Рабочая программа по коррекции речи воспитанников 6-7 лет офтальмологической подготовительной группы
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему
Рабочая программа учителя-логопеда офтальмологической подготовительной группы включает в себя: целевые ориентиры, характеристику речевых расстройств, описание форм и средств непосредственно образовательной деятельности, модели взаимодействия логопеда с воспитателями и родителями детей. В программе представлена циклограмма учета рабочего времени учителя-логопеда, календарно-тематическое планирование занятий, календарный план подгрупповых занятий, содержание логопедической работы и инструментарий учителя-логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 101.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по коррекции речи воспитанников 6-7 лет офтальмологической подготовительной группы
учителя-логопеда
Курдиной Елены Ивановны
(2017 – 2018 уч. год)
С о д е р ж а н и е:
Пояснительная записка……………………………………………………………………………………3
1.Раздел I
1.1 Целевые ориентиры. Старший дошкольный возраст (от 6 до 7 лет)…….4
1.2 Характеристика речевых расстройств детей подготовительной офтальмологической группы…………………………………………………………………………..5
1.3 Характеристика воспитанников подготовительной офтальмологической группы №9 МДОУ №4 г. Можайска………………………………………………………………….6
2. Раздел II. Организация образовательной деятельности
2.1 Формы и средства организации непосредственно образовательной деятельности………………………………………………………………………………………………………8
2.2 Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса……………………………………………………………………………………………………………..9
2.3 Взаимосвязь в работе логопеда и специалистов детского сада…………….10
2.4 Преемственность в планировании НОД логопеда и воспитателя………….12
2.5 План работы учителя-логопеда с родителями……………………………………….14
3. Раздел III. Проектирование образовательного процесса
3.1 Циклограмма учета рабочего времени учителя-логопеда…………………….16
3.2 Учебный план коррекционной работы учителя-логопеда…………………… 18
3.3Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда в подготовительной группе ………………………………………………………………………………………….………..…………………….19
3.4 Календарное планирование подгрупповых занятий логопеда в подготовительной офтальмологической группе……………………………………………………………………………………………………………….20
3.5 Содержание логопедической работы …………………………………………………..26
3.6 Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы ………………………………………………………………….31
3.7 Методическое обеспечение…………………………………………………………………..32
Пояснительная записка.
Коррекционная работа проводится в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации», с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и нормами СанПиНа 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 года.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили новые направления в организации речевого развития детей дошкольного возраста. К семи годам речевое развитие воспитанника ДОУ должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случае затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования воспитанник ДОУ хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. А также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества и в другие целевые ориентиры. По сути, ни один из целевых ориентиров не может быть достигнут без освоения речевой культуры. Для достижения целевых ориентиров ФГОС необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений. Нарушения речи часто сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
В МДОУ коррекция нарушений речи осуществляется в условиях логопедического кабинета. В связи с тем, что в последние годы возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость разработки специализированной программы по коррекции данных нарушений.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
- Раздел I
- Целевые ориентиры. Старший дошкольный возраст (с 6 до 7 лет).
- Воспитание звуковой культуры речи (закреплять правильное произношение звуков, упражнять детей в дифференциации звуков на слух и в произношении: свистящих, шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких согласных; укреплять и развивать артикуляционный и голосовой аппарат; развивать звуковой анализ слова; работать над правильной артикуляцией звуков русского языка; развивать чувства ритма и рифмы).
- Словарная работа (развивать лексическую способность за счет пополнения словаря синонимами и антонимами; умение правильно употреблять слова; упражнять детей в использовании в речи обобщающих слов; упражнять детей в четком и внятном произнесении слов с соблюдением норм литературного языка; формировать умение выбирать из синонимического ряда наиболее подходящее слово; работать с многозначными словами разных частей речи).
- Формирование грамматического строя речи (активизировать речь в разных формах общения; развивать стремление к овладению грамматическими нормами; упражнять детей в образовании существительных, прилагательных и глаголов; в специальных играх и упражнениях с грамматическим содержанием закреплять знания и умения, полученные в предыдущие годы, но на более сложном словарном материале с опорой на наглядность; учить детей образовывать новые слова).
- Развитие связной речи (развивать диалогическую и монологическую речь; учить пересказу литературного произведения).
- Обучение грамоте (обозначение звуков речи буквами; деление слов на схематическое и символическое обозначение слогов и звуков; закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов различной звуковой структуры; учить детей делить на слова предложения, состоящие из двух, трех, четырех слов; делить слова на слоги; закреплять умения проводить звукобуквенный анализ слов).
- Характеристика речевых расстройств детей офтальмологической подготовительной группы
В офтальмологической подготовительной группе после обследования выявлены 9 детей с ФФНР.
В соответствии с психолого –педагогической классификацией (по Р.Е.Левиной) нарушения речи подразделяются на две группы.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и произношения фонем.
Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
- Характеристика воспитанников офтальмологической подготовительной группы.
Поскольку деятельность речевого общения при дефектах зрения принципиально не нарушается, овладение речью и ее функциями, а также ее структурой происходит в общих чертах так же, как и у нормально видящих, однако нарушение или отсутствие зрения накладывает на этот процесс определенный отпечаток, вносит специфику, проявляющуюся в динамике развития и накопления языковых средств и выразительных движений, своеобразии соотношения слова и образа, содержании лексики, некотором отставании формирования речевых навыков и языкового чутья. Овладение фонетической стороной речи, с которого начинается усвоение родного языка, т.е. формирование фонетического слуха и механизма звукопроизношения (артикуляции), совершается на основе подражания. И если развитие фонетического слуха и формирование речеслуховых представлений, основанное на слуховом восприятии, протекает у детей с нарушением зрения и зрячих идентично, то формирование речедвигательных образов (артикуляции звуков речи), основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии нарушено. Это и есть следствие полного или частичного нарушения возможности визуально отражать артикуляторные движения вступающих в речевой контакт с ребенком, имеющим нарушение зрения, окружающих его людей.
Основным дефектом речи при нарушении зрения является косноязычие.
Среди разновидностей косноязычия наблюдаются:
Сигматизм – неправильное произношение свистящих и шипящих звуков;
Ламбдацизм - неправильное произношение звука л;
Ротацизм – недостатки произношения звука р.
Имеют место недостатки произношения звуков д, т и др.
Недостатки произношения отрицательно влияют на речевую деятельность, ограничивают и без того суженный круг общения ряда детей с дефектами зрения, что затрудняет формирование ряда качеств личности или ведет к появлению отрицательных свойств (замкнутость, аутизм, негативизм).
Выпадение или серьезные нарушения функций зрения ограничивают количество воспринимаемых объектов, затрудняют выделение многих существительных и, что также весьма важно, оказывающих сильное эмоциональное воздействие свойств и качеств предметов. Это ведет к
замедлению процесса познания действительности и, следовательно, сказывается на темпах речевого развития.
Нарушение словарного запаса проявляется в его ограничении из-за невозможности чувственно познать значительное количество объектов и явлений. Наблюдается обеднение значения слов.
Усвоение грамматического строя речи детей с нарушением зрения происходит в процессе общения со взрослыми на основе слухового восприятия и последующего подражания. При нормальном общении с окружающими дети с нарушением зрения имеют все условия для успешного овладения грамматическим строем родного языка. Но достаточно часто дети с нарушением зрения оказываются в условиях, резко ограничивающих возможность общения, что отрицательно сказывается на формировании у них речевых навыков и языкового чутья.
Понимание и овладение связной речью, несмотря на ряд перечисленных особенностей, осуществляется у детей с нарушением зрения по тем же закономерностям, что и у нормально видящих.
Чем лучше у ребенка развиты осязание, слух и другие сохранные анализаторы (включая и остаточное зрение), чем больше он знакомится с окружающей действительностью, тем богаче его чувственный опыт и тем меньше разрыв между запасом его слов и пониманием их значения.
Несмотря на многочисленные отклонения в развитии различных компонентов речевой деятельности при глубоких нарушениях зрения, следует отметить, что в целом речь при правильном формирующем воздействии со стороны родителей, воспитателей и логопеда достигает нормального уровня и служит мощным средством компенсации, существенно расширяя возможности во всех видах деятельности.
- Раздел II. Организация образовательной деятельности
- Формы и средства организации образовательной деятельности
К формам логопедической работы относятся:
1 ) Первичное логопедическое обследование (результаты изучения ребенка фиксируются в соответствующей документации: речевая карта, журнал первичного обследования ребенка).
2) Логопедические занятия (индивидуальные и подгрупповые). Индивидуальные занятия проводятся в виде дополнительных упражнений по воспитанию навыков правильной речи и поведения (коррекция неправильного произношения и др.). Подгрупповые занятия проводятся с подгруппой детей с однородными нарушениями не более 3-5 человек в каждой.
3) Работа с родителями ( ежедневно в индивидуальные тетради вносятся задания для работы в выходные дни с целью закрепления усвоенных навыков, участие логопеда в родительских собраниях, консультативно-методическая работа с родителями).
4) Совместная работа логопеда и воспитателей группы.
5) Самообразование и повышение квалификации логопеда.
Логопедическое воздействие – это педагогический процесс, осуществляемый с помощью следующих средств: обучения, воспитания, коррекции, компенсации, адаптации, профилактики речевых нарушений. Рассмотрим каждое из средств логопедического воздействия.
Обучение – процесс усвоения определенных знаний, умений и навыков под руководством специального лица (учителя, логопеда, воспитателя), включающий активную познавательную деятельность детей.
Воспитание – процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в соответствии с потребностями общества.
Коррекция нарушений речи – это исправление недостатков речи, преодоление речевых нарушений.
Компенсация – это восстановление или замещение утраченных функций посредством их перестройки или использования сохранных функций.
Адаптация – приспособление ребенка с патологией к условиям общества.
Профилактика речевых нарушений – совокупность предупредительных мер, направленных на сохранение речевой функции и предупреждение ее
нарушений.
- Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса.
Успешность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, напрямую зависит от степени взаимодействия всех специалистов ДОУ как непосредственных участников процесса воспитания и обучения детей.
Модель взаимодействия субъектов коррекционно-развивающего процесса
|
|
|
|
Осуществляя педагогическую деятельность в рамках достижения основной цели воспитания и обучения детей в соответствии с Государственным стандартом – воспитания всесторонне развитой, гармоничной личности, каждый участник педагогического процесса занимается решением частных задач. Общая задача и логопеда, и воспитателя – формирование правильной речи (фонетически, лексически, грамматически) как средства общения и развития ребенка.
- Взаимосвязь в работе логопеда и специалистов детского сада
месяц | Содержание работы |
сентябрь | В первые две недели специалисты и воспитатели проводят диагностику детей. Помощь логопеда воспитателям в подборе речевого материала к занятиям. |
октябрь | Заполнение журналов взаимодействия логопеда и воспитателей. Помощь воспитателям в подборе речевого материала к занятиям. Участие в проведении осеннего праздничного утренника. |
ноябрь | Заполнение журналов взаимодействия логопеда и воспитателей. Помощь воспитателям в подборе дидактических игр по развитию мышления, внимания и памяти. Участие в подготовке к празднику новогодней елки. Работа с детьми над произношением стихотворений к утренникам. |
декабрь | Заполнение журналов взаимодействия логопеда и воспитателей. Помощь воспитателям в подборе упражнений пальчиковой гимнастики к занятиям. Праздничные новогодние утренники. Помощь в проведении. |
январь | Заполнение журналов взаимодействия логопеда и воспитателей. Помощь воспитателям в подборе материала по лексическим темам для занятий. |
февраль | Заполнение журналов взаимодействия логопеда и воспитателей. Подготовка и участие в празднике, посвященному «Дню Защитника Отечества». Работа с детьми над произношением стихотворений. Подготовка к «Празднику мам и бабушек». |
март | Заполнение журналов взаимодействия логопеда и воспитателей. Участие в «Празднике мам и бабушек». Совместная работа с воспитателем по подбору дидактических игр, направленных на автоматизацию звуков. |
апрель | Заполнение журналов взаимодействия логопеда и воспитателей. Помощь воспитателям по подбору материала по лексическим темам к занятиям. Взаимодействие по отработке дикции и артикуляции текстов песен у детей. |
май | Заполнение журналов взаимодействия логопеда и воспитателей. Участие в родительских собраниях. Помощь воспитателям в подборе речевого материала к занятиям. Подготовка и участие в празднике «Выпускной бал». Отработка с детьми произношения звуков в стихах к празднику. |
2.4 Преемственность в планировании НОД логопеда и воспитателя
Частные задачи учителя-логопеда:
1.Обследование воспитанников офтальмологических групп (подготовительная, старшая, средняя группы) с целью выявления детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.
2. Изучение уровня развития (речевого, познавательного, социально-личностного, физического) и индивидуальных особенностей детей с нарушением зрения.
3. Определение направлений и содержания коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком.
4. Систематическое проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих логопедических занятий в соответствии с планом.
5. Оценка результатов коррекционной помощи детям.
6. Формирование информационной готовности к логопедической работе у родителей и педагогического коллектива, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
7. Координация усилий педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений у детей.
Частные задачи родителей.
1. Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей.
2. Проведение целенаправленной и систематической работы по общему и речевому развитию детей.
Частные задачи педагогического коллектива
1. Обеспечение эффективной общей подготовки ребенка к школе.
2. Обеспечение комфортных во всех отношениях условий развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка.
3. Повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему развитию ребенка дошкольного возраста в семье.
4. Проведение необходимой работы по профилактике и исправлению недостатков речевого развития у детей (в рамках своей компетенции).
Не менее важным является создание воспитательной развивающей и поддерживающей среды, которая способствует максимально полному
раскрытию потенциальных речевых возможностей детей.
Работа любого педагога с детьми, имеющими нарушения речи, строится с учетом следующих позиций:
1) Речь педагога – образец для ребенка, поэтому педагогу необходимо следить за грамотностью и выразительностью собственной речи;
2) Словарь, используемый педагогом, должен соответствовать уровню развития ребенка (в том числе и речевого);
3) Многоступенчатую инструкцию необходимо делить на более простые для облегчения понимания детьми;
4) Вопросы, задаваемые детям, должны формулироваться четко, доступно, с использованием необходимой глагольной лексики;
5) Необходимо учить детей отвечать полным ответом, предложением на поставленный вопрос и неукоснительно этого требовать;
6) Все выполняемые действия и позиции следует вербализировать (оречевлять);
7) Во время занятий рекомендуется использовать дополнительные опоры, например, зрительные (прослеживание указкой, пальчиком, закладкой);
8) Педагогу следует чаще использовать опору на собственный сенсорный опыт ребенка, чему в настоящее время специалистами уделяется недостаточно внимания:
- одновременно развивать моторный компонент и объем представлений об окружающем мире, (в том числе, с помощью невербальных методик) с опорой на личный эмоциональный опыт с раннего возраста;
- при развитии моторной сферы через собственный опыт ребенка параллельно формировать пространственные и временные представления и актуализировать, расширять абстрактный словарь, обозначающий пространственные и временные взаимоотношения.
В группах заведены журналы взаимосвязи учителя-логопеда с педагогом, в которых содержатся сведения о развитии речи детей группы и рекомендованные упражнения и игры, которые воспитатель может проводить во время режимных моментов, во второй половине дня.
- План работы учителя-логопеда с родителями
месяц | Содержание работы |
сентябрь |
|
октябрь |
|
ноябрь |
|
декабрь |
|
январь |
|
февраль |
|
март |
|
апрель |
|
май |
|
Раздел III. Проектирование образовательного процесса.
- Циклограмма учета рабочего времени учителя-логопеда.
Итого 20 часов:
Работа с участниками образовательного процесса – 16 часов
Методическая работа – 3 часа
Офлайн (онлайн) консультации родителей – 1 час
График работы – 9.00 – 13.00
- Учебный план коррекционной работы учителя-логопеда .
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь) | |||||
Месяц | Количество индивидуальных занятий | Количество подгрупповых занятий | |||
сентябрь | 86 | 30 | |||
октябрь | 190 | 65 | |||
ноябрь | 190 | 65 | |||
Всего за период | 458 | 157 | |||
2-ой период (декабрь, январь, февраль) | |||||
декабрь | 179 | 65 | |||
январь | 147 | 50 | |||
февраль | 172 | 60 | |||
Всего за период | 498 | 175 | |||
3-й период (март, апрель, май) | |||||
март | 172 | 60 | |||
апрель | 180 | 63 | |||
май | 155 | 53 | |||
Всего за период | 507 | 176 | |||
Всего за год | 1463 | 508 |
- Календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда в подготовительной группе
месяц | Лексическая тема |
Сентябрь | Диагностика |
Сентябрь | Диагностика |
Сентябрь | Осень |
Сентябрь | Деревья и кустарники |
Октябрь | Фрукты |
Октябрь | Овощи |
Октябрь | Труд взрослых в городе и в саду |
Октябрь | Садовые и лесные ягоды |
Октябрь | Грибы |
Ноябрь | Одежда и головные уборы |
Ноябрь | Обувь |
Ноябрь | Дикие животные леса |
Ноябрь | Домашние животные |
Декабрь | Животные севера |
Декабрь | Зима |
Декабрь | Зимующие и перелетные птицы |
Декабрь | Новогодние праздники |
Январь | Домашние птицы |
Январь | Инструменты |
Январь | Профессии |
Февраль | Транспорт |
Февраль | Продукты питания |
Февраль | Праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества» |
Февраль | Проводы зимы |
Март | Праздник мам |
Март | Дом. Семья. |
Март | Весна |
Март | Мебель |
Апрель | Посуда |
Апрель | Освоение космоса |
Апрель | Электроприборы |
Апрель | Рыбы |
Апрель | Насекомые |
Май | День Победы |
Май | Цветы |
Май | Лето |
Май | Школьные принадлежности |
- Календарное планирование подгрупповых занятий логопеда в подготовительной группе
Дети в подготовительной офтальмологической группе №9 разделены на две подгруппы.
В подготовительной офтальмологической группе №9 подгрупповые занятия проводятся учителем-логопедом три раза в неделю.
Дата сентябрь | Подгрупповые занятия |
19.09.2017 | Подгруппа №1 |
19.09.2017 | Подгруппа №2 |
21.09.2017 | Подгруппа №1 |
21.09.2017 | Подгруппа №2 |
22.09.2017 | Подгруппа №1 |
22.09.2017 | Подгруппа №2 |
26.09.2017 | Подгруппа №1 |
26.09.2017 | Подгруппа №2 |
28.09.2017 | Подгруппа №1 |
28.09.2017 | Подгруппа №2 |
29.09.2017 | Подгруппа №1 |
29.09.2017 | Подгруппа №2 |
октябрь | |
3.10.2017 | Подгруппа №1 |
3.10.2017 | Подгруппа №2 |
5.10.2017 | Подгруппа №1 |
5.10.2017 | Подгруппа №2 |
6.10.2017 | Подгруппа №1 |
6.10.2017 | Подгруппа №2 |
10.10.2017 | Подгруппа №1 |
10.10.2017 | Подгруппа №2 |
12.10.2017 | Подгруппа №1 |
12.10.2017 | Подгруппа №2 |
13.10.2017 | Подгруппа №1 |
13.10.2017 | Подгруппа №2 |
17.10.2017 | Подгруппа №1 |
17.10.2017 | Подгруппа №2 |
19.10.2017 | Подгруппа №1 |
19.10.2017 | Подгруппа №2 |
20.10.2017 | Подгруппа №1 |
20.10.2017 | Подгруппа №2 |
24.10.2017 | Подгруппа №1 |
24.10.2017 | Подгруппа №2 |
26.10.2017 | Подгруппа №1 |
26.10.2017 | Подгруппа №2 |
27.10.2017 | Подгруппа №1 |
27.10.2017 | Подгруппа №2 |
31.10.2017 | Подгруппа №1 |
31.10.2017 | Подгруппа №2 |
ноябрь | |
2.11.2017 | Подгруппа №1 |
2.11.2017 | Подгруппа №2 |
3.11.2017 | Подгруппа №1 |
3.11.2017 | Подгруппа №2 |
7.11.2017 | Подгруппа №1 |
7.11.2017 | Подгруппа №2 |
9.11.2017 | Подгруппа №1 |
9.11.2017 | Подгруппа №2 |
10.11.2017 | Подгруппа №1 |
10.11.2017 | Подгруппа №2 |
14.11.2017 | Подгруппа №1 |
14.11.2017 | Подгруппа №2 |
16.11.2017 | Подгруппа №1 |
16.11.2017 | Подгруппа №2 |
17.11.2017 | Подгруппа №1 |
17.11.2017 | Подгруппа №2 |
21.11.2017 | Подгруппа №1 |
21.11.2017 | Подгруппа №2 |
23.11.2017 | Подгруппа №1 |
23.11.2017 | Подгруппа №2 |
24.11.2017 | Подгруппа №1 |
24.11.2017 | Подгруппа №2 |
28.11.2017 | Подгруппа №1 |
28.11.2017 | Подгруппа №2 |
30.11.2017 | Подгруппа №1 |
30.11.2017 | Подгруппа №2 |
декабрь | |
1.12.2017 | Подгруппа №1 |
1.12.2017 | Подгруппа №2 |
5.12.2017 | Подгруппа №1 |
5.12.2017 | Подгруппа №2 |
7.12.2017 | Подгруппа №1 |
7.12.2017 | Подгруппа №2 |
8.12.2017 | Подгруппа №1 |
8.12.2017 | Подгруппа №2 |
12.12.2017 | Подгруппа №1 |
12.12.2017 | Подгруппа №2 |
14.12.2017 | Подгруппа №1 |
14.12.2017 | Подгруппа №2 |
15.12.2017 | Подгруппа №1 |
15.12.2017 | Подгруппа №2 |
19.12.2017 | Подгруппа №1 |
19.12.2017 | Подгруппа №2 |
21.12.2017 | Подгруппа №1 |
21.12.2017 | Подгруппа №2 |
22.12.2017 | Подгруппа №1 |
22.12.2017 | Подгруппа №2 |
26.12.2017 | Подгруппа №1 |
26.12.2017 | Подгруппа №2 |
28.12.2017 | Подгруппа №1 |
28.12.2017 | Подгруппа №2 |
29.12.2017 | Подгруппа №1 |
29.12.2017 | Подгруппа №2 |
январь | |
9.01.2018 | Подгруппа №1 |
9.01.2018 | Подгруппа №2 |
11.01.2018 | Подгруппа №1 |
11.01.2018 | Подгруппа №2 |
12.01.2018 | Подгруппа №1 |
12.01.2018 | Подгруппа №2 |
16.01.2018 | Подгруппа №1 |
16.01.2018 | Подгруппа №2 |
18.01.2018 | Подгруппа №1 |
18.01.2018 | Подгруппа №2 |
19.01.2018 | Подгруппа №1 |
19.01.2018 | Подгруппа №2 |
23.01.2018 | Подгруппа №1 |
23.01.2018 | Подгруппа №2 |
25.01.2018 | Подгруппа №1 |
25.01.2018 | Подгруппа №2 |
26.01.2018 | Подгруппа №1 |
26.01.2018 | Подгруппа №2 |
30.01.2018 | Подгруппа №1 |
30.01.2018 | Подгруппа №2 |
февраль | |
1.02.2018 | Подгруппа №1 |
1.02.2018 | Подгруппа №2 |
2.02.2018 | Подгруппа №1 |
2.02.2018 | Подгруппа №2 |
6.02.2018 | Подгруппа №1 |
6.02.2018 | Подгруппа №2 |
8.02.2018 | Подгруппа №1 |
8.02.2018 | Подгруппа №2 |
9.02.2018 | Подгруппа №1 |
9.02.2018 | Подгруппа №2 |
13.02.2018 | Подгруппа №1 |
13.02.2018 | Подгруппа №2 |
15.06.2018 | Подгруппа №1 |
15.06.2018 | Подгруппа №2 |
16.02.2018 | Подгруппа №1 |
16.02.2018 | Подгруппа №2 |
20.02.2018 | Подгруппа №1 |
20.02.2018 | Подгруппа №2 |
22.03.2018 | Подгруппа №1 |
22.03.2018 | Подгруппа №2 |
27.02.2018 | Подгруппа №1 |
27.02.2018 | Подгруппа №2 |
Март | |
1.03.2018 | Подгруппа №1 |
1.03.2018 | Подгруппа №2 |
2.03.2018 | Подгруппа №1 |
2.03.2018 | Подгруппа №2 |
6.03.2018 | Подгруппа №1 |
6.03.2018 | Подгруппа №2 |
13.03.2018 | Подгруппа №1 |
