Задачи познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Понимание речи и владение ею играют важную роль не только в социализации ребёнка, но и в том, насколько полноценным будет его приобщение к человеческому опыту. Посредством понимания речи ребёнок познаёт окружающий мир, получая знания из рассказов взрослых, книг, общаясь со сверстниками и старшими. Кроме того, владение понятной для окружающих речью обеспечивает полноценное общение, даёт возможность выразить свои мысли, уточнить и пополнить свои знания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_zadachi_poznavatelno.docx43.88 КБ

Предварительный просмотр:

АНОО «Областная Гимназия им Е.М. Примакова»

Круглый стол

«Задачи познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста»

Руководитель проекта:

Иванова Клара Леонидовна,

воспитатель

старшей группы

АНОО «Областной Гимназии им. Е. М. Примакова»

        

г. Москва

2018-2019 уч. г.

Круглый стол «Познавательное развитие детей дошкольного возраста». Доклад на тему «Задачи познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста». Подготовила Иванова К.Л., воспитатель АНОО Областная гимназия им. Е.М. Примакова».

        Цель: ознакомить с задачами познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста.

        Понимание речи и владение ею играют важную роль не только в социализации ребёнка, но и в том, насколько полноценным будет его приобщение к человеческому опыту. Посредством понимания речи ребёнок познаёт окружающий мир, получая знания из рассказов взрослых, книг, общаясь со сверстниками и старшими. Кроме того, владение понятной для окружающих речью обеспечивает полноценное общение, даёт возможность выразить свои мысли, уточнить и пополнить свои знания.

        Овладение речью представляет собой важнейшее условие для успешного обучения в школе, поскольку в школе необходимо уметь слушать и понимать речь учителя, тексты учебника, уметь выразить свою мысль полно и точно. Следовательно, задержки в развитии речи приводят к сложностям в обучении.

        Более того, речевая деятельность является средством для самореализации ребёнка, для проявления его творческих способностей, субъектных качеств: интересов, инициатив, жизненной активности, самостоятельности и умения делать правильный выбор.

        Основной задачей развития речи дошкольников является становление связной речи дети. Связная речь – это такая речь, в которой выражение мыслей и чувств логически связано и понятно для слушателя. С. Л. Рубинштейн называет связной такую речь, в которой все существенные связи ее предметного содержания отражаются в речевом плане.

        Связная речь выполняет коммуникативную функцию: общение ребёнка с родителями, сверстниками и воспитателями. Планирующая функция связной речи предполагает отбор средств, определяет и регулирует процесс взаимодействия людей для осуществления поставленной цели.

        Речевое общение, в свою очередь, подразумевает:

  • связное изложение содержания мыслей собеседнику (функция сообщения);
  • необходимость в убеждении собеседника действовать определённым образом для достижения результата (побудительная функция);
  • потребность выразить свои впечатления, чувства, эмоции, отношение к чему-то (экспрессивная функция).

        Связная речь ребёнка развивается в форме диалогической речи, полилогической речи и монологической речи. В каждой возрастной группе реализуется ведущая задача по развитию речи детей. Эта задача отражает один из аспектов развития связной речи. Так, в первой младшей группе — это развитие разговорной речи: умения понимать обращенную речь, вступать в индивидуальный ре- чевой контакт с окружающими людьми, выражать свои мысли посредством языка. Во второй младшей группе ведущей задачей становится развитие разговорной речи на основе содержания литературных текстов, рассматривания картинок, предметов, объектов природы. Расши- рение речевых и познавательных возможностей детей позволяет начать знакомить детей с правилами речевого этикета — формами вежливого общения. Этого требует и изменение условий общения: от индивидуального общения с двухлетним ребенком во второй младшей группе воспитатель переходит к общению с коллективом детей. Такое общение требует умения ребенка выслушивать собеседника, не перебивать его, дожидаться своей очереди высказаться в коллективном разговоре.

В среднем дошкольном возрасте основное внимание в работе по развитию речи детей воспитатель уделяет развитию речевой инициативы и самостоятельности ребенка как в процессе разговорного общения, так и в монологической речи. В этом возрасте ребенок уже способен сам поставить цель речевой деятельности: проявить инициативу в общении со взрослым и сверстником.

В старшем дошкольном возрасте основной задачей развития речи становится выявление и развитие индивидуальных способностей детей в речевой деятельности. Эта задача связана с развитием речевого творчества детей в разных формах речи: в построении и ведении диалога, придумывании творческих рассказов, детском сочинительстве, коллективном обсуждении игрового сюжета, просмотренного мультфильма и т. д. Творческие проявления можно наблюдать как в содержании, так и в средствах его передачи. Так, в процессе сочинения сказки ребенок самостоятельно отбирает и комбинирует события из личного и литературного опыта или, используя творческое воображение, создает собственные замысловатые образы героев, событий, выстраивает сюжетную линию. Богатство освоенных средств выразительности позволяет выбирать и рационально сочетать их при оформлении и презентации своего рассказа, сказки, загадки.

        Таким образом, работа воспитателя над развитием связной речи ребенка предполагает реализацию стройной системы постепенно усложняющихся задач по совершенствованию диалогической, монологической и полилогической речи детей в каждой возрастной группе.

        Вторая задача по развитию речи — пополнение словаря детей. Деятельность педагога в этом направлении предполагает решение нескольких задач:

— обогащение и активизация словаря за счет разных частей речи; — освоение семантической стороны слова на уровне понятия; — развитие лексической выразительности за счет освоения эпитета, сравнения, метафоры и образных фразеологических оборотов.

        Все задачи развития речи детей решаются в единстве. Реализация системы речевых задач осуществляется в технологиях речевого развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

"Приоритетные задачи художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста"

Ключевая роль детского сада с приоритетным направлением по художественно-эстетическому развитию заключается в создании условий для формирования гармоничной, духовно-богатой, физически здоровой, эстети...

Задачи художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Задачи художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаПервая группа задач направлена на развитие эстетического восприятия, мышления, воображения, эстетического отношения. Педагог решае...

«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Пояснительная записка                    «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной я...

План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Цель:  развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Задачи:1.  Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппара...