Рабочая программа по организации сотрудничества с семьями воспитанников ДОО
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
В данной программе представлены современные формы работы по организации сотрудничества с родителями. Предложен перспективный план работы с родителями на 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vzaimodeystviya_s_roditelyami_v_podgotovitelnoy_gr.docx | 330.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
Семья и детский сад - та основная внешняя среда, которая должна оказывать на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы однажды сформированное умение переросло в навык, в привычку. Только творческий союз педагогов и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и взаимное уважение могут наполнить жизнь ребенка интересными делами, содержательными играми, посильным трудом.
Семья - это разновозрастный коллектив, в котором складываются условия для упражнений в правильных взаимоотношениях с окружающими людьми. У детей в семейном коллективе формируется ответственное отношение к выполнению своих обязанностей, честность, правдивость, чуткость, трудолюбие и адекватная жизненная позиция, имеющая в своей основе социополовую ориентацию.
Данная программа рассчитана на два года обучения.
Цель: объединение усилий родителей и ДОУ для успешной полоролевой социализации детей в обществе.
В процессе работы по программе решаю следующие задачи:
- Изучить семью и установить контакты с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
- Создать в группе условия для совместной деятельности детей и их родителей.
- Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
- Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.
Новизна заключается в выработке новых стратегических подходов по взаимодействию семьи и ДОУ, для успешной интеграции детей в социум.
Теоретическая значимость заключается в разработке содержания и форм взаимодействия ДОУ и семьи, которое предусматривает поэтапную организацию обучения и участия родителей в полоролевом воспитании старших дошкольников.
Практическая значимость:
- Повышение качества образовательного процесса, сделать процесс обучения более увлекательным, эмоционально-насыщенным.
- Создание методической копилки по данной проблеме.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддерживание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
- Проведение обучающего семинара для педагогов дошкольного образования по данной проблеме.
Основные принципы взаимодействия с семьями воспитанников:
- Принцип преемственности, согласованных действий;
-Принцип гуманного подхода к взаимоотношению с семьёй; - Принцип открытости;
- Принцип индивидуального подхода к каждой семье;
- Принцип обратной связи. (Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, я хочу знать: как реагируют родители на предложения и советы с моей стороны, имеются ли встречные предложения.)
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность дошкольного образовательного учреждения строится по четырем направлениям:
- Информационно – аналитическое направление (анкетирование, тестирование родителей, изучение запроса родителей и др.);
- Познавательное направление (экскурсии, выставки, интересные встречи с людьми);
- Наглядно – информационное направление (через родительские уголки, родительские собрания, папки-передвижки, мультимедийные часы, онлайт-консультации);
- Досуговое направление.
- Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Хочу сказать о том, что я ушла от устаревшего лекционного метода проведения собрания. Использую такие приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный разговор. После небольшого вступления перехожу к дискуссии, в качестве примеров использую моменты из жизни группы, включаю практические задания, игры, организую и провожу мастер-классы, использую музыкальное оформление и видео сопровождение. В некоторых случаях предлагаю родителям совместную деятельность с детьми, а далее перехожу к обсуждению проблемы уже без детей.
- При организации индивидуальных и групповых консультаций, я считаю необходимым рассказать родителям, что важно не только грамотно заниматься с ребенком, но и добиваться результата. В процессе консультаций стараюсь объяснить родителям, что у ребенка личностный рост повышается в ситуации успеха.
Вниманию родителей были предложены различные консультации:
- О проведению подвижных и спортивных игр с детьми,
- О пользе физических упражнений.
- Кризис шести-семи лет
- «Компьютер «за» и «против».
- «Что должен знать и уметь ребенок при поступлении в первый класс» и другие.
Изучаю лучший опыт семейного воспитания и распространяю среди семей воспитанников.
- Для приобщения родителей к педагогической литературе создаю папки-передвижки, газеты, буклеты подбираю статьи на определенную тематику по запросу родителей. Наглядно – информационное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, тактично напомнить о родительских обязанностях и ответственности.
- Совместная деятельность
Важнейшим способом реализации сотрудничества педагогов и родителей является организация их совместной деятельности, в которой родители - не пассивные наблюдатели, а активные участники процесса.
Основные приоритеты и направления программы:
- Единство в работе детского сада и семьи по воспитанию и образованию детей.
- Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребенка.
- Установление правильных взаимоотношений на основе доброжелательной критики и самокритики.
- Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию дошкольников.
- Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительного опыта семейного воспитания.
- Привлечение актива родителей, общественности к деятельности ДОУ, к работе с семьями.
- Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
- Привлечение родителей «неорганизованных детей» района к сотрудничеству с ДОУ.
- Педагогизация района ДОУ.
- Создание пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих права детей.
Программные мероприятия.
Первоочередные мероприятия с родителями:
- Социальный анемнез семьи.
- Составление и заполнение социально-демографического паспорта семьи.
- Анкета для выявления уровня педагогических возможностей родителей.
- Анализ социально-педагогических факторов семейного воспитания детей.
- Анализ типов семей воспитанников.
- Определение стилей воспитания в семье.
- Определение педагогической компетенции родителей
Первоочередные мероприятия с педагогами:
- Опросник для воспитателей «Мои плюсы и минусы» в общении с родителями.
- Тестовые опросы воспитателей.
- Самоанализ поведения коллективной встречи с родителями.
Методика привлечения родителей к деятельности ДОУ:
- этап: актуализация потребностей родителей в области образования собственного ребенка.
- этап: педагогическое просвещение родителей как заказчиков на образовательные услуги в ДОУ.
- этап: партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход.
Реализация программы позволяет удовлетворить потребности
родителей
- в предоставлении единой системы работы по полоролевой социализации дошкольника, что способствует развитию личностного потенциала ребёнка;
- в повышении авторитета ДОУ среди родителей;
- реализация программы способствует включению родителей в образовательный процесс (привлечение родителей к проведению совместных праздников, встреч с интересными людьми, обогащению предметно – развивающей среды);
- участие семьи в реализации программы способствует созданию благоприятной, эмоционально-комфортной обстановки в группах, снижает детскую тревожность, повышает самооценку воспитанников, позволяет применять индивидуальный подход в воспитании мальчиков и девочек.
Реализация программы позволяет удовлетворить потребности ребенка старшего дошкольного возраста – в полноценном развитии как личности, помогает войти в современный мир, приобщиться к его ценностям. Созданы условия для социально-личностного развития ребенка, в которых:
- у ребенка формируется целостный положительный взгляд на окружающий мир и место в этом мире человека;
- содержание работы с детьми строится с учетом индивидуальных особенностей в развитии мальчиков и девочек, выстраивается на более близком материале, поэтому адаптация в социуме проходит легче;
- ребенок получает навыки адекватного и безопасного поведения в окружающем мире;
- дети включены в различные виды деятельности, способствующие развитию знаний об окружающем мире и формированию полоролевых позиций, подготовке к семейной жизни, положительному отношению к своему полу и здоровью;
- обогащается социальный опыт, опыт коммуникативного взаимодействия с окружающими;
- выпускники ДОУ успешно переходят в условия новой жизненной ситуации, легко адаптируются в социуме.
Реализация программы позволяет удовлетворить потребности педагогов ДОУ в повышении профессионального уровня и квалификации. Активные формы повышения квалификации (практикумы, семинары, методические объединения) способствуют развитию мастерства педагогов:
- в организации предметно-игрового пространства на основе требований программы;
- в осуществлении согласованности в планировании воспитателей групп, педагогов-специалистов, родителей и координация их деятельности в рамках данной темы;
- в организации взаимодействия с семьями воспитанников по обеспечению преемственности в воспитании, образовании и развитии ребенка;
- в повышении профессионального рейтинга педагогов ДОУ в образовательной среде города.
Составление информационного банка по данной теме.
Выявление уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей. (Метод анкетного опроса, наблюдение)
- Проявление интереса родителей к вопросу полоролевого воспитания.
- Возникновение диалогов, дискуссий, вопросов.
- Желание совместно с педагогами размышлять об используемых методах и приёмах воспитания и обучения по данной проблеме.
- Повышение активности родителей: анализ ситуаций, посещение занятий, поиск выхода из проблемных ситуаций.
Формирование личностных качеств родителей (наблюдение, беседы, участие в различных мероприятиях)
- Педагогическая компетенция - способность понять потребности детей и создать возможности удовлетворять их, сделать ребёнка счастливым, умение видеть перспективы развития ребёнка.
- Педагогическая рефлексия – умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически её оценивать, отделять собственные проблемы и затруднения от проблем и затруднений детей, осуществлять выбор методов воздействия на ребёнка.
- Креативность – как творчество в широком смысле, активная жизненная позиция, способность к комментированию процесса и результата собственной деятельности.
- Инициативность – проявление желания включаться в разнообразную деятельность, умение предложить интересное дело мероприятие.
- Ответственность – способность видеть, понимать ошибки, исправлять их и избегать в дальнейшем; желания выполнять порученное дело в соответствии с возможностями и грамотно осознавать свою роль в воспитании.
- Самооценка – способность объективно оценивать результаты своей деятельности, своего воспитательного влияния на детей, отстаивать свою позицию.
Осознание родителями единого образовательного пространства «Семья - д/с – школа»(участие в мероприятиях, беседы, наблюдения, анкеты)
- Понимание необходимости взаимодействия семьи и д/с с социальным окружением.
- Умение видеть своё место и роль в данном процессе.
- Понимание необходимости успешной социализации ребёнка в современных условиях.
Наличие и распространение опыта семейного воспитания (анкетный опрос, учёт участия родителей в различных мероприятиях) 1.Выступление родителей на конференциях, семинарах.
- Предоставление материала по семейному воспитанию для газеты «СемьЯ». 3.Участие в конкурсах, выставках, в совместном творчестве с ребёнком.
Конкретные ожидаемые результаты:
На заключительном этапе внедрения программы в работу детского сада даст возможность активизировать родителей, что будет способствовать установлению диалога ДОУ – семья. Это даст возможность сформировать активную родительскую позицию, актуализирует полученные знания, поможет родителям посмотреть на конкретные ситуации глазами детей, понять их.
Программа поможет понять и отношение педагогов к сотрудничеству с родителями, они ощутят потребность в постоянном росте профессионального мастерства, уровня самообразования, эрудированности.
Использование нетрадиционных форм работы с родителями повысит уровень включенности родителей в воспитательно–образовательный процесс ДОУ. Реализация этой программы поможет также установить теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями.
Благодаря этой программе повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
Общественно- значимый резонанс программы
Семья является социальным институтом воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей. В семье дети получают первый опыт познания окружающего мира, учатся общаться. Поэтому приоритетность поддержки семейного воспитания, психолого-педагогического сопровождения семьи было и будет актуально на протяжении всего пути развития общества. Привлечение общественности к проблемам развития и воспитания подрастающего поколения будет повышаться. Правительство должно повернуться лицом к образованию.
Литература:
- Березина В.А, Виноградова Л.И. Волжина О.И. Педагогическое сопровождение семейного воспитания: Программы родительского всеобуча. С.-Пб.: Каро, 2005 г
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие. М.: Айрис Пресс, 2006 г.
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей: диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. М.: Творческий Центр, 2004 г.
План взаимодействия с родителями в старшей - подготовительной группе на
Месяц. | Форма работы. | Тема работы. | Цели. |
Сентябрь. |
межгруппового конкурса.
| «Осенний лес». «Лето, ах лето!» «Воспоминания о лете». «Воспитание любовью». «Осенний калейдоскоп». «День дошкольного работника». |
– оздоровительный период.
|
Октябрь. |
| «Физкульт – ура!» (Статьи, рекомендации на тему здорового образа жизни, профилактики нарушения плоскостопия, осанки; комплексы упражнений, подвижные игры и т. д.) «Скоро в школу!» (Материалы по подготовке | -Привлечь внимание родителей к новой информации.
-Знакомить с комплексами упражнений, интересными подвижными играми.
дать рекомендации по закаливанию дома. |
| детей к школе, советы и рекомендации родителям). «Закаливающие мероприятия в саду и дома». «Осенние Олимпийские игры». Воспоминания о лете». |
| |
Ноябрь. |
межгруппового конкурса.
-Праздник для мам
(Изготовление кормушек) | «Осенний калейдоскоп». «Золотая Осень». «Мамочка – наше солнышко!» «Нашим дорогим мамам посвящается!» «Мамочка любимая моя» «Птичья столовая». |
|
Декабрь. |
снежными постройками, гирляндами и игрушками, сделанными своими руками из бросового материала.
-Папка - передвижка.
| «Здравствуй, гостья Зима!» «Скоро Дед Мороз придёт, нам подарки принесёт!» «Зимняя сказка». «Скоро, скоро Новый год!» «Чем заняться в зимние праздники». «С Новым годом!» |
|
Январь. |
| «С Рождеством Христовым!» «Зимние игры и забавы». «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ». |
|
Февраль. |
| «Профессия моего папы». «Широкая Масленица». «С Днём Защитника Отечества!» «Нашим Защитникам». «Школа Юного бойца». |
|
Март. |
| «Весна – Красна снова в гости к нам пришла». «Цветы для мамы». «Нашим любимым мамочкам скажем добрые слова». «С 8 Марта, Дорогие женщины!» «Взаимоотношения детей между собой в семье». |
заинтересовывать событиями, происходящими в группе.
детей в семье, попытаться найти пути их решения. |
Апрель. |
-Папка – передвижка.
| «День космонавтики». «Праздник праздников – Светлая Пасха!» «Скоро в школу!» «Мы весь год трудились – вот чему мы научились!» «До свидания, Детский сад!» |
преемственности детского сада и школы, познакомить с итогами учебного года.
|
Май. |
| «Кризис 7 лет». «День Победы!» «Скажем «Спасибо»!» «Вот так мы жили в «Теремке»!» «До свидания, Детский сад!» |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация сотрудничества с семьями воспитанников по приобщению детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ"
Доклад к педагогическому совету...
"Организация сотрудничества с семьями воспитанников по приобщению детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ"
Доклад к педагогическому совету...
Рекомендации педагогам ДОУ по организации сотрудничества с семьями воспитанников
Представлен материал по традиционным и нетрадиционным работамс родителями для воспитателей детских садов...
3. Методическое обеспечение рабочих программ (перспективное планирование сотрудничества с семьями воспитанников)
Цель сотрудничества с семьями воспитанников: создание в группе необходимых условий для развития ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкол...
Организация сотрудничества с семьями воспитанников по реализации программы «Социокультурные истоки»
laquo;В душе и сердце ребенка должны быть поселены светлые образцы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию;ответственность за свои мысли; устремленност...