13.03.2018 | Подгруппа №2 |
15.03.2018 | Подгруппа №1 |
15.03.2018 | Подгруппа №2 |
16.03.2018 | Подгруппа №1 |
16.03.2018 | Подгруппа №2 |
20.03.2018 | Подгруппа №1 |
20.03.2018 | Подгруппа №2 |
22.03.2018 | Подгруппа №1 |
22.03.2018 | Подгруппа №2 |
23.03.2018 | Подгруппа №1 |
23.03.2018 | Подгруппа №2 |
27.03.2018 | Подгруппа №1 |
27.03.2018 | Подгруппа №2 |
29.03.2018 | Подгруппа №1 |
29.03.2018 | Подгруппа №2 |
30.03.2018 | Подгруппа №1 |
30.03.2018 | Подгруппа №2 |
апрель | |
3.04.2018 | Подгруппа №1 |
3.04.2018 | Подгруппа №2 |
5.04.2018 | Подгруппа №1 |
5.04.2018 | Подгруппа №2 |
6.04.2018 | Подгруппа №1 |
6.04.2018 | Подгруппа №2 |
10.04.2018 | Подгруппа №1 |
10.04.2018 | Подгруппа №2 |
12.04.2018 | Подгруппа №1 |
12.04.2018 | Подгруппа №2 |
13.04.2018 | Подгруппа №1 |
13.04.2018 | Подгруппа №2 |
17.04.2018 | Подгруппа №1 |
17.04.2018 | Подгруппа №2 |
19.04.2018 | Подгруппа №1 |
19.04.2018 | Подгруппа №2 |
20.04.2018 | Подгруппа №1 |
20.04.2018 | Подгруппа №2 |
24.04.2018 | Подгруппа №1 |
24.04.2018 | Подгруппа №2 |
26.04.2018 | Подгруппа №1 |
26.04.2018 | Подгруппа №2 |
27.04.2018 | Подгруппа №1 |
27.04.2018 | Подгруппа №2 |
май | |
3.05.2018 | Подгруппа №1 |
3.05.2018 | Подгруппа №2 |
4.05.2018 | Подгруппа №1 |
4.05.2018 | Подгруппа №2 |
10.05.2018 | Подгруппа №1 |
10.05.2018 | Подгруппа №2 |
11.05.2018 | Подгруппа №1 |
11.05.2018 | Подгруппа №2 |
15.05.2018 | Подгруппа №1 |
15.05.2018 | Подгруппа №2 |
17.05.2018 | Подгруппа №1 |
17.05.2018 | Подгруппа №2 |
18.05.2018 | Подгруппа №1 |
18.05.2018 | Подгруппа №2 |
22.05.2018 | Подгруппа №1 |
22.05.2018 | Подгруппа №2 |
24.05.2018 | Подгруппа №1 |
24.05.2018 | Подгруппа №2 |
25.05.2018 | Подгруппа №1 |
25.05.2018 | Подгруппа №2 |
29.05.2018 | Подгруппа №1 |
29.05.2018 | Подгруппа №2 |
31.05.2018 | Подгруппа №1 |
31.05.2018 | Подгруппа №2 |
- Содержание логопедической работы по периодам
Содержание работы | Примерные приемы и методы работы | ||||
1-й период (сентябрь, октябрь, ноябрь) Индивидуальные занятия (всего за период – 458 занятий) | |||||
1.Развитие подвижности артикуляционного аппарата | Артикуляционная гимнастика. | ||||
2.Формирование правильного звукопроизношения: а) постановка звуков; б) автоматизация поставленных звуков; в) исследование детьми акустических и артикуляционных признаков звуков речи. | |||||
3.Формирование учебных навыков: направленность внимания на логопеда; понимание и выполнение инструкций; осуществление самоконтроля; коррекция поведения и игровой деятельности. | |||||
4.Развитие моторики: общей; мелкой. | Общеразвивающие физические упражнения. Работа с карандашом, фломастером. Различение признаков по фактуре. | ||||
5.Развитие слухового восприятия. | Выделение и определение звуков в окружающей действительности. Различение на слух звуков речи окружающих. | ||||
6.Развитие речевого дыхания. | Развитие правильного речевого вдоха и выдоха. | ||||
7.Развитие слуховой памяти и внимания, направленное на осознанное восприятие речи. | |||||
8.Развитие зрительного восприятия. | Использование пигментных изображений: черно-белых и цветных, контурных, силуэтных. | ||||
Подгрупповые занятия (всего за период – 157 занятий) | |||||
1.Развитие лексической стороны речи: а)предметная соотнесенность слов; б)пополнение словарного запаса новыми словами; в) формирование обобщающей функции слова. | Закрепление знаний о временах года, их названиях, характерных признаках, о домашних животных, названиях различных частей тела животных, об овощах, о фруктах, ягодах, грибах, цветах, деревьях. | ||||
2.Формирование и развитие звукового анализа и синтеза: а)звук на фоне слова; б)звук в начале и конце слова; в)последовательность звуков; г)количество звуков; д)место звуков по отношению к другим звукам; е)анализ и синтез прямых и обратных слогов; з)звуковой анализ и синтез односложных слов. | Гласные звуки: у, а, я, э, о, ы. | ||||
3.Развитие фонематического восприятия и представлений. | Согласные звуки: п, пь, т, к, м, мь, л, х, хь, с. | ||||
4.Совершенствование грамматического оформления речи. | Усвоение слов двух-, трехсложной слоговой структуры. Сравнение и сопоставление существительных единственного и множественного числа с окончаниями: -и, -ы, -я (игры, игрушки, платья). Правильное употребление личных окончаний глаголов единственного и множественного числа (идет-идут, сидишь-сидят). Подбор существительных к притяжательным местоимениям (мой, моя, мое). | ||||
5.Развитие навыков связной, грамматически правильной речи. | Умение отвечать на вопросы, составлять простые предложения, по картинке, с опорой на демонстрируемые действия. | ||||
2-ой период (декабрь, январь, февраль) Индивидуальные занятия (всего за период – 498 занятий) | |||||
1.Развитие подвижности артикуляционного аппарата. | Артикуляционная гимнастика. | ||||
2.Формирование правильного звукопроизношения согласно индивидуальным планам. | |||||
3.Развитие моторики: а)общей; б)мелкой в сочетании с развитием осязательного восприятия. | Общеразвивающие физические упражнения, физкультминутки, хороводы, сюжетно-ролевые игры. Работа с мозаикой, карандашом. Различие признаков предметов по их фактуре. | ||||
4.Развитие общих речевых навыков. | |||||
5.Развитие связной, грамматически правильной речи. | Заучивание загадок, скороговорок, потешек, стихотворений. Проведение игр-драмматизаций. | ||||
Подгрупповые занятия (всего за период – 175 занятий) | |||||
1.Развитие психических функций: внимания, памяти, мышления. | Умение отвечать и задавать вопросы. Составление предложений по сюжетным картинкам. | ||||
2.Развитие общих речевых навыков и речевого слуха. | |||||
3.Развитие лексико-семантической стороны речи: а)конкретизация имеющихся слов; б)пополнение словарного запаса новыми словами. | Соблюдение ударений. Соблюдение интонаций в предложениях. Работа над модуляцией голоса. | ||||
4.Формирование и развитие звукового анализа и синтеза: а)различение звуков на слух; б)дифференциация звуков на слух; в)деление слов на слоги. | Усвоение и употребление терминов (гласный звук, согласный звук, слово, предложение и др.). Классификация названий предметов. Подбор слов, характеризующих признаки и действия предметов. Согласные звуки: с, сь, з, зь, б,бь, м, мь, д, дь, г, гь, к, кь, ш, л, ль. Для слуховой опоры используются отхлопывания. Для зрительной опоры используются схемы, в которых длинной полоской обозначают слова, короткой – слоги. Звуки обозначаются разноцветными фишками: гласные звуки – красными, твердые согласные – синими, мягкие согласные – зелеными. | ||||
5.Развитие моторики: а)общей; б)мелкой. | Проведение физкультминуток, включающих общеразвивающие физические упражнения. Формирование графических навыков: обводка, написание элементов печатных букв. | ||||
6.Развитие навыков связной речи. | Составление предложений по вопросам, по сюжетной картинке, по серии картинок. Распространение предложений. Составление простых распространенных предложений. Объединение нескольких предложений в небольшие рассказы. Умение вести несложный диалог, правильно и быстро поставить вопрос, подобрать для ответа нужное слово. | ||||
3-й период (март, апрель, май) Индивидуальные занятия (всего за период – 507 занятий) | |||||
1.Продолжение работы по исправлению недостатков звукопроизношения в соответствии с индивидуальными планами: а)развитие артикуляционного аппарата; б)постановка звуков; в)автоматизация звуков; г)дифференциация звуков; д)введение поставленных звуков в речь. | На материале слогов, слов, словосочетаний, предложений, связных текстов. | ||||
2.Развитие фонематического восприятия и представлений. | Соблюдение интонаций, ударений. | ||||
3.Развитие общеречевых навыков и речевого слуха. | |||||
Подгрупповые занятия (всего за период – 176 занятий) | |||||
1.Развитие фонематического анализа и синтеза: а)различение на слух звуков; б)дифференциация звуков на слух; в)анализ и синтез предложений; г)слоговой анализ и синтез. | Повторение звуков: с, з, ш, ж, л, ль, р, рь. Знакомство со звуками: ч, щ, ш, ц, ч –ш – щ, щ – ч, ц – с. Выделение предложений из прочитанного текста. Расчленение предложений на слова, слова на слоги, слоги на звуки. Соединение звуков в слоги и слова. | ||||
2.Знакомство с азбукой (алфавитом). | Общие сведения об алфавите русского языка. Что означает буква. Количество букв в алфавите. | ||||
3.Развитие моторики: а)общей; б)мелкой. | Совместные речеигровые действия, простейшие игровые действия с проговариванием короткого текста. Формирование графических навыков. Знакомство с тетрадями для детей с нарушением зрения. | ||||
4.Развитие основных типов монологической речи. | Учить детей сознательно воспринимать тексты, находить связь между описываемыми фактами и явлениями, выражать свое отношение к персонажам рассказа, сказки, их поступкам, драматизировать сказки, тексты. | ||||
5.Развитие связной, грамматически правильной речи путем практического употребления словосочетаний, связи слов в предложении. | Уметь отвечать на вопросы, давать простейшую оценку прочитанного, рассказывать связно, не отступая от основного смысла; излагать мысли, события в логической последовательности. Уметь делать пересказ небольшого текста (с помощью логопеда). | ||||
Всего занятий за год: индивидуальных – 1463 занятий, подгрупповых – 508 занятий. |
- Инструментарий определения эффективности освоения детьми содержания рабочей программы.
Диагностика речевых умений проводится 3 раза в год по методике Иншаковой О.Б. «Альбом для логопеда» по следующим направлениям:
1) Звукопроизношение.
2) Слоговая структура слов.
3)Словарь.
4)Грамматический строй.
5)Связная речь.
6)Фонематическое восприятие, дифференциация звуков.
Речевые навыки оцениваются:
- 1 балл (низкий уровень) не справляется с заданием, помощь не берет
- 2 балла (средний уровень) справляется с заданием при помощи педагога
- 3 балла (высокий уровень) самостоятельно справляется с заданием
- Методическое обеспечение
- Волосовец Т.В. «Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению». – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Иншакова О.Б. «Альбом индивидуального обследования дошкольника», М., Владос, 1998 г.
- Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет».- СПб: Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014г.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду /Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекции речи детей подготовительной с ОНР
Рабочая программа составлена на 2015-2016 учебные года с использованием программы Нищевой Н. В., соответствует требованиям ФГОС....
Рабочая программа по коррекции речи детей старшей группы с ОНР
Рабочая программа составлена на 2015-2016 учебные года на основе программы Нищевой Н. В. с учетом требований ФГОС....
Рабочая программа по коррекции речи детей средней группы с ОНР
Рабочая программа по коррекции речи детей средней группы с ОНР составлена на основе программы Нищевой Н. В. с учётом требований ФГОС...
Рабочая программа по коррекции речи детей младшей группы с ОНР
Программа составлена на основе программы Нищевой Н. В....
Рабочая программа по непрерывной образовательной деятельности «Развитие музыкальности» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) (с 6 до 7 лет)
Работа по развитию музыкальности рассчитана на шесть учебных лет, начиная со второй группы раннего возраста и по подготовительную к школе группы, и предусматривает освоение музыкального ма...
Рабочая программа по коррекции речи в условиях логопункта
Данная рабочая программа обеспечивает условия для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста и осуществления своевременного и полноценного личностного разви...
Рабочая программа по подготовке к обучению дошкольников грамоте «УМНЫЕ ЗВУКИ» подготовительной группы «Капельки», как приложение к основной рабочей Программе.
Эта рабочая Программа, разработана как приложение к основной рабочей Программе подготовительной группы нашего ДОУ и содержит календарно - тематический план, и план образовательной деятельности по подг...