017

Подгруппа №1

2.11.2017

Подгруппа №2

3.11.2017

Подгруппа №1

3.11.2017

Подгруппа №2

7.11.2017

Подгруппа №1

7.11.2017

Подгруппа №2

9.11.2017

Подгруппа №1

9.11.2017

Подгруппа №2

10.11.2017

Подгруппа №1

10.11.2017

Подгруппа №2

14.11.2017

Подгруппа №1

14.11.2017

Подгруппа №2

16.11.2017

Подгруппа №1

16.11.2017

Подгруппа №2

17.11.2017

Подгруппа №1

17.11.2017

Подгруппа №2

21.11.2017

Подгруппа №1

21.11.2017

Подгруппа №2

23.11.2017

Подгруппа №1

23.11.2017

Подгруппа №2

24.11.2017

Подгруппа №1

24.11.2017

Подгруппа №2

28.11.2017

Подгруппа №1

28.11.2017

Подгруппа №2

30.11.2017

Подгруппа №1

30.11.2017

Подгруппа №2

декабрь

1.12.2017

Подгруппа №1

1.12.2017

Подгруппа №2

5.12.2017

Подгруппа №1

5.12.2017

Подгруппа №2

7.12.2017

Подгруппа №1

7.12.2017

Подгруппа №2

8.12.2017

Подгруппа №1

8.12.2017

Подгруппа №2

12.12.2017

Подгруппа №1

12.12.2017

Подгруппа №2

14.12.2017

Подгруппа №1

14.12.2017

Подгруппа №2

15.12.2017

Подгруппа №1

15.12.2017

Подгруппа №2

19.12.2017

Подгруппа №1

19.12.2017

Подгруппа №2

21.12.2017

Подгруппа №1

21.12.2017

Подгруппа №2

22.12.2017

Подгруппа №1

22.12.2017

Подгруппа №2

26.12.2017

Подгруппа №1

26.12.2017

Подгруппа №2

28.12.2017

Подгруппа №1

28.12.2017

Подгруппа №2

29.12.2017

Подгруппа №1

29.12.2017

Подгруппа №2

январь

9.01.2018

Подгруппа №1

9.01.2018

Подгруппа №2

11.01.2018

Подгруппа №1

11.01.2018

Подгруппа №2

12.01.2018

Подгруппа №1

12.01.2018

Подгруппа №2

16.01.2018

Подгруппа №1

16.01.2018

Подгруппа №2

18.01.2018

Подгруппа №1

18.01.2018

Подгруппа №2

19.01.2018

Подгруппа №1

19.01.2018

Подгруппа №2

23.01.2018

Подгруппа №1

23.01.2018

Подгруппа №2

25.01.2018

Подгруппа №1

25.01.2018

Подгруппа №2

26.01.2018

Подгруппа №1

26.01.2018

Подгруппа №2

30.01.2018

Подгруппа №1

30.01.2018

Подгруппа №2

февраль

1.02.2018

Подгруппа №1

1.02.2018

Подгруппа №2

2.02.2018

Подгруппа №1

2.02.2018

Подгруппа №2

6.02.2018

Подгруппа №1

6.02.2018

Подгруппа №2

8.02.2018

Подгруппа №1

8.02.2018

Подгруппа №2

9.02.2018

Подгруппа №1

9.02.2018

Подгруппа №2

13.02.2018

Подгруппа №1

13.02.2018

Подгруппа №2

15.06.2018

Подгруппа №1

15.06.2018

Подгруппа №2

16.02.2018

Подгруппа №1

16.02.2018

Подгруппа №2

20.02.2018

Подгруппа №1

20.02.2018

Подгруппа №2

22.03.2018

Подгруппа №1

22.03.2018

Подгруппа №2

27.02.2018

Подгруппа №1

27.02.2018

Подгруппа №2

Март

1.03.2018

Подгруппа №1

1.03.2018

Подгруппа №2

2.03.2018

Подгруппа №1

2.03.2018

Подгруппа №2

6.03.2018

Подгруппа №1

6.03.2018

Подгруппа №2

13.03.2018

Подгруппа №1

13.03.2018

Подгруппа №2

15.03.2018

Подгруппа №1

15.03.2018

Подгруппа №2

16.03.2018

Подгруппа №1

16.03.2018

Подгруппа №2

20.03.2018

Подгруппа №1

20.03.2018

Подгруппа №2

22.03.2018

Подгруппа №1

22.03.2018

Подгруппа №2

23.03.2018

Подгруппа №1

23.03.2018

Подгруппа №2

27.03.2018

Подгруппа №1

27.03.2018

Подгруппа №2

29.03.2018

Подгруппа №1

29.03.2018

Подгруппа №2

30.03.2018

Подгруппа №1

30.03.2018

Подгруппа №2

апрель

3.04.2018

Подгруппа №1

3.04.2018

Подгруппа №2

5.04.2018

Подгруппа №1

5.04.2018

Подгруппа №2

6.04.2018

Подгруппа №1

6.04.2018

Подгруппа №2

10.04.2018

Подгруппа №1

10.04.2018

Подгруппа №2

12.04.2018

Подгруппа №1

12.04.2018

Подгруппа №2

13.04.2018

Подгруппа №1

13.04.2018

Подгруппа №2

17.04.2018

Подгруппа №1

17.04.2018

Подгруппа №2

19.04.2018

Подгруппа №1

19.04.2018

Подгруппа №2

20.04.2018

Подгруппа №1

20.04.2018

Подгруппа №2

24.04.2018

Подгруппа №1

24.04.2018

Подгруппа №2

26.04.2018

Подгруппа №1

26.04.2018

Подгруппа №2

27.04.2018

Подгруппа №1

27.04.2018

Подгруппа №2

май

3.05.2018

Подгруппа №1

3.05.2018

Подгруппа №2

4.05.2018

Подгруппа №1

4.05.2018

Подгруппа №2

10.05.2018

Подгруппа №1

10.05.2018

Подгруппа №2

11.05.2018

Подгруппа №1

11.05.2018

Подгруппа №2

15.05.2018

Подгруппа №1

15.05.2018

Подгруппа №2

17.05.2018

Подгруппа №1

17.05.2018

Подгруппа №2

18.05.2018

Подгруппа №1

18.05.2018

Подгруппа №2

22.05.2018

Подгруппа №1

22.05.2018

Подгруппа №2

24.05.2018

Подгруппа №1

24.05.2018

Подгруппа №2

25.05.2018

Подгруппа №1

25.05.2018

Подгруппа №2

29.05.2018

Подгруппа №1

29.05.2018

Подгруппа №2

31.05.2018

Подгруппа №1

31.05.2018

Подгруппа №2

                                                                               

  1. Содержание логопедической работы по периодам

 

Содержание работы

Примерные приемы и методы работы

1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Индивидуальные занятия (всего за период – 458 занятий)

1.Развитие подвижности артикуляционного аппарата

Артикуляционная гимнастика.

2.Формирование правильного звукопроизношения: а) постановка звуков; б) автоматизация поставленных звуков; в) исследование детьми акустических и артикуляционных признаков звуков речи.

3.Формирование учебных навыков: направленность внимания на логопеда; понимание и выполнение инструкций; осуществление самоконтроля; коррекция поведения и игровой деятельности.

4.Развитие моторики: общей; мелкой.

Общеразвивающие физические упражнения. Работа с карандашом, фломастером. Различение признаков по фактуре.

5.Развитие слухового восприятия.

Выделение и определение звуков в окружающей действительности. Различение на слух звуков речи окружающих.

6.Развитие речевого дыхания.

Развитие правильного речевого вдоха и выдоха.

7.Развитие слуховой памяти и внимания, направленное на осознанное восприятие речи.

8.Развитие зрительного восприятия.

Использование пигментных изображений: черно-белых и цветных, контурных, силуэтных.

Подгрупповые занятия (всего за период – 157 занятий)

1.Развитие лексической стороны речи: а)предметная соотнесенность слов; б)пополнение словарного запаса новыми словами; в) формирование обобщающей функции слова.

Закрепление знаний о временах года, их названиях, характерных признаках, о домашних животных, названиях различных частей тела животных, об овощах, о фруктах, ягодах, грибах, цветах, деревьях.

2.Формирование и развитие звукового анализа и синтеза: а)звук на фоне слова; б)звук в начале и конце слова; в)последовательность звуков; г)количество звуков; д)место звуков по отношению к другим звукам; е)анализ и синтез прямых и обратных слогов; з)звуковой анализ и синтез односложных слов.

Гласные звуки: у, а, я, э, о, ы.

3.Развитие фонематического восприятия и представлений.

Согласные звуки: п, пь, т, к, м, мь, л, х, хь, с.

4.Совершенствование грамматического оформления речи.

Усвоение слов двух-, трехсложной слоговой структуры. Сравнение и сопоставление существительных единственного и множественного числа с окончаниями: -и, -ы, -я (игры, игрушки, платья). Правильное употребление личных окончаний глаголов единственного и множественного числа (идет-идут, сидишь-сидят). Подбор существительных к притяжательным местоимениям (мой, моя, мое).

5.Развитие навыков связной, грамматически правильной речи.

Умение отвечать на вопросы, составлять простые предложения, по картинке, с опорой на демонстрируемые действия.

2-ой период (декабрь, январь, февраль)

Индивидуальные занятия (всего за период – 498 занятий)

1.Развитие подвижности артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика.

2.Формирование правильного звукопроизношения согласно индивидуальным планам.

3.Развитие моторики: а)общей; б)мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия.

Общеразвивающие физические упражнения, физкультминутки, хороводы, сюжетно-ролевые игры. Работа с мозаикой, карандашом. Различие признаков предметов по их фактуре.

4.Развитие общих речевых навыков.

5.Развитие связной, грамматически правильной речи.

Заучивание загадок, скороговорок, потешек, стихотворений. Проведение игр-драмматизаций.

Подгрупповые занятия (всего за период – 175 занятий)

1.Развитие психических функций: внимания, памяти, мышления.

Умение отвечать и задавать вопросы. Составление предложений по сюжетным картинкам.

2.Развитие общих речевых навыков и речевого слуха.

3.Развитие лексико-семантической стороны речи: а)конкретизация имеющихся слов; б)пополнение словарного запаса новыми словами.

Соблюдение ударений. Соблюдение интонаций в предложениях. Работа над модуляцией голоса.

4.Формирование и развитие звукового анализа и синтеза: а)различение звуков на слух; б)дифференциация звуков на слух; в)деление слов на слоги.

Усвоение и употребление терминов (гласный звук, согласный звук, слово, предложение и др.). Классификация названий предметов. Подбор слов, характеризующих признаки и действия предметов. Согласные звуки: с, сь, з, зь, б,бь, м, мь, д, дь, г, гь, к, кь, ш, л, ль. Для слуховой опоры используются отхлопывания. Для зрительной опоры используются схемы, в которых длинной полоской обозначают слова, короткой – слоги. Звуки обозначаются разноцветными фишками: гласные звуки – красными, твердые согласные – синими, мягкие согласные – зелеными.  

5.Развитие моторики: а)общей; б)мелкой.

Проведение физкультминуток, включающих общеразвивающие физические упражнения. Формирование графических навыков: обводка, написание элементов печатных букв.

6.Развитие навыков связной речи.

Составление предложений по вопросам, по сюжетной картинке, по серии картинок. Распространение предложений. Составление простых распространенных предложений. Объединение нескольких предложений в небольшие рассказы. Умение вести несложный диалог, правильно и быстро поставить вопрос, подобрать для ответа нужное слово.

3-й период (март, апрель, май)

Индивидуальные занятия (всего за период – 507 занятий)

1.Продолжение работы по исправлению недостатков звукопроизношения в соответствии с индивидуальными планами: а)развитие артикуляционного аппарата; б)постановка звуков; в)автоматизация звуков; г)дифференциация звуков; д)введение поставленных звуков в речь.

На материале слогов, слов, словосочетаний, предложений, связных текстов.

2.Развитие фонематического восприятия и представлений.

Соблюдение интонаций, ударений.

3.Развитие общеречевых навыков и речевого слуха.

Подгрупповые занятия (всего за период – 176 занятий)

1.Развитие фонематического анализа и синтеза: а)различение на слух звуков; б)дифференциация звуков на слух; в)анализ и синтез предложений; г)слоговой анализ и синтез.

Повторение звуков: с, з, ш, ж, л, ль, р, рь. Знакомство со звуками: ч, щ, ш, ц, ч –ш – щ, щ – ч, ц – с. Выделение предложений из прочитанного текста. Расчленение предложений на слова, слова на слоги, слоги на звуки. Соединение звуков в слоги и слова.  

2.Знакомство с азбукой (алфавитом).

Общие сведения об алфавите русского языка. Что означает буква. Количество букв в алфавите.

3.Развитие моторики: а)общей; б)мелкой.

Совместные речеигровые действия, простейшие игровые действия с проговариванием короткого текста. Формирование графических навыков. Знакомство с тетрадями для детей с нарушением зрения.

4.Развитие основных типов монологической речи.

Учить детей сознательно воспринимать  тексты, находить связь между описываемыми фактами и явлениями, выражать свое отношение к персонажам рассказа, сказки, их поступкам, драматизировать сказки, тексты.

5.Развитие связной, грамматически правильной речи путем практического употребления словосочетаний, связи слов в предложении.

Уметь отвечать на вопросы, давать простейшую оценку прочитанного, рассказывать связно, не отступая от основного смысла; излагать мысли, события в логической последовательности. Уметь делать пересказ небольшого текста (с помощью логопеда).

Всего занятий за год: индивидуальных – 1463 занятий, подгрупповых – 508 занятий.

  1. Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы.

    Диагностика речевых умений проводится 3 раза в год по методике Иншаковой О.Б. «Альбом для логопеда» по следующим направлениям:

1) Звукопроизношение.

2) Слоговая структура слов.

3)Словарь.

4)Грамматический строй.

5)Связная речь.

6)Фонематическое восприятие, дифференциация звуков.

    Речевые навыки оцениваются:

  • 1 балл (низкий уровень) не справляется с заданием, помощь не берет
  • 2 балла (средний уровень) справляется с заданием при помощи педагога
  • 3 балла (высокий уровень) самостоятельно справляется с заданием

  1. Методическое обеспечение

  1. Волосовец Т.В. «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению». – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  2. Иншакова О.Б.        «Альбом индивидуального обследования дошкольника», М., Владос, 1998 г.
  3. Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет».- СПб: Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014г.
  4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду /Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции речи детей подготовительной с ОНР

Рабочая программа составлена на 2015-2016 учебные года с использованием программы Нищевой Н. В., соответствует требованиям ФГОС....

Рабочая программа по коррекции речи детей старшей группы с ОНР

Рабочая программа составлена на 2015-2016 учебные года на основе программы Нищевой Н. В. с учетом требований ФГОС....

Рабочая программа по коррекции речи детей средней группы с ОНР

Рабочая программа по коррекции речи детей средней группы с ОНР составлена на основе программы Нищевой Н. В. с учётом требований ФГОС...

Рабочая программа по коррекции речи детей младшей группы с ОНР

Программа составлена на основе программы Нищевой Н. В....

Рабочая программа по непрерывной образовательной деятельности «Развитие музыкальности» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) (с 6 до 7 лет)

Работа по развитию музыкальности  рассчитана на шесть учебных лет, начиная со второй  группы раннего возраста и по подготовительную к школе группы, и предусматривает освоение музыкального ма...

Рабочая программа по коррекции речи в условиях логопункта

Данная рабочая программа обеспечивает  условия для  устранения  речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и осуществления своевременного и полноценного личностного разви...

Рабочая программа по подготовке к обучению дошкольников грамоте «УМНЫЕ ЗВУКИ» подготовительной группы «Капельки», как приложение к основной рабочей Программе.

Эта рабочая Программа, разработана как приложение к основной рабочей Программе подготовительной группы нашего ДОУ и содержит календарно - тематический план, и план образовательной деятельности по подг...